Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия обращения Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Департамент муниципального хозяйства Администрации Надымского района оспаривает конституционность части 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой если устанавливаемый или изменяемый межрегиональный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом регулярных перевозок, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Как следует из представленных материалов, решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2021 года, Департаменту муниципального хозяйства Администрации Надымского района отказано в удовлетворении заявления об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статье 5 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку необоснованно применено судами к правоотношениям, связанным с осуществлением перевозок по муниципальным маршрутам.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного обращения к рассмотрению.
Согласно пункту "а" части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а", "б" части 2 той же статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.
В развитие данного конституционного положения частью первой статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено, что правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой обладают, в частности, муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются примененными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом, нормативным актом Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституцией республики, уставом, законом либо иным нормативным актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой нормы в ее взаимосвязи с положениями статей 2, 25, 34, 35, 36 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации от имени муниципального образования вправе обращаться те органы (выборные должностные лица) местного самоуправления, которые в системе органов местного самоуправления данного муниципального образования в силу названного Федерального закона наделены общей компетенцией по решению вопросов местного значения посредством осуществления нормотворческой и исполнительно-распорядительной деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2021 года N 1375-О).
Департамент муниципального хозяйства Администрации Надымского района является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) Администрации Надымского района, обеспечивающим исполнение отдельных полномочий Администрации Надымского района по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами автономного округа, в соответствии со своей компетенцией, установленной Положением о Департаменте муниципального хозяйства Администрации Надымского района и правовыми актами Администрации Надымского района (статья 43 Устава муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа; пункт 1.4 Положения о Департаменте муниципального хозяйства Администрации Надымского района). Соответственно, он не является органом местного самоуправления, уполномоченным обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации, а потому данное обращение, как исходящее от ненадлежащего органа, не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2.1 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района, поскольку оно исходит от ненадлежащего органа.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. N 2941-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)