Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 декабря 2019 г. N 17-1/И/1-11664
Во исполнение пункта 6 перечня поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 29 июня 2019 г. N ТГ-П12-5418 Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовило методические рекомендации о порядке использования автотранспорта, закупаемого в рамках реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" национального проекта "Демография", для проведения диспансерного наблюдения лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности (далее - методические рекомендации).
Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет методические рекомендации для использования в работе.
Приложение: 1. Методические рекомендации на 7 л. в 1 экз.
2. Письмо Минтруда России от 4 декабря 2019 г. N 12-4/1 0/В-10353 о согласовании методических рекомендаций.
|
Т.В. Яковлева |
УТВЕРЖДЕНО
Первым заместителем
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.В. Яковлевой
Методические рекомендации
"Порядок использования автотранспорта для доставки лиц 65 лет и старше, проживающих в сельской местности, в медицинские организации"
Для реализации принципа всеобщего и равного доступа к медицинской помощи, обеспечения права граждан на полноценную и здоровую жизнь, независимо от возраста, в 2019 году органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания приобретен автотранспорт для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
Департаментом организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России и Федеральным центром координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" подготовлены методические материалы использования автотранспорта для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, проведения диспансеризации.
Методические рекомендации изданы в рамках реализации национального проекта "Демография" и федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение".
Коллектив авторов
1. Каракулина Е.В. - кандидат медицинских наук, директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России
2. Вергазова Э.К. - кандидат медицинских наук, заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России
3. Грачева А.С. - начальник отдела специализированной медицинской помощи и организации направления на лечение за рубеж Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России
4. Ткачева О.Н. - доктор медицинских наук, профессор, директор ОСП "Российский геронтологический научно-клинический центр" ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, главный внештатный специалист-гериатр Минздрава России, заведующий кафедрой болезней старения ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
5. Котовская Ю.В. - доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе ОСП "Российский геронтологический научно-клинический центр" ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
6. Рунихина Н.К. - доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по гериатрической работе ОСП "Российский геронтологический научно-клинический центр" ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, профессор кафедры болезней старения ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
7. Розанов А.В. - кандидат медицинских наук, руководитель Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"
8. Аброськина О.В. - заместитель руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"
9. Бабенко И.В. - кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"
10. Свищева С.П. - заместитель руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"
11. Самородов В.Ю. - заместитель руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"
Введение
Федеральный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" (далее Федеральный проект) направлен на достижение цели национального проекта "Демография" по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличения обращаемости в медицинские организации по вопросам ведения здорового образа жизни, а также на достижение национальной цели по росту ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году.
Одним из актуальных вопросов реализации данного проекта является совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), а также диспансерного наблюдения пациентов, у которых выявлены заболевания и патологические состояния.
В крайне сложном положении оказываются наиболее нуждающиеся в медицинской помощи пожилые сельчане в возрасте 65 лет и старше, что можно объяснить как непростыми условиями жизни, так и несовершенством медицинского обслуживания в сельской местности. Низкая плотность населения, большая территориальная протяженность, затрудненная транспортная доступность организаций здравоохранения, особенности ведения быта и хозяйства, препятствующие посещению амбулаторных учреждений и плановой диспансеризации, а также другие особенности сельской жизни потребовали определенных подходов при разработке плана мероприятий Федерального проекта.
Для реализации принципа всеобщего и равного доступа к медицинской помощи, обеспечение права всех граждан, независимо от возраста, на полноценную и здоровую жизнь, а также соблюдения основных положений Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в рамках реализации плана мероприятий Федерального проекта органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания в 2019 году приобретен автотранспорт для осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
Предложенный порядок использования автотранспорта является достаточным и эффективным для выполнения задач Федерального проекта по совершенствованию медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья в сельской местности.
УТВЕРЖДЕНО
Первым заместителем
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.В. Яковлевой
Порядок использования автотранспорта для доставки лиц 65 лет и старше, проживающих в сельской местности, в медицинские организации
1. Настоящие Методические рекомендации регулируют вопросы, связанные с порядком использования автотранспорта, закупленного в рамках реализации Федерального проекта для доставки лиц 65 лет и старше, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
2. Доставка лиц 65 лет и старше, проживающих в сельской местности, в медицинские организации в отношении определенных групп населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Организатор доставки - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания - обеспечивает социальное сопровождение и безопасность граждан при осуществлении пассажирских перевозок в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
4. Доставка лиц 65 лет и старше, проживающих в сельской местности, в медицинские организации включает проведение мероприятий непосредственно по месту выезда:
- организацию поездки граждан, включая сопровождение от места жительства до медицинской организации, в медицинской организации для получения медицинских услуг и обратно после получения медицинских услуг;
- помощь гражданам в посадке в транспортное средство и высадке из него;
- предоставление подъемного устройства и спуск граждан на креслах-колясках из помещения к транспортному средству и обратно.
5. Доставка лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации может быть осуществлена в виде предоставления срочной социальной услуги в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
6. Социальное сопровождение граждан для оказания медицинской помощи путем организации и осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" на основании соглашений, заключаемых между учреждениями социального обслуживания и медицинскими организациями.
7. Доставка лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинскую организацию осуществляется в день, определенный медицинской организацией для проведения гражданину плановых медицинских услуг.
8. Создание служб "мобильных бригад", организация и контроль их деятельности осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Службы "мобильных бригад" осуществляют свою деятельность во взаимодействии с медицинскими организациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, различными государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, общественными организациями и гражданами. Работа мобильной бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем организации, в составе которой организована данная мобильная бригада. Состав мобильной бригады определяется исходя из целей ее формирования и возложения задач, особенностей территории обслуживания, половозрастной и социальной структуры населения и его потребности в социальных услугах. В состав мобильной бригады включаются сотрудники организаций социального обслуживания, а также, по согласованию, сотрудники организаций здравоохранения и соответствующих иных организаций.
9. Ответственными исполнителями по данному мероприятию определены органы исполнительной власти в сфере социальной защиты и здравоохранения субъектов Российской Федерации.
10. В целях использования автотранспорта в субъектах Российской Федерации разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения и сфере охраны здоровья граждан регламент межведомственного взаимодействия по вопросам доставки граждан в медицинские организации, а также порядки (правила) доставки граждан в медицинские организации.
11. Обмен информацией между участниками межведомственного взаимодействия осуществляется на бумажном носителе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года "О персональных данных" и статьи 13 "Соблюдение врачебной тайны" Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 152-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 21 ноября 2011 г. следует читать как "N 323-ФЗ"
Контроль и оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляются уполномоченным органом в сфере охраны здоровья граждан субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
12. При разработке нормативных правовых актов, механизмов и регламента организации доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации должны учитываться следующие критерии:
- Особенности территориального устройства и инфраструктуры медицинской помощи субъекта Российской Федерации.
- Плотность и численность населения 65 лет и старше, проживающего в каждом населенном пункте сельской местности субъекта Российской Федерации.
Транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в которых граждане получают первичную медико-санитарную помощь, согласно п. 7 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 152-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (комфортность и длительность маршрута, наличие маршрутов общественного транспорта и график их движения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 323-ФЗ"
- Количество, техническая оснащенность для перевозки маломобильных категорий граждан, метеогеографические условия эксплуатации и стоимость обслуживания социального автотранспорта для доставки лиц 65 лет и старше, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
- Наличие противопоказаний к доставке граждан в медицинские организации социальным автотранспортом.
13. Доставка лиц старше 65 лет в медицинские организации возможна, в том числе, из удаленных городских населенных пунктов, с учетом критериев пункта 11 настоящего порядка, в первую очередь расположенных на значительном удалении от медицинских организаций и (или) имеющих затрудненную транспортную доступность с учетом климатогеографических условий.
14. Рекомендуется осуществлять доставку лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для реализации следующих задач, предусмотренных Федеральным проектом "Старшее поколение":
- Не менее 70 процентов лиц старше трудоспособного возраста охвачены профилактическими осмотрами и диспансеризацией к концу 2024 года.
- Не менее 90 процентов лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находятся под диспансерным наблюдением к концу 2024 года.
Профилактический медицинский осмотр, диспансеризация, а также осуществление диспансерного наблюдения за гражданами проходит в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь в соответствии с п. 10 приказа Минздрава России от 13 марта 2019 года N 124н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" и п. 6 приказа Минздрава России от 29 марта 2019 года N 173н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми" или может проводиться мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием передвижных медицинских комплексов, осуществляющими свою деятельность в соответствии с правилами организации работы мобильных медицинских бригад, предусмотренными приложением N 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н.
При отсутствии в пункте проживания медицинской организации первичной медико-санитарной помощи, соответствующего оборудования и специалистов, а также признании нецелесообразным выезда мобильной медицинской бригады, рекомендуется доставка граждан в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную или специализированную медицинскую помощь, в которых имеется соответствующее медицинское оборудование и врачи-специалисты.
15. Противопоказаниями к доставке граждан в медицинские организации социальным автотранспортом являются:
- Состояния, требующие медицинской эвакуации выездными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
- Тяжелая деменция.
- Потребность в паллиативной медицинской помощи.
- Острые заболевания или обострение хронического заболевания.
- Терминальные стадии хронических заболеваний.
16. Основанием для отказа гражданам в транспортировке в медицинские организации является наличие противопоказаний, подтвержденных медицинской выпиской - справка формы 027/у, выписной эпикриз из медицинской карты амбулаторного/стационарного больного, касающийся состояния здоровья больного и проведенных в отношении него медицинских мероприятий (лечения), в каждом конкретном случае оказания медицинской помощи; оформляется лечащим врачом на основании учетной формы 025/у-04 (медицинская карта амбулаторного больного), формы 003/у (медицинская карта стационарного больного - история болезни) или выписного эпикриза (стационарная форма справки).
17. Необходимым предварительным условием проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации является дача информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Гражданин вправе отказаться, как от проведения профилактического медицинского осмотра и (или) диспансеризации в соответствии с п. 11 приказа Минздрава России от 13 марта 2019 N 124н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения", так и от доставки социальным автотранспортом в медицинские организации для осуществления данных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 декабря 2019 г. N 17-1/И/1-11664
Текст письма опубликован не был