Решение Верховного Суда Республики Алтай от 6 апреля 2021 г. N 2а-5/2021
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2 к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании недействующими пунктов 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", установил:
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, пунктом 7.2 указано, что гражданам обязательно соблюдать масочный режим при нахождении во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, а также при посещении: а) аптек и аптечных пунктов, а также помещений магазинов, осуществляющих розничную торговлю, других организаций, связанных с обслуживанием граждан, в том числе связанных с оказанием услуг, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 319 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; б) территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Республики Алтай, государственных органов Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай; в) автовокзалов, аэропортов, станций и остановок всех видов транспорта общего пользования; г) иных мест общественного пользования.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, пунктом 7.2.1. запрещено гражданам, не соблюдающим масочный режим, нахождение во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, посещение зданий, строений, сооружений, помещений, используемых для функционирования объектов, указанных в пункте 7.2 настоящего распоряжения, а также запрещено обслуживание указанных граждан. Ответственность за обеспечение соблюдения настоящего запрета возложено на собственников (владельцев, пользователей) зданий, строений, сооружений, помещений".
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 28 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, пунктом 7.2 установлено лицам, находящимся на территории Республики Алтай, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а также при посещении; в пунктом 7.2.1 запрещено гражданам, не осуществляющим ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания, нахождение в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15 обратились в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Правительству Республики Алтай о признании недействующими пунктов 7.2 и 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", поскольку установленные данным распоряжением ограничения нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов. Распоряжение издано за пределами полномочий Правительства Республики Алтай с нарушением порядка принятия, в том числе к форме и виду правового акта. Распоряжение противоречит нормам Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которого запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных (требование купить маску). Правительством Российской Федерации режим повышенной готовности, чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации не вводился. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации режим повышенной готовности может вводиться исключительно для органов управления и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Принуждение к ношению маски против воли гражданина, унижает его достоинство, обязывает участвовать в научном (медицинском) опыте без его согласия. Незаконное понуждение к ношению масок привели к ухудшению условий жизни большинства населения.
Определением судьи Верховного Суда Республики Алтай от 15 января 2021 года отказано в принятии административного искового заявления ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2 к Правительству Республики Алтай в части признания недействующими пунктов 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" по мотиву его противоречия Конституции Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Республики Алтай от <дата> Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.
Административные истцы ФИО4, ФИО5 в последующем уточнили заявленные требования, просили признать недействующим пункт 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года и пункт 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, дополнив также, что принятие нормативных правовых актов иных видов, чем установленных Конституцией Республики Алтай и Законом Республики Алтай от 05 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай", не допускается. Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", Распоряжение Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", Распоряжение Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" не проходили обязательную и независимую антикоррупционную экспертизу. Согласно ст. 11 Закона Республики Алтай от 05 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай", Распоряжения Правительства Республики Алтай принимаются по организационным и оперативных вопросам, не носящим нормативного характера и в систему нормативных правовых актов Республики Алтай не входят. Также, ни Конституция Российской Федерации, ни иные федеральные законы не наделили Правительство Республики Алтай полномочиями по регулированию правоотношений, связанных с ограничением прав и свобод граждан.
Административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15 в лице представителя ФИО20 <данные изъяты> также в последующем уточнили заявленные требования, просили признать недействующим пункт 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 12 мая 2021 года (опечатка с 12 мая 2020 года) и пункт 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 20 октября 2020 года, дополнив также, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд должен выяснить соблюдение существенных положений нормативного правого акта, регулирующих процедуру принятия акта, соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы административного истца, дату официального опубликования (обнародования) этого акта.
Административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15 в лице представителя ФИО19 также в последующем дополнили заявленные требования, указав, что с введением пунктов 7.2 и 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р в отношении административных истцов ФИО8, ФИО2 и ФИО5 были возбуждена дела об административных правонарушениях, по результатам которых они были привлечены к административной ответственности, что привело к нарушению и ущемлению их прав и законных интересов. Пункт 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" введен в нарушение п. 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, в соответствии с которыми установлено использование медицинских, а не гигиенических масок, а также специальные требования к их утилизации. Согласно экспертным исследованиям, медицинские макси приносят вред здоровью. Оспариваемые редакции пунктов 7.2 и 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р противоречат ст.ст. 4, 5 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Пункты оспариваемого распоряжения, которое предлагает гражданам самим приобретать или изготавливать средства индивидуальной защиты, противоречат Постановлению Правительства России от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
<дата> протокольным определением суда удовлетворено ходатайство ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2 в лице представителя ФИО21., привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Министерства юстиции по <адрес>.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Алтай в возражениях на административное исковое заявление, заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что принятые Распоряжением Правительства Республики Алтай ограничительные меры обусловлены сложившейся на территории Республики Алтай эпидемиологической обстановкой, направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости, вызванной новой коронавирусной инфекцией и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемое административными истцами распоряжение имеет нормативных характер, устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, форма в которой распоряжение принято, не влияет на его нормативность. Обжалуемое распоряжение, в том числе распоряжения, которыми вносились изменения, приняты с соблюдением порядка их принятия, опубликованы на официальном портале, с соблюдением требований, устанавливающих полномочия Правительства Республики Алтай на их принятие к форме, виду, процедуре и правилам введения в действие.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в возражениях указали, что число инфицированных жителей Республики Алтай к началу октября 2020 года превысило показатели заболеваемости COVID-19 в среднем по Российской Федерации, уровень летальности составлял 0,58%, отмечалось ухудшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости с тенденцией к уверенному росту. Прирост заболевания достиг пика к 44 неделе 2020 года, было зарегистрировано 1182 случая инфицирования, что требовало принятия действенных мер по усилению противоэпидемиологического режима в регионе, в связи с чем были направлены предложения Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай о внесении изменений в Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р и об установлении запрета нахождения без гигиенических масок в общественном транспорте, в органах власти и в торговых объектах, определении способа ношения масок.
Управление Министерства юстиции по Республике Алтай в возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемое Распоряжение обладает признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт, в связи с чем, форма, в которое оно принято не является приоритетной. Акты субъектов Российской Федерации не требуют обязательной государственной регистрации, а процедура их включения в федеральный регистр не тождественна процедуре государственной регистрации нормативных правовых актов, соответственно не связана с порядком принятия и вступления нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в силу.
ФИО4 заявлено ходатайство о разрешении видеозаписи судебных заседаний при рассмотрении настоящего административного дела.
Согласно ч. 5 ст. 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускаются с разрешения суда.
При этом, согласно указанной правовой норме, разрешение видеозаписи судебного заседания является правом, а не обязанностью суда.
В силу положений ст. 11 КАС РФ, лица, участвующие в деле вправе фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи, что обеспечивает соблюдение принципов гласности и открытости судебного разбирательства.
В связи с чем, ходатайство ФИО4 удовлетворено только в части разрешения видеосъемки оглашения резолютивной части решения.
При этом необходимо отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" принято в целях обеспечения открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов при рассмотрении гражданских дел, дел об административных правонарушениях и уголовных дел.
Административные истцы ФИО8, ФИО15, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещения о времени и месте предварительного судебного разбирательства направлялись административным истцам заказным письмом с уведомлением.
ФИО6 извещение о проведении предварительного судебного заседания получено лично, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 48 т. 1), извещения ФИО2, ФИО8 возвращены в суд за истечением срока хранения.
В материалах дела имеется судебное извещение, возвращенное суду за истечением срока хранения.
Пунктами 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
ФИО8, ФИО15, ФИО6 о проведении судебного заседания <дата>, <дата> извещались посредством почтовых отправлений письмом с уведомлением и телеграмм, ФИО6 телеграмма, почтовое отправление вручены лично (л.д. 133, 143, 163 т. 1), ФИО8, ФИО2 телеграммы не вручены, поскольку адресаты за извещением не являлись (л.д. 135-136 т. 1), от получения судебных повесток отказались (л.д. 139-140 т. 1). Почтовые отправления ФИО8, ФИО2 возвращены в суд за истечением срока хранения (л.д. 144, 145, 164, 166 т. 1).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО8, ФИО15, ФИО6 извещены судом о дате и времени судебного заседания, в соответствии с требованиями части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> в судебных заседаниях объявлялся перерыв, соответствующие извещения направлялись административным истцам по адресам электронной почты, указанными ими в административном исковом заявлении.
Обязанность извещения участников судебного процесса о перерывах в судебном заседании закон не содержит, информация о перерывах в судебном заседании размещалась на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, представитель административных истцов ФИО8, ФИО2, ФИО6 - ФИО12, действующий на основании доверенности, участвовал в судебном заседании.
Представители административных ответчиков Правительства Республики Алтай, Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, представители заинтересованных лиц Уполномоченного по правам человека в <адрес>, Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От представителей Правительства Республики Алтай, Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, представителей заинтересованных лиц Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай поступили заявления о получении уточненных исковых требований административных истцов и о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Согласно разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" по смыслу части 2.1 статьи 113 ГПК РФ, частей 1 и 6 статьи 121 АПК РФ, части 8 статьи 96 КАС РФ под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства, а для лица, вступившего (привлеченного) в процесс после возбуждения производства по делу, - определения об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определения о привлечении в качестве третьего лица либо заинтересованного лица к участию в деле; для лица, не участвовавшего в деле, но обжаловавшего принятый в отношении его прав и обязанностей судебный акт, - определения о принятии апелляционной (кассационной) жалобы, определения о передаче кассационной, надзорной жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании).
Согласно разъяснениям пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57, если суд располагает сведениями о том, что лицам, указанным в части 2.1 статьи 113 ГПК РФ, части 1 статьи 121 АПК РФ, части 8 статьи 96 КАС РФ, известно о начавшемся процессе, то такие лица могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий, в том числе в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Таким образом, поскольку соответствующая информация о дате и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Алтай, суд, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения административного дела.
Представившиеся именами ФИО7 и ФИО5 были допущены в судебное заседание Верховного Суда Республики Алтай в качестве слушателей по причине отсутствия документа удостоверяющего личность, указанного в Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (ред. от 28.10.2019) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов".
Административный истец ФИО4 и его представитель ФИО16, представитель административных истцов ФИО8, ФИО2, ФИО6, ФИО13, ФИО7 - ФИО22 в судебном заседании поддержали заявленные требования, с учетом их уточнений, административный истец ФИО4 поддержал редакции уточненных административных исковых заявлений административных истцов ФИО8, ФИО2, ФИО6, ФИО13, ФИО7 в лице представителя ФИО23.
Суд, выслушав ФИО4 и его представителя ФИО16, представителя истцов ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2 - ФИО24 поддержавших уточненные административные требования в последних редакциях, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора ФИО11, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Кодекс Административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21 "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов" устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
В силу ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).
В соответствии с ч. 1 ст. 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеется основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 194 этого Кодекса - обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 128 того же Кодекса, в частности, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128).
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, пункт 3 части 1 статьи 128 в контексте положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации применяется, если из сведений, содержащихся в заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца.
Кроме того, согласно пункту 25 того же Постановления Пленума производство по делу подлежит прекращению, если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
На момент подачи административного искового заявления в суд 13 января 2021 года, оспариваемые пункты 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р, в оспариваемых редакциях Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" и в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" не действовали в связи с принятием Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р".
Вместе с тем, сформулированная Распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" новая редакция не изменяла предписаний, установленных оспариваемым распоряжением в прежних редакциях.
Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р, в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 23 марта 2021 года N 162-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" и в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" также предписывает гражданам, находящимся на территории Республики Алтай, соблюдать масочный режим при нахождении в местах общего пользования и запрет гражданам, не соблюдающим масочный режим, нахождение в местах общего пользования.
Изменения, внесенные в Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" - Распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", согласно которого абзац первый пункта 7.2 изложен в следующей редакции: "7.2. Лицам, находящимся на территории Республики Алтай, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а также при посещении:"; в пункте 7.2.1 слова "Запретить гражданам, не соблюдающим масочный режим, нахождение во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси" заменены словами "Запретить гражданам, не осуществляющим ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания, нахождение в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах", были обусловлены необходимостью единообразного подхода, с учетом требований действующих норм и правил, в том числе постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 года N 25-0/и/2-4683, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития N 04-2029/20 "О реализации гигиенических масок" и Методических рекомендаций "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий, в условиях эпидемического распространения COVID-19", утвержденных государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Пункты оспариваемого нормативного правового акта применялись в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" в отношении ФИО8, привлеченного постановлением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ФИО2 привлеченной постановлением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" в отношении ФИО5 привлеченной постановлением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Оспариваемые нормативные положения пунктов 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" и в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", обязывающие граждан соблюдать масочный режим при нахождении в местах общего пользования и запрещающие гражданам, не соблюдающим масочный режим, нахождение в местах общего пользования, распространяют свое действие на всех граждан, находящихся на территории Республики Алтай, и, исходя из доводов административных истцов, изложенных в административном исковом заявлении, суд считает административных истцов лицами, соответствующими требованиям части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отсутствием оснований для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, правила введения нормативных правовых актов в действие, суд установил следующее.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции, действовавшей как 18 марта 2020 года, так и после внесения изменений и дополнений Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ, предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2); при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями, в частности, принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт "а" части 1 статьи 11); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ.
По вопросам, указанным в ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (п. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, принимают нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а2" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 N 206, от 2 апреля 2020 года N 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить соответствующую территорию в границах субъекта Российской Федерации, на которую предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на этой территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (с учетом предусмотренных указами исключений); установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В соответствии со ст. 8 Конституции Республики Алтай (Основной Закон) (принята Законом РА от 07.06.1997 N 21-4) (ред. от 13.06.2018) государственную власть в Республике Алтай осуществляют Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Правительство Республики Алтай и суды Республики Алтай.
В соответствии со ст. ст. 119, 121 Конституции Республики Алтай в Республике Алтай устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Республики Алтай, возглавляемым Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай. Правительство Республики Алтай является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Алтай. Правительство Республики Алтай является высшим исполнительным органом государственной власти республики, ответственным перед населением республики за решение социально-экономических и других вопросов. Правительство Республики Алтай осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Алтай и законами Республики Алтай, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Согласно ст. 21 Закона Республики Алтай от 24 февраля 1998 года N 2-4 (ред. от 13.06.2018) "О Правительстве Республики Алтай", Правительство Республики Алтай на основании и во исполнение Конституции Республики Алтай, республиканских законов, указов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Алтай, принимаемых в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Республики Алтай. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Алтай. Постановления и распоряжения Правительства Республики Алтай обязательны к исполнению на территории Республики Алтай. Постановления и распоряжения Правительства Республики Алтай подписываются Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай. Датой официального опубликования постановления Правительства Республики Алтай считается дата первой публикации его текста в республиканских газетах "Алтайдын Чолмоны", "Звезда Алтая", Сборнике законодательства Республики Алтай или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальном портале Республики Алтай в сети "Интернет" (www.altai-republic.ru). Распоряжения Правительства Республики Алтай вступают в силу со дня их подписания.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Алтай от 27.11.2012 N 63-РЗ (ред. от 03.06.2016) "О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям Правительства Республики Алтай в области защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций относятся: принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов Республики Алтай в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; решение вопросов предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий, реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях; подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" в оспариваемых редакциях принято уполномоченным органом и в пределах его компетенции.
Согласно ст. 32 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ (ред. от 03.10.2018) "О нормативных правовых актах Республики Алтай", нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования, если не установлен иной порядок его вступления в силу. Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
В соответствии со ст. 35 указанного Закона, источниками официального опубликования (размещения) нормативных правовых актов, принимаемых Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай и Правительством Республики Алтай, являются газета "Звезда Алтая", газета "Алтайдын Чолмоны", Сборник законодательства Республики Алтай, "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет" (www.altai-republic.ru). Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Алтай подлежат официальному опубликованию в указанных в настоящем абзаце источниках.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Звезда Алтая", газете "Алтайдын Чолмоны", Сборнике законодательства Республики Алтай или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на официальном портале Республики Алтай в сети "Интернет" (www.altai-republic.ru).
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликовано на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, Распоряжение Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", опубликовано на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года, Распоряжение Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", опубликовано на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года,
Вопреки доводам административных истцов, вынесение обжалуемого нормативного правого акта в форме распоряжения, не свидетельствует о наличии оснований для признания его недействующим.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац второй); акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (абзац третий).
Приведенные разъяснения указывают на то, что наименование оспариваемого правового акта не может служить критерием его нормативности либо ненормативности, основное значение для установления нормативного характера правового акта имеет его содержание.
Распоряжение содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование публичных правоотношений, что свидетельствует о нормативном характере оспариваемого правового акта.
Правовым последствием установленного несоответствия формы и содержания правового акта является проверка его на соответствие требованиям, предъявляемым нормативным правовым актам, а непризнание его недействующим, как ошибочно полагают административные истцы.
Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", Распоряжение Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", Распоряжение Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", в установленном порядке приняты и опубликованы, размещены на официальном интернет-портале, что означает введение данных нормативных актов в действие.
Часть 2 ст. 42 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ (ред. от 03.10.2018) "О нормативных правовых актах Республики Алтай" предусматривает, что регистрация нормативного правового акта включает в себя: присвоение регистрационного номера; включение в реестр нормативных правовых актов органа государственной власти, его принявшего.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правого пространства Российской Федерации" указано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечивать направление в Министерство юстиции Российской Федерации копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года N 904 утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющий порядок федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", Распоряжение Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", Распоряжение Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", Распоряжение Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" направлены в Министерство юстиции Российской Федерации.
Тот факт, указанные распоряжения не включены в федеральный регистр нормативных правовых актов Республики Алтай, не является основанием для признания этих актов недействующими, так как не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия нормативного правового акта.
Таким образом, п.п. 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" приняты с соблюдением требований к порядку принятия, введения в действие и обнародования.
Оснований считать, что пункты 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" в оспариваемых административными истцами редакциях не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не имеется в связи со следующим.
Как следует из преамбулы Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", оно принято в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях реализации протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 13 марта 2020 года "11, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года "5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
В соответствии с Рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) от 19 марта 2020 указано, что 30 января 2020 г. генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
11 марта 2020 года распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечению защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 (COVID-19) Situation Report - 72. World Health Organization (1 апреля 2020).
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, является тяжелой острой респираторной инфекцией.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренного статьей 41 Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, непосредственно урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 1 данного Закона под инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, понимаются инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 3 пункта 1 статьи 2, абзац 14 статьи 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 6 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесено, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Под ограничительными мероприятиями (карантином) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (статья 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу пункта 2 статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2020 N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" констатируется масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявление Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Постановления).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Регулируя вопросы организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в пункте 2 статьи 51 предусматривает полномочия Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, который наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона и пунктом 1 этой статьи, наделяется дополнительными полномочиями, а именно: принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Алтай с 18 марта 2020 года введен режим "Повышенная готовность".
Как следует из обстоятельств дела, 02 мая 2020 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в связи с продолжающимся глобальным распространением, угроза завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом темпов прироста заболеваемости на территории Республики Алтай, а также с учетом того обстоятельства, что в более чем 60% случаев заражения коронавирусом в республике, болезнь протекает бессимптомно, предложено соблюдать масочный режим при нахождении во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, а также при посещении: а) аптек и аптечных пунктов, а также помещений магазинов, осуществляющих розничную торговлю, других организаций, связанных с обслуживанием граждан, в том числе связанных с оказанием услуг; б) федеральных государственных органов и их территориальных органов федеральных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления муниципальных образований республики; в) зданий, строений, сооружений, автовокзалов, аэропортов, станций и остановок всех видов транспорта общего пользования; г) иных общественных мест.
06 октября 2020 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай на основании анализа ситуации по коронавирусной инфекции в Республике Алтай внесено предложение ввести дополнительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Республике Алтай, в числе которых назван запрет нахождения без масок в общественном транспорте, в органах власти и в торговых объектах. Предложение в части указанного ограничения обосновано существующим коэффициентом распространения инфекции, свободным коечным фондом для лечения больных, показателями результатов тестирования на COVID-19, уровнем летальности.
Учитывая указанные предложения основанные на складывающейся эпидемиологической ситуации в республике, сохранявшейся неблагоприятной обстановки и прогноза ее развития, Правительством Республики Алтай приняты Распоряжения от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р", от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" которыми введены дополнительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, в период действия режима повышенной готовности Правительством Республики Алтай при наличии оснований для принятия мер, направленных на защиту населения, создания необходимых условий для предупреждения и минимизации угрозы распространения на территории области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусмотренных действующим законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, введены дополнительные меры изложенные в п. 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р.
Данное регулирование также согласуется с предписанием Главного государственного санитарного врача Российской Федерации адресованным высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации о своевременном введении ограничительных мероприятий в сложившейся обстановке (пункт 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)").
27 октября 2020 года опубликовано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", где высшим должностным лицам субъектов РФ и руководителям высшего исполнительного органа госвласти субъектов РФ рекомендован исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки ряд мер санитарно-эпидемиологического характера.
Рекомендации Главного государственного санитарного врача Российской Федерации учтены при издании оспариваемого распоряжения.
Тем самым оспариваемыми положениями нормативных правовых актов на территории Республики Алтай временно введены правила поведения, направленные на защиту населения и территории республики от распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом вышеприведенных норм права, постановлений (предписаний) Главного государственного врача Российской Федерации, предложений Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай, эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административном истцом пункты распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, при наличии к тому правовых оснований, предусмотренных законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, соответствуют нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд также находит недостоверными представленные административными истцами: Медицинское заключение Международной Общественной Организации "ФИО3" о заболеваемости COVID-19, ссылки на сайты osvr.site/category/medical/, ссылки на выпуски телепередач от <дата> и от <дата> "Жить здорово", ссылки на мнения ФИО9, поскольку они представляют лишь частное мнение людей, чья компетенция по рассматриваемому делу не подтверждена.
Довод административных истцов о том, что при введении режима чрезвычайной ситуации уровень реагирования вводится высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не имеет правового значения, поскольку такой режим на территории Республики Алтай не введен - оспариваемым распоряжением констатирована лишь угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Доводы административного истца ФИО4 об отсутствии у них инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, и наличие противопоказаний в их ношении, ограничения в получении медицинских услуг и ограничения прав потребителя, в связи с чем ношение гигиенических и (или) медицинских масок в качестве меры профилактики какого-либо инфекционного заболевания на них не может распространяться, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Определяя права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает обязанность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статьи 10 и 11).
Ссылки административных истцов на ст. ст. 4, 5 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", о том, что ношение масок приносит ущерб их здоровью, являются несостоятельными, поскольку данная норма закрепляет обязанность граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проходить медицинские осмотры, а граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая введение ограничительных мероприятий, указанная норма Федерального закона не регламентирует.
Российская Федерация является правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, в том числе во Всемирной организации здравоохранения, которая выработала рекомендации по использованию масок для профилактики COVID-19, предусматривающие ношение маски в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, например в общественном транспорте, магазинах, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей (опубликованы на сайте www.who.int).
Обязанность по соблюдению масочного режима не противоречит пункту 4.4 Методических рекомендация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 марта 2020 года N МР 3.1.0170-20, которым к мероприятиям, направленным на "разрыв" механизма передачи коронавирусной инфекции, отнесено, в том числе, соблюдение всеми гражданами правил личной гигиены, к числу которых относится и использование перчаток и масок при соблюдении социальной дистанции.
Ношение маски не является и медицинской помощью в понимании, придаваемом Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Оспариваемые пункты нормативного правового акта не направлены на регулирование правоотношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируемых Федеральным законом от 21 ноября N 323-ФЗ, а приняты в целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях реализации протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 11, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
Доводы административных истцов о противоречии пунктов 7.2 и 7.2.1 распоряжения Закону Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" также не являются основаниями для отмены обжалуемого распоряжения, аналогичные доводы были предметом исследования при вынесении решения Верховного Суда РФ от 22.10.2020 N АКПИ20-536 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании письма Минпромторга России от 11.05.2020 N ЕВ-32091/15 "О Методических рекомендациях Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации".
На основании частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению в силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, право на свободу передвижения не включено.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод; право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.
По смыслу приведенных выше норм защита указанных конституционных прав предполагает возможность - в соответствии с конституционно одобряемыми целями на основе принципов разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов - ограничений прав и свобод человека и гражданина, включая права, провозглашенного частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, с тем, чтобы не допустить умаления этих прав.
В силу указанных положений Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом. Государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.
Поэтапное ослабление ограничений в связи с улучшением эпидемиологической обстановки свидетельствует о том, что целью введенных мер является именно защита жизни и здоровья граждан, и опровергает доводы административных истцов о том, что оспариваемые нормативные положения свидетельствуют о произвольном вмешательстве в личную жизнь граждан, не являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми.
Установив, что оспариваемые положения пунктов 7.2 и 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" в названных административными истцами редакциях не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, права и законных интересов административных истцов не нарушают, суд пришел к выводу о том, что на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административными истцами требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2 к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании недействующим п. 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 12 мая 2020 года; признании недействующим п. 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 20 октября 2020 года; признании недействующими п. 7.2 и п. 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 28 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 28 октября 2020 года, оставить без удовлетворения.
Административное исковое заявление ФИО5 к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании недействующим п. 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года; признании недействующим п. 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Верховный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 09 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 6 апреля 2021 г. N 2а-5/2021
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании