В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 503 "Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить программу развития вида спорта "спортивная аэробика" в Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации О.Х. Байсултанова.
Министр |
О.В. Матыцин |
Программа
развития вида спорта "Спортивная аэробика" в Российской Федерации
1. Введение
Настоящая Программа развития спортивной аэробики в Российской Федерации на период с 2022 по 2025 г. (далее - Программа) разработана общероссийской общественной организацией "Всероссийская федерация спортивной аэробики" (далее - ВФСА) в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года (от 24 ноября 2020 N 3081-р). Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта, утвержденного приказом Минспорта России от 30 июня 2021 года N 503.
При разработке Программы учитывались российский и передовой зарубежный опыт развития неолимпийских видов спорта, в частности, спортивной аэробики, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Представленная Программа является основным (директивным) документом, определяющим стратегию (цели, задачи), увязанным по срокам, средствам и методам реализации мероприятий, обеспечивающим решение приоритетных задач развития вида спорта в Российской Федерации, включая подготовку спортсменов сборной команды страны по спортивной аэробике ко Всемирным играм по неолимпийским видам спорта.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов общероссийской общественной организации "Всероссийская федерация спортивной аэробики", а также экспертным советом и соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу.
Ограничить административный риск неэффективного управления Программой позволит:
- регулярная и открытая публикация данных о выполнении мероприятий Программы и выполнении участниками программы взятых на себя обязательств;
- обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов;
- разработка рекомендаций для участников программы.
2. Паспорт Программы
"Развитие спортивной аэробики в Российской Федерации"
Наименование программы |
"Развитие спортивной аэробики в Российской Федерации" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Утверждена протоколом Президиума общероссийской общественной организации "Всероссийская федерация спортивной аэробики" от 14 октября 2021 г. N 4 |
Разработчик программы |
Общероссийская общественная организация "Всероссийская федерация спортивной аэробики" |
Цель Программы |
Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития спортивной аэробики, включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта |
Задачи Программы |
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по спортивной аэробике к крупнейшим международным соревнованиям, в том числе Всемирным играм по неолимпийским видам; - повышение количества представителей ВФСА в руководящих или технических органах международных спортивных федерациях, развивающих спортивную аэробику; - совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия спортивной аэробикой; - укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, тренерских, судейских, научных и других кадров, необходимых для развития спортивной аэробики; - развитие спортивной аэробики в субъектах Российской Федерации; - организация и проведение всероссийских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики и спортивной культуры; - совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие спортивной аэробики, включая его массовые и рекреационные формы; - создание системы информационного обеспечения спортивной аэробики |
Целевые показатели (индикаторы) деятельности общероссийской спортивной федерации по развитию спортивной аэробики в Российской Федерации |
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - количество планируемых медалей и мест, занятых спортивными сборными командами Российской Федерации на официальных международных соревнованиях (Всемирных играх, чемпионатах и первенствах мира, чемпионатах и первенствах Европы, Кубках мира, всемирных студенческих универсиадах); - количество представителей ВФСА в руководящих или технических органах международных спортивных федерациях; - увеличение количества спортивных судей, привлекаемых международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований; - увеличение численности занимающихся спортивной аэробикой с учетом сведений федерального статистического наблюдения; - увеличение численности тренеров (тренеров- преподавателей) с учетом сведений федерального статистического наблюдения; - увеличение количества региональных спортивных федераций, а также субъектов Российской Федерации, развивающих вид спорта как базовый; - организационные мероприятия по внедрению массовых форм занятий спортивной аэробикой, в том числе количество физкультурных мероприятий, проведенных региональными спортивными федерациями, среди различных возрастных групп населения, в том числе среди обучающихся образовательных организаций; - увеличение численности спортивных судей всех квалификационных категорий с учетом сведений федерального статистического наблюдения по формам N 1-ФК; - количество мероприятий, проводимых среди тренеров, специалистов, спортсменов и иных специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; - планируемое количество мероприятий по повышению квалификации тренеров, периодичность их проведения, количество в год; - планируемое количество мероприятий по повышению квалификации спортивных судей различных квалификационных категорий, периодичность их проведения, количество в год; - планируемые научно-методические разработки по спортивной аэробике; - количество публикаций в СМИ с целью информационного обеспечения спортивной аэробики |
Срок и этапы реализации Программы |
Реализация Программы включает 2 этапа. Первый этап 2022-2023 гг. направлен на: - разработка плана подготовки спортсменов к успешным выступлениям на международных спортивных мероприятиях; - разработка плана мероприятий по повышению квалификации судей с целью привлечения их международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований; - разработку региональных программ развития спортивной аэробики; - создание условий для увеличения численности занимающихся по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки; - создание условий для увеличения численности тренеров (тренеров-преподавателей) по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки; - совершенствование нормативно-правовой базы развития спортивной аэробики, включая массовые формы; - разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных мероприятий и массовых мероприятий по спортивной аэробике; - разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики, в том числе путем увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ с целью формирования интереса граждан к спортивной аэробике как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме физической активности. Второй этап 2024-2025 гг. направлен на: - совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд России по спортивной аэробике; - внедрение в процесс подготовки сборных команд России по спортивной аэробике современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения; - реализация плана мероприятий по повышению квалификации судей с целью привлечения их международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований; - увеличение количества судей по спортивной аэробике, прошедших международный курс повышения квалификации и аттестованных международной федерацией; - реализация региональных программ развития спортивной аэробики; - создание условий для дальнейшего увеличения численности занимающихся по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки; - создание условий для дальнейшего увеличения численности тренеров (тренеров-преподавателей) по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки; - совершенствование нормативно-правовой базы развития спортивной аэробики, включая массовые формы; - реализация календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных мероприятий и массовых мероприятий по спортивной аэробике; - увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики; - формирование интереса граждан к спортивной аэробике как популярному виду спортивных состязаний, увлекательной форме досуга и физической активности; - увеличение информации о спортивной аэробике в Интернете и СМИ; - укрепление позиций российской спортивной аэробики на международной спортивной арене; - разработку и реализацию комплексных программ подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по спортивной аэробике к Всемирным играм; - внедрение новых технологий научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по спортивной аэробике и резерва; - оптимизацию подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по спортивной аэробике к крупнейшим международным соревнованиям; - реализация плана мероприятий по повышению квалификации судей с целью привлечения их международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований; - увеличение количества судей по спортивной аэробике, прошедших международный курс повышения квалификации и аттестованных международной федерацией; - реализацию региональных программ развития спортивной аэробики и муниципальных программ поддержки развития его массовых форм; - создание условий для дальнейшего увеличения численности занимающихся по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки; - создание условий для дальнейшего увеличения численности тренеров (тренеров-преподавателей) по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки; - оптимизация нормативно-правовой базы развития спортивной аэробики и его массовых форм; - реализация календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных мероприятий и массовых мероприятий по спортивной аэробике; - увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики; - поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по спортивной аэробике, показательным мероприятиям, участию в массовых спортивных и внесоревновательных мероприятиях |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы в 2025 году предполагается: - выйти на уровень ведущих команд мира, добиться завоевания медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях, включая Всемирные игры; - увеличить количество представителей ВФСА в руководящих или технических органах международных спортивных федерациях; - увеличить количество спортивных судей, привлекаемых международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований на 10% по сравнению с 2020 годом; - увеличение численности занимающихся спортивной аэробикой с учетом сведений федерального статистического наблюдения на 10% по сравнению с 2020 годом; - увеличение численности тренеров (тренеров-преподавателей) с учетом сведений федерального статистического наблюдения; - увеличение количества региональных спортивных федераций, а также субъектов Российской Федерации, развивающих вид спорта как базовый; - увеличение количества организационных мероприятий по внедрению массовых форм занятий спортивной аэробикой, в том числе количество физкультурных мероприятий, проведенных региональными спортивными федерациями, среди различных возрастных групп населения, в том числе среди обучающихся образовательных организаций; - увеличение количества мероприятий, проводимых среди тренеров, специалистов, спортсменов и иных специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; - увеличение численности спортивных судей всех квалификационных категорий с учетом сведений федерального статистического наблюдения по формам N 1-ФК на 20% по сравнению с 2020 годом; - увеличение количества мероприятий по повышению квалификации тренеров, периодичность их проведения, количество в год; - увеличение количества мероприятий по повышению квалификации спортивных судей различных квалификационных категорий, периодичность их проведения, количество в год; - создание современной нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям развития спортивной аэробики в Российской Федерации; - систематическое ведение научно-методических работ по спортивной аэробике; - количество публикаций в СМИ с целью информационного обеспечения спортивной аэробики |
Приоритетные направления |
- формирование сильной сборной команды РФ, которая укрепит лидирующую позицию России в спортивной аэробике как в командном первенстве, так и в отдельных дисциплинах, - развитие массового спорта, который даст возможность увеличить количество занимающихся спортивной аэробикой в РФ, а также пополнить резерв сборной команды РФ (юноши, юниоры) |
Объемы финансирования |
- объем финансирования ВФСА (консолидированный бюджет) ВФСА в 2021 году составил 7 225 500 рублей, 59500 $ - ВФСА планирует расширить объем финансирования в связи с проведением в период 2022-2025 гг. большого количества международных соревнований и отборочных мероприятий, приуроченных к ним, а также расширения официальных соревновательных дисциплин в международных правилах спортивной аэробики |
Контроль реализации программы |
Предполагается регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий Программы и проведение обобщенного анализа полученных данных. Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов Общероссийской общественной организации "Всероссийская федерация спортивной аэробики". Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу. |
3. Анализ состояния и перспективы развития вида спорта в Российской Федерации и мире
3.1 Анализ состояния развития вида спорта в Российской Федерации и мире
Деятельность международной федерации гимнастики (FIG) осуществляется по нескольким разделам. К основным из них относятся: разработка правил и регламента соревнований, организация крупнейших международных соревнований и патронаж крупных региональных и континентальных турниров, подготовка судей, тренеров и специалистов, популяризация и пропаганда видов гимнастики с помощью современных средств массовой информации. За прошедший период времени проведено более 100 крупнейших соревнований, в которых прияли участие спортсмены разных стран. Сейчас международная федерация гимнастики по направлению спортивной аэробики объединяет спортсменов более 70 стран.
Спортивная аэробика - вид спорта гимнастической направленности, который имеет свои специфические особенности - это сложная координация движений, выразительность исполнения и др. В настоящее время в сложно координационных видах спорта, связанных с искусством движения, ведущими тенденциями развития является рост сложности соревновательных программ, поиск новых оригинальных элементов, доведения технического мастерства до уровня виртуозности. Спортсмены включают в свою программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно. При этом первенство будет сохраняться за теми спортсменами, которые смогут сочетать разнообразную сложность, технически безукоризненное исполнение в оригинальных композициях с особой выразительностью и артистизмом.
Основными международными соревнованиями по спортивной аэробике, проводимыми под руководством и патронажем (FIG), являются чемпионаты мира, этапы (серии) Кубка мира, Всемирные игры (аэробика как одна из дисциплин), континентальные чемпионаты (для нас важен чемпионат Европы).
Чемпионаты мира (с 1-го - 1995 г. по 6-й - 2000 г. проводились ежегодно), Европы, и международные турниры носили личный характер. В 2002 году на 7-м чемпионате мира помимо личного впервые было разыграно командное первенство. Каждая национальная федерация заранее определяла спортсменов для участия в командном первенстве. Согласно дополнениям к "Техническим правилам FIG" (2002), победителем в командном первенстве становилась национальная федерация, спортсмены которой получили меньшую сумму по занятым местам (рейтингу) в квалификационных соревнованиях. Учитывались результаты выступлений смешанных пар, троек, групп, одного из солистов (лучшее место мужчины или женщины). В настоящее время командное первенство определяется аналогично с одним уточнением: при подсчете результата учитывается одна из новых номинаций танцевальная гимнастика или гимнастическая платформа.
Помимо участия в международных стартах, на территории Российской Федерации ежегодно проводятся: чемпионат и первенство России, Кубок России, всероссийские соревнования, межрегиональные соревнования (соревнования федеральных округов).
Также, Российский Спортивный Студенческий Союз (РССС) проводит ежегодные чемпионаты России среди студентов. В соревнованиях могут принимать участие сборные команды вузов России.
3.2 Спорт высших достижений
Результаты выступления спортсменов сборной команды России на крупнейших международных соревнованиях и, особенно на Всемирных играх, являются объективным критерием, отражающим уровень развития спорта высших достижений в стране.
Следует отметить, что за прошедшие 4 года сборная команда Российской Федерации приняла участие в следующих официальных международных стартах:
Всемирные игры (2017)
чемпионат и первенство мира (2018, 2021)
чемпионат и первенство Европы (2017, 2019)
этапы Кубка мира (2017, 2018, 2019).
Результаты выступлений на основных международных спортивных соревнованиях отражены в таблицах 1-4.
Таблица 1 Результаты выступлений сборной команды Российской Федерации на Всемирных играх в 2017 г. в г. Вроцлаве (Польша)
Таблица 2 Количество медалей, завоеванных сборной командой Российской Федерации на чемпионатах мира
Год проведения |
Золотые |
Серебряные |
Бронзовые |
2017 |
Не проводился |
||
2018 |
2 |
1 |
1 |
2019 |
Не проводился |
||
2020 |
Не проводился |
||
2021 |
1 |
2 |
2 |
Таблица 3 Количество медалей, завоеванных сборной командой Российской Федерации на чемпионатах Европы за последние 4 года
Год проведения |
Золотые |
Серебряные |
Бронзовые |
2017 |
2 |
2 |
2 |
2018 |
Не проводился |
||
2019 |
2 |
4 |
1 |
2020 |
Не проводился |
||
2021 |
3 |
5 |
1 |
Результаты выступлений на других международных стартах за прошедшие 4 года приведены в Таблице 4.
Таблица 4 Количество медалей, завоеванных сборной командой Российской Федерации на других международных стартах
Год проведения |
Золотые |
Серебряные |
Бронзовые |
2017 первенство Европы (юниоры, 15-17 лет) |
2 |
2 |
1 |
2018 первенство мира (юноши, 12-14 лет) |
4 |
2 |
2 |
2018 первенство мира (юниоры, 15-17 лет) |
4 |
3 |
0 |
2019 первенство Европы (юниоры, 15-17 лет) |
2 |
2 |
1 |
2021 первенство мира (юноши, 12-14 лет) |
5 |
3 |
0 |
2021 первенство мира (юниоры, 15-17 лет) |
5 |
2 |
0 |
На 15-ом чемпионате мира 2018 года, который проходил в Португалии приняло участие 34 страны, а на 16-ом чемпионате мира в Азербайджане - 22 страны. Данное снижение количества стран, принявших участие в 16-ом чемпионате мира по спортивной аэробике, обусловлено сложной эпидемиологической ситуацией в мире.
В настоящее время налажен процесс проведения тренировочных мероприятий перед значимыми международными стартами, что, несомненно, приносит пользу, однако, не позволяет решить все проблемы. В последние годы увеличилась сменность состава сборной команды Российской Федерации (как правило, каждые 1-2 года сборная команда значительно обновляется). Несмотря на наличие трудностей спортсмены сборных команд России (взрослые и юношеские составы) показывают высокие результаты на международных соревнованиях, о чем свидетельствуют представленные материалы.
Анализируя результаты Чемпионатов Европы и Мира, можно заметить, что из 27 стран европейского континента реально соперничают за призовые места только 4-5 стран (Румыния, Испания, Италия, Россия, Венгрия), а в борьбу за медали мирового достоинства борется 7-8 стран (помимо европейских стран - Китай, Япония, Бразилия). Следует отметить, что российские спортсмены часто в двойном составе представляют нашу страну в финалах различных международных соревнований.
В последние годы не проводятся финалы Кубка мира, а победители определяются по результатам рейтинга за участие и достижения в его этапах в течение цикла соревнований. Российские спортсмены не занимают в этих рейтингах лидирующих позиций. Эта ситуация объясняется недостаточным участием наших спортсменов в соревнованиях этапов Кубка мира. Такое участие россиян в соревнованиях мирового уровня не позволяет вносить своевременные коррекции в содержание соревновательных программ и не способствует приобретению соревновательного опыта.
На последних крупных международных чемпионатах по спортивной аэробике принимали участие спортсмены в возрасте от 18 до 34 лет. В настоящее время ВФСА уделяет большое внимание подготовке резерва для пополнения сборных команд Российской Федерации по всем возрастам.
Подводя итог вышесказанному, основными программными мероприятиями для успешного выступления сборных команд России на официальных международных соревнованиях по спортивной аэробике следует считать:
- создание и совершенствование современной системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России;
- разработку и внедрение региональных спортивных программ подготовки резервного и основного составов сборных команд России;
- организацию системы медико-биологического обеспечения сборных команд России;
- разработку и внедрение системы психологической подготовки спортсменов сборных команд России;
- разработку и внедрение системы подготовки и повышения квалификации тренерского состава, судей и специалистов, работающих в спортивных сборных командах России;
- совершенствование системы отбора в сборные команды России.
3.3 Подготовка спортивного резерва
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки (спортивных школах). В Таблицах 5 и 6 отражена динамика числа отделений по спортивной аэробике и численности занимающихся спортивной аэробикой (форма N 5-ФК, утвержденная приказом Росстата 26.12.2013 г. N 500).
Таблица 5 Количество организаций, развивающих вид спорта (данные на 2020 год)
Ведомственная принадлежность |
Число организаций - всего |
В том числе по виду организаций: |
||||||
ДЮСШ |
СШ |
СШОР |
УОР |
ЦСП |
ЦОП |
Другие организации |
||
Органы управления в сфере образования |
71 |
65 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Органы управления в сфере физической культуры и спорта |
94 |
8 |
58 |
21 |
0 |
0 |
0 |
7 |
другая ведомственная принадлежность |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Итого |
166 |
73 |
58 |
21 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Таблица 6 Общее кол-во организаций (по видам):
Год/вид орг-ии |
ДЮСШ |
СШ |
СДЮСШОР |
СШОР |
УОР |
ЦСП |
ЦОП |
Другие организации |
Всего |
2017 |
137 |
22 |
8 |
9 |
0 |
2 |
0 |
15 |
193 |
2018 |
106 |
34 |
5 |
13 |
0 |
0 |
0 |
15 |
173 |
2019 |
72 |
59 |
0 |
20 |
1 |
0 |
0 |
13 |
165 |
2020 |
73 |
58 |
X |
21 |
0 |
0 |
0 |
14 |
166 |
Таблица 7 Динамика численности занимающихся спортивной аэробикой в учреждениях спортивной подготовки с 2017 по 2020 гг.
Год |
Количество занимающихся спортивной аэробикой по этапам подготовки (чел.) |
||||
спортивно-оздоровительный |
начальной подготовки |
Тренировочный |
Совершенствования спортивного мастерства |
высшего спортивного мастерства |
|
2017 |
6409 |
7147 |
4313 |
371 |
51 |
2018 |
1356 |
2603 |
2270 |
337 |
53 |
2019 |
1810 |
3624 |
3183 |
388 |
50 |
2020 |
1407 |
3942 |
3497 |
387 |
58 |
Из показателей Таблиц 7 и 8 видно стабильное соотношение спортсменов по этапам спортивной подготовки, при этом есть положительная тенденция в группах тренировочного этапа, совершенствования спортивного мастерства и группах высшего спортивного мастерства.
Известно, что этап совершенствования спортивного мастерства является основным индикатором эффективности подготовки спортивного резерва. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на анализе динамики спортсменов на этом этапе спортивной подготовки.
Планируемая динамика численности занимающихся спортивной аэробикой в учреждениях спортивной подготовки в субъектах Российской Федерации к 2025 году может выглядеть следующим образом:
2021 год - 16 612 чел.;
2022 год - 17 027 чел.;
2023 год - 17 453 чел.;
2024 год - 17 900 чел.
Таблица 8 Численность по этапам:
Год |
Всего занимающихся и обучающихся |
По этапам спортивной подготовки |
По общеразвивающим программам всего |
По предпрофессиональным программам всего |
||||
СО |
НП |
ТЭ |
ССМ |
ВСМ |
||||
2017 |
18291 |
6409 |
7147 |
4313 |
371 |
51 |
Нет данных |
Нет данных |
2018 |
16819 |
1356 |
2603 |
2270 |
337 |
53 |
4595 |
5605 |
2019 |
16574 |
1810 |
3624 |
3183 |
388 |
50 |
4280 |
3239 |
2020 |
16207 |
1407 |
3942 |
3497 |
387 |
58 |
4332 |
2584 |
Общая численность занимающихся и обучающихся по виду спорта составило 16207 человек (по этапам спортивной подготовки - 9291 (СОЭ - 1407; НП - 3942; ТЭ - 3497; ССМ - 387; ВСМ - 58); по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 6916 (общеразвивающие - 4332; предпрофессиональные - 2584).
В организациях сферы физической культуры и спорта - 10080, из них:
по этапам спортивной подготовки - 9178 (СОЭ - 1407; НП - 3942; ТЭ - 3396; ССМ - 375; ВСМ - 58);
по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 902 (общеразвивающие - 518; предпрофессиональные - 384).
В организациях сферы образования - 6109 человек, из них:
по этапам спортивной подготовки - 95 (СОЭ - 0; НП - 0; ТЭ - 83; ССМ - 12; ВСМ - 0);
по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 6014 (общеразвивающие - 3814; предпрофессиональные - 2200).
В организациях другой ведомственной принадлежности - 18 человек, из них:
по этапам спортивной подготовки - 18 (СОЭ - 0; НП - 0; ТЭ - 18; ССМ - 0; ВСМ - 0);
по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 0 (общеразвивающие - 0; предпрофессиональные - 0).
Анализ данных по количеству занимающихся, очевидно, свидетельствует о снижении общего количества занимающихся, особенно в группах начальной подготовки и группах тренировочных этапов. Данная тенденция обусловлена переходом большого количества отделений по виду спорта на клубную систему, которая на сегодняшний день не подвергается статистической обработке. Вместе с тем наблюдается увеличение количества участников соревнований (регионального, всероссийского масштаба), что говорит об обратном: повышении интереса к виду спорта и, соответственно, увеличении количества занимающихся. ВФСА в 2022-2025 гг. направит усилия на организацию сбора, обработки и предоставления статистических данных по всем отделениям, клубам для отображения истинной картины развития массового спорта в РФ.
Однако, можно отметить, что количество занимающихся в группах ССМ и ВСМ растет. Этот факт свидетельствует о том, что спортсмены высокого уровня подготовки продолжают представлять преимущественно государственные школы, осуществляющие спортивную подготовку.
В Таблицах 9 и 10 отражен квалификационный уровень спортсменов, специализирующихся в виде спорта.
Таблица 9
Год |
Всего |
Спортивные разряды присвоенные |
Спортивные разряды подтвержденные |
Спортивные звания присвоенные |
|||||||||
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
||||||||
КМС |
1 разряд |
Другие разряды |
КМС |
1 разряд |
Другие разряды |
ЗМС |
MC |
МСМК |
|||||
2017 |
3078 |
3056 |
242 |
349 |
2465 |
718 |
101 |
145 |
472 |
22 |
1 |
21 |
0 |
2018 |
4322 |
4288 |
315 |
455 |
3518 |
564 |
60 |
81 |
423 |
34 |
0 |
29 |
5 |
2019 |
4218 |
4198 |
264 |
465 |
3469 |
514 |
96 |
58 |
360 |
20 |
0 |
19 |
1 |
2020 |
2803 |
2749 |
170 |
312 |
2267 |
390 |
45 |
78 |
267 |
54 |
0 |
54 |
0 |
Таблица 10 Квалификационный уровень занимающихся спортивной аэробикой
Год |
Массовый разряд |
1 разряд |
КМС |
MC |
МСМК |
ЗМС |
2017 |
4415 |
831 |
557 |
91 |
7 |
1 |
2018 |
4539 |
835 |
618 |
92 |
10 |
1 |
2019 |
5187 |
840 |
675 |
92 |
11 |
2 |
2020 |
4694 |
852 |
622 |
117 |
11 |
2 |
Таблица 11 Присвоение спортивных разрядов и званий в отчетном году
Год |
Массовый разряд |
1 разряд |
КМС |
MC |
МСМК |
ЗМС |
2017 |
2465 |
349 |
242 |
21 |
0 |
1 |
2018 |
3518 |
455 |
315 |
29 |
5 |
0 |
2019 |
3469 |
465 |
264 |
19 |
1 |
0 |
2020 |
2267 |
312 |
170 |
54 |
0 |
0 |
Определяющим показателем успешного выступления на крупнейших соревнованиях является количество подготовленных мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. За указанный период 1 спортсмену присвоено звание "Заслуженный Мастер спорта России", 6 спортсменам присвоено звание "Мастер спорта России международного класса", 123 спортсменов получили звание "Мастер спорта России".
Анализ показанных результатов и квалификации спортсменов дает возможность предполагать конкурентоспособность сборной команды России в ближайшее время на всех крупных международных стартах.
В Таблице 12 представлены показатели, характеризующие тренерско-преподавательский состав, обеспечивающий подготовку спортивного резерва по виду спорта в Российской Федерации.
Таблица 12 Тренерско-преподавательский состав учреждений спортивной подготовки в период с 2017 по 2020 годы
Год |
Кол-во тренеров |
Квалификационная категория |
||||
Всего |
Штатных |
Высшая |
Первая |
Вторая |
Звание "Заслуженный тренер России" |
|
2017 |
463 |
358 |
89 |
101 |
18 |
1 |
2018 |
437 |
352 |
97 |
87 |
10 |
0 |
2019 |
425 |
354 |
84 |
71 |
5 |
2 |
2020 |
288 |
249 |
57 |
30 |
38 |
3 |
Из таблицы 12 видно, что более 20% штатных тренеров имеют высшую квалификационную категорию и звание "Заслуженный тренер России", этот кадровый потенциал обеспечит в будущем благоприятный прогноз для достижения спортивных результатов.
Все эти показатели указывают на высокий уровень подготовки спортивного резерва в Российской Федерации. Для сохранения мирового лидерства российских аэробистов Всероссийская федерация спортивной аэробики проводит комплекс мероприятий по подготовке спортивного резерва.
Программные мероприятия включают в себя:
- расширение сети детско-юношеских спортивных школ, культивирующих спортивной аэробику;
- внедрение Программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва в ДЮСШ;
- совершенствование системы развития детско-юношеской спортивной аэробики и подготовки спортивного резерва;
- совершенствование системы спортивного отбора;
- совершенствование системы стимулирования тренерско-преподавательского состава;
- содействие внедрению предложений по созданию в субъектах Российской Федерации региональных центров спортивной подготовки;
- внедрение современных технологий подготовки спортивного резерва;
- совершенствование системы развития спортивных клубов по спортивной аэробике.
Кардинального решения для развития спортивной аэробики требуют вопросы обеспечения спортивных школ современными программно-нормативными документами, учитывающими передовой международный и отечественный опыт многолетней подготовки спортсменов, вопросы развития современной системы научно-методического обеспечения спортсменов сборных команд России и резерва. ВФСА активно развивает научно-методическую работу, в частности решением президиума в 2021 году расширен состав научно-методического совета путем привлечения молодых ученых, имеющих спортивный опыт в качестве ведущих членов сборной РФ.
ВФСА участвует в разработке и корректировке федеральных стандартов, программы по подготовке спортивного резерва, а также принимает активное участие в разработке программы спортивной подготовки для учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва на основе федеральных стандартов. В 2021 году утвержден новый федеральный стандарт, что позволит оптимизировать подготовку спортсменов на всех этапах.
Важнейшим показателем подготовки спортивного резерва являются результаты первенств России. Ежегодно ВФСА проводит этот старт в преддверии чемпионата России. Сильнейшие спортсмены во всех номинациях представляют Российскую Федерацию на Первенстве Мира. Юношеская и юниорская сборная РФ на протяжении последних лет является безоговорочным лидером в мире.
3.4 Массовый спорт, в том числе студенческий спорт
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. ВФСА проводит плодотворную работу для привлечения всех слоев населения к массовым занятиям аэробикой. С целью увеличения охвата детей дошкольного и школьного возраста ВФСА проводит внедрение программ занятий по дисциплине "аэробика" в более, чем 50% детских садов регионов, развивающих спортивную аэробику, разрабатывает и реализует программы для общеобразовательных школ.
Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере массовой аэробики регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 5 до 15% студентов. Ныне действующая программа для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовым занятиям аэробикой.
ВФСА в 2017 году совместно с Российским студенческим спортивным союзом организовали и провели чемпионат РССС по спортивной аэробике в г. Омске на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, в 2018 году спортивная аэробика была включена в программу первого турнира Ассоциации студенческих спортивных клубов, прошедшем в Тюмени на базе ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет".
С целью пропаганды спортивной аэробики и привлечения к занятиям различных групп населения в некоторых региональных отделениях проводятся физкультурные мероприятия, а также спортсмены активно принимают участие в показательных выступлениях на различных мероприятиях.
В проекте календаря ВФСА на 2022 год в апреле запланирован Чемпионат Российского студенческого спортивного союза по спортивной аэробике. Данное мероприятие призвано привлечь к занятиям спортивной аэробикой студентов вузов России.
Также ВФСА активно сотрудничает с вузами в плане развития волонтерского движения. В частности, студенты вузов участвуют в организации и проведении Всероссийских соревнований памяти ЗТР, ЗМС Соловьевой Татьяны, Кубка России и детских стартах, проводящихся в Москве (ГЦОЛИФК, МГПУ), Студенты ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет" участвуют в организации Всероссийских соревнований "Тюменский меридиан". Студенты НГУ ФК имени Лесгафта и студенты СПБГУ участвуют в организации и проведении мероприятий по спортивной аэробике в Санкт-Петербурге. Аналогично во многих субъектах РФ студенты вузов привлекаются к проведению мероприятий в качестве волонтеров.
В Таблице 13, в соответствии с формой N 1-ФК, утвержденной приказом Росстата 23.10.2014 г. N 626, отражены данные о количестве занимающихся спортивной аэробикой в Российской Федерации и количестве штатных тренеров-преподавателей.
Таблица 13
Год |
Численность занимающихся и их квалификация |
Спортивные судьи |
Штатные тренеры |
||||||||||||
Всего |
Женщины |
Спортивные разряды |
Спортивные звания |
Всего |
Из них: |
Всего |
Специальное образование |
||||||||
Всего |
Из них: |
Всего |
МС |
MCМК |
ЗМС |
1 категории |
Всероссийской категории |
Высшее |
Среднее |
||||||
1 разряд |
КМС |
||||||||||||||
2017 |
260 514 |
218 891 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
420 |
- |
- |
1 380 |
- |
- |
2018 |
264 235 |
216 830 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
422 |
- |
- |
1 294 |
- |
- |
2019 |
233 360 |
196 427 |
6 002 |
1 021 |
805 |
181 |
165 |
16 |
- |
423 |
150 |
63 |
1 027 |
651 |
142 |
2020 |
234 848 |
200 331 |
6 850 |
1 191 |
843 |
205 |
194 |
11 |
- |
447 |
194 |
69 |
1 014 |
675 |
162 |
Наблюдается тенденция к увеличению количества занимающихся спортивной аэробикой.
Следует отметить положительную динамику в подготовке квалифицированных судей.
Таблица 14
Год |
Всего спортсменов-разрядников |
Звания и разряды |
|||||
Массовые |
1 разряд |
КМС |
MC |
МСМК |
ЗМС |
||
2017 |
5902 |
4415 |
831 |
557 |
91 |
7 |
1 |
2018 |
6095 |
4539 |
835 |
618 |
92 |
10 |
1 |
2019 |
6807 |
5187 |
840 |
675 |
92 |
11 |
2 |
2020 |
6298 |
4694 |
852 |
622 |
117 |
11 |
2 |
В таблице 14 представлены данные о количестве присвоенных разрядов и званий, где присвоение массовых разрядов говорит о положительной динамике развития вида спорта в части массового спорта. 2020 год заставил сбавить темпы роста в связи с эпидемиологической ситуацией.
Согласно стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года ВФСА планирует проводить работу по открытию школьных и студенческих клубов по спортивной аэробике. Большое количество таких объединений уже плодотворно работают, учитывая доступность спортивной аэробики, отсутствии специальных требований к спортивным сооружениям, музыкальности и возможности привлекать к занятиям любые возрастные категории.
ВФСА активно развивает массовый спорт в части проведения массовых мероприятий: помимо соревнований, охватывающих от 300 до 1200 человек, в субъектах РФ проводятся такие мероприятия, как уроки в парках, массовые зарядки, зарядки с чемпионами. В частности, такие проекты реализуются в Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Чувашия, Свердловской области, городе Москве и других регионах РФ. В период 2022-25 г. Планируется расширить эту деятельность.
3.5 Развитие спортивной аэробики в регионах Российской Федерации
На данный момент общее число аккредитованных федераций составляет 41 организацию. Наблюдается существенный прирост в регионах, имеющих на своей территории аккредитованную по виду спорта "спортивная аэробика" организацию.
Таблица 15
Данные таблицы 15 говорят о необходимости открывать отделения по виду спорта в регионах, где их нет, но есть аккредитованная региональная федерация, и о необходимости создания аккредитованной региональной федерации в регионах с представленными в нем отделениями спортивной аэробики. На это ВФСА направит работу в части регионального развития в 2022-2025 годах.
Таблица 16 Территориальное представительство спортивной аэробики как базового вида спорта в субъектах Российской Федерации
Из Таблицы 16 видно, что спортивная аэробика, как базовый вид спорта, находится в двух округах - Сибирском и Центральном федеральных округах. Сегодня деятельность ВФСА ориентирована на создание условий для присвоения спортивной аэробике статуса - базовый вид спорта в других федеральных округах.
3.6 Кадровое обеспечение спортивной аэробики
Для обеспечения динамичного развития спортивной аэробики ВФСА планирует создать устойчивую систему подготовки и переподготовки кадров, включая подготовку:
- тренерско-преподавательского состава;
- квалифицированных спортивных менеджеров;
- судей для проведения соревнований;
- квалифицированного персонала для создания и содержания спортивных сооружений;
- спортивных врачей;
- иных специалистов необходимых для нормального функционирования деятельности спортивных сборных команд Российской Федерации;
- волонтеров для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий.
В числе задач подготовки кадров по виду спорта на базе учреждений профессионального образования:
- открытие в учебных заведениях соответствующей специализации в рамках подготовки специалистов, получающих среднее специальное образование, бакалавров и магистров, совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- взаимодействие с образовательными учреждениями профессионального образования по формированию содержания учебных программ дисциплин и практик по специализации "Теория и методика спортивной аэробике" для подготовки выпускников этих учреждений в соответствии с современным уровнем развития спортивной аэробики и потребностями работодателей;
- подготовка и издание необходимой учебно-методической и научной литературы по виду спорта.
ВФСА принимает активное участие во взаимодействии с вузами по разработке учебника по спортивной аэробике, направляет спортсменов международного уровня на обучение в физкультурно-спортивные вузы, а также регулярно проводит совместные мероприятия (семинары, курсы, круглые столы, открытые занятия) для студентов профильных вузов с привлечением ведущих тренеров и специалистов сборной команды РФ.
На данный момент тренерско-педагогический состав обучается более чем в 12 вузах страны, к ним относится: Российский государственный университет физической культуры, спорта молодёжи и туризма, Московская государственная академия физической культуры, Сибирский государственный университет, Томский государственный педагогический университет и др.
В числе других мер по подготовке кадров планируется:
- стажировка перспективного тренерского состава и специалистов спортивных центрах, клубах России и за рубежом;
- разработка специальной программы по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления, с целью создания кадрового резерва управленческого звена и тренерского состава сборных команд субъектов Российской Федерации;
- разработка и внедрение адекватной системы мотивации (моральной и материальной) тренеров и специалистов всех уровней;
- создание системы аттестации тренеров, и других специалистов по виду спорта.
ВФСА во взаимодействии с кафедрами физического воспитания вузов, подведомственных Министерству образования (МГПУ, МГУ) проводит повышение квалификации действующих тренеров, кроме того, студенты данных вузов привлекаются к проведению массовых мероприятий в качестве помощников судей и волонтеров.
Подготовка высококвалифицированных специалистов и волонтеров, необходимых для подготовки и проведения соревнований по спортивной аэробике, особенно актуальна в период активного строительства и ввода в эксплуатацию специализированных спортивных объектов, поскольку без их наличия эти сооружения не могут иметь полноценную загрузку спортивными и спортивно-массовыми мероприятиями.
3.7 Финансовое обеспечение спортивной аэробики
ВФСА в рамках своих полномочий вносит предложения по развитию вида спорта в федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также обращается с инициативами в различные организации, способные оказать содействие в ее уставной деятельности, и осуществляет поиск внебюджетных источников финансирования вида спорта.
Финансовое обеспечение реализации Программы должно осуществляться на основе принципа консолидированных средств Всероссийской федерации спортивной аэробики, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета на реализацию Программы должны предусматриваться в пределах средств, выделяемых Министерству спорта Российской Федерации, а также другим федеральным органам исполнительной власти в области физической культуры и спорта федеральным законом о федеральном бюджете.
Министерство спорта Российской Федерации осуществляет финансирование мероприятий, включенных в программу, в соответствии с предусмотренными объемами финансирования Всероссийской федерации спортивной аэробики согласно нормативным правовым актам, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации.
Таблица 17 Объёмы финансового обеспечения на период до 2021 года
Год |
Объемы финансового обеспечения |
|
Всего |
в т.ч. федеральный бюджет |
|
2018 |
6 784 161 руб./5 000 $ |
6 000 000 руб./5 000 $ |
2019 |
7 109 200 руб./5 000 $ |
6 000 000 руб./5 000 $ |
2020 |
7 061 225 руб./5 000 $ |
6 000 000 руб./5 000 $ |
2021 |
7 225 500 руб./59 900 $ |
6 000 000 руб./59 900 $ |
ВФСА реализует мероприятия программы, а также координирует работу и обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в реализации мероприятий программы, обеспечивая максимальную эффективность использования выделяемых ресурсов. В рамках текущей деятельности, осуществляет реализацию формирования и подготовки сборных команд России, обеспечивает проведение спортивных соревнований и физкультурных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий и спортивных мероприятий.
Развитие детско-юношеского спорта, массового спорта обеспечивается в субъектах Российской Федерации на основе федеральных и региональных программ развития спорта при содействии Минспорта России и ВФСА.
Финансирование развития детских спортивных учреждений, клубов, секций и т.п., культивирующих вид спорт осуществляется за счет средств регионов, муниципальных образований, а также за счет спонсорских, благотворительных и других привлеченных средств.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации финансируются проведение мероприятий региональных календарей спортивных и спортивно-массовых соревнований, подготовка и участие региональных команд во всероссийских и межрегиональных соревнованиях. Кроме того, они обеспечивают создание необходимых условий для членов сборных команд России по спортивной аэробике, представляющих их регион, и принимают участие в обеспечении их подготовки.
Медицинское обеспечение спортивной работы по спортивной аэробике в субъектах Российской Федерации осуществляется, в основном, за счет средств региональных бюджетов. Медицинское и медико-биологическое сопровождение спортивных сборных команд России по спортивной аэробике обеспечивается Федеральным медико-биологическим агентством.
Борьба с применением запрещенных субстанций и методов в спорте ведется во взаимодействии с международными, российскими государственными и общественными спортивными организациями, НП "Российское антидопинговое агентство "РУСАДА".
Министерство спорта России обеспечивает создание необходимой нормативно-правовой базы развития спорта высших достижений, системы спортивного резерва и развития массового физкультурно-спортивного движения, содействует реализации мероприятий Программы в регионах Российской Федерации, включая ежегодную коррекцию нормативов финансирования спортивных мероприятий.
В целях создания материально-технической базы спортивной аэробики органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие механизмов государственно-частного партнерства и привлечения внебюджетных средств.
В целях обеспечения эффективной реализации Программы разработан механизм управления и контроля. Контроль подготовки и проведения программных мероприятий в регионах Российской Федерации осуществляется руководящими органами федерации спортивной аэробики.
Отчет о выполнении мероприятий Программы ежегодно заслушивается на Президиуме ВФСА. Доклад формирует секретарь ВФСА.
Информирование общественности о ходе реализации Программы и принятие оперативных решений о внесении изменений в программу должно осуществляться по результатам контроля эффективности реализации ее мероприятий и независимых экспертиз с целью оптимального и эффективного решения существующих проблем.
Мониторинг эффективности реализуемых мероприятий Программы должен проводиться на основе утвержденного перечня показателей. В соответствии с данными мониторинга проводиться уточнение показателей и затрат на мероприятия программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств.
3.8 Международное сотрудничество, взаимодействие с международной федерацией и другими спортивными организациями
С 2009 года в состав Технического комитета по спортивной аэробике Международной федерации гимнастики (FIG) входит судья 1-ой международной категории, вице-президент ВФСА Лукина Светлана Михайловна. Лукина С.М. принимает участие в разработке правил соревнований, проводит международные аттестационные судейские семинары, входит в состав Высшего жюри на чемпионатах Мира и Всемирных играх, является техническим директором ряда этапов Кубков мира, участвует в заседаниях технического комитета, где обсуждаются тенденции развития вида спорта.
С 2010 года в состав Технического комитета по спортивной аэробике Европейской федерации гимнастики (UEG) входит судья 2-ой международной категории, вице-президент ВФСА Оскнер Владислав Борисович. Оскнер В.Б. является членом технического комитета. Принимает участие в заседаниях технического комитета, входит в состав Высшего жюри на чемпионатах Европы.
Оскнер Владислав Борисович на прошедших выборах международной федерации гимнастики (Турция, ноябрь 2021 года) был избран членом технического комитета по спортивной аэробике.
3.9 Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним
Антидопинговые программные мероприятия ВФСА направлены на сохранение "духа спорта". В целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными приказом Минспорта России от 24.06.2021 г. N 464 ВФСА реализует следующие мероприятия:
назначает должностных лиц, ответственных за организацию работы ВФСА по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с Министерством спорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством "РУСАДА". Соответствующее должностное лицо ВФСА также взаимодействует с Международной федерацией гимнастики (FIG) по виду спорта "спортивная аэробика";
размещает на официальном сайте ВФСА в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общероссийские антидопинговые правила, Всемирный антидопинговый кодекс и соответствующие международные стандарты ВАДА, нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации, содержащие положения об ответственности за нарушение антидопинговых правил и антидопинговые правила, утвержденные Международной федерацией гимнастики (FIG) по виду спорта "спортивная аэробика", на русском языке;
обеспечивает ознакомление спортсменов, тренеров и иного персонала спортсменов с положениями действующих редакций Всемирного антидопингового кодекса и соответствующих международных стандартов ВАДА, общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил Международной федерацией гимнастики (FIG) по виду спорта "спортивная аэробика";
предоставляет в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую информацию Российскому антидопинговому агентству "РУСАДА" для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
уведомляет спортсменов о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию, в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
оказывает содействие в предоставлении информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;
оказывает содействие в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля, утвержденным приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 293;
обеспечивает условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействует проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
применяет санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
информирует Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российское антидопинговое агентство "РУСАДА", Международную федерацию гимнастики (FIG) по виду спорта "спортивная аэробика" о принятых в отношении спортсменов и персонала спортсмена, нарушавших антидопинговые правила, санкциях;
оказывает содействие в поиске и предоставлении контактной информации по спортсменам и (или) персоналу спортсменов, находящимся под юрисдикцией ВФСА;
обеспечивает спортсменов, тренеров и иной персонал спортсмена антидопинговыми информационно-образовательными материалами и методическими пособиями в целях информирования относительно всех последних изменений в Запрещенном списке ВАДА и соответствующих положениях международных спортивных объединений;
участвует в образовательных семинарах, круглых столах, рабочих группах и иных мероприятиях по вопросам борьбы с допингом в спорте;
осуществляет информационно-пропагандистскую деятельность по профилактике применения и использования спортсменами, тренерами и иным персоналом спортсмена субстанций и методов, запрещенных в спорте;
обеспечивает прохождение антидопинговых образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников, ответственных за организацию работы по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним в ВФСА;
ведет список спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена, находящихся под юрисдикцией ВФСА, к которым применены санкции (в том числе спортивная дисквалификация) за нарушение антидопинговых правил;
осуществляет проверку спортсменов находящихся под юрисдикцией ВФСА, на предмет наличия спортивной дисквалификации (в том числе, по которым проводится проверка о возможном нарушении антидопинговых правил) за нарушение правил по спортивной аэробике, положений регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, утвержденных Международной федерацией гимнастики (FIG) по виду спорта "спортивная аэробика", ВФСА, при согласовании документов по кандидатам на присвоение спортивных званий и спортивных разрядов в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 108.
Ответственные: Оскнер Владислав Борисович - Первый вице-президент ВФСА, главный тренер сборной команды РФ voskner@gmail.com, 89688237575 Гусев Сергей Борисович, специалист спортивной сборной команды Российской Федерации gans4004@yandex.ru, 89166758248
3.10 Информационное обеспечение развития вида спорта
В настоящее время спортивная аэробика относится к числу видов спорта, наименее упоминаемых в российских СМИ.
Привлечение внебюджетных и спонсорских средств в современных условиях требуют также самого пристального внимания к информационному обеспечению развития вида спорта.
Программа предполагает широкое информирование всех слоев населения России о достижениях отечественных спортсменов в соревнованиях по спортивной аэробике, планах развития спортивной аэробики и ходе их реализации. В этих целях необходимо расширение сотрудничества с общероссийскими и региональными СМИ. Особое внимание должно уделяться налаживанию сотрудничества с телевидением.
Вместе с тем наиболее доступным и популярным среди молодежи и других слоев населения остается Интернет. В связи с этим наибольшее внимание федерация спортивной аэробики должна уделять использованию Интернет-ресурса. Создание и наполнение сайтов федерации необходимой информацией будет оставаться приоритетным направлением работы. Планируемое расширение сотрудничества с другими целевыми группами также повысит рост популярности вида спорта.
Расширение информационного обеспечения предполагает не только увеличение количества болельщиков спортивных команд, но и ведет к дополнительному вовлечению молодежи в ряды занимающихся видом спорта, благодаря созданию и распространению специальных программ для начинающих. В настоящее время мероприятия спортивной аэробики освещаются теле- и радиотрансляциями, соц.сетями как на всероссийском, так и на региональном уровне, эту работу планируется продолжать и расширять.
СМИ, с которыми в настоящее время сотрудничает ВФСА: ютуб-канал ВФСА, ютуб-каналы региональных федераций, телеканал Карусель, новостные телеканалы в субъектах РФ.
Инстаграмм ВФСА, станица ВК и Фейсбук также отражают наиболее актуальную информацию о мероприятиях ВФСА, международных событиях в мире спортивной аэробики, выдающихся тренерах спортсменах, новости Минспорта РФ.
3.11 Проблемы развития спортивной аэробики в Российской Федерации
Существует ряд проблем, которые влияют на развитие спортивной аэробики в Российской Федерации и требуют срочного и эффективного решения:
- проблемы развития детско-юношеского спорта, связанные с отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации, развивающих спортивную аэробику, детско-юношеских спортивных школ, либо отделений в детско-юношеских спортивных школах по спортивной аэробике;
- в большинстве субъектов Российской Федерации, развивающих спортивную аэробику, не производится спортивный отбор, а осуществляется только набор детей, подростков, молодежи, таким образом, отсутствует целостная система поэтапной многолетней спортивной подготовки;
- отсутствие во многих регионах, развивающих спортивную аэробику, необходимой материально-технической базы;
- недостаточное количество тренерских кадров;
- отсутствие специализированной тренировочной базы для подготовки сборных команд России по спортивной аэробике;
- отсутствие в некоторых субъектах Российской Федерации аккредитованных федераций по виду спорта "спортивная аэробика";
- недостаточное количество организационных мероприятий по внедрению массовых форм занятий спортивной аэробикой, в том числе недостаточное количество физкультурных мероприятий, проводимых региональными спортивными федерациями, среди различных возрастных групп населения, в том числе среди обучающихся образовательных организаций;
- недостаточное количество квалифицированных судей для проведения спортивных мероприятий и физкультурных мероприятий по спортивной аэробике;
- недостаточная разработанность системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по спортивной аэробике (тренеров, судей и иных специалистов, задействованных при подготовке спортсменов);
- недостаточное количество ежегодных мероприятий по повышению квалификации тренеров;
- недостаточное количество ежегодных мероприятий по повышению квалификации спортивных судей различных квалификационных категорий;
- недостаточно разработанная научно-методическая база спортивной аэробики;
- недостаточная разработанность проблемы и несовершенство практики определения потенциальных возможностей, предрасположенности, соответствия физических и психических данных детей требованиям, предъявляемым спортивной аэробикой;
ВФСА принимает активное участие в решении вышеуказанных проблем, а именно, модернизирует научно-методическую базу путем обмена опыта с зарубежными коллегами, увеличивает персонал ВФСА, благодаря привлечению молодых специалистов, недавно завершивших спортивную карьеру.
3.12 Обоснование необходимости решения указанных проблем, анализ различных вариантов и описание возможных рисков их решения
Необходимость решения проблем развития спортивной аэробики в Российской Федерации обусловлена следующим:
- развитие детско-юношеского спорта является важнейшим системным направлением развития спорта в Российской Федерации;
- важнейшим направлением развития массовости спортивной аэробики является ее внедрение в образовательные организации различного уровня от детских садов, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также средних специальных и высших учебных заведений;
- необходимостью наличия профессионального тренерского, судейского состава и специалистов по спортивной аэробике, что в свою очередь является гарантией качественной подготовки спортсменов разного уровня, повышения качества проведения соревнований, подготовки резерва сборных команд Российской Федерации, развития спорта высших достижений;
- необходимостью разработки научно-методической базы и активного ее внедрение в учебно-тренировочный процесс с целью развития спортивной аэробики требует.
Для решения проблем развития спортивной аэробики в Российской Федерации необходимы следующие меры:
- развитие детско-юношеского спорта, содействие в открытии отделений по спортивной аэробике в детско-юношеских спортивных школах субъектов Российской Федерации, детско-юношеских спортивных школ, что в свою очередь будет способствовать увеличению количества занимающихся и увеличению (сохранение) численности тренеров (тренеров-преподавателей);
- утверждение Программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и внедрение ее в ДЮСШ;
- разработка и повсеместное внедрение системы спортивного отбора и ориентации;
- содействие внедрению спортивной аэробики в общеобразовательные школы;
- содействие в развитии спортивной аэробики в средних специальных и высших учебных заведениях большинства субъектов Российской Федерации;
- содействие в развитии спортивной аэробики в детских садах;
- сохранение (увеличение) количества региональных спортивных федераций, а также субъектов Российской Федерации, развивающих вид спорта как базовый;
- разработка системы подготовки высококвалифицированных специалистов по спортивной аэробике;
- увеличение численности спортивных судей всех квалификационных категорий;
- необходимо увеличение количества ежегодных мероприятий по повышению квалификации тренеров;
- необходимо увеличение количества ежегодных мероприятий по повышению квалификации спортивных судей различных квалификационных категорий;
- разработка научно-методической базы;
- увеличение бюджета ВФСА путем привлечения спонсорских средств;
- увеличение количества проводимых спортивных мероприятий, физкультурных мероприятий, спортивно-массовых и зрелищных мероприятий.
При реализации Программы и решении проблем развития спортивной аэробики в Российской Федерации возможно возникновение рисков, связанных со снижением поступлений из различных источников финансирования; с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач Программы, обусловленных: срывом мероприятий и не достижением целевых показателей; повышением влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Для уменьшения возникновения рисков необходимо:
- ежегодная, своевременная корректировка программных мероприятий в зависимости от достигнутых результатов;
- усиление контроля над ходом выполнения программных мероприятий.
4. Цели и задачи Программы, ожидаемые результаты ее реализации
4.1 Основные цели и задачи Программы
Цель Программы. Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития спортивной аэробики, включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта
Задачи Программы:
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по спортивной аэробике к крупнейшим международным соревнованиям, в том числе Всемирным играм по неолимпийским видам;
- повышение количества представителей ВФСА в руководящих или технических органах международных спортивных федерациях, развивающих спортивную аэробику;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия спортивной аэробикой;
- укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, тренерских, судейских, научных и других кадров, необходимых для развития спортивной аэробики;
- развитие спортивной аэробики в субъектах Российской Федерации;
- организация и проведение всероссийских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики и спортивной культуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие спортивной аэробики, включая его массовые и рекреационные формы;
- создание системы информационного обеспечения спортивной аэробики.
4.2 Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество планируемых медалей и мест, занятых спортивными сборными командами Российской Федерации на официальных международных соревнованиях (Всемирных играх, чемпионатах и первенствах мира, чемпионатах и первенствах Европы, Кубках мира, всемирных студенческих универсиадах);
- количество представителей ВФСА в руководящих или технических органах международных спортивных федерациях;
- увеличение количества спортивных судей, привлекаемых международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований;
- увеличение численности занимающихся спортивной аэробикой с учетом сведений федерального статистического наблюдения;
- увеличение (сохранение) численности тренеров (тренеров-преподавателей) с учетом сведений федерального статистического наблюдения;
- сохранение (увеличение) количества региональных спортивных федераций, а также субъектов Российской Федерации, развивающих вид спорта как базовый;
- организационные мероприятия по внедрению массовых форм занятий спортивной аэробикой, в том числе количество физкультурных мероприятий, проведенных региональными спортивными федерациями, среди различных возрастных групп населения, в том числе среди обучающихся образовательных организаций;
- увеличение численности спортивных судей всех квалификационных категорий с учетом сведений федерального статистического наблюдения по формам N 1-ФК;
- количество мероприятий, проводимых среди тренеров, специалистов, спортсменов и иных специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
- планируемое количество мероприятий по повышению квалификации тренеров, периодичность их проведения, количество в год;
- планируемое количество мероприятий по повышению квалификации спортивных судей различных квалификационных категорий, периодичность их проведения, количество в год;
- планируемые научно-методические разработки по спортивной аэробике;
- количество публикаций в СМИ с целью информационного обеспечения спортивной аэробики.
4.3 Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы включает 2 этапа.
Первый этап 2022-2023 гг. направлен на:
- разработка плана подготовки спортсменов к успешным выступлениям на международных спортивных мероприятиях;
- разработка плана мероприятий по повышению квалификации судей с целью привлечения их международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований;
- разработку региональных программ развития спортивной аэробики;
- создание условий для увеличения (сохранения) численности занимающихся по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки;
- создание условий для увеличения (сохранения) численности тренеров (тренеров-преподавателей) по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития спортивной аэробики, включая массовые формы;
- разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных мероприятий и массовых мероприятий по спортивной аэробике;
- разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики, в том числе путем увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ с целью формирования интереса граждан к спортивной аэробике как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме физической активности.
Второй этап 2024-2025 гг. направлен на:
- совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд России по спортивной аэробике;
- внедрение в процесс подготовки сборных команд России по спортивной аэробике современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения;
- реализация плана мероприятий по повышению квалификации судей с целью привлечения их международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований;
- увеличение количества судей по спортивной аэробике, прошедших международный курс повышения квалификации и аттестованных международной федерацией;
- реализация региональных программ развития спортивной аэробики;
- создание условий для дальнейшего увеличения (сохранения) численности занимающихся по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки;
- создание условий для дальнейшего увеличения (сохранения) численности тренеров (тренеров-преподавателей) по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития спортивной аэробики, включая массовые формы;
- реализация календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных мероприятий и массовых мероприятий по спортивной аэробике;
- увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики;
- формирование интереса граждан к спортивной аэробике как популярному виду спортивных состязаний, увлекательной форме досуга и физической активности;
- увеличение информации о спортивной аэробике в Интернете и СМИ;
- укрепление позиций российской спортивной аэробики на международной спортивной арене;
- разработку и реализацию комплексных программ подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по спортивной аэробике ко Всемирным играм;
- внедрение новых технологий научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по спортивной аэробике и резерва;
- оптимизацию подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по спортивной аэробике к крупнейшим международным соревнованиям;
- реализация плана мероприятий по повышению квалификации судей с целью привлечения их международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований;
- увеличение количества судей по спортивной аэробике, прошедших международный курс повышения квалификации и аттестованных международной федерацией;
- реализацию региональных программ развития спортивной аэробики и муниципальных программ поддержки развития его массовых форм;
- создание условий для дальнейшего увеличения (сохранения) численности занимающихся по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки;
- создание условий для дальнейшего увеличения (сохранения) численности тренеров (тренеров-преподавателей) по спортивной аэробике в учреждениях спортивной подготовки;
- оптимизация нормативно-правовой базы развития спортивной аэробики и его массовых форм;
- реализация календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных мероприятий и массовых мероприятий по спортивной аэробике;
- увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию спортивной аэробики;
- поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по спортивной аэробике, показательным мероприятиям, участию в массовых спортивных и внесоревновательных мероприятиях.
4.4 Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы в 2025 году предполагается:
- выйти на уровень ведущих команд мира, добиться завоевания медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях, включая Всемирные игры;
- увеличить количество представителей ВФСА в руководящих или технических органах международных спортивных федерациях;
- увеличить количество спортивных судей, привлекаемых международными спортивными федерациями к спортивному судейству международных спортивных соревнований на 10% по сравнению с 2020 годом;
- увеличение численности занимающихся спортивной аэробикой с учетом сведений федерального статистического наблюдения на 10% по сравнению с 2020 годом;
- увеличение численности тренеров (тренеров-преподавателей) с учетом сведений федерального статистического наблюдения;
- увеличение количества региональных спортивных федераций, а также субъектов Российской Федерации, развивающих вид спорта как базовый;
- увеличение количества организационных мероприятий по внедрению массовых форм занятий спортивной аэробикой, в том числе количество физкультурных мероприятий, проведенных региональными спортивными федерациями, среди различных возрастных групп населения, в том числе среди обучающихся образовательных организаций;
- увеличение количества мероприятий, проводимых среди тренеров, специалистов, спортсменов и иных специалистов в сфере физической культуры и спорта, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
- увеличение численности спортивных судей всех квалификационных категорий с учетом сведений федерального статистического наблюдения по формам N 1-ФК на 20% по сравнению с 2020 годом;
- увеличение количества мероприятий по повышению квалификации тренеров, периодичность их проведения, количество в год;
- увеличение количества мероприятий по повышению квалификации спортивных судей различных квалификационных категорий, периодичность их проведения, количество в год;
- создание современной нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям развития спортивной аэробики в Российской Федерации;
- систематическое ведение научно-методических работ по спортивной аэробике;
- количество публикаций в СМИ с целью информационного обеспечения спортивной аэробики.
Таблица 18 Динамика важнейших целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы "Развитие спортивной аэробики в Российской Федерации до 2025 года"
5. Перечень и описание основных программных мероприятий, а также сроки их выполнения по этапам
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, приведены в Таблице 19
Таблица 19 Перечень мероприятий к программе "Развитие спортивной аэробики в Российской Федерации до 2025 года"
6. Список тренерского совета
Согласно протоколу заседания президиума общероссийской общественной организации "Федерация спортивной аэробики России" от 19 марта 2021 года N 1, (г. Омск) в состав тренерского совета Федерации входят:
В.Б. Оскнер (г. Москва) - председатель тренерского совета
А.Ю. Диколенко (г. Омск),
С.В. Перевалова (г. Екатеринбург),
Е.А. Купершмит (г. Санкт-Петербург)
Н.Ю. Терешина (г. Иваново)
Н.К. Гринина (г. Барнаул)
Л.К. Матвеева (г. Новосибирск)
Т.В. Грушницкая (г. Иваново)
О.И. Демиденко (г. Иркутск)
Президент Всероссийской федерации |
М.Е. Масленникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 22 декабря 2021 г. N 1018 "Об утверждении программы развития вида спорта "Спортивная аэробика" в Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был