Ее Величества Таможенная и акцизная служба Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Государственный таможенный комитет Российской Федерации,
считая, что нарушения таможенных законов, и правил наносят ущерб экономическим, налоговым и иным важным интересам их государств,
считая важным гарантировать точное начисление таможенных пошлин, налогов и других сборов, взимаемых за ввоз или вывоз товаров и правильное осуществление положений запретов, ограничений и контроля,
будучи убежденными, что усилия по достижению большей точности во взимании таможенных пошлин, налогов и других сборов и по предотвращению нарушений таможенных законов и правил, в том числе незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, незаконного перемещения через границу оружия, боеприпасов, а также культурных ценностей, могут быть осуществлены более эффективно при тесном сотрудничестве между ними,
подтверждая верность принципам Меморандума о взаимопонимании о сотрудничестве в области предотвращения незаконного производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими, подписанного в Москве 15 февраля 1988 года,
признавая возросшее сотрудничество, явившееся результатом применения Меморандума о взаимопонимании в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписанного в Лондоне 12 сентября 1988 года,
желая распространить это сотрудничество на оказание помощи в предотвращении и пресечении любых нарушений всех таможенных законов и правил,
достигли следующего взаимопонимания:
Определения
Статья 1
В целях настоящего Меморандума:
a) термин "таможенная служба" означает для Соединенного Королевства - Ее Величества Таможенная и акцизная служба; для Российской Федерации - Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
b) термин "таможенные законы и правила" означает правовые нормы, установленные законами или подзаконными актами и регулирующие порядок импорта, экспорта и транзита товаров и иного имущества, ручной клади и багажа пассажиров, международных почтовых отправлений, валюты и иных валютных ценностей, взимание таможенных пошлин, налогов и других сборов, а также запретов, ограничений и иных мер, касающихся контроля;
c) термин "нарушение" означает любое нарушение или попытку нарушения таможенных законов и правил;
d) термин "лицо" означает любое физическое или юридическое лицо;
e) термин "культурные ценности" означает ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются обоими государствами как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки.
Сфера действия
Статья 2
1. Руководствуясь законами, правилами и процедурами своих соответствующих государств, обе Таможенные службы, в соответствии с положениями, изложенными в данном Меморандуме, будут сотрудничать и оказывать друг другу взаимную помощь:
а) в целях обеспечения надлежащего соблюдения таможенных законов и правил;
b) в целях предотвращения, расследования и пресечения нарушений таможенных законов и правил.
2. Содействие в рамках данного Меморандума будет оказываться в соответствии с внутренними законами, правилами и процедурами государства, запрашиваемой Таможенной службы и в пределах компетенции этой Таможенной службы.
3. Данный Меморандум не предусматривает возврата таможенных пошлин, налогов и других сборов, причитающихся запрашивающей Таможенной службе.
Обмен информацией
Статья 3
1. Таможенные службы по своей инициативе или по запросу будут предоставлять друг другу информацию, которая может быть полезной:
а) в обеспечении правильного взимания таможенных пошлин и других импортных и экспортных налогов и сборов;
b) в применении импортных и экспортных запретов и ограничений.
2. Если запрошенная Таможенная служба не располагает сведениями, о которых ее запросили, то она может по своему усмотрению попытаться собрать эти сведения в соответствии с внутренними законами, правилами и процедурами и в пределах своей компетенции.
Статья 4
Каждая Таможенная служба будет по запросу предоставлять другой Таможенной службе информацию, касающуюся следующих вопросов:
a) были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей Таможенной службы, законно вывезены с территории государства запрашиваемой Таможенной службы;
b) были ли товары, вывезенные с территории государства запрашивающей Таможенной службы, законно ввезены на территорию государства запрашиваемой Таможенной службы, и какой таможенной процедуре, если это имело место, данные товары были подвергнуты.
Статья 5
Каждая Таможенная служба по своей собственной инициативе или по запросу и в возможно короткие сроки будет предоставлять другой Таможенной службе информацию, могущую оказаться для нее полезной, касающуюся нарушений таможенных законов и правил и, в частности, в отношении:
a) лиц, о которых известно, что они нарушают таможенные законы и правила, или подозреваемых в таких нарушениях;
b) товаров, о которых известно, что они являются предметами незаконного перемещения, или в отношении которых имеются подозрения в таком перемещении;
c) средств сухопутного, морского, воздушного и иного транспорта, о которых известно, что они использовались или используются при нарушениях таможенных законов и правил, или в отношении которых имеются подозрения в таких нарушениях;
d) случаев незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ с территории государства одной Таможенной службы на территорию государства другой Таможенной службы.
Такая информация должна быть, по возможности, детализирована, чтобы позволить идентификацию соответствующих лиц, средств транспорта, товаров, иного имущества, почтовых отправлений и других предметов.
Статья 6
Таможенные службы будут обмениваться:
a) информацией о средствах и методах, о которых известно, или в отношении которых имеются подозрения, что они используются при нарушениях таможенных законов и правил;
b) информацией, касающейся принципов таможенного контроля, новых технологий и методов обнаружения;
c) публикациями, научными, профессиональными и учебными пособиями по борьбе с нарушениями таможенных законов и правил и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
d) информацией о методах борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, опыте применения технических средств и использования специально обученных собак;
e) информацией, касающейся: новых типов наркотических средств и психотропных веществ; мест производства; маршрутов, используемых перевозчиками, и методов сокрытия; изменений в ценах на наркотики и психотропные вещества в различных странах и регионах.
Статья 7
Каждая Таможенная служба по своей инициативе или по запросу будет предоставлять другой Таможенной службе документы или заверенные копии этих документов, содержащие всякую информацию о сделках, совершенных или планируемых, которые составляют или могут составлять нарушение таможенных законов и правил.
Статья 8
Документы, предусмотренные данным Меморандумом, могут быть заменены компьютеризованной информацией, представленной в любой форме для этой же цели. Вся необходимая информация для толкования или использования этого материала будет предоставляться одновременно.
Статья 9
1. Оригиналы дел, документов и других материалов могут быть запрошены только в тех случаях, когда заверенных копий этих дел, документов и других материалов оказалось недостаточно.
2. Оригиналы дел, документов и других материалов, которые были переданы, возвращаются при первой возможности.
Использование информации и документов
Статья 10
1. Полученные информация, документы и другие сведения могут быть использованы исключительно в целях, определяемых данным Меморандумом. Они не будут передаваться или использоваться в иных целях, кроме случаев, когда:
а) Таможенная служба одного из государств в соответствии с его внутренними законами, правилами и процедурами должна информировать компетентные органы в любой другой стране или администрацию таможенного союза, или тех и других, о нарушениях таможенных законов и правил, равно как и о всяких попытках нарушения этих законов и правил, или
b) передающая их Таможенная служба даст явно выраженное согласие, и законодательство, которое регулирует деятельность принимающей их Таможенной службы, позволяет такую передачу или использование.
2. Информация, документы и другие сведения, предоставляемые Таможенной службе одного из государств согласно данному Меморандуму, будут обеспечиваться такой же защитой, как информация, документы и другие сведения такого рода, полученные на своей собственной территории.
3. Ни одна Таможенная служба не будет предоставлять средствам массовой информации документы и сведения, полученные в результате применения положений данного Меморандума, без согласия той Таможенной службы, от которой поступили эта информация, документы и другие сведения, за исключением тех случаев, когда ситуация не позволяет получить согласие этой Таможенной службы.
Статья 11
1. Таможенные службы обоих государств могут в соответствии с целями и в рамках данного Меморандума использовать при судебных и административных разбирательствах информацию, документы и другие сведения, полученные в соответствии с настоящим Меморандумом.
2. Возможность использования такой информации, документов и других сведений в качестве судебных доказательств и придаваемая им доказательная сила в судах определяются в соответствии с внутренним законодательством.
Наблюдение за лицами, товарами и транспортными средствами
Статья 12
Каждая Таможенная служба будет по своей собственной инициативе или по запросу другой Таможенной службы осуществлять специальное наблюдение за:
a) лицами, о которых известно, что они нарушают таможенные законы и правила, или подозреваются в нарушении этих законов и правил;
b) перемещением товаров и средств платежа, о которых сообщалось другой Таможенной службой, что они приводят к значительному незаконному перемещению на территорию ее государства или из нее;
c) любыми транспортными средствами, о которых известно, что они используются или предназначаются для использования с целью нарушения таможенных законов и правил;
d) местами, используемыми для складирования товаров, в отношении которых есть основания полагать, что они могут стать предметами значительного незаконного торгового оборота на территории государства другой Таможенной службы.
Контролируемая поставка
Статья 13
1. С учетом своих внутренних законов, правил и процедур обе Таможенные службы по взаимному согласию будут осуществлять при необходимости метод контролируемой поставки наркотических средств и психотропных веществ с целью выявления лиц, причастных к незаконному обороту этих средств и веществ.
2. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия обеих Таможенных служб могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием, или полной или частичной заменой незаконной партии.
3. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются обеими Таможенными службами в каждом отдельном случае и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности и взаимопонимание в отношении осуществления юрисдикции, достигнутые обеими Таможенными службами.
Расследование
Статья 14
1. По запросу одной из Таможенных служб другая Таможенная служба может провести проверку, досмотр и начать официальное расследование в отношении операций, которые повлекли или могут повлечь за собой нарушение таможенных законов и правил.
2. Запрашиваемая Таможенная служба может разрешить должностным лицам запрашивающей Таможенной службы находиться на территории ее государства, быть использованными в качестве связующего звена и, если обе Таможенные службы сочтут это уместным, предоставлять информацию и помощь, имеющую отношение к данному запросу о помощи.
3. Всякое расследование и иные процедуры, проводимые согласно запросу, будут осуществляться в соответствии с законодательством государства запрашиваемой Таможенной службы.
Эксперты и свидетели
Статья 15
1. Если суды или власти одного государства в связи с расследуемыми нарушениями таможенных законов и правил обращаются с соответствующим запросом, то Таможенная служба другого государства может разрешить своим официальным лицам выступать перед этими судами или властями в качестве свидетелей или экспертов.
2. Такие официальные лица дают показания, касающиеся установленных ими фактов в процессе их служебной деятельности, и представляют такие дела, документы или другие материалы, или их удостоверенные копии, которые могут считаться необходимыми для разбирательства.
3. В запросе на участие в качестве свидетеля или эксперта должно быть точно указано, по какому делу и в каком качестве официальное лицо будет выступать.
Статья 16
1. Когда в порядке, предусмотренном данным Меморандумом, официальные лица одной Таможенной службы находятся на территории государства другой Таможенной службы, они должны быть способными представить в любое время документальное доказательство своих официальных полномочий. Они не должны быть одеты в форменную одежду и иметь при себе оружие.
2. В части ответственности за правонарушения, совершенные против них, будет применяться законодательство принимающего государства.
Исключение из взаимопомощи
Статья 17
1. В случае, когда запрашиваемая Таможенная служба посчитает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным важным сферам национальных интересов ее государства, или связано с раскрытием промышленной, коммерческой или профессиональной тайны, она может отказать в помощи или же может выполнить запрос в зависимости от удовлетворения определенных условий.
2. Если в помощи отказано, то об этом решении и причинах незамедлительно должка быть уведомлена письменно запрашивающая Таможенная служба.
3. Если Таможенная служба запрашивает помощь, которую сама не смогла бы оказать, то в своем запросе она обращает на это внимание. Такой запрос может быть выполнен по усмотрению Таможенной службы, к которой обращен запрос.
Каналы взаимопомощи
Статья 18
1. Помощь, предусмотренная данным Меморандумом, будет осуществляться непосредственно двумя Таможенными службами.
2. Обе Таможенные службы могут организовать для своих центральных и местных подразделений правоохранения и расследования прямой контакт друг с другом в целях облегчения посредством обмена информацией предупреждения, расследования и пресечения нарушений таможенных законов и правил.
3. Таможенные службы могут обмениваться экспертами в целях изучения профессионального опыта друг друга, повышения квалификации и специальных знаний.
Расходы
Статья 19
1. Каждая Таможенная служба отказывается от предъявления любых требований по компенсации расходов, понесенных в результате выполнения данного Меморандума, за исключением расходов на свидетелей и экспертов (Статьи 15 и 18).
2. Расходы на поездку и пребывание свидетелей и экспертов покрываются запрашивающей службой.
3. В случае конфискации дохода или имущества, приобретенного путем незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ, каждая Таможенная служба может, в каждом отдельном случае и по просьбе другой Таможенной службы и при участии последней, вступить в переговоры с соответствующим органом, расположенным на территории государства другой Таможенной службы, о распоряжении конфискованным доходом или имуществом или, если это необходимо, в соответствии с законами, правилами и процедурами ее государства, обратиться к соответствующему органу на своей территории на предмет проведения таких переговоров. Органы, проводящие переговоры, примут обоюдное решение об условиях и форме, с которыми платеж может быть осуществлен.
Сфера применения
Статья 20
Данный Меморандум действует на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и на территории Российской Федерации.
Осуществление
Статья 21
1. Таможенные службы будут регулярно проводить консультации по вопросам сотрудничества в рамках данного Меморандума.
2. Переписка между Таможенными службами будет вестись на английском или русском языках без перевода на другой язык.
3. Обмен информацией будет осуществляться:
в Соединенном Королевстве:
18 отделом Следственного управления. Ее Величества Таможенной и акцизной службой.
в Российской Федерации:
Управлением по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
Любые изменения адреса пункта связи будут незамедлительно сообщаться друг другу.
Толкование
Статья 22
Таможенные службы обоих государств будут стараться по обоюдному согласию разрешать проблемы или сомнения, возникающие в связи с толкованием или применением данного Меморандума.
Вступление в силу и прекращение
Статья 23
Настоящий Меморандум о взаимопонимании вступает в силу со дня его подписания и заключается на неопределенный срок. Он будет действовать до истечения 6 месяцев со дня, когда одна из Таможенных служб направит другой Таможенной службе письменное уведомление о своем намерении прекратить его действие.
Подписано в Лондоне 6 января 1994 года в двух экземплярах на английском и русском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Ее Величества Таможенную
и акцизную службу Соединенного
Королевства Великобритании и
Северной Ирландии
/подпись/
За Государственный
таможенный комитет
Российской Федерации
/подпись/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Меморандум о взаимопонимании между Ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, касающемся сотрудничества между ними и взаимной помощи (Лондон, 6 января 1994 г.)
Вступает в силу с 6 января 1994 г.
Опубликование:
-