Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минобрнауки РД
от 22 февраля 2022 г. N 08-02-1-153/22
Положение
о региональной системе организации воспитания и социализации обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Республики Дагестан
1. Общие положения
Настоящее Положение о региональной системы организации воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Дагестан (далее - Положение) определяет цели, задачи, направления, показатели, методы сбора информации, а также порядок проведения мониторинга и его анализа, подготовки адресных рекомендаций региональной системы организации воспитания и социализации обучающихся (далее - Региональная система).
Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р "Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года";
паспортом Национального проекта "Образование" (утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года N 16);
Планом мероприятий по реализации в Республике Дагестан в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан от 16.08.2021 N 03-16-445/21 (далее - План).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.3. Приоритетами в воспитании детей и молодежи Республики Дагестан определены: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания, в том числе Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников", штаба Телевизионного отряда краеведов-следопытов (далее - штаб "ТОКС"), регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ", гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
2. Цель Региональной системы
2.1. Основной целью Региональной системы является совершенствование системы воспитания и социализации обучающихся на основе интеграции систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Республики Дагестан.
Работа по развитию системы организации воспитания и социализации обучающихся обеспечивается:
- разработкой пакета нормативных правовых документов, обеспечивающих систему работы организации воспитания и социализации обучающихся;
- созданием региональной инфраструктуры, обеспечивающей систему работы организации и социализации обучающихся;
- сопровождением региональных инновационных и базовых площадок;
- разработкой и реализацией научно-методических продуктов по актуальным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
- проведением ряда общественно-значимых мероприятий (включая проведение региональных конкурсов среди образовательных учреждений и конкурсов профессионального мастерства) по актуальным вопросам воспитания и социализации обучающихся;
- оценкой профессиональных дефицитов педагогов и специалистов в области воспитания, разработкой и реализацией программ, направленных на устранение этих дефицитов;
- разработкой инструментария, обеспечивающего оценку системы работы организации воспитания и социализации обучающихся.
2.2. Региональная система направлена на решение следующих задач:
- создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребёнка Республики Дагестан посредством, включения его в реализацию различных социальных проектов и программ;
- разработка и реализация мероприятий по организации интеграции систем общего и дополнительного образования на региональном уровне с привлечением органов власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта;
- совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитания в организациях и структурах различной ведомственной принадлежности Республики Дагестан;
- обеспечение необходимых научно-методических и информационных условий и поддержки деятельности кадров, осуществляющих процесс воспитания и социализации обучающихся.
3. Региональные показатели, методы сбора информации
3.1. Центральное место в системе организации воспитания и социализации занимает мониторинг, на основе анализа результатов которого принимаются управленческие решения и обосновываются меры по совершенствованию воспитательной деятельности.
3.2. Система региональных показателей включает:
3.2.1. Группу показателей "Доля педагогов региона, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся":
а) доля руководителей образовательных организаций, осуществивших повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
б) доля педагогов, осуществивших переподготовку или повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
3.2.2. Группу показателей "Доля образовательных организаций региона, имеющих и реализующих программы по приоритетным направлениям воспитания и актуальным проблемам" (уровни: общеобразовательной организации, муниципальный уровень, региональный уровень):
а) доля образовательных организаций, в которых разработаны и утверждены программы, обеспечивающие содержание вариативных модулей программы воспитания;
б) доля созданных служб медиации (примирения) в образовательных организациях;
в) доля программ, проектов, мероприятий, включённых в План, и реализуемых в сетевом и межведомственном формате;
г) доля программ родительского просвещения, реализуемых образовательными организациями.
3.2.3. Группу показателей "Доля детей, вовлечённых в мероприятия, направленные на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде":
а) доля детей и молодёжи, вовлеченных в деятельность общественных объединений, реализующих свою деятельность в образовательных организациях (волонтерство, наставничество и т.д.);
б) доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, участвующих в социальных проектах различной направленности, в том числе, включённых в региональный план реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
3.3. Использование системы региональных показателей призвано:
обеспечить получение регулярной и достоверной информации об эффективности реализации мероприятий, направленных на совершенствование процессов воспитания и социализации обучающихся в региональной системе образования;
обеспечить качество управленческих решений по улучшению ситуации интеграции систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Республики Дагестан.
4. Описание методов сбора информации
4.1. Целью мониторинга системы организации воспитания и социализации обучающихся является изучение и отслеживание изменений в количественных и качественных показателях результативности воспитательной деятельности и процесса социализации обучающихся в условиях реализации комплекса мероприятий реализации Плана, направленных на повышение информационного обслуживания управления, эффективности принятия управленческих решений на региональном, муниципальном и локальном уровне для повышения качества образования в целом.
4.2. Деятельность по мониторингу осуществляется на основе принципов: открытости, объективности, комплексности всех форм и методов воспитательного взаимодействия; целенаправленности всего комплекса воспитательных мероприятий; преемственности форм и методов воспитательной деятельности; непрерывности воспитательной деятельности и социализации на разных этапах взросления детей; общественно-профессионального участия.
4.3. Выбор методов сбора информации определяется уровнем сложности решаемых задач, спецификой предмета исследования с учетом социальных характеристик, типов образовательных организаций.
4.4. Организатором мониторинга является Министерство образования и науки Республики Дагестан (далее - Министерство).
4.5. По решению Министерства организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга осуществляется государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Дагестан "Дагестанский институт развития образования" (далее - ГБУ ДПО РД "ДИРО").
4.6. Мониторинг региональной системы в республике организуется на 3-х уровнях: локальный (образовательная организация), муниципальный, региональный.
4.7. Формы отслеживания эффективности реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы организации воспитания и социализации обучающихся в республике:
мониторинг системы организации воспитания и социализации в республике;
мониторинг системы организации воспитания и социализации на муниципальном уровне;
мониторинг системы организации воспитания и социализации в образовательных организациях.
4.8. Методы сбора информации:
анализ нормативных документов;
анализ опросов участников образовательных отношений;
анализ данных самообследования образовательных организаций;
результаты тестинга компетенций педагогических работников;
аналитические материалы субъектов профилактики;
мониторинг участия в конкурсном движении образовательных организаций и отдельных специалистов по актуальным направлениям воспитания и социализации;
изучение запроса руководителей образовательных организаций и субъектов Плана о потребности подготовки кадров по актуальным направлениям воспитания и профилактики.
4.9. Продуктами мониторинга системы организации воспитания и социализации обучающихся в республике являются: создание банка инновационных программ воспитания и социализации обучающихся; программы, комплект методов и технологий работы в сфере профилактики и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав; база статистических данных и аналитических материалов, позволяющих судить об эффективности реализации комплекса мер, направленных на совершенствование процессов воспитания и социализации обучающихся в республике, и оперативно принимать решения по корректировке и предупреждению нежелательных эффектов и профессиональных дефицитов.
5. Проведение мониторинга, анализа региональных показателей и подготовка адресных рекомендаций
5.1. Мониторинг системы организации воспитания и социализации обучающихся согласно региональным показателям и их анализ может проводиться как в целом по всей системе, так и по отдельным ее направлениям (субъектам), направлениям региональных ресурсных центров, муниципальных образований, образовательных организаций.
5.2. Министерство:
определяет направления системы организации воспитания и социализации обучающихся;
координирует деятельность по системе организации воспитания и социализации обучающихся в Республике Дагестан;
утверждает региональные показатели качества системы организации воспитания и социализации обучающихся по годам;
обеспечивает реализацию региональной системы;
информирует участников отношений в сфере образования о результатах деятельности по организации воспитания и социализации обучающихся.
5.3. ГБУ ДПО "ДИРО":
участвует в организации мероприятий по системе организации воспитания и социализации обучающихся;
организует и проводит мониторинг региональных показателей системы организации воспитания и социализации обучающихся;
осуществляет анализ результатов мониторинга системы организации воспитания и социализации обучающихся;
готовит предложения для принятия управленческих решений.
6. Проведение анализа и подготовка адресных рекомендаций
6.1. По итогам анализа результатов мониторинга системы организации воспитания и социализации обучающихся и на основании адресных рекомендаций ГБУ ДПО РД "ДИРО" разрабатывает меры по выполнению адресных рекомендаций, принимает управленческие решения с конкретными сроками и ответственными с последующим анализом эффективности принятых мер.
6.2. Анализ результатов мониторинга согласно региональным показателям предполагает:
выявление "проблемных зон" в организации и реализации эффективных процессов воспитания и социализации обучающихся в республике;
выявление динамики проявлений девиантных и деструктивных форм поведения несовершеннолетних с целью получения информации об эффективности реализуемого комплекса мер поддержки и предупреждения негативных последствий;
- оценка компетенций педагогических работников с целью выявления дефицитов профессиональных компетенций, на преодоление которых должны быть направлены дополнительные профессиональные программы (далее - ДПП), разрабатываемые ГБУ ДПО "ДИРО", семинары и медиатрансляции по актуальным вопросам воспитания и социализации обучающихся, включая межведомственный ресурс.
6.3. По результатам проведенного анализа разрабатываются адресные рекомендации:
- управленческим командам школ по совершенствованию системы организации воспитания и социализации обучающихся - принятие мер по профилактике девиантного и делинквентного поведения обучающихся; принятие мер, направленных на развитие сотрудничества субъектов системы воспитания; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтёрской деятельности; проведение иных мероприятий, направленных на развитие системы воспитания и социализации обучающихся (социальное проектирование, наставничество и т.п.);
- ГБУ ДПО "ДИРО" - по разработке и реализации ДПП, направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогических работников в области воспитания и социализации обучающихся; по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи образовательным организациям; разработке методических продуктов по вопросам совершенствования процессов воспитания и социализации обучающихся; принятия мер, направленных на выявление и популяризацию лучшего педагогического опыта; развитие конкурсного движения по актуальным направлениям воспитания и социализации обучающихся; развитие функционирования педагогических сообществ;
муниципальным органам управления образования - по разработке и реализации комплекса мер по совершенствованию системы организации воспитания и социализации обучающихся, оказанию адресной поддержки образовательным организациям, имеющим затруднения и "проблемные зоны";
- Министерству - по корректировке Плана, обеспечение деятельности региональных ресурсных центров.
6.4. Анализ результативности и эффективности процессов воспитания и социализации обучающихся в регионе проводится 1 раз в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.