В соответствии с пунктом 8.2.1 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных протоколом от 20 января 2017 г. N 1 заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в целях оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов (далее - Руководство).
2. Разместить утвержденное Руководство на сайте Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики.
3. Отделу по обеспечению деятельности обеспечить исполнение утвержденного Руководства.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра промышленности и энергетики Чувашской Республики Б.В. Марковцова.
Исполняющий обязанности министра |
А.А. Кондратьев |
Утверждено
приказом Министерства
промышленности и энергетики
Чувашской Республики
Руководство
по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов
1. Введение
Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 8.2.1 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных протоколом от 20 января 2017 г. N 1 заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в целях оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов.
Обязательные требования установлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вышеуказанную деятельность, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами обязательных требований:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, а также земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, помещений, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369, и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370, в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.
2. Нормативные правовые акты, регулирующие сферу контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов
Обязательные требования в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов установлены следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.12 N 1287 (далее - Положение о лицензировании);
- Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов);
- Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов).
Перечень указанных актов по обязательным требованиям, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных надзорных мероприятий, размещены на официальном сайте Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (https://minprom.cap.ru/action/licenzirovanie/licenzirovanie-deyateljnosti-po-zagotovke-hraneniy/perechenj-normativnih-pravovih-aktov- soderzhaschih).
Также нормативные правовые акты размещены в информационно-справочных системах "Консультант" и "Гарант" в сети "Интернет".
3. Обязательные требования наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, а также земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, помещений, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления
3.1. Земельный участок.
Нормативными правовыми актами не определены какие-либо конкретные требования, характеристики необходимого земельного участка, за исключением одного, а именно: участок должен иметь площадку с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенную для хранения лома и отходов металлов. Наличие ее устанавливается при выездной проверке.
Поскольку требования к размерам земельного участка нормативными правовыми актами не определены, в ходе контрольных мероприятий (выездной проверки) устанавливается его площадь, конфигурация и, соответственно, готовность и возможность использования заявленного земельного участка для осуществления лицензируемого вида деятельности в части размещения на участке здания, сооружения, оборудования, места для хранения лома и его переработки, места для маневра грузоподъемного оборудования, автомобиля для транспортировки лома металлов и другие требования, исходящие из организации производственного процесса, перечня заявленного оборудования, логистики.
Кроме того, земельный участок должен соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 37 которого определяет виды разрешенного использования земельных участков, а также Земельного кодекса Российской Федерации, статья 85 которого устанавливает состав земель населенных пунктов и зонирование территорий.
Учитываются также утвержденные в муниципальном районе Правила землепользования и застройки со схемами зонирования территории района.
3.2. Здания, строения, сооружения, помещения.
Заготовку, хранение, переработку и место реализации лома металлов допускается организовать как на земельном участке при наличии на нем какого-либо помещения для оформления документов, так и внутри производственного здания необходимого размера и состояния.
Таким образом, законодательно допустимы различные варианты.
1. Земельный участок и размещенное на нем строение, сооружение, имеющее внутри себя помещение для организации документооборота, приема сдатчиков лома, размещения в доступном месте необходимой информации и т.д.
На практике это может быть, например, бытовой или строительный вагон, имеющий такую степень оснащенности, которая позволит выполнить требования Правил обращения с ломом черных металлов, Правил обращения с ломом цветных металлов.
2. Земельный участок и размещенное на нем капитальное здание.
Для определения понятия здания обратимся к нормативным документам.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что здание относится к недвижимым вещам, т.е. таким, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Кроме того, в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, которое включает в себя, в том числе здания и помещения, подлежат государственной регистрации.
Таким образом, в случае использования для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома металлов на объекте капитального здания, строения, сооружения необходимо иметь в виду обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) правоустанавливающих документов либо сведений на заявленные объекты недвижимости.
Для организации пункта заготовки, переработки металлолома возможно использование не целого здания, а только его части - отдельного помещения. Однако при этом помещение не может представлять собой "угол", а должно быть пространственно ограниченным, т.е. иметь ограничение стенами.
3. Осуществление ломозаготовки, переработки только внутри здания.
В таком случае остается необходимость соблюдения требований в отношении заявленного здания: его назначение, вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, возможность внутренней организации ломозаготовки, площадь, оснащенность и т.д., включая возможность исполнения требований Правил обращения с ломом черных металлов, Правил обращения с ломом цветных металлов.
При рассмотрении вида разрешенного использования земельного участка, на котором размещено заявленное здание, учитывается норма, закрепленная статьей 652 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит:
"1. По договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
2. В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.
Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением".
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, предприниматель, разместивший пункт приема, переработки металлолома внутри здания, имеет право пользоваться землей, на которой расположено это здание, однако, тем не менее, с учетом вида разрешенного использования этого земельного участка.
3.3. Технические средства, оборудование и техническая документация.
В Положении о лицензировании требования в части технических средств, оборудования и технической документации не конкретизированы, указано лишь, что они должны быть в каждом из мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В этой части требования детально определены в Правилах обращения с ломом черных металлов и Правилах обращения с ломом цветных металлов, в связи с чем вторая часть лицензионных требований, указанных в Положении о лицензировании сформулирована именно так.
Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369, и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370.
3.4. Правилами обращения с ломом черных металлов определено, что юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить, в том числе:
- наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля и взвешивания лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;
- наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
пресс для пакетирования лома черных металлов;
пресс-ножницы;
установка для дробления и сортировки легковесного лома;
оборудование для сортировки или измельчения стружки;
копер для разбивки металлолома.
3.5. Правилами обращения с ломом цветных металлов определено, что юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить, в том числе:
- наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
- наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
- наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;
пресс-ножницы;
установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;
установка для разделки кабеля.
Обязательное наличие указанного оборудования по выбору предусмотрено только в случае организации ломозаготовительного процесса, включающего в себя переработку лома цветных металлов. В этом случае в лицензии указывается вид работ: "заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов".
В том случае, когда ни на одном из объектов лицензиата лом цветных металлов не перерабатывается и в лицензии, соответственно, указывается вид работ: "заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов", наличие прессового оборудования не является обязательным.
3.6. Техническая документация на оборудование включает в себя технический паспорт, руководство по эксплуатации, сертификат соответствия (при необходимости), документ, подтверждающий поверку для определенных видов оборудования, другие технические документы, оформленные в установленном порядке.
Для самостоятельной проверки соискателями лицензии (лицензиатами) корректности составления технической документации можно руководствоваться ГОСТ Р 2.610-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов", утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 29.04.2019 N 178-ст.
Вся техническая документация на оборудование должна храниться на месте его эксплуатации, т.е. на объекте осуществления деятельности и предъявляться проверяющему лицу по требованию.
Кроме того, на объекте должны быть:
- инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов металлов и проверки их на взрывобезопасность;
- инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов металлов;
- инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.
3.7. Правилами обращения с ломом металлов установлено требование наличия на объекте осуществления деятельности в доступном для обозрения месте следующей информации:
- для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;
- для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов металлов;
- распорядок работы;
- условия приема и цены на лом и отходы металлов;
- перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.8. В отношении работников лицензионные требования также установлены Правилами обращения с ломом металлов.
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы металлов, обязаны обеспечить:
- наличие на каждом объекте по приему лома и отходов металлов контролера лома и отходов металла 2 разряда;
- лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов металлов;
- лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов металлов на взрывобезопасность (допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо).
При этом радиационный контроль и контроль лома металлов на взрывобезопасность осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию, что подтверждается документами.
3.9. Документы, подтверждающие исполнение лицензионных требований.
Согласно Положению о лицензировании для подтверждения исполнения лицензионных требований соискатель лицензии (лицензиат) должен иметь и обязан представлять в лицензирующий орган при обращении за предоставлением (переоформлением лицензии) либо при осуществлении в отношении него проверки следующее:
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений (единой обособленной части зданий, строений, сооружений и помещений), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях);
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
- копии документов, подтверждающих квалификацию работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов;
- копии документов о назначении ответственных лиц за проведение радиационного контроля лома и отходов и контроля лома и отходов на взрывобезопасность, утвержденных руководителем организации - соискателем лицензии (лицензиатом) в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики от 24 декабря 2021 г. N 02-03/145-1 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов"
Текст приказа опубликован не был