Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59982-2022
"Дороги автомобильные общего пользования. Эксплуатация. Правила оценки и приемки"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 января 2022 г. N 11-ст)
Automobile roads of general use. Exploitation. Evaluation and acceptance rules
УДК 625.7/.8:006.354
ОКС 93.080
Дата введения - 1 марта 2022 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО "НИПИ ТРТИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 января 2022 г. N 11-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает правила проведения:
- оценки уровня содержания автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них;
- приемки выполненных работ по текущему ремонту (ремонту) автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ
ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ
ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов
ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания
ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58861 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
ГОСТ Р 59292 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания. Критерии оценки и методы контроля
ГОСТ Р 59434 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля
СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 заказчик: Лицо (физическое или юридическое), в оперативном управлении которого находится автомобильная дорога (ее участок), поручающее на основании договора (контракта) или иного вида соглашения проведение работ (оказание услуг) по эксплуатации этой автомобильной дороги (ее участка) подрядчику.
3.2 подрядчик: Лицо (физическое или юридическое), назначенное заказчиком в соответствии с договором (контрактом) или иным видом соглашения на проведение работ (оказание услуг) по эксплуатации автомобильной дороги (ее участка) для исполнения всех или каких-либо видов деятельности, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией.
3.3 дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям нормативных документов и технической и эксплуатационной документации.
3.4 дефект содержания: Несоответствие значений (количественных, линейных и/или площадных) показателей эксплуатационного состояния конструктивного элемента автомобильной дороги, дорожных сооружений и элементов обустройства, а также сроков их устранения нормативным требованиям для уровня летнего и/или зимнего содержания.
3.5
конструктивный элемент: Конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию. |
3.6
элементы обустройства: Комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения. |
3.7
уровень содержания автомобильных дорог: Показатель, отражающий определенное эксплуатационное состояние конструктивных элементов автомобильной дороги, которое определяется полнотой и качеством выполнения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог. [ГОСТ Р 59434-2021, статья 3.25] |
3.8
ремонт автомобильной дороги (текущий ремонт): Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. [ГОСТ Р 58861-2020, статья 3.25] |
3.9 объект содержания: Отдельные конструктивные элементы и/или элементы обустройства (их совокупность), отдельные участки (их совокупность), отдельные искусственные дорожные сооружения (их совокупность) в составе автомобильной дороги, автомобильная дорога в целом или сеть автомобильных дорог, в отношении которых заключен договор (контракт) или иной вид соглашения на выполнение работ (оказание услуг) по их содержанию.
4 Правила проведения оценки уровня содержания дорог и искусственных дорожных сооружений на них
4.1 Оценке уровня содержания, при условии применения соответствующих средств организации дорожного движения по ГОСТ Р 58350 в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой, не подлежат:
- конструктивные элементы, элементы обустройства и/или их совокупности, подвергшиеся стихийному бедствию или событиям, которые к ним приравнены, в течение срока, установленного соответствующими органами для ликвидации их последствий;
- участки автомобильной дороги и/или искусственного сооружения на которых выполняются работы по реконструкции, капитальному ремонту и/или ремонту, в том числе при строительстве примыканий и пересечений с такими участками. В случаях если работы по реконструкции, капитальному ремонту и/или ремонту в границах участка предусмотрены только в части конструктивных элементов и элементов обустройства, то перечень конструктивных элементов и элементов обустройства, которые на период выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту не выводятся из эксплуатации и подлежат содержанию и оценке уровня содержания, устанавливается заказчиком;
- конструктивные элементы, значения показателей дефектов содержания которых превышают значения показателей дефектов, указанных для допустимого уровня содержания по ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434, в случае нарушения межремонтных сроков на оцениваемом участке автомобильной дороги по ГОСТ Р 58861;
- в случае, когда договором (контрактом) или иным видом соглашения (далее - контракт) не предусмотрено использование положений настоящего стандарта в целях оценки уровня содержания автомобильной дороги, приемки и определения стоимости выполненных работ (оказанных услуг) подрядчиком, подлежащих оплате заказчиком за отчетный период.
4.2 Участки автомобильной дороги и/или отдельные искусственные сооружения, находящиеся в режиме эксплуатации в период действия гарантийных обязательств строительных организаций, выполнивших работы по их строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту, подлежат оценке уровня их содержания в рамках контрактных обязательств подрядчика. В случае необходимости, результаты оценки уровня содержания конструктивных элементов, элементов обустройства и/или их совокупности на рассматриваемых участках подлежат отдельному учету, в целях последующего их использования при ведении претензионной работы, направленной на исполнение гарантийных обязательств.
4.3 Уровни содержания для целей взаимодействия заказчика и подрядчика при оценке и приемке дорожных работ (услуг) принимают по ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434.
4.4 Эксплуатационное состояние конструктивных элементов и/или элементов обустройства, при котором оцениваемые участки автомобильных дорог, за исключением участков по 4.1, находятся в ненормативном состоянии, является недопустимым.
4.5 В зависимости от сезона года заказчик устанавливает два последовательных периода содержания дорог и искусственных сооружений - зимний и весенне-летне-осенний. Сроки начала и окончания указанных периодов определяют с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит автомобильная дорога.
4.6 Перечень дефектов содержания, характеризуемых составом показателей, значениями (количественными, линейными и/или площадными) показателей, признаками недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента, элемента обустройства или их составляющих, нормируемыми сроками их устранения при высоком, среднем и допустимом уровнях содержания конструктивных элементов, элементов обустройства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, определены в ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434.
Дефекты содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, установленные в нормативных документах и технической или эксплуатационной документации, и не включенные в перечень дефектов содержания по ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434, в целях оценки уровня содержания должны быть учтены заказчиком при формировании контрактов по содержанию.
4.7 Дефекты содержания конструктивных элементов, элементов обустройства и/или их составляющих конкретного объекта содержания подлежат учету и балльной оценке в ходе проведения в отчетный период промежуточной и итоговой оценок уровня содержания конструктивных элементов, расположенных в границах минимальных участков основного хода автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, а на искусственных сооружениях линейного типа - в границах единичных участков конкретного объекта содержания.
4.8 Оценку уровня содержания автомобильной дороги проводят ежемесячно. Допускается проводить оценку отдельно взятых видов выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию конкретных типов конструктивных элементов и/или элементов обустройства в иные сроки, в случаях, когда предусмотрен иной отчетный период. Дата проведения оценки назначается заказчиком.
Примечание - За отчетный период принимают промежуток от календарной даты начала до календарной даты окончания оцениваемого месяца, если иное не оговорено контрактом.
4.9 Определение минимальных и единичных участков конкретного объекта содержания с целью оценки уровня его содержания осуществляют по 4.9.1-4.9.3.
4.9.1 Минимальный участок автомобильной дороги (исключая искусственные сооружения), на котором проводят оценку уровня содержания за отчетный период, принимается равным 1 км.
4.9.2 При наличии на оцениваемом участке автомобильной дороги (съезде транспортной развязки) последнего минимального участка фактической длиной менее 1 км, его оценивают:
- как один минимальный участок, при его фактической длине 500 м и более;
- совместно с последним целым километровым участком дороги, при его длине менее 500 м;
- как один минимальный участок, при фактической длине съезда транспортной развязки менее 500 м.
4.9.3 В целях проведения оценки уровня содержания искусственного сооружения, в его границах следует выделять единичные участки оценки показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства (далее - единичные участки). Единичный участок следует принимать по 4.9.3.1-4.9.3.4.
4.9.3.1 При проведении оценки уровня содержания водопропускных труб, малых и средних мостовых сооружений по ГОСТ 33178 (включая подходы к ним) за единичный участок принимают участок, включающий в себя полную длину сооружения.
4.9.3.2 Единичным участком на больших мостовых сооружениях по ГОСТ 33178 (включая подходы) является участок длиной 100 пог. м. При полной длине такого типа мостового сооружения (включая подходы) свыше 100 пог. м и длине последнего участка от 50 до 100 пог. м данный участок оценивается как отдельный единичный участок. При длине последнего участка менее 50 пог. м участок оценивают совместно с предыдущим единичным участком.
4.9.3.3 Единичный участок в тоннелях, галереях, подземных и надземных пешеходных переходах (включая подходы) определяют аналогично 4.9.3.2. В случае, если протяженность данных искусственных сооружений (включая подходы) менее 100 пог. м, за единичный участок принимают полную длину сооружения (включая подходы).
4.9.3.4 Единичным участком на искусственных сооружениях, имеющих полную длину сооружения (включая подходы) более 5000 пог. м, является участок длиной 500 пог. м. При наличии на таких сооружениях последнего участка оценки длиной:
- от 250 до 500 пог. м - данный участок считается отдельным единичным участком;
- менее 250 пог. м - данный участок оценивают совместно с предыдущим единичным участком.
4.10 При выявлении, учете и оценке дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, расположенных в границах минимальных и единичных участков, руководствуются положениями 4.5-4.9 и 4.11-4.32, учитывая требуемый уровень содержания на конкретном объекте содержания, установленный в контракте.
4.11 В соответствии с алгоритмом балльной оценки дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства по 4.28-4.32, заказчиком выдается подрядчику "предписание на устранение нарушений требований к содержанию автодороги (искусственного сооружения)" (далее - предписание), в соответствии с приложением А.
4.12 Срок устранения выявленных дефектов, который указывается в предписании заказчика, устанавливают с учетом записи по таким дефектам, сделанной подрядчиком в журнале ежедневных осмотров или в книге искусственного сооружения (далее - учетно-отчетная документация), а также записи в общем журнале производства работ (оказания услуг) (далее - исполнительная документация).
4.13 Фактическим началом отсчета требуемого срока устранения дефекта содержания считают время и дату:
- получения предписания подрядчиком;
- фиксации дефектов (в том числе дефектов, связанных с фактическим началом и завершением периода негативного воздействия неблагоприятных и особо неблагоприятных условий погоды) в учетно-отчетной и исполнительной документации, предусмотренной в контракте.
4.14 Контроль за исполнением предписания заказчика по истечении требуемого срока устранения дефекта содержания объекта, указанного в предписании или в учетно-отчетной и исполнительной документации, используемой подрядчиком, осуществляют путем повторного осмотра (с фото- и/или видеофиксацией, которая предусматривается контрактом) конструктивного элемента, элемента обустройства или составляющих объекта содержания. По результатам повторного осмотра в предписании или в учетно-отчетной и исполнительной документации делают отметку об устранении замечаний.
4.15 Дефекты содержания конструктивных элементов и элементов обустройства на участках основного хода автомобильной дороги, съездах транспортных развязок и искусственных дорожных сооружений определяют по ГОСТ 33220, ГОСТ 33180, ГОСТ 33181, ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434.
4.16 Оценка уровня содержания автомобильной дороги (ее участка) и/или искусственных сооружений за отчетный период проводится заказчиком в присутствии подрядчика.
4.17 Оценка уровня содержания автомобильной дороги (ее участка) и/или искусственных сооружений на ней за отчетный период, в случае их одновременного содержания несколькими подрядчиками, но выполняющими работы (услуги) по содержанию разных конструктивных элементов, элементов обустройства или их совокупности, осуществляется заказчиком отдельно для каждого подрядчика по комплексу работ или услуг, предусмотренных контрактом.
4.18 При оценке уровня содержания конкретного участка автомобильной дороги и/или искусственного сооружения, обеспеченного подрядчиком за отчетный период, дефекты содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, выявленные заказчиком, учитывают только по тому комплексу конструктивных элементов и элементов обустройства, содержание которых предусмотрено контрактом соответствующего подрядчика.
4.19 Для участия в составлении двухсторонних актов (ведомостей) оценки уровня содержания конкретного участка автомобильной дороги и/или искусственного сооружения за отчетный период подрядчик обязан обеспечить присутствие своего представителя.
При отсутствии представителя подрядчика при проведении оценки уровня содержания конкретного участка автомобильной дороги и/или искусственного сооружения, акты (ведомости) оценки уровня содержания и предписания подрядчику составляются заказчиком в одностороннем порядке. При этом указанные документы являются основанием для подтверждения выявленных дефектов содержания и направляются подрядчику в соответствии порядком ведения документооборота, формирования учетно-отчетной и исполнительной документации, указанным в контракте.
4.20 Для оценки уровня содержания автомобильных дорог и/или искусственных сооружений за отчетный период подрядчик представляет заказчику документы по 4.20.1-4.20.8.
4.20.1 Книги (карточки) искусственных сооружений в бумажном или электронном виде.
4.20.2 Журналы производства работ (оказания услуг) и журналы ежедневных осмотров дорог, элементов обустройства и дорожных сооружений в бумажном или электронном виде.
4.20.3 Схемы ограждения мест производства дорожных работ (оказания услуг).
4.20.4 Сведения о дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и/или искусственных сооружений, обнаруженных на месте ДТП, которые были внесены в акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП или наличие которых, на момент совершения ДТП, было доказано в судебном порядке.
Примечание - Указанные сведения представляются при наличии таких данных у подрядчика работ (услуг) по содержанию.
4.20.5 Копии протоколов об административных правонарушениях, составленных за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка автомобильной дороги и/или искусственного сооружения.
4.20.6 Промежуточные ведомости оценки уровня содержания участков автомобильной дороги и искусственных сооружений за период, предшествующий оцениваемому периоду, с данными о фактических сроках устранения дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, заполненные по формам и положениям в соответствии с приложениями Б, В, Г и Д.
4.20.7 Промежуточные ведомости оценки уровня содержания участков автомобильной дороги и искусственных сооружений за отчетный период, в соответствии с приложениями Б, В, Г и Д, с предварительно заполненными данными по конкретному участку дороги, отражающими:
- общие сведения по оцениваемому участку автомобильной дороги и/или искусственному сооружению, а также требуемый по контракту уровень его содержания;
- показатели и значения (количественные, линейные и/или площадные) дефектов содержания, сроки их устранения по типам конструктивных элементов и элементам обустройства, которые нормируются по категориям автомобильных дорог, уровням содержания (высокому, среднему, допустимому) в соответствии с ГОСТ 33220, ГОСТ 33180, ГОСТ 33181, ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 59292, ГОСТ Р 59434 и/или контрактом;
- количество минимальных и/или единичных участков оцениваемого объекта содержания, устанавливаемых по 4.9.
4.20.8 Итоговые ведомости для оценки уровня содержания участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений за отчетный период в соответствии с приложениями Е, Ж, И и К, с предварительно заполненными данными по конкретному участку автомобильной дороги, отражающими:
- общие сведения по участку автомобильной дороги и требуемый по контракту уровень его содержания;
- наименование искусственного сооружения;
- адрес (местоположение) искусственного сооружения на автомобильной дороге с километровой привязкой;
- протяженность искусственного сооружения,
- требуемый уровень содержания искусственного сооружения, принимаемый согласно контракту;
- общее количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства на конкретном искусственном сооружении, установленных в соответствии с 4.6.
4.21 Порядок и вид представления (в электронном и/или печатном виде) подрядчиком промежуточных и итоговых ведомостей по конкретному участку автомобильной дороги заказчику должен быть определен в контракте.
4.22 Заказчик, до проведения оценки уровня содержания участка дороги за отчетный период, по документам, указанным в 4.20, выявляет участки, на которых:
- были допущены случаи несвоевременного устранения дефектов содержания конкретных конструктивных элементов участка дороги;
- имелись ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и/или искусственных сооружений, обнаруженных на месте ДТП. Указанная информация должна быть отражена в акте обследования дорожных условий в месте совершения ДТП или их наличие на момент совершения ДТП доказано в судебном порядке.
4.23 При выявлении ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и/или искусственных сооружений, обнаруженных на месте ДТП, заказчик должен пользоваться данными:
- полученными посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
- о ДТП, указанными на интернет-сайте Госавтоинспекции (далее - ГИБДД), входящем в состав аппаратно-программного комплекса "Официальный интернет-сайт МВД России".
4.24 Дефекты содержания конструктивных элементов, элементов обустройства и ДТП, выявленные заказчиком в ходе проведения оценки уровня содержания участка дороги и/или искусственного сооружения за отчетный период, должны быть занесены в промежуточные ведомости.
4.25 Сведения о ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и/или искусственных сооружений, обнаруженных на месте ДТП, установленные по 4.20, должны быть учтены (установлена оценка "2") на основании данных за период, предшествующий отчетному, вне зависимости от времени, когда произошло ДТП (при условии, что оно не было учтено при оценке уровня содержания в периоды, предшествующие отчетному).
4.26 Уровень содержания конкретного минимального участка автомобильной дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок оценивают в баллах.
Оценку (в баллах) минимального участка дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок принимают равной минимальной оценке (в баллах) дефектов содержания конструктивных элементов, элементов обустройства или их совокупности, установленных на этом участке и указанных в промежуточных ведомостях, в соответствии с приложениями Б и Г.
Значение балльной оценки уровня содержания конкретного минимального участка автомобильной дороги и/или съездов транспортных развязок, соответствующее наименьшей из величин балльной оценки дефектов содержания по группам конструктивных элементов и/или элементов обустройства конкретного минимального участка, заносят в графы 7, 8 и 9 итоговой ведомости в соответствии с приложениями Е и И, основываясь на данных промежуточных ведомостей в соответствии с приложениями Б и Г.
В графы 10 и 11 промежуточных ведомостей в соответствии с приложениями Б и Г заносят минимальные участки с дефектами (указанными в учетно-отчетной и исполнительной документации или предписании), требуемый срок устранения которых не истек на момент оценки уровня содержания конкретного объекта содержания.
Данные о фактическом сроке устранения дефектов, в случаях, если он превысил требуемый срок, учитывают при подготовке и в ходе оценки уровня содержания по 4.20 и 4.22, используя алгоритм балльной оценки дефекта конструктивного элемента, в соответствии с 4.28-4.32.
На основании результатов балльной оценки уровня содержания совокупной протяженности минимальных участков с дефектами содержания конструктивных элементов и элементов обустройства на них рассчитывают:
- среднюю оценку уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу О а.д и относительное количество километров автомобильной дороги по основному ходу К 2а.д с недопустимым эксплуатационным состоянием по 4.33;
- среднюю оценку уровня содержания съездов транспортных развязок О с.тр, а также относительное количество километров съездов транспортных развязок К 2с.тр с недопустимым эксплуатационным состоянием по 4.34.
Уровень содержания автомобильной дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок, входящих в объект содержания, за отчетный период устанавливают согласно 4.35, учитывая значения средней оценки уровня содержания (О а.д; О с.тр) и относительного количества километров с недопустимым эксплуатационным состоянием (К 2а.д; К 2с.тр) соответственно.
Среднюю оценку уровня содержания сети дорог и съездов транспортных развязок, входящих в их состав, устанавливают по 4.39.
4.27 По каждому конкретному дефекту содержания конструктивного элемента или элемента обустройства конкретного искусственного сооружения определяют количество единичных участков по 4.9.3, на которых требуется осуществить балльную оценку каждого показателя дефекта содержания каждого конструктивного элемента или элемента обустройства, расположенного на этом искусственном сооружении.
Количество единичных участков искусственного сооружения в границах которых требуется определение балльной оценки показателей по каждому дефекту содержания каждого конструктивного элемента или элемента обустройства на конкретном искусственном сооружении, указывают в графе 7 промежуточных ведомостей в соответствии с приложениями В и Д.
Общее количество показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, требующих балльной оценки по 4.28-4.32 в составе конкретного искусственного сооружения, принимают равным суммарному количеству единичных участков, подлежащих оценке по всей номенклатуре показателей дефектов содержания всех конструктивных элементов и элементов обустройства, входящих в конкретный объект содержания, согласно контракту.
Общее количество показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, требующих балльной оценки в целом по конкретному искусственному сооружению, указывают в промежуточных ведомостях и итоговой ведомости в соответствии с приложениями В, Д, Ж и К.
В ходе оценки уровня содержания конструктивных элементов и элементов обустройства конкретного искусственного сооружения в графы 8-10 промежуточных ведомостей в соответствии с приложениями В и Д заносят количество единичных участков с минимальным баллом оценки дефекта содержания конструктивного элемента или элемента обустройства, установленным в границах единичного участка конкретного искусственного сооружения.
Графы 11-13 промежуточных ведомостей заполняют с учетом примечания к данным ведомостям.
На основании данных промежуточных ведомостей заполняют итоговую ведомость оценки искусственного сооружения в соответствии с приложениями Ж и К.
По данным, указанным в графах с 5 по 10 итоговой ведомости, рассчитывают среднюю оценку уровня содержания конкретного искусственного сооружения О ис и относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства в составе конкретного искусственного сооружения с недопустимым эксплуатационным состоянием К 2ис, которые заносят в графы 11 и 12 итоговой ведомости.
Расчет средней оценки уровня содержания конкретного искусственного сооружения О ис и относительного количества оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства в составе конкретного искусственного сооружения с недопустимым эксплуатационным состоянием К 2ис осуществляют по 4.36.
Уровень содержания конкретного искусственного сооружения, установленный по 4.38, указывают в графе 13 итоговой ведомости.
В графу 14 итоговой ведомости заносят значение коэффициента снижения стоимости работ (услуг) по содержанию конкретного искусственного сооружения за отчетный период, рассчитанный по 4.44.
Среднюю оценку уровня содержания искусственных сооружений на дороге (сети дорог) устанавливают по 4.40.
4.28 При оценке уровня содержания заказчик на каждом минимальном участке автомобильной дороги, каждого съезда транспортной развязки, а также на каждом единичном участке конкретного искусственного сооружения, фиксирует дефекты содержания по конструктивным элементам, элементам обустройства и устанавливает величину балльной оценки фактических значений показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, включенных в предмет контракта конкретного подрядчика.
4.29 Дефекты содержания по конструктивным элементам и элементам обустройства фиксируют и оценивают вне зависимости от типа контракта - на выполнение работ или оказание услуг.
4.30 Фактические значения показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства сравнивают со значениями показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, требуемых при уровнях содержания по ГОСТ 33180, ГОСТ 33181, ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434.
4.31 Следуя алгоритму балльной оценки дефекта содержания конструктивного элемента или элемента обустройства, показанного на рисунке 1, определяют наличие записи о дефекте содержания в учетно-отчетной, исполнительной документации или наличие предписания в соответствии с 4.31.1 и 4.31.2.
Рисунок 1 - Алгоритм балльной оценки дефекта содержания
4.31.1 В случае если по дефекту содержания имеется запись в учетно-отчетной, исполнительной документации или выдано предписание, уточняют дефект содержания на момент оценки:
- устранен, устанавливают: превышен ли требуемый срок его устранения, если превышен, дефект оценивают в два балла ("2"), а если же данный дефект содержания устранен в требуемый срок, он не подлежит оценке;
- не устранен, устанавливают: превышен ли требуемый срок его устранения, если превышен, дефект содержания оценивают в два балла ("2") и выдают предписание с указанием требуемого срока его устранения, что фиксируют в соответствующих графах промежуточной ведомости.
4.31.2 Если на момент оценки по дефекту содержания отсутствует запись в учетно-отчетной, исполнительной документации или не выдано предписание, уточняют связан ли он с наличием признака недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента, если:
- дефект содержания связан с наличием признака недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента - оценивают в два балла ("2") и выдают предписание с указанием требуемого срока его устранения, что фиксируют в соответствующих графах промежуточных ведомостей;
- не связан с наличием признака недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента или элемента обустройства - устанавливают фактическое значение показателя дефекта содержания. Если значение показателя ниже требуемого по допустимому уровню содержания конструктивного элемента или элемента обустройства, дефект содержания оценивают в два балла ("2") и выдают предписание с указанием требуемого срока его устранения, что фиксируют в соответствующих графах промежуточной ведомости. В случае, если значение показателя дефекта содержания, не ниже требуемого по допустимому уровню - определяют балльную оценку ("3" или "4"), следуя принципу определения балльной оценки по 4.32.
4.32 Величину балльной оценки фактических значений показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, выявленных на оцениваемом минимальном участке дороги, каждого съезда транспортной развязки, а также на единичном участке искусственного сооружения, принимают равной по 4.32.1-4.32.3 и заносят в промежуточную ведомость в соответствии с приложениями Б, В, Г и Д.
4.32.1 Величину балльной оценки фактических значений показателей дефектов содержания определяют в два балла ("2") при наличии:
- признака недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента или элемента обустройства, при значениях показателей дефекта содержания конструктивного элемента, элемента обустройства и/или сроках устранения дефекта, которые ниже требуемых при допустимом уровне содержания, установленном по 4.6 и 4.7;
- при ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и/или искусственных сооружений, обнаруженных на месте ДТП, установленных по 4.20 и 4.22.
4.32.2 Величину балльной оценки фактических значений показателей дефектов содержания определяют в три балла ("3") при значениях показателей дефекта содержания конструктивного элемента, элемента обустройства или сроках устранении дефекта, которые соответствуют требованиям для допустимого уровня содержания конструктивного элемента, установленным по 4.6 и 4.7, но ниже значений показателей дефекта содержания или сроков устранения дефекта, необходимых при среднем уровне содержания конструктивного элемента.
4.32.3 Величину балльной оценки фактических значений показателей дефектов содержания определяют в четыре балла ("4") - при значениях показателей дефекта содержания конструктивного элемента, элемента обустройства или сроках устранения дефекта, которые соответствуют требованиям для среднего уровня содержания конструктивного элемента, установленным по 4.6 и 4.7, но ниже значений показателей дефекта содержания или сроков устранения дефекта, необходимых при высоком уровне содержания конструктивного элемента.
4.33 Среднюю оценку уровня содержания автомобильной дороги по основному ходу О а.д вычисляют по формуле
,
(1)
где - количество оцениваемых минимальных участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "2", шт.;
- количество оцениваемых минимальных участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "3", шт.;
- количество оцениваемых минимальных участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "4", шт.;
- количество оцениваемых минимальных участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "5", шт., вычисляемое по формуле
;
(2)
- итого оцениваемых минимальных участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, шт.
Относительное количество километров дороги по основному ходу К 2а.д с недопустимым эксплуатационным состоянием, %, вычисляют по формуле
.
(3)
Оценку и расчет (О а.д) и (К 2а.д) по формулам (1) и (3) следует округлять до сотых долей и осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов, элементов обустройства или совокупности основного хода автомобильной дороги.
4.34 Среднюю оценку уровня содержания съездов транспортных развязок О с.тр вычисляют по формуле
,
(4)
где - количество оцениваемых минимальных участков съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "2", шт.;
- количество оцениваемых минимальных участков съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "3", шт.;
- количество оцениваемых минимальных участков съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "4", шт.;
- количество оцениваемых минимальных участков съездов транспортных развязок, на которых зафиксирована балльная оценка "5", шт., вычисляемое по формуле
;
(5)
- итого оцениваемых минимальных участков съездов транспортных развязок, шт.
Относительное количество километров съездов транспортных развязок K 2с.тр с недопустимым эксплуатационным состоянием, %, вычисляют по формуле
.
(6)
Оценку и расчет (О с.тр) и (К 2с.тр) по формулам (4) и (6) следует округлять до сотых долей и осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов, элементов обустройства или совокупности съездов транспортных развязок.
4.35 Уровень содержания автомобильной дороги по основному ходу и/или съездов транспортных развязок оценивают по таблице 1 и принимают равным уровню содержания, который соответствует наименьшему значению из двух оцениваемых показателей - средней оценки уровня содержания и относительного количества километров с недопустимым эксплуатационным состоянием либо уровню содержания, которому в равной мере соответствуют значения обоих показателей.
Таблица 1 - Уровень содержания дороги по основному ходу и съездов транспортных развязок
Уровень содержания |
О а.д, О с.тр |
К 2а.д, К 2с.тр, % |
Высокий |
4,85 и более |
3 и менее |
Средний |
От 4,00 до 4,84 |
От 3 до 10 включ. |
Допустимый |
От 3,00 до 3,99 |
От 10 до 15 включ. |
4.36 Среднюю оценку уровня содержания искусственного сооружения О ис вычисляют по формуле
,
(7)
где - количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного сооружения, на которых зафиксирована балльная оценка "2", шт.;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного сооружения, на которых зафиксирована балльная оценка "3", шт.;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного сооружения, на которых зафиксирована балльная оценка "4", шт.;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного сооружения, на которых зафиксирована балльная оценка "5", шт., вычисляемое по формуле
;
(8)
- общее количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов искусственного сооружения, шт.
Относительное количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства в составе искусственного сооружения с недопустимым уровнем содержания К 2ис, %, вычисляют по формуле
.
(9)
Оценку и расчет (О ис) и (К 2ис) по формулам (7) и (9) следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства искусственного сооружения.
4.37 Фактический уровень содержания искусственного сооружения устанавливают по таблице 2 и принимают равным уровню содержания, который соответствует наименьшему значению из двух оцениваемых показателей - средней оценки уровня содержания и относительного количества оцениваемых показателей дефектов содержания с недопустимым эксплуатационным состоянием либо уровню содержания, которому в равной мере соответствуют значения обоих показателей.
Таблица 2 - Фактический уровень содержания искусственного сооружения
Уровень содержания |
О ис |
К 2ис, % |
Высокий |
4,85 и более |
3 и менее |
Средний |
От 4,00 включ. до 4,85 |
От 3 до 10 включ. |
Допустимый |
От 3,00 включ. до 4,00 |
От 10 до 15 включ. |
4.38 Результаты оценки фактического уровня содержания и приемки выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию объекта за отчетный период оформляют в соответствии с формой:
- "Акт оценки уровня содержания и приемки выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию объекта (автомобильной дороги или сети автомобильных дорог, исключая искусственные сооружения)" в соответствии с приложением Л;
- "Акт оценки уровня содержания и приемки выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию объекта (искусственных сооружений на автомобильной дороге или на сети автомобильных дорог)" в соответствии с приложением М.
4.39 Среднюю оценку уровня содержания сети автомобильных дорог О сети вычисляют по формуле
,
(10)
где - протяженность автомобильных дорог с оценкой "2" - недопустимое эксплуатационное состояние, км;
- протяженность автомобильных дорог с оценкой "3" - допустимый уровень содержания, км;
- протяженность автомобильных дорог с оценкой "4" - средний уровень содержания, км;
- протяженность автомобильных дорог с оценкой "5" - высокий уровень содержания, км;
- суммарная протяженность сети автомобильных дорог, км.
4.40 Среднюю оценку уровня содержания искусственных сооружений О сети ис на автомобильной дороге (сети автомобильных дорог) вычисляют по формуле
,
(11)
где - протяженность искусственных сооружений с оценкой "2" - недопустимое эксплуатационное состояние, пог. м;
- протяженность искусственных сооружений с оценкой "3" - допустимый уровень содержания, пог. м;
- протяженность искусственных сооружений с оценкой "4" - средний уровень содержания, пог. м;
- протяженность искусственных сооружений с "5" - высокий уровень содержания, пог. м;
- суммарная протяженность искусственных сооружений на автомобильной дороге (сети автомобильных дорог), пог. м.
4.41 По результатам проведенной оценки уровня содержания оформляют акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), в соответствии с приложениями Л и М, с оценкой уровня содержания автомобильной дороги, сети автомобильных дорог, искусственных сооружений и указанием коэффициента (относительной доли) снижения стоимости работ (услуг) по объекту содержания за отчетный период.
4.42 Коэффициент (относительная доля) снижения стоимости работ (услуг) по участкам основного хода автомобильной дороги К сн.а.д, исключая съезды транспортных развязок, при снижении фактического уровня их содержания по отношению к требуемому уровню по контракту, вычисляют по формуле
,
(12)
где - протяженность оцениваемых участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, на которых фактический уровень содержания не ниже допустимого уровня, но снижен по отношению к требуемому уровню их содержания на одну ступень, км;
- протяженность оцениваемых участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, на которых фактический уровень содержания не ниже допустимого уровня, но снижен по отношению к требуемому уровню их содержания на две ступени, км;
- протяженность оцениваемых участков автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок с недопустимым эксплуатационным состоянием, км;
- протяженность оцениваемых километров автомобильной дороги по основному ходу, исключая съезды транспортных развязок, км.
Стоимость работ (услуг) по содержанию участков автомобильной дороги по основному ходу S опл.о.х.а.д, руб., исключая съезды транспортных развязок и искусственные сооружения, подлежащих оплате, указывают в акте приемки выполненных работ (оказанных услуг) и вычисляют по формуле
,
(13)
где - стоимость работ (услуг), предусматриваемая по участкам основного хода дороги содержания за оцениваемый период согласно контракту, руб.;
- коэффициент (относительная доля) снижения стоимости работ (услуг) по участкам основного хода автомобильной дороги.
Расчет коэффициента (относительной доли) снижения стоимости работ (услуг) и стоимости работ (услуг), подлежащей оплате за оцениваемый период, следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов, элементов обустройства или совокупности основного хода автомобильной дороги.
4.43 Коэффициент (относительную долю) снижения стоимости работ (услуг) по участкам съездов транспортных развязок К сн.с.тр при снижении фактического уровня их содержания по отношению к требуемому уровню по контракту вычисляют по формуле
,
(14)
где - протяженность участков на съездах транспортных развязок, на которых фактический уровень содержания выше допустимого уровня, но снижен по отношению к требуемому уровню их содержания на одну ступень, км;
- протяженность участков на съездах транспортных развязок, на которых фактический уровень содержания выше допустимого уровня, но снижен по отношению к требуемому уровню их содержания на две ступени, км;
- протяженность участков на съездах транспортных развязок с недопустимым эксплуатационным состоянием, км;
- общая протяженность участков на съездах транспортных развязок, км.
Стоимость работ (услуг) по содержанию съездов транспортных развязок S опл.с.тр, руб., подлежащую оплате, указывают в акте приемки выполненных работ (оказанных услуг) и вычисляют по формуле
,
(15)
где - стоимость работ (услуг), предусматриваемая по участкам основного хода дороги содержания за оцениваемый период согласно контракта, руб.;
- коэффициент (относительная доля) снижения стоимости работ (услуг) по участкам съездов транспортных развязок.
Расчет коэффициента (относительной доли) снижения стоимости работ (услуг) и стоимости работ (услуг), подлежащей оплате за оцениваемый период, следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов, элементов обустройства или совокупности съездов транспортных развязок.
4.44 Коэффициент (относительную долю) снижения стоимости работ (услуг) по искусственным сооружениям К сн.ис при снижении фактического уровня их содержания по отношению к требуемому уровню по контракту вычисляют по формуле
,
(16)
где - количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства конкретного искусственного сооружения, на которых балльная оценка показателей дефекта содержания выше двух, но менее на один балл по отношению к баллу, соответствующему требуемому по контракту, пог. м;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства конкретного искусственного сооружения, балльная оценка показателей дефекта содержания которых выше двух, но менее на два балла по отношению к баллу, соответствующему требуемому по контракту, пог. м;
- количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства в составе искусственного сооружения с балльной оценкой "2", пог. м;
- общее количество оцениваемых показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства искусственного сооружения (указанные в итоговой ведомости), пог. м.
Стоимость работ (услуг) по содержанию искусственных сооружений S опл.ис, руб., подлежащую оплате, указывают в акте приемки выполненных работ (оказанных услуг) и вычисляют по формуле
,
(17)
где - стоимость работ (услуг), предусматриваемая по участкам основного хода дороги содержания за оцениваемый период согласно контракту, руб.;
- коэффициент (относительная доля) снижения стоимости работ (услуг) по искусственным сооружениям.
Расчет коэффициента (относительной доли) снижения стоимости работ (услуг) и стоимости работ (услуг), подлежащую оплате за оцениваемый период, следует осуществлять в целом по всем оцениваемым показателям дефектов содержания конструктивных элементов, элементов обустройства или совокупности искусственных сооружений.
4.45 На основании акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) с оценкой уровня содержания автомобильной дороги, сети автомобильных дорог и/или искусственных сооружений составляют акт выполненных работ (оказанных услуг) по форме акта о приемке услуг (работ) по содержанию автомобильных дорог, представленной в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.
5 Правила приемки выполненных работ по ремонту дорог и искусственных дорожных сооружений на них
5.1 Приемку выполненных работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них осуществляют в соответствии с порядком и формами актов по ГОСТ 32755 и ГОСТ 32756.
5.2 При приемке выполненных работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них должны быть учтены требования раздела 16 СП 78.13330.2012.
5.3 В случаях приемки отдельных видов выполненных работ на участке автомобильных дорог в состав приемочных комиссий по ГОСТ 32755 включают представителей:
- заказчика (председатель комиссии);
- эксплуатационной организации, выполняющей (оказывающей) на данном участке работы (услуги) по содержанию;
- организации, выполнившей работы по ремонту.
5.4 Если работы по ремонту участка автомобильных дорог или отдельных конструктивных элементов и элементов обустройства на нем выполняет та же организация, которая выполняет работы (оказывает услуги) по содержанию рассматриваемого участка, конструктивного элемента или элемента обустройства, то в состав приемочных комиссий по ГОСТ 32755, включают представителей:
- заказчика (председатель комиссии);
- эксплуатационной организации, выполняющей (оказывающей) на данном участке работы (услуги) по содержанию.
5.5 Если конструктивные элементы или элементы обустройства, на которых был проведен ремонт, содержаться нескольким организациями, в состав приемочной комиссии должны быть включены представители всех заинтересованных организаций, на конструктивных элементах или элементах обустройства которых проведен ремонт.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Библиография
[1] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 014/2011 |
Безопасность автомобильных дорог |
Ключевые слова: автомобильная дорога, уровень зимнего содержания, конструктивный элемент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59982-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Эксплуатация. Правила оценки и приемки" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 января 2022 г. N 11-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 1 марта 2022 г.