Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Герасименко А.Н. к Администрации города Омска о признании недействующим и отмене постановления в части, по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Герасименко А.Н. на решение Центрального районного суда г. Омска от 18 августа 2021 года, которым требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия установила:
Индивидуальный предприниматель Герасименко А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Омска о признании недействующим и отмене постановления в части.
В обоснование требований указала, что осуществляет предпринимательскую деятельность в нестационарном торговом объекте (далее - НТО), расположенном по адресу <...>
Постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 года N 1041-п была утверждена схема размещения НТО на территории г. Омска, в которую был включен принадлежащий ей НТО.
<...> года между административным истцом и Администрацией г. Омска был заключен договор N <...> на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории Советского АО г. Омска сроком на <...> лет.
Постановлением Администрации г. Омска от 31.12.2020 года N 840-п в приложение "Схема размещения НТО на территории г. Омска" к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 года N 1041-п были внесены изменения, в частности, из таблицы N 4 ее НТО (строка 35) был исключен.
Полагала указанное постановление в части исключения сроки 35 в таблице N 4 незаконным, нарушающим ее права. Отмечала, что принадлежащий ей НТО использовался для торговой деятельности, его эксплуатация началась до внесения изменений в схему размещения НТО на территории г. Омска. Истечение срока договора N <...> от <...> года не могло служить основанием для произвольного исключения данного объекта из схемы. Отмечала, что системных нарушений правил торговли у нее не имеется, арендная плата вносится в полном объеме и в срок, имеется желание продолжить торговую деятельность.
На основании изложенного просила признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Омска от 31.12.2020 года N 840-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п" в части исключения строки 35 в таблице N 4 "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска".
Представители административного истца Герасименко С.С., Кабанов А.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Ступичева О.С. просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Чупикова О.А. также просила в удовлетворении требований отказать.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 30.08.2021 года в удовлетворении административного искового заявления ИП Герасименко А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе ИП Герасименко А.Н. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что доказательств направления и получения ею уведомления с информацией о возможности продолжить предпринимательскую деятельность после расторжения договора, в том числе о преимущественном праве на аукционе по аренде спорного участка, в материалы дела не представлено. Кроме того уведомление, приобщенное к материалам дела, содержит неверные сведения в части адреса ее регистрации. Отмечала, что в <...> на приеме в администрации ей было устно сообщено о необходимости приведения ее НТО к современным стандартам, в связи с чем ею были произведены соответствующие работы на сумму <...> руб., приобретена тепловая завеса, оплата арендных платежей производится до настоящего времени. Также отмечает, что изначально НТО был совмещен с остановочным комплексом, но около <...> лет назад остановку перенесли, что подтверждается представленными ею фотоматериалами. Полагает незаконным отказ суда в приобщении распоряжения об установке спорного НТО и акта его ввода; подписей клиентов торгового павильона о необходимости его сохранения. Полагает, что оспариваемым нормативным актом были нарушены положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ). Отмечает, что спорный НТО был построен в <...>, в связи с чем ответчик не имел права исключать его из схемы.
Представителем Администрации г. Омска Морозан Е.А., и.о. прокурора г. Омска Данченко П.В. относительно доводов жалобы принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
На основании пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", части 2 статьи 308 КАС Российской Федерации судебной коллегий приобщены новые доказательства по делу - копии распоряжения администрации САО г. Омска от <...> N <...>, акта приемки-сдачи остановочного комплекса, ответ администрации САО от <...> на запрос судебной коллегии, копии документов о ведении Герасименко А.Н. предпринимательской деятельности в НТО, копии почтового уведомления, почтового реестра, справки МУ "УБ САО г. Омска", договора аренды земельного участка, обращений САО г. Омска в департамент информационной политики Администрации г. Омска о публикации данных о проведении аукционов, акта обследования территории от <...>, ответов департамента транспорта Администрации г. Омска, фотоматериал, выкопировки из генерального плана, правил землепользования и застройки, Проекта планировки территории.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей административного истца Герасименко С.С., Администрации г. Омска Рыжкова Н.Е., администрации САО г. Омска Бабрицкого, заключение прокурора Алешиной О.А., судебная коллегия считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Названный федеральный закон создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 15 части 1 статьи 16).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Согласно статье 10 данного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с пунктом 9.5 статьи 22 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года N 92 "Об Уставе города Омска", администрация города Омска разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска утверждена постановлением администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Как усматривается из материалов дела, распоряжением администрации САО г. Омска от 18 февраля 1998 года N 122 "Об установке остановочного комплекса с мини-магазином по <...>" частному предпринимателю <...> разрешено произвести установку остановочного павильона с мини-магазином в срок до <...> по согласованному в установленном порядке проекту (л.д. <...>).
Согласно акту приемки-сдачи остановочного комплекса от <...> комиссия установила, что остановочный комплекс с мини-магазином установлен согласно проектной документации и решила его принять со следующими замечаниями: в срок до <...> выполнить благоустройство прилегающей территории с укладкой асфальтобетонного покрытия и бордюрным камнем; в срок до <...> выполнить кровлю остановочного комплекса (л.д. <...>).
<...> между администрацией САО г. Омска и Бузуверовым Е.В. был заключен договор аренды земельного участка площадью <...> кв. м. для установки павильона по адресу: <...>, остановка общественного транспорта <...>
Позднее была произведена замена арендодателя администрации САО г. Омска на департамент недвижимости Администрации г. Омска (л.д. <...>).
На основании договора купли-продажи от <...> Герасименко А.Н. приобрела у <...> павильон общей площадью <...> кв. м., находящийся по адресу: <...>, остановка "<...>" (л.д. <...>).
Согласно договору N <...> от <...> года на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Советского административного округа г. Омска г. Омска администрация округа предоставила Герасименко А.Н. сроком на <...> лет с момента подписания договора место под размещение нестационарного торгового объекта, общей площадью <...> кв. м. (л.д. <...>).
Судебной коллегией на основании дополнительно представленных доказательств и пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что договор N <...> от <...> на размещение нестационарного торгового объекта заключен между администрацией округа и Герасименко А.Н. без проведения аукциона, а сам объект был включен в схему (строка 1219) при её утверждении постановлением Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п (л.д. <...>).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Строка 1219 отсутствует
Доводы Герасименко А.Н. о том, что изначально НТО был совмещен с остановочным комплексом, но около 2 лет назад остановку перенесли, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Письмом от <...> администрация САО г. Омска уведомила Герасименко А.Н. о прекращении договора на размещение нестационарного торгового объекта с <...> в связи с истечением срока его действия с разъяснением положений пункта 48.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, утвержденного постановлением Администрации г. Омска от 23 декабря 2014 года N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее Порядок), предусматривающих преимущественное право на заключение договора на новый срок посредством участия в аукционе (л.д. <...>).
Доводы Герасименко А.Н. о не получении ею названного уведомления учтены быть не могут, поскольку оно было направлено администрацией САО г. Омска заказным письмом <...> (л.д. <...>), которые было возвращено почтовой связью по истечении срока хранения (л.д. <...>). Доказательств того, что административный истец ставил администрацию САО г. Омска в известность о перемене места жительства, судебной коллегии не представлено.
Постановлением Администрации г. Омска от 31 декабря 2020 года N 840-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п" внесены в изменения в приложение "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" к постановлению Администрации города Омска от 4 августа 2014 года "1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" в части исключения строки 35 в таблице 4.
Вышеуказанное постановление опубликовано в газете "Третья столица" N 1 от 14 января 2021 года (л.д. <...>), порядок согласования проекта перед его принятием является соблюденным, что лицами участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно пунктам 9, 31 Порядка органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются администрации административных округов города.
По правилам пункта 36 Порядка изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в следующих случаях: ремонт, реконструкция, строительство линейных объектов, благоустройство территорий, строительство капитальных объектов, повлекшее необходимость переноса нестационарного торгового объекта; несоответствие размещения нестационарного торгового объекта документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории; необходимость предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта; инициатива структурных подразделений Администрации города Омска, физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений (далее - заинтересованные лица), о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов дополнительных мест размещения нестационарных торговых объектов или их исключения; обращение заинтересованного лица о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, касающихся типа нестационарного торгового объекта и специализации торговли в нем; реализация масштабных инфраструктурных проектов, направленных на достижение целей Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года.
В соответствии с пунктом 38 Порядка для внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов уполномоченным органом создается соответствующая комиссия по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - комиссия).
Протоколом заседания комиссии N 30 от 27 ноября 2020 года определено исключение из схемы НТО нестационарного торгового объекта с адресным ориентиром: <...> (<...>) по мотиву нарушения требований пункта 22 постановления N 1812-п, постановления N 812-п (л.д. <...>).
В силу пункта 44 Порядка в случае принятия комиссией решения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов соответствующий уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней направляет в департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов с приложением указанного решения (в ред. постановления Администрации города Омска от 3 сентября 2018 года N 893-п).
Как следует из отзыва Администрации г. Омска на административное исковое заявление проект постановления Администрации г. Омска "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п" подготовлен в целях актуализации схемы размещения в соответствии с требованиями Порядка размещения НТО, постановления Администрации г. Омска от 9 августа 2018 года N 812-п "Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска", на основании предложений структурных подразделений Администрации г. Омска, направленных в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска в соответствии с пунктом 44 Порядка (л.д.<...>).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ИП Герасименко А.Н., суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией г. Омска с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий, в отсутствие противоречий имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о соответствии постановления Администрации г. Омска от 31 декабря 2020 года N 840-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п" в части исключения строки 35 в таблице 4 приложения "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" к постановлению Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Как приводилось выше, нестационарный торговый объект был создан в 1998 году, то есть до утверждения схемы, и с указанного времени он используется для ведения предпринимательской деятельности.
Одним из оснований для исключения спорного НТО из схемы явился пункт 22 Порядка, согласно которому на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта допускается размещение одного или нескольких торгово-остановочных комплексов. Максимальное количество торгово-остановочных комплексов на одном отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта определяется департаментом транспорта Администрации города Омска в зависимости от пассажиропотока, рассчитанного на основании общей вместимости общественного транспорта, выполняющего в течение одной минуты остановку на данном остановочном пункте.
Пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования предусмотрено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Согласно пункту 5.3.3.1 названного ГОСТ - остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; - заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами. Размер павильона определяют из расчета 4 чел./м 2 с учетом числа пассажиров, одновременно находящихся в час-пик на автобусной остановке. Расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона должно быть более 3 м. В стесненных условиях допускается уменьшать это расстояние до 2,5 м. (пункт 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с требованиями стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденными распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года N ИС-460-р, ширина посадочной площадки принимается не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (пункты 3.3.2, 3.10.6), торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1). Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв. м (пункт 3.4). Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки, не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков (пункты 3.10.6, пункту 3.10.7).
Как видно из материалов дела нестационарный торговый объект, принадлежащий истцу, расположен в зоне остановки общественного транспорта "<...>", расстояние от края бордюрного камня посадочной площадки до края фасада НТО "<...>" составляет порядка <...> метров (л.д. <...>).
Таким образом, НТО размещен за пределами посадочной площадки автобусной остановки, и вопреки позиции прокурора не входит в противоречие с пунктом пункт 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией прокурора о нахождении нестационарного торгового объекта в границах полосы отвода автомобильной дороги.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Постановлением Администрации г. Омска от 10 марта 2017 года N 210-п утвержден проект планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска, согласно которому земельный участок определяется в красных линиях проспекта Менделеева (ответ департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска л.д. <...>).
Согласно схеме, выполненной департаментом транспорта Администрации г. Омска, граница полосы отвода автомобильной дороги огибает НТО, и находится он в зоне остановки общественного транспорта (л.д.<...>).
То обстоятельство, что НТО относится к павильону, а не к торгово-остановочному комплексу не предопределяло возможности его исключения из схемы вопреки предписаниям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 29 января 2015 года N 225-О.
При этом данное регулирование не должно препятствовать добросовестной конкуренции на рынке розничной торговли и услуг, поскольку иное означало бы нарушение требований статьей 8 (часть 1) и 34 (часть 2) Конституции Российской Федерации о запрете деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, и вступало бы в противоречие с установленным статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запретом на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.
Объективных данных градостроительной или иной необходимости в освобождении места размещения нестационарного торгового объекта Герасименко А.Н. административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлено.
Что касается несоответствия НТО положениям постановления Администрации города Омска от 9 августа 2018 года N 812-п "Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска", то как установлено судебной коллегией претензии комиссии, принимавшей решение об инициировании его исключения из схемы, заключались в его площади.
Так согласно приведенным требованиям площадь павильона должна составлять <...> кв. м. на дату заседания комиссии - <...>.
Между тем, на момент рассмотрения дела судом площадь павильона должна составлять <...> кв. м. вследствие принятия Администрацией г. Омска постановления от 21 июня 2021 года N 379-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 9 августа 2018 года N 812-п".
Судебная коллегия отмечает, что требования к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска были утверждены Администрацией г. Омска постановлением от 9 августа 2018 года N 812-п, то есть после включения спорного нестационарного торгового объекта в схему.
Меняющаяся величина максимальной площади павильона, определяемая вышеуказанным постановлением, во всяком случае сама по себе не может являться достаточным основанием для исключения НТО из схемы, поскольку данное обстоятельство не обусловлено целями создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.
Применительно к изложенному судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о соответствии постановления Администрации г. Омска от 31 декабря 2020 года N 840-п в оспариваемой истцом части положениям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что является основанием для отмены решения суда с удовлетворением административного искового заявления ИМ Герасименко А.Н.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с учетом того, что постановление Администрации г. Омска от 31 декабря 2020 года N 840-п в оспариваемой истцом части применялось, судебная коллегия считает правильным признать его отдельное положение с момента вступления в законную силу судебного решения.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 18 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Герасименко А.Н.
Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего определения постановление Администрации г. Омска от 31 декабря 2020 года N 840-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п" в части исключения строки 35 в таблице 4 приложения "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" к постановлению Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Мотивированное определение составлено 14 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Омского областного суда от 12 января 2022 г. N 33а-38/2022 "Об отмене решения Центрального районного суда города Омска от 18.08.2021 и признании частично недействующим постановления Администрации города Омска от 31.12.2020 N 840-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п"
Текст определения опубликован не был