В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1080/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области, за 2021 год.
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области в срок до 15 марта 2022 года разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства социального развития Московской области http:/msr.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Перечень обязательных требований".
Министр социального развития |
Л.С. Болатаева |
УТВЕРЖДЕН
приказом министра
социального развития
Московской области
от 15.03.2022 N 20П-88
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области, за 2021 год
1. Введение
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области, за 2021 год (далее - Доклад) подготовлен во исполнение части 2 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пункта 23 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1080/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области".
2. Общие положения
Государственный региональный контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области (далее - государственный контроль) осуществляется Министерством социального развития Московской области (далее - Министерство) в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на которых распространяются требования Закона Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" (далее соответственно - работодатели, Закон о квотировании).
В соответствии с частью 4 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ до утверждения положений о видах контроля, разработанных в связи с принятием Федерального закона N 248-ФЗ, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области, утверждено постановлением Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1080/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области" (далее - Положение).
Положение вступило в силу 29 октября 2021 года.
До вступления в силу указанного Положения в 2021 году Министерство осуществляло региональный государственный контроль за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ (далее - государственный контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ).
Предметы государственного контроля и государственного контроля, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ, совпадают.
Государственный контроль, государственный контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ, непосредственно осуществлялся должностными лицами управления занятости Министерства.
Таким образом, в 2021 году Министерством осуществлялись государственный контроль, государственный контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ, в том числе посредством:
мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
наблюдений за соблюдением обязательных требований;
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование, профилактический визит.
В результате проведенных вышеуказанных мероприятий в декабре 2021:
количество работодателей, на которых распространяется обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, составило 5319;
количество рабочих мест, на которых трудоустроены инвалиды - 10819;
количество вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - 4434.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
3. Правоприменительная практика осуществления государственного контроля
3.1. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий
Государственный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, Положением.
При осуществлении государственного контроля взаимодействие должностных лиц Министерства, уполномоченных на проведение государственного контроля (далее - должностные лица Министерства), с работодателями осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля (надзора) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля (надзора) от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
В 2021 году Министерством плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
3.2. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится в виде наблюдения за соблюдением работодателями обязательных требований при предоставлении в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения (далее - центры занятости населения) информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
По результатам анализа ежемесячных сведений, представляемых работодателями в центры занятости населения в соответствии с распоряжением Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 N 19РВ-32 "О предоставлении информации по квотированию рабочих мест", центрами занятости населения подготавливается и в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляется в Министерство информация о выполнении работодателями законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области о квотировании рабочих мест путем заполнения соответствующих параметров в ведомственной информационной системе (программа для ЭВМ "Конфигурация "Трудоустройство", версия 2.0 для 1C: Предприятие) (далее - информация).
Должностными лицами Министерства устанавливается:
1) выполнение квоты для приема на работу инвалидов;
2) соблюдение порядка, сроков и полноты представления информации.
По результатам анализа информации, представляемой центрами занятости населения, должностными лицами Министерства:
1) в случае нарушений обязательных требований в пределах своих полномочий принимаются меры по пресечению таких нарушений, а также направляется в письменной форме министру, первому заместителю министра или заместителю министра мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) в случае обнаружения сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований направляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
3.3. Профилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль, обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль, обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, должностные лица Министерства осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений обязательных требований, которой предусмотрен перечень должностных лиц Министерства, осуществляющих данные мероприятия, сроки и периодичность их проведения.
В целях профилактики нарушений обязательных требований должностные лица Министерства:
1) обеспечивают размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
3) в случае изменения обязательных требований подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
4) обеспечивают обобщение практики нарушений обязательных требований и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по мере необходимости, но не реже двух раз в год соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), в целях недопущения таких нарушений;
5) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ при наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, предлагают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований принимает министр, лицо, его замещающее, первый заместитель министра, заместитель министра на основании предложений должностного лица Министерства, осуществлявшего мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, либо информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекался к ответственности за нарушение обязательных требований.
Составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня получения должностным лицом Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.
По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицом может быть подано в контрольный (надзорный) орган возражение не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются:
1) наименование контрольного (надзорного) органа;
2) информация о контролируемом лице (наименование, организационно-правовая форма, адрес с почтовым индексом, телефон, факс, адрес электронной почты) либо данные представителя контролируемого лица (если возражение подается представителем);
3) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5) дата и номер предостережения;
6) обоснование несогласия с доводами, изложенными в предостережении.
К возражению могут быть приложены документы, подтверждающие незаконность и необоснованность предостережения.
Полномочия представителя контролируемого лица, направившего возражение, должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возражение направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного лицом, уполномоченным действовать от имени контролируемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты, либо через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), Государственную информационную систему Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - РПГУ) или "Единую государственную информационную систему обеспечения контрольно-надзорной деятельности Московской области" (далее - ЕГИС ОКНД).
В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения контрольный (надзорный) орган направляет контролируемому лицу ответ о результатах рассмотрения возражения в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного лицом, уполномоченным действовать от имени контрольного (надзорного) органа, на указанный в предостережении адрес электронной почты, либо через ЕПГУ, РПГУ или ЕГИС ОКНД.
По итогам рассмотрения возражения контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:
1) о признании требований, содержащихся в таком возражении, обоснованными и об отмене предостережения;
2) об отказе в удовлетворении указанных требований.
Контрольный (надзорный) орган осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в 2021 году в рамках осуществления государственного контроля, а также государственного контроля, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ, направлено 174 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, установленных статьей 5 Закона Московской области от 25.04.2008 N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест", из них:
- 24 предостережения направлено работодателям о недопустимости нарушений обязательных требований по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- 150 предостережений направлено работодателям о недопустимости нарушений обязательных требований по порядку представления сведений (информации) о квотировании рабочих мест для инвалидов.
3.4. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Нормативное правовое обеспечение является достаточным для эффективного осуществления государственного контроля.
Предложений по совершенствованию законодательства в сфере осуществления государственного контроля не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра социального развития Московской области от 15 марта 2022 г. N 20П-88 "Об утверждении доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области, за 2021 год"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) 16 марта 2022 г.