Постановление Верховного Суда РФ от 14 марта 2022 г. N 77-АД22-2-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Кондрашина А.В., действующего в интересах непубличного акционерного общества "Чаплыгинская швейная фабрика", на вступившие в законную силу постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 04.12.2020 N 5-262/2020, решение судьи Липецкого областного суда от 11.02.2021 N 7-50/2021 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2021 N 16-4752/2021, состоявшиеся в отношении непубличного акционерного общества "Чаплыгинская швейная фабрика" (далее также - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 04.12.2020 N 5-262/2020, оставленным без изменения решение судьи Липецкого областного суда от 11.02.2021 N 7-50/2021 и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2021 N 16-4752/2021, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Кондрашин А.В. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 этой статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением временно исполняющего обязанности Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65). Данные разъяснения содержатся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020.
Из пункта 4.4 "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила...", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", следует, что к мероприятиям, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, отнесены такие мероприятия как соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения непубличного акционерного общества "Чаплыгинская швейная фабрика" к административной ответственности на основании части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что названным лицом, осуществляющим деятельность по адресу: Липецкая область, город Чаплыгин, улица Московская, дом 5, не соблюдались требования норм пунктов 4.4 "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила...", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пунктов 4.5, 4.6, 4.9 "МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации". Так, обществу вменено неисполнение нормативных требований о предельном количестве лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении, о нанесении сигнальной разметки в местах, где возможно скопление людей, о выполнении мероприятий по обеззараживанию воздуха.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.07.2020 (л.д. 1-9, том 1), информацией Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районах по выявленным случаям новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у сотрудников фабрики общества (л.д. 10-11, том 1), актом обследования от 01.07.2020 N 3164 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" (л.д. 16-22, том 1), предписаниями Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районах от 22.06.2020, от 27.06.2020, от 03.07.2020, содержащими, в числе прочего, требования об обеспечении выполнения дезинфекционного режима по профилактике вирусных инфекций (л.д. 12-13, 14-15, 23-24, том 1), и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия общества правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы заявителя поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы, в том числе, касающиеся приобретения бактерицидного облучателя после вынесения административным органом предписания от 03.07.2020, ранее приводились при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку. В обжалуемых актах обоснованно отмечено, в частности, на несвоевременное исполнение обществом противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19, предусмотренных "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила...", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Утверждения в жалобе о нарушениях при составлении акта от 01.07.2020 не нашли своего подтверждения в материалах дела.
При этом событие и виновность привлекаемого к административной ответственности лица установлены в ходе рассмотрения дела на основании доказательств, исследованных и оцененных в их совокупности по правилам статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 04.12.2020 N 5-262/2020, решение судьи Липецкого областного суда от 11.02.2021 N 7-50/2021 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2021 N 16-4752/2021, состоявшиеся в отношении непубличного акционерного общества "Чаплыгинская швейная фабрика" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кондрашина А.В., действующего в интересах непубличного акционерного общества "Чаплыгинская швейная фабрика", - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 14 марта 2022 г. N 77-АД22-2-К1
Текст постановления опубликован не был