Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 14 марта 2022 г. N 144
Стандарт
деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования и науки города Москвы, по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
1. Общие положения
1.1. Цель Стандарта
Стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований, условий современного образовательного пространства для развития индивидуальных способностей, успешной социализации, формирования актуальных представлений об окружающем мире и предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста в партнерстве с семьями воспитанников в целях обеспечения эффективного использования ресурсов универсальной образовательной среды мегаполиса для повышения качества дошкольного образования.
1.2. Задачи Стандарта
- создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями с учетом разнообразия периода детства;
- создание условий для физического развития и укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- развитие игровой, познавательной, исследовательской, творческой и других видов деятельности детей с учетом возрастных особенностей и этапов развития, а также индивидуальных интересов ребенка;
- развитие умений детей дошкольного возраста в сфере коммуникации, участия в совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, позитивная социализация;
- формирование основ читательской, математической, естественно-научной грамотности, подготовка детей к освоению навыков чтения и письма, развитие математических представлений и предпосылок учебной деятельности;
- формирование знаний и умений детей, необходимых для жизни, в том числе навыков самообслуживания, решения практических задач и безопасной деятельности в современной социальной и технологической среде мегаполиса;
- развитие компетенций и познавательной мотивации детей, необходимых для успешного перехода к освоению основной образовательной программы (далее - ООП) начального общего образования;
- обеспечение преемственности содержания и технологий дошкольного и начального общего образования;
- формирование интереса детей к изучению культуры и истории города, актуальных направлений его развития;
- обеспечение профессионального роста педагогов и трансляции эффективных практик реализации ООП дошкольного образования;
- создание условий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ЦПМПК);
- формирование эффективной предметно-пространственной среды, объединяющей традиционное игровое оборудование, современные интерактивные средства, цифровой контент и инновационные методические разработки для организации различных видов образовательной деятельности;
- обеспечение консультативного и психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников для активного включения родителей в процесс воспитания и развития детей с учетом реализуемой ООП дошкольного образования;
- обеспечение возможности участия детей дошкольного возраста и педагогов дошкольных групп в городских образовательных проектах в сфере дошкольного образования.
1.3. Особенности системы дошкольного образования города Москвы
Ключевыми особенностями системы дошкольного образования в Москве являются: ориентир на максимальное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, поддержка инициативы, обеспечение успешной социализации и достижение детьми дошкольного возраста целевых ориентиров, утвержденных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), а также формирование современных представлений детей об окружающем мире и практических умений, необходимых для жизни в мегаполисе.
Основные образовательные программы дошкольного образования разрабатываются педагогическими коллективами с учетом различных приоритетных направлений развития детей, в том числе с использованием авторских методических разработок и парциальных программ, направленных на формирование креативного мышления, эмоционального интеллекта, основ инженерно-технического творчества дошкольников, приобщение к здоровому образу жизни, погружение в театрализованную деятельность, создание условий для воспитания и развития детей раннего возраста.
Дошкольное образование является уровнем непрерывного общего образования, реализуемым в образовательных организациях Москвы на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества воспитателей и учителей начальных классов, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем необходимым образовательным пространствам школы.
Благодаря преемственности содержания и технологий дошкольного и начального образования обеспечивается успешная подготовка ребенка к переходу в первый класс.
Родители воспитанников дошкольных групп образовательных организаций Москвы имеют возможность записать ребенка в первый класс путем перевода из дошкольной группы школы.
Для перевода в первый класс родители подают заявление на имя руководителя образовательной организации, при этом дополнительной регистрации ребенка, посещающего дошкольную группу, на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы (https://www.mos.ru) или повторного введения данных для предоставления данной услуги не требуется.
Переход детей в 1-й класс из дошкольной группы образовательной организации позволяет обеспечивать местами в первых классах всех выпускников дошкольных групп образовательной организации без формирования очереди при комплектовании первых классов.
Перевод из дошкольной группы формирует преемственность дошкольного и начального уровней общего образования, а также обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в начальных классах на основе знаний и умений, приобретенных в процессе посещения дошкольной группы данной образовательной организации.
В Москве реализуется проект, направленный на повышение эффективности среды дошкольных групп и максимальное использование ресурсов образовательных организаций для развития воспитанников, - "Дошкольное пространство без границ".
ФГОС ДО предусмотрено, что предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. "Дошкольное пространство без границ" обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития дошкольника, учитывая его особенности и потребности.
Благодаря эффективному использованию пространства создается комфортная среда, у детей появляются новые возможности для совместной деятельности. Пространство группы не остается все время одним и тем же: дети могут его менять в зависимости от своих замыслов.
Педагоги дошкольного образования имеют возможность использовать школьную инфраструктуру для организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе лабораторные комплексы, предметные кабинеты, компьютерные аудитории, спортивные площадки школьных зданий, проводить практикумы с использованием оборудования Курчатовского проекта, ознакомительные занятия в лабораторных комплексах медицинских и инженерных классов, ресурсы школьного музея.
В структуре образования Москвы выстроена система профессионального роста педагогов дошкольного образования в процессе обучения по программам повышения квалификации, размещенным в региональном реестре на портале дополнительного профессионального образования работников образовательных организаций, в режиме неформального обмена профессиональными практиками (тренинги, авторские воркшопы, профессиональные сообщества), а также в формате профессиональных конкурсов, участие в которых доступно всем воспитателям.
Для трансляции эффективного опыта педагогов в области познавательного, творческого, физического, социального развития детей в Москве разработаны онлайн-ресурсы, позволяющие экономить время воспитателей и распространять практико-ориентированные разработки педагогов. На ресурсе "Игры и занятия для дошкольников" (http://deti.mosmetod.ru) размещено более 800 видеоинструкций по организации познавательных, театрализованных, спортивных, сюжетно-ролевых и других игр, материалы для проведения разминок, изучения отечественной мультипликации, знакомства с детской литературой и развития интереса к чтению, проведения с детьми естественно-научных экспериментов.
На данном ресурсе реализован интерактивный календарь, содержащий информацию о значимых датах в истории города и страны, юбилеях писателей, художников, ученых, а также тематические образовательные материалы на каждый день для воспитателей и родителей.
С помощью городских информационных систем столицы педагоги дошкольных групп осуществляют учет посещаемости, записываются на обучение по программам повышения квалификации, организовывают аттестацию на квалификационные категории в дистанционном формате, обеспечивают коммуникацию с родителями и т.д.
Настоящий Стандарт разработан с учетом перечисленных тенденций развития дошкольного образования в московских школах (преемственности уровней образования, формирования современной среды, обновления содержания и технологий образования, совершенствования методики воспитания и развития дошкольников, внедрения актуальных форматов взаимодействия педагогов и родителей воспитанников).
2. Нормативные документы, регламентирующие дошкольное образование в городе Москве
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих дошкольное образование в городе Москве, представлен в приложении N 1.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают локальные нормативные акты по вопросам реализации ООП дошкольного образования.
3. Разработка и реализация образовательных программ дошкольного образования, дополнительного образования, воспитания
Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей в различных видах детской деятельности.
Основная образовательная программа дошкольного образования обеспечивает полноценное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе непрерывной образовательной деятельности в течение всего времени пребывания в образовательной организации. При этом согласно требованиям ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования достигаются обучающимися в следующих "образовательных областях":
- социально-коммуникативное развитие - формирование навыков эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие регуляторных способностей, усвоение общепринятых норм и правил поведения, навыков самообслуживания; развитие навыков самостоятельной игры; формирование основ безопасного поведения в современной среде мегаполиса;
- познавательное развитие - развитие у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной активности, формирование у дошкольников представлений об объектах, явлениях и процессах в окружающем мире; предпосылок читательской, математической, естественно-научной грамотности, развитие математических представлений и предпосылок учебной деятельности;
- речевое развитие - формирование связной речи и грамматического строя речи; развитие звуковой культуры речи и обогащение активного словаря; формирование предпосылок обучения грамоте и подготовки детей к освоению навыков чтения и письма; развитие интереса к художественной литературе;
- художественно-эстетическое развитие - развитие художественно-творческих способностей и интереса к различным видам художественной деятельности; формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), формирование личных вкусов;
- физическое развитие - на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни; развитие физических качеств и двигательных умений, интереса к спорту; формирование культурно-гигиенических навыков и полезных привычек.
3.1. Особенности разработки ООП дошкольного образования
При разработке и реализации ООП дошкольного образования образовательные организации руководствуются следующими принципами:
- формирование знаний и умений, необходимых для жизни в мегаполисе и самореализации в современном мире;
- использование современных технологий и форматов организации образовательной деятельности, в том числе с использованием потенциала культурной, научной, технологической среды города;
- актуализация ООП с учетом стратегических направлений развития системы образования города и образовательной организации;
- максимальное вовлечение родителей дошкольников в процесс воспитания и развития детей, использование современных форм коммуникации и учета мнения родителей при обновлении ООП (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и официальных каналов коммуникации образовательной организации).
Образовательные организации Москвы разрабатывают образовательные программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерной образовательной программы, опубликованной в федеральном реестре (https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya) и содержащей следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
При разработке ООП дошкольного образования учитываются ключевые направления развития школы и механизмы преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Для поддержки приоритетных направлений развития детей, внедрения эффективных методик воспитания дошкольников образовательные организации могут использовать авторские рекомендации, комплексные или парциальные программы для реализации отдельных образовательных областей, в том числе направленные:
- на экологическое воспитание;
- музыкальное, художественно-эстетическое развитие;
- преодоление нарушений речевого развития;
- формирование навыков безопасного поведения;
- формирование современных естественно-научных представлений;
- формирование финансовой грамотности;
- поддержку и развитие детей раннего возраста и др.
Перечень наиболее часто используемых образовательными организациями Москвы для разработки ООП дошкольного образования комплексных и парциальных программ (согласно информации, размещенной на сайте: http://mskobr.ru) представлен в приложении N 2.
3.2. Программа воспитания
Ключевая цель воспитания на уровне дошкольного образования - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- реализацию содержания образования, базирующегося на народных традициях, обычаях и нравах, литературе и искусстве, фольклоре и культурном наследии страны;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе, овладение ребенком первичными представлениями о базовых ценностях, являющихся основой для формирования личностных качеств ребенка, необходимых в течение всей жизни, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Образовательные организации реализуют на уровне дошкольного образования программу воспитания, составленную с учетом примерной программы (https://fgosreestr.ru/registry/vospitanie_do) и содержащей новые целевые ориентиры воспитательной работы по следующим направлениям:
- патриотическое;
- социальное;
- познавательное;
- физическое и оздоровительное;
- трудовое;
- этико-эстетическое.
Программа воспитания основывается на базовых ценностях, заложенных в определении воспитания в Законе об образовании, построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на:
- принцип гуманизма (приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования);
- принцип ценностного единства и совместности (единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение);
- принцип общего культурного образования (воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности Москвы);
- принцип следования нравственному примеру (позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни);
- принципы безопасной жизнедеятельности (защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения);
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого (значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения);
- принцип инклюзивности (организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования).
Содержание программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей ООП. На основе рабочей программы воспитания составляется календарный план воспитательной работы.
Образовательные организации реализуют ООП дошкольного образования с использованием возможностей городских образовательных проектов для команд воспитанников дошкольных групп и воспитателей с привлечением родителей дошкольников, в том числе с применением разрабатываемых участниками проектов видеоинструкций, методических материалов, рабочих листов, сборников игр и упражнений (приложение N 3).
3.3. Программы дополнительного образования
В системе образования Москвы реализуется принцип интеграции основного и дополнительного образования для формирования непрерывного образовательного дня ребенка и удовлетворения запросов семей на развитие индивидуальных талантов дошкольников в процессе посещения детьми кружков, спортивных секций, творческих и театральных студий.
Расписание занятий по дополнительным общеразвивающим программам для детей дошкольного возраста формируется с учетом утвержденного образовательной организацией режима дня с приоритетным использованием времени запланированной самостоятельной деятельности воспитанников.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования не может пересекаться с расписанием организованной воспитателем образовательной деятельности (образовательных событий) в соответствии с тематическим планированием, входящим в состав ООП дошкольного образования.
Модель дополнительного образования детей дошкольного возраста реализуется с учетом следующих требований:
1. Формирование перечня реализуемых образовательной организацией дополнительных общеразвивающих программ с учетом приоритетных, согласованных с родителями воспитанников, направлений развития детей (творческого, физического, интеллектуального и др.).
2. Реализация возможности интеграции основной образовательной программы и дополнительных общеразвивающих программ (например, организация театральных студий для применения на практике и отработки навыков, сформированных в образовательной области "речевое развитие"; открытие естественно-научных клубов кружков по моделированию и робототехнике для реализации на практике знаний, освоенных в области "познавательное развитие").
3. Своевременное информирование родителей (законных представителей) воспитанников о доступных для регистрации дополнительных общеразвивающих программах, а также о городских электронных ресурсах для выбора и записи в кружки и секции.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей дошкольного возраста по следующим направленностям:
- техническая;
- естественно-научная;
- физкультурно-спортивная;
- художественная;
- туристско-краеведческая;
- социально-гуманитарная.
Образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, самостоятельно разрабатывают образовательные программы, направленные на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155.
Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом:
- приоритетных направлений развития воспитанников для расширения спектра практических результатов освоения образовательных областей ООП дошкольного образования (театральные, музыкальные, хореографические студии для расширения результатов области "художественно-эстетическое развитие", дошкольное научное общество для расширения результатов области "познавательное развитие");
- результатов анализа потребностей родителей дошкольников (новые направления спортивных секций, кружки по конструированию и моделированию и др.).
Для исследования запросов родителей воспитанников образовательная организация проводит онлайн-опросы с размещением опросных web-форм на официальном сайте (без требования ввода персональных данных пользователей).
Образовательные организации размещают информацию о реализуемых дополнительных общеразвивающих программах на официальном сайте в разделе "Образование" для информирования родителей о возрастных группах, педагогах, уровнях. Для детей дошкольного возраста доступны вводный и ознакомительный уровни дополнительных общеразвивающих программ.
Выбор программ и запись на программы дополнительного образования детей дошкольного возраста осуществляется на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru в разделе "Образование"/"Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества".
Выбор дополнительной общеразвивающей программы (секция или кружок) возможен по определенным параметрам (возраст, район, станция метро, вид деятельности и профиль).
Заявление может быть подано только от лица законного представителя (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). В заявлении необходимо предоставить сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя, сведения о документе, удостоверяющего личность обучающегося.
4. Изучение мнения родителей о необходимости открытия новых кружков и создания актуальных дополнительных общеразвивающих программ для реализации в образовательной организации.
5. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей и детей качеством реализации дополнительных образовательных программ (в том числе в рамках оказания платных образовательных услуг).
3.4. Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
Для обеспечения преемственности программы дошкольного образования и ООП начального общего образования в школах реализуются следующие мероприятия:
- развивающие занятия в старших и подготовительных группах, проводимые учителями начальных классов для знакомства детей с будущими педагогами первых классов;
- создание единого для всех уровней образования календаря образовательных событий (театральная неделя, школьные творческие конкурсы, онлайн-акции, сюжеты от школьной пресс-службы, проектные и творческие экспозиции, биеннале и т.д.);
- проведение открытых мероприятий, мастер-классов, спортивных мероприятий, образовательных событий (праздников, кинопоказов, встреч со знаменитыми персонами) в локациях школьных зданий;
- организация кружков, спортивных секций, творческих и театральных студий, лабораторных занятий для дошкольников на базе школьных трансформируемых актовых залов, предпрофессиональных лабораторных комплексов, медиастудий;
- включение в содержание образовательной деятельности подготовительных групп игр, упражнений, занятий, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности, основ освоения навыков чтения и письма, подготовки к освоению информационных технологий и др.
3.4.1. Реализация преемственности содержания образовательных программ:
- педагоги дошкольного образования разрабатывают содержание основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами, утвержденными ФГОС ДО, а также с учетом примерной программы дошкольного образования, размещенной в федеральном реестре на сайте (https://fgosreestr.ru);
- при планировании содержания образовательной деятельности в старших и подготовительных группах также учитываются содержание и результаты программы начального общего образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией в части формирования основ формирования навыков чтения и письма, формирования математической грамотности;
- для обеспечения непрерывности образования программы учебных предметов на уровне начального общего образования разрабатываются с учетом реализуемых на уровне дошкольного образования приоритетных направлений развития детей (элементов технического творчества, проектной и исследовательской деятельности, экологического воспитания, художественно-эстетического развития и т.д.);
- тематическое планирование образовательной деятельности на уровне дошкольного образования разрабатывается с учетом актуальных направлений формирования знаний воспитанников об окружающем мире и компетенций, необходимых для успешного обучения на уровне начального общего образования (опыт использования доступного учебно-лабораторного оборудования и компьютерной техники, знакомство с новыми сферами деятельности и профессиями жителей города, формирование базовых навыков безопасного поведения в социальной, технологической и информационной среде мегаполиса, развитие базовых компетенций в области использования различных источников информации, опыт самостоятельной и совместной проектной деятельности и др.);
- в процессе разработки и обновления содержания основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования педагоги дошкольного образования включаются в учебно-методические советы, рабочие группы и профессиональные объединения с учителями начальных классов и другими педагогами образовательной организации;
- на уровне дошкольного образования применяются методы педагогической диагностики компетенций воспитанников для исследования предпосылок учебной деятельности, мотивационной и познавательной готовности детей к успешному освоению основной образовательной программы начального общего образования; сводные анонимные данные о результатах педагогической диагностики применяются учителями начальных классов для актуализации программ учебных предметов, программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на уровне начального общего образования;
- в планировании образовательной деятельности подготовительных групп учитывается возможность проведения отдельных занятий/образовательных событий/творческих или конкурсных мероприятий учителями начальных классов, в классы которых планируется переход выпускников дошкольных групп;
- режим дня и программа воспитания учитывают посещение воспитанниками мероприятий, проводимых в различных локациях образовательной организации для групп/команд/творческих коллективов смешанного возрастного состава;
- образовательная организация обеспечивает участие педагогов дошкольного образования в городских мероприятиях и курсах повышения квалификации, направленных на рост профессионального мастерства в области преемственности программ дошкольного и начального общего образования (в том числе для освоения воспитателями современного учебно-лабораторного оборудования, методов применения цифровых образовательных ресурсов, организации познавательной деятельности дошкольников в современных форматах и т.д.);
- образовательная организация обеспечивает возможность прохождения педагогами дошкольного образования тренингов в формате диагностики метапредметных компетенций, проводимых ГАОУ ДПО "Московский центр качества образования" для знакомства воспитателей с кейсами применения метапредметных результатов, формируемых на уровне начального общего образования;
- программа воспитания на уровне дошкольного образования строится с учетом календарного плана воспитательной работы образовательной организации на уровне начального общего образования с возможностью участия детей и их родителей в общешкольных и городских мероприятиях, проектах, акциях и т.д.
3.4.2. Реализация преемственности образовательных технологий, применяемых педагогами в рамках основных образовательных программ:
- в рамках обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования образовательная организация разрабатывает систему взаимодействия всех участников образовательных отношений для трансляции эффективных профессиональных практик педагогов и обеспечения максимального перехода воспитанников подготовительных групп в первые классы данной образовательной организации;
- образовательная организация реализует практико-ориентированные мероприятия (мастер-классы, тренинги и т.д.) для обмена эффективными практиками обучения и развития детей между воспитателями дошкольных групп и учителями начальных классов, формирует совместные группы учителей и педагогов дошкольного образования для направления на курсы повышения квалификации по вопросам применения современных образовательных технологий;
- для мотивации максимального количества родителей воспитанников дошкольных групп к переводу детей в первые классы систематически проводятся мероприятия (в том числе в дистанционном и гибридном форматах) для знакомства родителей с технологиями и методами обучения, используемыми учителями начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности, а также демонстрирующие возможности оснащения образовательной среды школы, системы дополнительного образования, достижения учащихся и педагогов в городских образовательных проектах;
- учителями, работающими в первых классах, на уроках и во внеурочной деятельности применяются игровые методы для поддержки активности и инициативы, обучающихся на занятиях, продолжения обучения в привычных для детей форматах.
3.5. Особенности организации образовательной деятельности по программе дошкольного образования
В процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования на протяжении всего дня организуется непрерывная образовательная деятельность в рамках:
- занятий и образовательных событий, организованных педагогами;
- в ходе режимных моментов;
- во время прогулок;
- во время самостоятельной (индивидуальной или совместной) деятельности воспитанников;
- в ходе интегрированной образовательной деятельности, а также на занятиях со специалистами (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
В начале каждого дня воспитателями организуются круги общения и другие рефлексивные и организационные формы взаимодействия с детьми для повышения эмоционального комфорта детей, формирования положительного настроя на образовательную деятельность и планирования различных образовательных активностей.
При планировании дня воспитатель ориентируется на разработанное в рамках ООП дошкольного образования тематическое планирование, но также учитывает предложения и инициативы детей (в том числе идеи о проведении в группе новых игр, праздников, чтения или обсуждения интересующих детей книг, просмотра произведений отечественного детского кинематографа и мультипликации, создания проектов, организации образовательных бесед с представителями разных профессий и др.).
Организованная педагогом деятельность детей направлена на освоение дошкольниками знаний, умений, опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми, самостоятельного поиска необходимой информации, экспериментирования и т.д. для достижения целевых ориентиров и результатов освоения ООП дошкольного образования.
Кроме занятий воспитатели дошкольных групп используют современные формы совместной детско-взрослой деятельности, в том числе "образовательное событие", представляющее собой длительную (от нескольких дней до нескольких недель) игру на основе единой проблемной ситуации (поиска способов решения проблемы), групповой проектной или креативной идеи.
В рамках занятий и образовательных событий воспитателями обеспечиваются следующие виды деятельности воспитанников:
- игровая;
- коммуникативная;
- проектная;
- познавательно-исследовательская;
- изобразительная;
- конструктивная;
- музыкально-художественная;
- восприятие разных видов искусства (музыка, народная игрушка, декоративно-прикладное творчество, живопись, графика, скульптура, архитектура, фотография и др.);
- активное слушание литературных произведений;
- трудовая;
- двигательная и физкультурно-оздоровительная.
Для организации образовательных событий на уровне дошкольного образования образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с привлечением учреждений культуры и спорта (музеев, театров, выставочных центров, творческих студий, спортивных организаций и т.д.).
Достижение воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования реализуется за счет максимально эффективного использования времени дня для воспитания и развития детей. Помимо занятий и образовательных событий воспитатели организуют образовательную деятельность во время всех режимных моментов (в том числе в процессе сбора на прогулку, подготовки ко сну, отдыха после занятий и т.д.), способствующую закреплению знаний, социализации детей и приобретению ими навыков самообслуживания, приобщению к здоровому образу жизни.
Особенности режима дня в дошкольной группе устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами, а также региональными нормативными актами, направленными на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. Варианты режима функционирования дошкольной группы определяются самостоятельно образовательной организацией.
Образовательная организация самостоятельно вносит корректировки в режим дня в связи с сезонными изменениями. Так, в летнее время может увеличиться время, отводимое на прогулки, режимные моменты, связанные с организованной и самостоятельной деятельностью дошкольников на свежем воздухе.
В зависимости от типа организации и вида реализуемых программ дошкольного образования образовательная организация может вносить корректировки в режим дня воспитанников дошкольных групп.
Описание примерного режима дня для детей дошкольного возраста, разработанного на основе практического опыта образовательных организаций города Москвы, представлено в приложении N 4.
Во время режимных моментов воспитателями обеспечиваются следующие виды деятельности воспитанников:
- организованная и самостоятельная игровая деятельность;
- свободное общение педагога с детьми по их инициативе и с учетом их интересов;
- организованная двигательная активность детей;
- выполнение элементов трудовых поручений;
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
В рамках образовательных активностей на прогулках воспитатели организуют:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдение детей за объектами и явлениями природы;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, снегом, природным материалом и др.);
- элементы трудовой деятельности на участке образовательной организации;
- свободное общение воспитателя с детьми и детей друг с другом.
Для реализации принципов непрерывности образования и эффективности использования времени детей в периоды времени между занятиями, другими образовательными активностями и режимными моментами воспитатели организуют:
- свободную самостоятельную деятельность по выбору, инициативе и интересам ребенка, удовлетворяющую его потребности в самореализации и оставляющую за ребенком право выбора ее содержания, времени, партнеров;
- самостоятельную деятельность, направляемую и поддерживаемую взрослыми, в ходе которой происходит решение образовательных задач, стимулирование и поддержка интересов детей, самостоятельности и творчества ребенка.
Для достижения максимальной результативности и поддержки образовательной мотивации детей воспитатели дошкольных групп применяют актуальные форматы образовательной деятельности, ориентированные на развитие самостоятельности, критического и креативного мышления детей, освоение разнообразных методов получения информации об окружающем мире, знакомство с новыми технологиями.
Виды интегрированной образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия с элементами экспериментирования;
- образовательные активности с использованием элементов исследовательской деятельности;
- образовательные квизы и квесты;
- онлайн-чемпионаты и конкурсы с использованием интернет-ресурсов городских образовательных проектов;
- образовательные события;
- экскурсии или занятия в городской среде, образовательные прогулки и др.;
- образовательные активности, проводимые учителями начальных классов.
4. Предметно-пространственная образовательная среда
ФГОС ДО предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда дошкольных групп должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В образовательной среде дошкольных групп московских школ созданы условия для организации самостоятельной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Оснащение современной дошкольной группы включает модули для организации разнообразной практической деятельности детей:
4.1. Традиционное игровое и дидактическое оборудование
Традиционное оснащение образовательной среды включает следующие виды игрового и учебного оборудования:
- современное игровое оборудование для свободной игровой, конструктивной и экспериментальной деятельности;
- наборы для проведения опытно-экспериментальной деятельности с живой и неживой природой для использования детьми на занятиях и в свободной деятельности;
- различные виды конструкторов для создания моделей транспорта, механизмов, построек и др. по инструкциям и на основе собственного замысла;
- образовательные наборы для изучения основ алгоритмизации и программирования (в том числе комплекты по робототехнике);
- оборудование для организации разных видов игры как ключевого вида деятельности детей дошкольного возраста;
- дидактические пособия и материалы для формирования предпосылок финансовой, информационной, читательской, математической грамотности;
- наборы игрового оборудования по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями столицы, изучению истории и архитектуры города Москвы;
- лабораторные комплекты для развития естественно-научных представлений;
- интерактивное оборудование для демонстрации образовательного контента и выполнения различных интерактивных заданий (интерактивные доски, панели, интерактивные песочницы и т.д.).
4.2. Цифровое интерактивное и развивающее оборудование, проекционная и компьютерная техника
Данный модуль обеспечивает развитие ребенка по современным направлениям технологий и науки с использованием интерактивного оборудования и наборов для проведения естественно-научных экспериментов и создания проектов, освоения технических приемов мультипликации, стимулирование познавательного и физического развития с применением интерактивного контента.
Деятельность детей организуется с использованием элементов проектной деятельности и экспериментирования для формирования основы естественно-научной и цифровой грамотности, развития критического и продуктового мышления, навыков эффективной коммуникации.
Модуль включает:
- игровые наборы для экспериментов по изучению свойств объектов и явлений окружающего мира (основ физики, химии, биологии);
- цифровое оборудование для создания анимационной продукции и проекционная техника для просмотра мультфильмов, созданных детьми, а также изучения отечественных анимационных фильмов;
- интерактивный пол, основанный на технологии считывания движений ребенка с контентом для викторин, разминок, соревнований и познавательных игр (арифметика, правила дорожного движения, подготовка к чтению) или интерактивные песочницы для организации сенсорного развития дошкольников, проведения развивающих игр и занятий в подгруппах детей.
4.3. Современная трансформируемая мебель
Проект "Дошкольное пространство без границ" направлен:
- на создание единого современного образовательного пространства, максимально задействованного в интересах детей в течение всего дня;
- создание дополнительных мест для обеспечения доступности дошкольного образования в районах с повышенной потребностью в местах в дошкольных группах;
- эффективное использование ресурсов системы столичного образования.
Стандарт оснащения дошкольных групп в рамках проекта "Дошкольное пространство без границ" разработан совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в соответствии с требованиями санитарных правил (СП 2.4.3648-20) "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, и противопожарной безопасности (https://school.moscow/proiects/window/3).
Детская мебель, используемая для повышения эффективности среды дошкольных групп, изготавливается из безвредных для здоровья детей материалов и имеет необходимые сертификаты в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Вся мебель изготавливается в соответствии с ГОСТ 16371-2014 "Мебель. Общие технические условия" и ГОСТ 19917-2014 "Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия".
5. Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уровне дошкольного образования
Функции определения специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидностью регулируется приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Положение) и возложены на ПМПК.
Согласно пункту 3 Положения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создается Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ЦПМПК), которая осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. В городе Москве функции ПМПК возложены на ЦПМПК г. Москвы.
В Москве принят Стандарт деятельности образовательной организации по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (приказ Департамента образования и науки города Москвы от 12.11.2021 N 682).
6. Описание организационной модели реализации программы дошкольного образования
6.1. Взаимодействие воспитателей групп с другими педагогами
Для реализации образовательных областей "художественно-эстетическое развитие" и "физическое развитие" в штатное расписание образовательной организации могут вводиться ставки инструкторов по физической культуре и музыкальных руководителей.
По решению образовательной организации указанные области могут быть реализованы воспитателями при наличии необходимых знаний и компетенций (в том числе, воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам творческого или физического развития дошкольников).
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем:
- совместная организация и проведение образовательных событий с детьми;
- совместная подготовка и организация культурно-досуговой деятельности;
- консультирование воспитателей музыкальным руководителем по вопросам реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом:
- построение индивидуального маршрута развития ребенка;
- совместная организация работы с родителями;
- оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям;
- консультационная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с коллегами и родителями детей.
Взаимодействие воспитателя с инструктором по физической культуре:
- планирование и организация двигательной активности детей;
- совместная организация работы с детьми по реализации образовательной области "Физическое развитие";
- совместная работа при организации образовательных событий спортивной направленности;
- консультационная работа инструктора по физической культуре с родителями и коллегами по вопросам укрепления здоровья воспитанников и формирования представлений о здоровом образе жизни.
6.2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Для достижения максимальной эффективности реализации ООП дошкольного образования и формирования единой среды воспитания и развития детей дошкольного возраста педагоги реализуют следующие направления взаимодействия с родителями воспитанников:
- мероприятия, направленные на знакомство семей, проживающих в микрорайоне, с возможностями и современными условиями получения образования в дошкольных группах образовательной организации; педагоги проводят профессиональные мастерские, тренинги, консультации по вопросам обеспечения готовности ребенка к посещению дошкольной группы и особенностям адаптации в коллективе сверстников (в том числе в формате онлайн-активностей для родителей будущих воспитанников), используют ресурсы информационных каналов образовательной организации (официальный сайт, аккаунты в социальных сетях) для позиционирования успешного опыта реализации дошкольного образования и использования актуальных методик развития и обучения детей;
- для знакомства родителей будущих воспитанников с приоритетными направлениями развития детей, содержанием ООП дошкольного образования и технологиями организации образовательной деятельности проводятся открытые занятия, образовательные события и праздники; воспитатели дошкольных групп создают видео-мастер-классы по проведению игр и занятий с дошкольниками и размещают в свободном доступе (в том числе на городском ресурсе: https://deti.mosmetod.ru);
- для родителей воспитанников, начиная с периода адаптации ребенка в группе, проводятся мероприятия по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей, создания благоприятных условий для социализации и воспитания ребенка в кризисные периоды развития, реализации непрерывного образования в условиях пребывания ребенка в группе, на прогулке, в свободной деятельности, в периоды отдыха и т.д.;
- воспитатели дошкольных групп и специалисты образовательной организации проводят индивидуальные консультации для родителей по вопросам реализации индивидуальных образовательных траекторий (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), предоставляют родителям информацию о достижениях и перспективных целях развития дошкольников в рамках ООП дошкольного образования (внедрение новых авторских методик и технологий, обновление содержания программы для формирования основ финансовой, информационной, естественно-научной грамотности и др.);
- родителям предоставляется информация о планируемых образовательных событиях (в том числе общешкольных праздниках, выставках творческих работ, концертах, спортивных соревнованиях и т.д.) с использованием современных каналов дистанционной коммуникации: на официальном сайте и в аккаунтах образовательной организации в социальных сетях своевременно публикуются анонсы запланированных событий; воспитатели дошкольных групп информируют о разработанных ими образовательных материалах, опубликованных на городских онлайн-ресурсах, и проектных работах, выполненных совместно с воспитанниками в рамках городских образовательных проектов;
- образовательная организация обеспечивает возможность участия родителей воспитанников дошкольных групп в работе комиссий Управляющего совета (с учетом локальных актов образовательной организации), организует исследование мнения родителей по вопросам: удовлетворенности качеством реализации ООП дошкольного образования, потребности в формировании новых направлений обучения и развития детей (проведении занятий по основам робототехники и программирования, дизайна и анимации, открытия объединений дополнительного образования, связанных с театрализованной деятельностью и др.);
- для обеспечения регулярного взаимодействия с родителями воспитанников педагоги приоритетно используют дистанционные средства коммуникации, в том числе в режиме видео-конференц-связи для проведения групповых встреч и консультаций, а также в формате оперативного обмена сообщениями.
Формы организации взаимодействия педагогов и родителей
Направления |
Цель |
Формы взаимодействия |
Оперативное информирование |
- выявление интересов, потребностей, мнения и запросов родителей |
- интервью; - анкетирование; - онлайн-опросы; - мессенджеры (групповые чаты) |
Организация досуга воспитанников и родителей |
- установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
Совместные мероприятия: - досуги, праздники, спектакли; - выставки, конкурсы; - социальные акции; - флешмобы; - спортивные соревнования; - командное участие в квестах, квизах, городских проектах |
Просвещение по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей |
- ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; - формирование у родителей практических навыков воспитания детей; - детско-родительские проекты, в том числе по ознакомлению с профессиями; - освоение социокультурного пространства города |
- семинары-практикумы; - педагогический брифинг; - педагогическая гостиная; - индивидуальные и групповые консультации; - игры, тренинги; - педагогическая библиотека для родителей; - экскурсии, в том числе виртуальные; - образовательные платформы, например, портал "Игры и занятия для дошкольников" (http://deti.mosmetod.ru) |
Презентация родителям возможностей образовательной среды организации |
- ознакомление родителей с работой дошкольных групп и особенностями воспитания детей; - формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
- информационные проекты для родителей; - дни открытых дверей, открытые образовательные события; - тематические газеты; - мини-библиотеки, мини-музеи; - официальный сайт образовательной организации; - страницы школы в социальных сетях; - профессиональные блоги в сети Интернет |
6.3. Взаимодействие с организациями, подведомственными Департаменту образования и науки города Москвы
Образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы и реализующие ООП дошкольного образования, имеют возможность получать комплексное сопровождение и поддержку по основным направлениям деятельности в области дошкольного образования:
Ключевые направления взаимодействия в области дошкольного образования с ГБОУ ГМЦ ДОНМ
Ключевые направления взаимодействия в области дошкольного образования с ГБОУ ДПО ДОНМ
Ключевые направления взаимодействия в области дошкольного образования с ГБОУ ГППЦ
Ключевые направления взаимодействия в области дошкольного образования с ГБОУ ДПО МЦПС
Ключевые направления взаимодействия в области дошкольного образования с ГБОУ ДПО МЦКО
Ключевые направления взаимодействия в области дошкольного образования с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"
7. Кадровое обеспечение условий реализации ООП дошкольного образования
Кадровые условия реализации ООП дошкольного образования обеспечиваются с учетом требований нормативных документов (ФГОС ДО, квалификационные справочники, профессиональные стандарты), регламентирующих необходимый уровень профессионального образования педагогов, объем знаний и перечень компетенций, необходимых для организации воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Образовательные организации города Москвы самостоятельно формируют эффективное штатное расписание организации в зависимости от условий, педагогических целей и задач, особенностей контингента детей.
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования может обеспечиваться педагогами, работающими на различных уровнях образования.
Учителя образовательной организации и другие педагогические работники могут привлекаться к реализации отдельных занятий и модулей ООП дошкольного образования.
В целях обеспечения преемственности программ дошкольного и начального общего образования, знакомства детей с инфраструктурой школы, формирования предпосылок учебной мотивации учителями начальных классов могут проводиться развивающие занятия для воспитанников, праздники, конкурсы и соревнования с совместным участием первоклассников и детей дошкольного возраста.
Для сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в штатное расписание образовательной организации могут вводиться ставки специалистов в сфере реализации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы (педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов - при наличии рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии).
Ключевыми направлениями компетенций педагогов дошкольного образования (дополнительно к утвержденным нормативными документами) являются:
- владение современными педагогическими методами и технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (применение электронных образовательных материалов и ресурсов, организация образовательных квестов и квизов, арт-педагогика, технологии развития творческого мышления, формирование проектных и исследовательских умений дошкольников);
- владение soft skills: эффективная коммуникация с коллегами и родителями дошкольников, self-менеджмент и методы профилактики профессионального выгорания, навыки презентации и публичного выступления, сотрудничество и принятие различных ролей для решения общих задач, креативное мышление;
- компетенции в области проектирования и организации разнообразных видов деятельности дошкольников (игровой, творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной) и разработки образовательных материалов для различных образовательных областей ООП дошкольного образования;
- владение навыками эффективного взаимодействия с детьми для адаптации в дошкольной группе, успешной социализации обеспечения перехода на уровень начального общего образования;
- владение современными информационными технологиями и средствами дистанционной коммуникации, в том числе навыками безопасного поведения в информационной среде, нормами этики дистанционного делового общения; навыки использования городских информационных систем и цифровых сервисов в области дошкольного образования;
- владение социально-психологическими компетенциями: разрешение и профилактика конфликтных ситуаций, сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
7.1. Организация системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования
Система профессионального роста педагогов дошкольного образования включает два направления:
7.1.1. Формирование новых профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования, реализуемым ГАОУ ВПО "Корпоративный университет":
- дополнительное профессиональное образование педагогов дошкольного образования Москвы реализуется с использованием портала ДПО (региональный реестр дополнительных профессиональных программ: http://dpomos.ru). Программы повышения квалификации для различных работников дошкольного образования реализуются организациями высшего и дополнительного профессионального образования в очном или дистанционном формате;
- воспитатели дошкольных групп проходят обучение по программам повышения квалификации, актуальным для развития условий реализации ООП дошкольного образования в московской школе (в том числе по вопросам организации разнообразных видов игровой деятельности детей дошкольного возраста, использования цифровых технологий в работе воспитателя, обеспечения преемственности программ дошкольного и начального общего образования и т.д.);
- педагоги могут выбирать курсы повышения квалификации с учетом необходимости внедрения новых методик, средств воспитания и обучения детей для работы в конкретной дошкольной группе или в соответствии с рекомендацией администрации школы о прохождении обучения для формирования единых методических подходов к реализации ООП во всех дошкольных зданиях образовательной организации.
7.1.2. Приобретение новых компетенций в процессе участия в мероприятиях неформальной системы профессионального развития.
В Москве ежегодно организуются мероприятия, ориентированные на трансляцию успешного опыта московских воспитателей дошкольных групп и распространение эффективных практик реализации ООП дошкольного образования.
План проведения мероприятий и городских проектов, информация о работе профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования публикуется на сайте ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (http://mosmetod.ru).
Для повышения эффективности работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам доступны информационные и практико-ориентированные материалы, разработанные ГБУ "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы" (https://gppc.ru).
Сотрудники центра проводят для специалистов skills-сессии и профессиональные онлайн-консультации по вопросам организации инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, работы консилиумов образовательной организации для создания условий, рекомендованных Центральной психолого-медико-педагогической комиссией.
7.1.3. Развитие профессиональных компетенций в процессе участия в конкурсах профессионального мастерства.
Ежегодно в Москве проводится Городской конкурс профессионального мастерства и общественного признания "Воспитатель года Москвы" для обмена опытом, поддержки уникальных педагогических практик и развития профессионального имиджа московских воспитателей.
В конкурсе могут принять участие воспитатели, работающие в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Организаторами конкурса являются Департамент образования и науки города Москвы и Московская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ.
7.2. Организация аттестации педагогов дошкольного образования
Аттестация педагогов дошкольного образования осуществляется на основании данных из городских информационных систем Департамента образования и науки города Москвы. Прием документов осуществляется через модуль "Аттестация" на сайте Московского регистра качества образования (https://okmcko.mos.ru/attq).
Критериями оценки при проведении процедуры аттестации для установления первой и высшей квалификационных категорий педагогам дошкольного образования, достигшим в межаттестационный период высоких результатов профессиональной деятельности, являются:
- высокие результаты и (или) экспертный уровень (в соответствии с данными, содержащимися в информационных ресурсах) прохождения тренингов с предметным и метапредметным содержанием ("Профессиональные компетенции воспитателей" и "Метапредметные умения (дошкольное образование)";
- результат работы в качестве наставника команд дошкольных групп и (или) начальных классов, вышедших в полуфинал и (или) финал Московского детского чемпионата KidSkills;
- наличие сертификата эксперта WorldSkills Russia, эксперта с правом проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills Russia, эксперта демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, подготовившего победителей и призеров Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) из числа основного состава сборной Москвы, в том числе в возрастной категории 11-16 лет (категория "Юниоры");
- работа в условиях развивающего трансформируемого пространства в рамках проекта "Дошкольное пространство без границ" (в соответствии с данными, содержащимися в информационных ресурсах);
- наличие востребованных видеоматериалов (не менее трех видеоматериалов с количеством просмотров не менее 300 для каждого), представляющих авторский профессиональный опыт педагогов, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, размещенных на ресурсе "Игры и занятия для дошкольников" (http://deti.mosmetod.ru);
- высокие результаты участия в Городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания "Воспитатель года Москвы";
- результаты участия в составе команды в Городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания "Учителя года Москвы".
8. Оценка качества дошкольного образования
В системе дошкольного образования Москвы реализуется подход к оценке качества дошкольного образования, основанный на использовании инструментов оценки условий реализации ООП дошкольного образования, применении методов педагогической диагностики, оценки компетенций педагогов и мониторинга показателей, входящих в расчет рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников.
8.1. Показатели
В состав показателей системы оценки качества дошкольного образования в образовательных организациях входят:
1. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и необходимая для обновления и корректировки ООП дошкольного образования).
Педагогическая диагностика является элементом внутреннего мониторинга образовательной организации, проводится для анализа эффективности реализуемой образовательной деятельности и предполагает структурированное наблюдение с фиксацией достижения воспитанниками результатов в образовательных областях:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Для обеспечения высокого качества дошкольного образования образовательные организации реализуют ООП дошкольного образования с учетом целевых ориентиров, утвержденных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляющих собой возможные достижения ребенка в области познавательного, речевого, социально-коммуникативного, речевого, физического и других сфер развития на этапе завершения уровня дошкольного образования.
При этом в рамках реализации ООП дошкольного образования в образовательных организациях Москвы обеспечиваются образовательные результаты, соответствующие современным направлениям развития и воспитания детей дошкольного возраста:
- формирование предпосылок читательской, математической, финансовой, информационной, естественно-научной грамотности;
- освоение предпосылок проектной и исследовательской деятельности;
- развитие умений в области коммуникации сотрудничества и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми;
- формирование умения использовать современные средства получения и обработки актуальной информации об окружающем мире;
- развитие практических умений, связанных с безопасной жизнедеятельностью в мегаполисе и использованием инфраструктуры, созданной для жителей Москвы;
- освоение знаний о культуре и истории города, перспективных направлениях и проектах Москвы;
- формирование социальных компетенций и навыков взаимодействия в поликультурной среде.
2. Мониторинг качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом рекомендаций, разработанных ГАОУ ДПО "Московский центр качества образования" (в том числе мониторинг психолого-педагогических условий и предметно-пространственной среды дошкольного образования).
3. Диагностика метапредметных умений воспитателя дошкольной группы, проводимая ГАОУ ДПО "Московский центр качества образования" для выявления уровня владения педагогом метапредметными компетенциями и определения практической готовности педагогов осуществлять трудовые действия в рамках реализации программы дошкольного образования.
4. Учет результатов реализации дошкольного образования в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников согласно методике, опубликованной на сайте "Школа большого города" (https://school.moscow).
5. Внутренний мониторинг уровня удовлетворенности родителей качеством образования с использованием современных форматов исследования мнения (анонимных онлайн-опросов, диалога с фокус-группами, мониторинги с привлечением представителей родителей в Управляющем совете образовательной организации).
6. Мониторинг уровня удовлетворенности педагогов условиями, созданными в образовательной организации для профессионального роста (изучение мнения воспитателей и других педагогических работников, реализующих ООП дошкольного образования, о персональном доступе к повышению квалификации, освоению новых технологий и методов работы, профессиональным объединениям и участию в развитии ООП дошкольного образования, о возможности профессионального и карьерного роста).
По итогам комплексной оценки качества реализации ООП дошкольного образования с использованием данных показателей образовательная организация проводит заседание Педагогического совета для рассмотрения вопроса о необходимости корректировки и/или обновления основной образовательной программы.
8.2. Реализация ускоренного обучения в начальной школе
Выпускники подготовительных групп, овладевшие предпосылками учебной деятельности, основами навыка чтения и письма, обладающие высокой мотивацией к школьному обучению, могут быть зачислены по запросу родителей в начальные классы для ускоренного обучения и освоения основной образовательной программы начального общего образования за 3 года на основе индивидуальных учебных планов.
Ускоренное обучение выпускников дошкольных групп образовательной организации на уровне начального общего образования осуществляется с учетом следующих положений:
- в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляется право на "обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами";
- по заявлению родителей (законных представителей) воспитанникам дошкольных групп, освоившим в полном объеме образовательную программу дошкольного образования и готовым к освоению образовательной программы начального общего образования, предоставляется право на ускоренное обучение в начальных классах;
- установление готовности к освоению такой программы осуществляется на основании результатов психолого-педагогической диагностики, проводимой на основании письменных заявлений родителей (законных представителей);
- для обеспечения индивидуализации содержания образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося в рамках ускоренного обучения разрабатываются индивидуальные учебные планы.
8.3. Городские мероприятия, направленные на повышение качества дошкольного образования
Эффективным условием обеспечения профессионального роста педагогов и трансляции лучших практик реализации основной образовательной программы дошкольного образования является возможность участия педагогов и воспитанников дошкольных групп в конкурсах, проектах и олимпиадах разных уровней.
Ежегодно в Москве организуются городские мероприятия, направленные на повышение качества дошкольного образования:
8.3.1. Городской образовательный проект "Школа московского воспитателя".
Агрегатором городских образовательных мероприятий и конкурсов для воспитанников дошкольных групп, и педагогов дошкольного образования является образовательный проект "Школа московского воспитателя", направленный на повышение качества дошкольного образования, уровня профессионального развития воспитателей в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования, а также поддержку и развитие творческих и проектных детско-родительских команд.
В рамках проекта реализуются следующие направления:
- проект "Дошкольник в мире STEM";
- конкурс креативных проектов детей "Art-лидеры";
- городской командный баттл "Исследователи природы";
- городской командный баттл "Космическое путешествие";
- городской проект "Маленький архитектор";
- городской проект "Москва. Назад в будущее";
- конкурс образовательных видеороликов "Большая игротека";
- городской проект "Семейный Буккроссинг";
- городской фестиваль образовательных видеороликов "Новогодний видеоблог";
- городской фестиваль образовательных видеороликов "Летний лайфхак";
- онлайн-ресурс "Игры и занятия для дошкольников";
- конкурс "Экографика".
Регистрация участников проекта осуществляется в интерактивной системе "Конкурсы и проекты" на сайте ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы.
В рамках мероприятий проекта педагогам предоставляется возможность обмена профессиональным опытом и знакомства с практическими разработками педагогов других образовательных организаций. Образовательные материалы, созданные участниками проекта, публикуются на сайте ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы и на портале "Игры и занятия для дошкольников".
8.3.2. Московский детский чемпионат "KidSkills".
Чемпионат рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников "KidSkills" реализуется по 26-ти компетенциям, связанным с современными профессиями. Ежегодно в чемпионате принимают участие около 14 тысяч участников дошкольного и младшего школьного возраста. С каждым годом набор компетенций дополняется новыми направлениями. Участие в чемпионате KidSkills командное, команда состоит из двух конкурсантов и наставника. Возрастные категории чемпионата: 5-7 и 8-10 лет.
Конкурсанты могут принять участие только по одной компетенции в одной возрастной категории. Организация-участница вправе подать одну заявку на участие по одной компетенции в разных возрастных категориях. Это означает, что если у компетенции две возрастные категории, то организация может подать две заявки на данную компетенцию в разных возрастных категориях. Организация может участвовать по всем компетенциям и возрастным категориям. Регистрация участников проекта осуществляется на официальном сайте чемпионата.
8.3.3. Олимпиада "Музеи. Парки. Усадьбы".
Ежегодно в Москве проводится олимпиада "Музеи. Парки. Усадьбы", участниками которой могут стать дошкольники и учащиеся 1-11-х классов. Более 60 тысяч обучающихся школ, в том числе около 2 тысяч дошкольников, посещают в течение года олимпиадные площадки индивидуально и в составе команд. С 2021 года в состав команды могут входить только обучающиеся из одной семьи или из одного класса одной школы. Задания олимпиады направлены на достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности. Участники могут выполнять задания своей категории и задания на одну категорию старше. Регистрация участников олимпиады осуществляется на официальном сайте олимпиады.
8.3.4. Спортивно-массовые мероприятия для воспитанников дошкольных групп.
Спортивно-массовые мероприятия для воспитанников дошкольных групп проводятся в соответствии с календарным планом работы ГБОУ "Московский центр "Патриот. Спорт". Мероприятия в рамках данного проекта разработаны на основе программы "Физическое воспитание детей дошкольного возраста" и включают следующие спортивные фестивали:
- "От маленьких побед к большим достижениям!";
- "Дельфиненок";
- "Юный шашист";
- "Мы играем в городки";
- "Веселые старты";
- "Школа мяча";
- "Всей семьей на старт".
Регистрация всех участников осуществляется в информационном сервисе учета спортивных мероприятий ГБОУ "Московский центр "Патриот. Спорт".
8.3.5. Городская олимпиада "История и культура храмов столицы".
Воспитанники дошкольных групп образовательных организаций могут принять участие во внеконкурсной номинации "Дорога к храму" городской олимпиады "История и культура храмов столицы", которая ежегодно проводится ГБОУ ДПО Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы. Олимпиада предоставляет участникам возможность исследовать историю различных культурных событий и явлений, связанных с храмами России, на примере произведений искусства, архитектурных объектов, исторических памятников в культурно-образовательном пространстве Российской Федерации. Целью проведения олимпиады является духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе изучения истории, архитектуры, культуры храмов городов России, решения исследовательских, прикладных и культурологических задач.
Участникам дошкольного возраста предоставляется возможность выполнить рисунки, поделки, связанные с историей и культурой храмов Москвы. Регистрация участников проекта осуществляется в интерактивной системе "Конкурсы и проекты" на сайте ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы.
8.3.6. Конкурс проектных и исследовательских работ "Юные экологи Москвы".
Ежегодно в Москве проводится Конкурс проектных и исследовательских работ "Юные экологи Москвы" в рамках Городского экологического фестиваля "Бережем планету вместе". Организаторами конкурса являются Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Московское городское управление природными территориями" и ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы. Конкурс направлен на развитие системы экологического образования и просвещения столицы, формированием экологического мировоззрения и культуры; приобретение опыта экологически направленной деятельности у обучающихся образовательных организаций Москвы.
На конкурс принимаются проектные и исследовательские работы, а также работы, сделанные на основе материалов методического комплекта "Юные экологи Москвы". Конкурсные работы могут быть выполнены индивидуально или группой участников. Регистрация участников проекта осуществляется в интерактивной системе "Конкурсы и проекты" на сайте ГБОУ ДПО Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (https://mosmetod.ru).
8.4. Учет результатов дошкольного образования в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников
Методика расчета рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников учитывает достижения образовательной организации на уровне дошкольного образования по следующим направлениям:
- учитывается количество дошкольников, перешедших в порядке перевода в первый класс этой же образовательной организации: за каждого воспитанника, переведенного до 25 мая включительно из дошкольной группы в 1 класс той же образовательной организации, начисляется 0,4 балла;
- показателем эффективности работы образовательной организации по использованию социокультурных ресурсов города в образовательной деятельности детей дошкольного возраста являются результаты участия обучающихся в городской олимпиаде: "Музеи. Парки. Усадьбы";
- учитываются результаты участия дошкольников 6-8 лет в движении "Готов к труду и обороне": за каждого обучающегося, имеющего на 25 мая знак ГТО, подтвержденный приказом, соответствующий его возрастной категории на 1 сентября текущего учебного года или более старшей категории - 0,01 балла.
Подробная информация о методике опубликована на сайте Школа большого города (https://school.moscow/rating).
9. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение дошкольного образования
В целях обеспечения реализации права жителей города Москвы на получение дошкольного образования постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве" утверждены нормативные затраты на оказание государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования и науки города Москвы, государственных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми на одного воспитанника в год.
Финансовое обеспечение государственных заданий образовательных организаций формируется исходя из утвержденной численности детей в государственном задании и нормативных затрат, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП.
Субсидии на финансовое обеспечение государственных заданий расходуются образовательными организациями на следующие цели:
- оплату труда педагогических и иных работников;
- приобретение учебно-наглядных пособий, средств обучения, игр, игрушек, расходных материалов;
- дополнительное профессиональное образование педагогических работников;
- питание воспитанников;
- мероприятия по обеспечению безопасности;
- оплату коммунальных услуг, услуг связи и прочих услуг;
- проведение текущего ремонта и прочие расходы.
Для создания условий обучения детей-инвалидов нормативные затраты увеличиваются в два раза, для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих - в три раза.
10. Показатели результативности реализации Стандарта
- не менее 60% воспитанников дошкольных групп продолжат обучение в первых классах своей образовательной организации;
- охват дополнительным образованием обучающихся дошкольных групп в возрасте от 5 лет - не менее 89%;
- доля воспитателей дошкольных групп, успешно прошедших диагностику метапредметных умений, - 100%;
- удовлетворенность родителей (законных представителей) предоставляемым дошкольным образованием, отсутствие обоснованных жалоб на качество дошкольного образования.
11. Требования к профессиональным компетенциям воспитателей дошкольных групп
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации воспитателей дошкольных групп регламентируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", а также приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Ключевой трудовой функцией воспитателя является деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования: организация игровой, здоровьесберегающей, развивающей деятельности детей дошкольного возраста, создание условий для развития коммуникации дошкольников со сверстниками и взрослыми, развитие интереса к окружающему миру, формирование социальных компетенций, подготовка к обучению чтению и письму для успешного перехода к освоению программы начального общего образования.
12. Минимум содержания дошкольного образования
Основные образовательные программы дошкольного образования реализуются в соответствии с требованиями ФГОС ДО и направлены на достижения воспитанниками утвержденных целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Образовательная деятельность на уровне дошкольного образования может быть организована в различных форматах, соответствующих возрастным особенностям детей (занятий, образовательных событий, организованной игровой деятельности дошкольников и др.).
На занятиях воспитанники осваивают новые знания и умения, которые применяют в игровой, проектной, творческой деятельности, в свободной игре, общении.
В режиме для с учетом действующих санитарных требований может предусматриваться проведение занятий, направленных на формирование знаний и умений детей, соответствующих целевым ориентирам, утвержденных ФГОС ДО.
Для реализации требований ФГОС ДО и обеспечения успешного перехода детей к освоению основной образовательной программы начального общего образования в программы дошкольного образования включается минимум содержания, включающий (приложения N 5, N 6):
- список образовательных результатов;
- примерный перечень тем занятий;
- оптимальную модель планирования занятий в течение образовательной недели с учетом рационального распределения образовательной нагрузки для выполнения требований к условиям здоровьесбережения детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.