Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России совместно с Департаментом финансовых технологий Банка России рассмотрел обращение Некоммерческого партнерства "Национальный совет финансового рынка" от 25.03.2021 N НСФР-02/1-165 и в дополнение к письму от 30.04.2021 N 12-4-2/2143 сообщает следующее.
Банк России неоднократно высказывал свою позицию 1 о наличии высоких рисков при обороте и использовании цифровых валют.
Банком России внесены изменения 2 в Положение N 375-П 3 (вступают в силу 01.10.2021), согласно которым операция, связанная с оборотом цифровой валюты, является признаком, указывающим на необычный характер операции (сделки).
Указанными изменениями также предусмотрено, что совпадение характера, условий и (или) способа совершения операции (сделки) клиента, которому кредитной организацией присвоен низкий уровень риска совершения операций в целях ОД/ФТ 4, с признаком, указывающим на необычный характер операции (сделки), не может рассматриваться кредитной организацией в качестве единственного фактора, указывающего на наличие риска совершения операции в целях ОД/ФТ.
Отмечаем, что действующая редакция Положения N 375-П (абзац второй пункта 5.2) предусматривает право кредитной организации самостоятельно дополнять установленный в правилах внутреннего контроля (далее - ПВК) перечень признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки), содержащихся в приложении к Положению N 375-П, иными признаками, свидетельствующими о возможном осуществлении операций в целях ОД/ФТ.
Следует отметить, что если на основании информации, указанной в документах, представленных в кредитную организацию для проведения операции (например, в платежном документе), у кредитной организации возникают сомнения в квалификации операции клиента в качестве подозрительной, кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительные документы и информацию для принятия решения о ее квалификации.
Решение о присвоении клиенту степени (уровня) риска, а также о квалификации (неквалификации) совершаемых клиентом операций в качестве подозрительных, соответствующих критериям необычных, кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих клиента и его деятельность (операции).
При этом в качестве одной из мер, направленных на недопущение проведения клиентом подозрительных операций, кредитной организацией может быть использовано предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ 5 право на отказ в совершении операции.
Учитывая изложенное выше, в целях обеспечения выполнения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, поддержания эффективности системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ на должном уровне, а также исключения вовлечения кредитной организации в осуществление ОД/ФТ, кредитные организации самостоятельно разрабатывают и устанавливают в своих ПВК процедуры, направленные на исключение проведения клиентом операций, направленных на ОД/ФТ, в том числе если такая операция связана с оборотом цифровой валюты.
Учитывая, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не определен порядок взыскания налога по операциям с цифровой валютой, кредитная организация в рамках изучения деятельности клиента на основании установленных в собственных ПВК процедур должна самостоятельно оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента и объем осуществляемых им операций. Перечень документов, необходимых для проведения указанной оценки, определяется каждой кредитной организацией самостоятельно в своих ПВК.
Согласно части 6 статьи 6 и части 15 статьи 10 Федерального закона N 259-ФЗ 6 оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператор обмена цифровых финансовых активов вправе осуществлять признание лиц квалифицированными инвесторами по их заявлениям в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ 7.
Таким образом, признание лиц квалифицированными инвесторами осуществляется в соответствии со статьей 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ и Указанием Банка России N 3629-У 8.
Заместитель директора |
Е.В. Шакина |
------------------------------
1 Информационные сообщения Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткоин" и от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)".
2Указание Банка России от 20.10.2020 N 5599-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
4 Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
5Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
6Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
7Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
8Указание Банка России от 29.04.2015 N 3629-У "О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 10 июня 2021 г. N 12-4-2/2850 "О цифровых валютах и цифровых финансовых активах"
Текст письма опубликован не был