Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Сергеевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании не действующими в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" и приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год" не действующими в части, установил:
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, Тарифный орган, регулирующий орган) от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 2-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - приказ от 31 марта 2021 г. N 2-э), а также об оспаривании в части приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год" (далее - приказ от 31 марта 2021 г. N 3-э).
Свои требования Общество мотивировало тем, что приказом от 31 марта 2021 г. N 2-э были внесены изменения в приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э) в части изложения приложения 2 к приказу от 29 декабря 2016 г. N 9-э, где установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" на 2021 год в размере 1875448,37 тыс. рублей.
Согласно пункту 6 таблицы 1 приложения 1 к приказу от 31 марта 2021 г. N 3-э НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" в размере 1875448,37 тыс. рублей учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия на 2021 год.
Полагает оспариваемые приказы не соответствующими статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 7, 32 и 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
По мнению административного истца при утверждении оспариваемых приказов необоснованно не были учтены расходы Общества на сумму 1276432,1 тыс. рублей, в том числе расходы на обслуживание заемных средств по факту за 2019 год - 295434,17 тыс. рублей; плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год - 353824 тыс. рублей; корректировка НВВ по доходам по итогам 2019 года - 123939,85 тыс. рублей; корректировка НВВ по изменению (неисполнению ИПР) - 71612,86 тыс. рублей; экономия расходов на оплату потерь - 117107,88 тыс. рублей; расходы на обслуживания заемных средств по факту за 2016 год - 24734 тыс. рублей; расходы по процентам за кредит по факту за 2017 год - 141510,67 тыс. рублей; расходы на оплату труда на 2017 год (корректировка 2018 - 2021 годов) - 85490,67 тыс. рублей; отчисления на социальные нужды на 2017 год (корректировка 2018 - 2021 годов) - 24489,22 тыс. рублей; корректировка неподконтрольных расходов за 2017 - 2019 годы по статье затрат "Отчисления на социальные нужды" - 38289,14 тыс. рублей.
Привлечение заемных средств в 2019 году было обусловлено сложившейся к началу года и увеличивавшейся до 1713750 тыс. рублей в течение года дебиторской задолженностью, в том числе задолженностью гарантирующего поставщика АО "Хакасэнергосбыт" в размере 1385575 тыс. рублей. Всего за 2019 год филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" были уплачены проценты по заключенным кредитным договорам по виду деятельности "Передача по распределительным сетям" на сумму 295434,17 тыс. рублей. Экономическая обоснованность данных расходов при их предъявлении для компенсации в 2019 году была документально подтверждена. В составе НВВ на 2019 год данные расходы учтены в размере 80565,38 тыс. рублей, однако в результате корректировки необоснованно были исключены полностью.
При установлении НВВ на 2021 год не учтены в полном объеме плановые расходы на обслуживание заемных средств в размере 353824 тыс. рублей.
С нарушением формулы 7.1 пункта 11 Методических указаний N 98-э произведена корректировка НВВ по доходам по итогам 2019 года в сумме 123939,85 тыс. рублей.
В НВВ Филиала необоснованно не учтены расходы на исполнение ИПР в сумме 71612,86 тыс. рублей, что противоречит формуле 9 пункта 11 Методических указаний N 98-э, пункта 67 Правил утверждения ИПР от 1 декабря 2009 г. N 977.
Экономия на оплату потерь за 2019 год в соответствии с программой энергосбережения Филиала на 2018 - 2021 гг. и отчета о ее исполнении в размере 117107,88 тыс. рублей не учтена в нарушение пункта 34 Основ ценообразования.
Также не учтены расходы на обслуживание заемных средств по факту за 2016 год в соответствии с апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 4 июля 2019 г. N 55-АПА 19-7 в размере 24734 тыс. рублей, и по факту за 2017 год в соответствии с апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г. по делу N 66а-907/2020 в размере 141510,67 тыс. рублей.
В нарушение пункта 26 Основ ценообразования и Методических указаний N 20-э/2 регулирующим органом произведена корректировка расходов на оплату труда 2018 - 2021 годов в сумме 85490,31 тыс. рублей с исключением расходов на оплату труда высшего и ведущих менеджеров, и соответствующих расходов на социальные нужды в размере 62778,36 тыс. рублей.
Административный истец полагает, что установленный на 2021 год размер НВВ является экономически необоснованным и нарушает экономические интересы ПАО "Россети Сибирь", так как приведет к убыткам, поскольку иных источников финансирования своей деятельности Общество не имеет.
Полагая, что в сумме расходов, подлежащих учету в НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", должны быть дополнительно учтены расходы на сумму 1276432,1 тыс. рублей, административный истец просил признать приложение N 2 к приказу от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э, а также приказ от 31 марта 2021 г. N 3-э не действующими в части установления НВВ для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" в размере 1875448,37 тыс. рублей, и возложить на административного ответчика обязанность принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" размер НВВ на 2021 год в сумме 1875448,37 тыс. рублей, а также возложить на административного ответчика обязанность принять новые нормативные акты с установлением НВВ для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" на 2021 год в размере 3151880,47 тыс. рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "Россети Сибирь" Лазарева Ю.В., действующая на основании доверенности от 15 января 2021 г., требования административного искового заявления поддержала с учетом изложенных в нем доводов, а также с учетом доводов в представленных письменных пояснениях по делу.
Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Малахова Ж.А., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 г., требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменных отзывов, указав, что оспариваемые приказы приняты во исполнение предписания ФАС России от 18 декабря 2020 г. N СП/111369/20 в полном соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Прокурор Сергеева М.Д. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части, так как оспариваемые приказы в части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности), согласно пунктам 1.1 и 2.1.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175, является Госкомтарифэнерго Хакасии.
Обществом оспаривается приложение 2 к приказу Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 2-э "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Хакасия" в части установления НВВ для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" на 2021 год в размере 1875448,37 тыс. рублей (пункт 1 приложения 2); приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 2-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии про сетям Республики Хакасия на 2021 год" в части установления в пункте 6 таблицы 1 приложения 1 НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 1875448,37 тыс. рублей.
Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу абзацев первого и второго пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к числу долгосрочных параметров регулирования, служащих основанием для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Абзацами девятым и двенадцатым пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзацы девятнадцатый и двадцатый пункта 38 Основ ценообразования).
Согласно абзацам второму и четвертому пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э и приказ от 31 марта N 3-э приняты органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлены на установление (корректировку) долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, в том числе на установление необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура принятия приказов, установленная пунктами 25, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), пунктом 3.2 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175, не нарушена, что подтверждается протоколами заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 2, 3.
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 19 июня 2018 г. N 834/18-э в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям и необходимой валовой выручки, которой приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э и приказ от 31 марта 2021 г. N 3-э соответствуют.
Проекты нормативных правовых актов прошли в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу.
В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в издании "Хакасия" 9 апреля 2021 г., N 55.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Пунктом 4 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац первый пункта 8 Методических указаний N 98-э).
29 апреля 2020 г. и 12 ноября 2020 г. (скорректированные предложения) ПАО "Россети Сибири" обратилось в Тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" на 2021 год в составе долгосрочного периода 2017 - 2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, приложив к заявлению обосновывающие документы.
Кроме того, в период с 27 июля 2020 г. по 21 августа 2020 г. ФАС России проведена внеплановая выездная проверка Госкомтарифэнерго Хакасии, по итогам которой регулирующему органу направлено предписание от 18 декабря 2020 г. N СП/111369/20 об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и проведении дополнительного анализа и расчета расходов филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", в том числе по статьям: "расходы на оплату труда" и "расходы на страхование" на 2017 год; "проценты за кредит" на 2017 - 2020 гг; "страховые взносы" на 2017 - 2020 гг; "прочие неподконтрольные расходы" на 2020 г.; "выпадающие доходы" на 2020 год"; "корректировки НВВ" на 2017 - 2020 гг.
По результатам анализа предписано исключить из котловой НВВ ТСО излишне полученные в 2020 году доходы и пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования.
Пунктами 22, 23 Правил регулирования предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно пунктам 25, 26 и 28 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 12 мая 2020 г. N 8-э/21 было открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в составе долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 гг.
По результатам экспертизы представленных документов, а также по результатам дополнительной экспертизы по исполнению предписания ФАС России от 18 декабря 2020 г. N СП/111369/20, приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. N 2-э (пункт 1 приложения 2), N 3-э (пункт 6 таблицы 1 приложения 1) филиалу ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 1875448,37 тыс. рублей.
Как следует из пояснений представителей сторон и экспертного заключения от 12 мая 2020 г. N Э-8/21 по делу тарифного регулирования, экспертного заключения по исполнению предписания ФАС России от 18 декабря 2020 г. из состава расходов филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" по факту 2019 года исключены ранее учтенные расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на общую сумму 80565,38 тыс. рублей, в том числе в составе подконтрольных расходов - 10485,06 тыс. рублей, неподконтрольных расходов - 70080,32 тыс. рублей.
Предписанием ФАС России от 18 декабря 2020 г. органу регулирования было указано на неправомерное включение расходов в размере 10485,06 тыс. рублей в состав подконтрольных расходов. Было предписано исключить данные расходы из состава подконтрольных расходов и учесть в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В нарушение пунктов 23, 28 Правил регулирования экспертное заключение по делу N Э-8/21, экспертное заключение по исполнению предписания ФАС России и протокол N 2 заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 31 марта 2021 г. не содержат надлежащего обоснования корректировки сумм расходов по данной статье, составивших по расчетам Общества и представленным документам 295434,17 тыс. рублей.
Из экспертных заключений следует, что исключение расходов, связанных с обслуживанием заемных средств за 2019 год произведено в связи с прибыльной деятельностью головной организации ПАО "Россети Сибирь".
В соответствии с пунктом 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Пунктами 2 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности (статья 3 Закона об электроэнергетике).
В силу абзаца первого пункта 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
На территории Республики Хакасия регулируемые виды деятельности в области электроэнергетики осуществляет филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", который ведет раздельный учет доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Головная организация такой учет не осуществляет, расходы и доходы юридического лица в целом не являются предметом регулирования Госкомтарифэнерго Хакасии.
При таких обстоятельствах доводы о наличии чистой прибыли у Общества в целом с учетом наличия убытков у филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" не могут являться основанием для отказа во включении расходов на уплату процентов за пользование кредитом на погашение кассовых разрывов не могут быть признаны законными и обоснованными.
Доводы представителя регулирующего органа о недостоверности представленной Обществом информации о пользовании кредитами, также являются необоснованными.
В частности, как следует из экспертного заключения N Э-8/21, эксперты исходили из того, что содержащаяся в представленных документах информация является достоверной.
Обществом по данной статье были представлены: анализ изменения дебиторской задолженности на 1 января 2013 г. - 1 января 2020 г., согласно которому на 31 декабря 2019 г. сумма дебиторской задолженности имеет тенденцию к уменьшению и составила 1713750 тыс. рублей, в том числе просроченная 1638826 тыс. рублей, однако значительная часть задолженности приходится на предприятия-банкроты; баланс оборота дебиторов; кредитные соглашения; обороты счета 62 за 2019 год и оборотно-сальдовая ведомость за 2019 год; статистические формы П-2; протоколы о праве заключения кредитных соглашений; реестры авизо за 2019 год; справки о начислении и оплате процентов за 2019 год на сумму 295434,17 тыс. рублей; выдержки из стандартов СО 3.120 "Управление платежами. Регламент", СО 3.345 "Управление дебиторской задолженностью за оказанные услуги по передаче электрической энергии. Регламент" аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности; справки о денежных потоках за 2019 - 2021 гг; регистр по счету 63 за 2019 год; реестр судебных дел по состоянию на 31 декабря 2019 г.; формы 1.3 и 1.6, согласно которым заемные средства филиала "Хакасэнерго" по виду деятельности "передача электрической энергии" на 31 декабря 2018 г. составили 3058921 тыс. рублей, на 31 декабря 2019 г. - 4019323 тыс. рублей.
Указанные сведения, помимо иных материалов, обосновывающих затраты по указанной статье расходов, были представлены регулирующему органу вместе с заявлением об установлении тарифов на 2021 год.
Кроме того, письмами от 14 июля 2018 г. и от 12 ноября 2020 г. ПАО "Россети Сибирь" запрашивало о необходимости предоставления дополнительных материалов для обоснования расходов, в том числе по статье "проценты за кредит", с учетом неплатежей на розничном рынке электрической энергии. Ответ на письма не получен.
Доказательства несоответствия представленных Обществом материалов указанным в пункте 16 Основ ценообразования нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере бухгалтерского учета, иное обоснование обоснованности исключения расходов на уплату процентов за 2019 год не представлены.
При таких обстоятельствах исключение Тарифным органом вышеуказанных расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" из состава НВВ на 2019 год противоречит законодательству в области регулирования тарифов, в том числе пунктам 7, 16, 38 Основ ценообразования, пункту 11 Методических указаний N 98-э.
По вышеизложенным доводам регулирующим органом также незаконно исключены полностью плановые расходы Общества, связанные с обслуживанием заемных средств, на 2021 год, в общей сумме 353824 тыс. рублей.
Доводы представителя регулирующего органа в судебном заседании о том, что кредиты получались ПАО "Россети Сибирь" (ранее ПАО "МРСК Сибири"), а не филиалом "Хакасэнерго", также не могли являться основанием для исключения плановых расходов из состава НВВ в полном объеме.
Согласно пункту 19 Правил государственного регулирования в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Руководствуясь указанной нормой ПАО "Россети Сибирь" утвердило стандарт организации СО 6.2351/0 бюджет движения денежных средств (БДДС) в составе бизнес-плана для филиала и Положение о кредитной политике общества (СО 5.151/0-02).
При наличии дефицита денежных средств по филиалу и в целях соблюдения сбалансированности бюджета движения денежных средств, в соответствии с вышеуказанными стандартами Общества, а также в соответствии со стандартом СО 3.066 "Регламент управления движением потоков наличности", решение о необходимости кредитных средств для филиала принимается Обществом с учетом плана БДДС филиала, кредитные договоры заключаются по итогам конкурсных процедур. Фактически привлеченные денежные средства распределяются между филиалами Общества в соответствии с БДДС филиала, распределение кредитов между филиалами отражается в справке о движении кредитов и оплате процентов формы СО 6.365/0) с отражением в реестре заявок на оплату целей, на которые был привлечен кредит, распределение начисленных процентов по филиалам отражается в справке о начисленных процентах по форме СО 6.429/0.
В связи с тем, что заемщиком по кредитным договорам является ПАО "Россети Сибирь", оплата процентов осуществляется головной организацией с дальнейшим распределением суммы оплаты на филиал, что отражается в справке о движении кредитов и оплате процентов по форме СО 6.1962/0.
Указанный порядок отражения операций по оплате филиалом процентов за кредит в бухгалтерской отчетности не противоречит требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете", пункту 16 Основ ценообразования и подтверждает несение расходов по оплате процентов в связи осуществлением регулируемого вида деятельности филиалом "Хакасэнерго".
В случае сомнений в представленных документах регулирующий орган был вправе истребовать дополнительные документы и пояснения в соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования, а полное исключение плановых расходов по уплате процентов за обслуживание кредита на 2021 год нарушает закрепленные в статьях 6, 20 Закона об электроэнергетике принципы обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, является необоснованным и незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (часть 3 статьи 216 КАС РФ).
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 22 февраля 2019 г. по делу N 3а-37/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 4 июля 2019 г. (дело N 55-АПА 19-7) признаны не действующими со дня принятия приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 3-э в части установления для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" НВВ на 2018 год, приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 5-э в части установления для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" НВВ без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении единых (котловых) тарифов.
Согласно апелляционному определению от 4 июля 2019 г. по делу N 55-АПА19-7 из НВВ филиала незаконно исключены затраты на обслуживание заемных средств по виду деятельности "Передача электрической энергии" по итогам 2016 года в сумме 24733,73 тыс. рублей.
Исключение данных расходов при утверждении НВВ Общества на 2021 год, с учетом доводов экспертного заключения N Э-8/21 о корректировке данных расходов по мотиву получения кредитных средств ПАО "МРСК Сибири", а не филиалом, аналогичным при корректировке плановых расходов на 2021 год, а также о непредставлении Филиалом пояснительной записки с указанием целесообразности и необходимости в потреблении данных средств, представление которой не предусмотрено Основами ценообразования и Правилами регулирования и не запрошенной регулирующим органом для принятия решения, по существу, направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов, что противоречит требованиям статей 16, 216 КАС РФ, и является незаконным.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г. по делу N 3а-81/2020, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г. по делу N 66а-907/2020 установлено необоснованное уменьшение на 63291,85 тыс. рублей расходов Общества на обслуживание заемных средств по факту 2017 года, заявленных в сумме 141510,67 тыс. рублей.
При расчете НВВ Общества на 2021 год указанные расходы были исключены полностью, что также направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов и противоречит требованиям статей 16, 216 КАС РФ.
Ссылка регулирующего органа на предписание ФАС России от 18 декабря 2020 г. не может быть принята в качестве законного основания неисполнения судебных актов. Кроме того, в данном предписании указано на необходимость дополнительного анализа данных расходов, а не их полного исключения.
Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности осуществляется по формуле 7.1 пункта 11 Методических указаний N 98-э, где:
- необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2;
- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.
Оспаривая корректировку на 2021 год доходов от осуществления регулируемой деятельности по итогам 2019 года в размере 100654,7 тыс. рублей, Общество указывает, что органом регулирования размер фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2019 год в сумме 2168746 тыс. рублей произведен путем вычитания из фактического размера котлового НВВ за 2019 год фактических расходов на оплату потерь и расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии другим ТСО.
По расчету Общества, произведенному путем умножения установленного на 2019 год тарифа без ставки на потери на фактический объем оказанных услуг, данный показатель составил 2282981,86 тыс. рублей.
Между тем, расчет регулирующего органа корректировки доходов от осуществления регулируемой деятельности по итогам 2019 года не противоречит формуле 7.1 пункта 11 Методических указаний N 98-э.
ФАС России письмом от 24 апреля 2018 г. N ВК/29179/18 разъяснил, что при применении вышеуказанной формулы и использования в расчетах за услуги по передаче электрической энергии одноставочного тарифа расчет производится путем вычитания из одноставочного тарифа ставки на оплату нормативных потерь электрической энергии.
Пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
На территории Республики Хакасия установлена схема расчетов "смешанный котел", в соответствии с которой часть выручки собирается Обществом по котловым тарифам, а часть выручки Общество получает от ТСО МУП "АЭС" по индивидуальному тарифу с последующим перераспределением по индивидуальным тарифам в пользу других ТСО.
При таких обстоятельствах расчет регулирующим органом выручки на содержание электрических сетей по ПАО "Россети Сибирь" в сумме 2198936,84 тыс. рублей, произведенный путем вычитания из котловой выручки величины фактического объема выручки в части содержания электрических сетей других ТСО, рассчитанной по индивидуальным тарифам, а также суммированием излишка средств, полученных МУП "АЭС" от гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Абаканэнергосбыт" по единым (котловым) тарифам, является корректным, а сам расчет корректировки НВВ Общества по доходам по итогам 2019 года не противоречит требованиям действующего законодательства.
Корректировка НВВ на 2021 год в связи с неисполнением инвестиционной программы на сумму 189550 тыс. рублей произведена по формуле 9 пункта 11 Методических указаний N 98-э, что соответствует абзацу девятому пункта 32 Основ ценообразования, в силу которого в случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).
Плановый размер инвестиционной программы на 2019 год принят в размере 215,35 млн. рублей в соответствии с приказом Минэнерго России от 20 декабря 2018 г. N 25@ "Об утверждении инвестиционной программы ПАО "МРСК Сибири" на 2019 - 2023 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО "МРСК Сибири", утвержденную приказом Минэнерго России от 28 декабря 2017 г. N 30@", и с учетом наличия источников финансирования.
Объем фактического финансирования инвестиционной программы составил 25,8 млн. рублей, а корректировка инвестиционной программы ПАО "Россети Сибирь" приказом Минэнерго России от 25 декабря 2019 г. N 29@ обоснованно не принята регулирующим органом, так как произведена после начала отчетного периода, что противоречит формуле 9 пункта 11 Методических указаний N 98-э.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконной корректировки НВВ Общества в связи с неисполнением инвестиционной программы за 2019 год в сумме 189550 тыс. рублей не имеется.
Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств (пункт 34(1) Основ ценообразования). В филиале ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" действует программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2018 - 2022 годов, утвержденная решением Совета директоров ПАО "Россети Сибирь" от 29 декабря 2017 г., которая направлена в адрес регулирующего органа письмом от 1 февраля 2018 г. N 17/24/1043.
По результатам исполнения программы Общество представило расчет экономии расходов на оплату потерь за 2019 год в сумме 46791,95 тыс. рублей.
Органом регулирования экономия расходов на оплату потерь за 2019 год не учтена.
При пересмотре НВВ по предписанию ФАС России от 18 декабря 2020 г. расчет экономии был уточнен в связи с определением уровня технологического расхода 8,84% вместо принятого ранее 7,6% и составил 117107,78 тыс. рублей.
Данный расчет также не принят регулирующим органом.
Из пояснений представителя Госкомтарифэнерго Хакасии следует, что сумма экономии исключена в связи с отсутствием доказательств того, что экономия имела место быть и является следствием конкретных мероприятий по энергосбережению.
Доказательства несоответствия программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности для филиала "Хакасэнерго" на период 2018 - 2022 годов Правилам установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340, а также Требованиям к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 марта 2011 г. N 23-с, не представлены.
В соответствии с требованиями к отчетности о реализации программы, утвержденными приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. N 398, Отчет о реализации программы состоит из пояснительной записки, а также прилагаемых к ней сведений о мониторинге реализации программы за отчетный период по форме согласно приложению N 4 к Требованиям, сведений о достижении целевых показателей программы за отчетный период по форме согласно приложению N 5 к Требованиям и сведений о реализации мероприятий, основной целью которых является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности, по форме согласно приложению N 6 к Требованиям (пункт 3.1).
Пояснительная записка к отчету о реализации программы включает следующие сведения: об изменении информации об организации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 7 Требований; о достигнутых результатах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отчетном году и накопительным итогом за все годы реализации программы; об экономических показателях реализации программы, в том числе фактических и плановых затратах на реализацию программы, сведениях о фактических источниках финансирования программы; об изменении потерь энергетических ресурсов при их передаче или снижении потребления энергетических ресурсов в отчетном году и за все годы реализации программы для целей осуществления регулируемого вида деятельности в натуральном выражении и денежном выражении; об изменении расхода энергетических ресурсов на хозяйственные нужды в отчетном году и за все годы реализации программы в натуральном и денежном выражении; об изменении расхода моторного топлива автотранспортом и спецтехникой в натуральном и денежном выражении в отчетном году и за все годы реализации программы; о фактических и плановых значениях целевых показателей программы; об увязке результатов реализации программы с вознаграждением сотрудников, в том числе через механизм ключевых показателей результативности (далее - КПР) для менеджеров и структурных подразделений по каждому направлению деятельности организации в разрезе каждого года, их целевые и фактические значения; о реализации наиболее крупных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, затратах на их реализацию и полученных результатах; иные сведения (пункт 3.2).
Направленный письмом от 31 января 2020 г. N 17/1/523 регулирующему органу отчет об исполнении целевой Программы энергосбережения за 2019 год содержит только сводные целевые показатели реализации Программы для ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго". Доказательства направления регулирующему органу пояснительной записки и отчетов по формам N 4 - 6, предусмотренных пунктами 3.1, 3.2 вышеуказанных Требований, не представлены.
С учетом данных обстоятельств невключение регулирующим органом в НВВ Общества экономии расходов на оплату потерь расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год является обоснованным.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Предписанием ФАС России от 18 декабря 2020 г. регулирующему органу указано на неправомерный учет в базовом периоде 2017 года численности персонала 1007,29 чел. при заявленной Обществом численности 998,3 чел.; неправильный расчет среднего тарифного коэффициента и необходимость тарификации рабочих в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС).
В новом расчете расходов на оплату труда на 2017 год, приведшем к корректировке расходов 2018 - 2021 годов на сумму 85490,31 тыс. рублей, регулирующий орган не принял численность по штатному расписанию 1052,3 чел., исключив из расчетов должности высшего и ведущих менеджеров филиала "Хакасэнерго" в количестве 17 человек, что также привело к корректировке предложенного Обществом среднего тарифного коэффициента.
При этом сам факт оплаты труда указанных лиц в долгосрочном периоде регулирования экспертами Госкомтарифэнерго Хакасии не опровергался.
Исключение из расчетов отдельных должностей регулирующий орган связал с отсутствием расчетов тарифных коэффициентов высшего менеджера и ведущих менеджеров филиала и отсутствием локальных актов Общества об оплате труда данных лиц.
В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3.13 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике предусмотрено, что при применении тарифных систем оплаты труда работодатели обеспечивают тарификацию работ и присвоение тарифных разрядов работникам с учетом утвержденных в установленном порядке профессиональных стандартов, а также ЕТКС рабочих электроэнергетики, ЕТКС руководителей, специалистов и служащих организации электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3.9 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике в вопросах организации и оплаты труда работников работодатели могут применять "Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики", утвержденные Объединением РаЭл и ВЭП 14 ноября 2005 г., пункт 1.5.1 которых предусматривает тарифные коэффициенты от 1,0 до 4,37 для рабочих в диапазоне ступеней оплаты труда 1:12; тарифные коэффициенты от 1,3 до 8,15 для руководителей, специалистов и других служащих в диапазоне ступеней оплаты труда 2:18.
В стандарте ПАО "Россети Сибирь" 5.240.0 "Оплата труда, мотивация, льготы, компенсации и другие выплаты социального характера (социальный пакет) работников" тарифная сетка включает 22 ступени оплаты труда сетевой организации и 5 тарифных коэффициентов от 0,87 до 21,62.
Перечень должностей высшего менеджера и ведущих менеджеров приведен в стандарте СО 5.118, сведения о расходах на оплату труда были приведены Обществом в форме П1.16 Методических указаний N 20-э/2, тарифные коэффициенты рассчитаны с учетом пункта 2.5 Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, согласно которому тарифная ставка (оклад) работника устанавливается как произведение минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, действующей в организации и тарифного коэффициента.
Следует отметить, что при утверждении НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" на 2021 год производилась корректировка 2018 - 2021 годов с пересмотром ранее утвержденного размера расходов на оплату труда на базовый 2017 год.
При утверждении расходов на базовый период Обществом в соответствии с заявлением от 29 апреля 2016 г. предоставлялись и иные документы, помимо указанных в экспертном заключении, в том числе штатное расписание на 2017 год по форме Т-3; штатное расписание централизованных блоков ПАО "МРСК Сибири" по филиалу "Хакасэнерго" на 2017 год; классификатор ступеней оплаты труда профессий и должностей филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", справка о фактической численности персонала филиала "Хакасэнерго", данные минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда.
Учитывая, что подход к установлению показателей для расчета расходов на оплату труда был изменен органом регулирования в конце периода долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 гг., а оснований для исключения таких расходов по пункту 7 Основ ценообразования не имелось - данные расходы были реально произведены и были связаны с осуществлением регулируемых видов деятельности, с целью устранения неясностей в представленных Обществом расчетах Госкомтарифэнерго Хакасии в соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования был вправе запросить дополнительные документы и пояснения.
Ссылка на письмо от 19 января 2021 г. N 66-МД не может быть принята во внимание, поскольку в нем отсутствуют сведения о необходимости представления конкретных сведений и документов по статье "расходы на оплату труда" на 2017 год, а предписание ФАС России не содержало нормативных требований об исключении из расчетов должностей высшего и ведущих менеджеров.
С учетом неверного определения фактической численности персонала Общества расходы на оплату труда в базовый уровень подконтрольных расходов включены не в экономически обоснованном размере, что повлекло занижение утвержденного размера НВВ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, организации, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Поскольку расчет по статье "расходы на оплату труда" на 2017 год и корректировка данных расходов в долгосрочном периоде регулирования произведены не в экономически обоснованном размере, расчеты по статье "отчисления на социальные нужды", корректировка 2017 - 2021 гг. на сумму 51637,77 тыс. рублей (в экспертном заключении расчеты приведены за 2017 - 2020 гг. на сумму 44602,29 тыс. рублей), также нельзя признать обоснованными.
При этом доводы Общества о двойном зачете корректировок по данной статье за период 2017 - 2019 гг. не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами. Согласно экспертному заключению и протоколу заседания Правления от 31 марта 2021 г. N 2 корректировка неподконтрольных расходов по статье "отчисление на социальные нужды" произведена за период 2017 - 2020 гг. на сумму 44602,29 тыс. рублей, корректировка за 2017 - 2019 гг. на сумму 38289,14 тыс. рублей произведена при расчете тарифов в соответствии с Методическими указаниями N 98-э.
Доводы регулирующего органа об исполнении предписания ФАС России не свидетельствуют о соответствии в указанной части оспариваемых приказов статьям 6, 20, 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 7, 16, 26, 38 Основ ценообразования и пунктам 23, 28 Правил регулирования.
В оспариваемой части нормативные правовые акты нарушают права административного истца, поскольку необоснованно снижают размер НВВ, влияющий на размер единых (котловых) тарифов, являющихся источником получения дохода для осуществления экономической деятельности филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго".
Допущенные нарушения положений тарифного законодательства являются основанием для признания не действующими пункта 1 приложения 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления необходимой валовой выручки для филиала ПАО "Россети Сибирь" - Хакасэнерго" на 2021 год в размере 1875448,37 тыс. рублей; приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год" в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 1875448,37 тыс. рублей.
Поскольку данные нормативные правовые акты в оспариваемой части имеют ограниченный срок действия на 2021 год и признание отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня принятия.
Учитывая, что в связи с признанием не действующими в оспариваемой части приказа от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э и приказа от 31 марта 2021 г. N 3-э возникает недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд полагает возложить на Госкомтарифэнерго Хакасии обязанность по принятию новых нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Оснований для удовлетворения остальной части требований административного искового заявления не имеется, поскольку установление конкретных размеров НВВ регулируемой организации относится к компетенции Госкомтарифэнерго Хакасии.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Госкомтарифэнерго Хакасии в пользу ПАО "Россети Сибирь" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 111, 174 - 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления публичного акционерного общества "Россети Сибирь" к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия об оспаривании нормативных правовых актов - удовлетворить в части.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия пункт 1 приложения 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления необходимой валовой выручки для филиала ПАО "Россети Сибирь" - Хакасэнерго" на 2021 год в размере 1875448,37 тыс. рублей.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год" в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго" необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 1875448,37 тыс. рублей.
Возложить на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обязанность по принятию новых нормативных правовых актов, заменяющих пункт 1 приложения 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа от 31 марта 2021 г. N 2-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" и пункт 6 таблицы 1 приложения 1 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 31 марта 2021 г. N 3-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год".
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пользу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
В мотивированной форме решение составлено 19 ноября 2021 г.
Председательствующий |
О.В. Вениченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 ноября 2021 г. N 3а-86/2021 "О признании частично недействующими приказов Госкомтарифэнерго Хакасии от 29.12.2016 N 9-э (ред. от 31.03.2021), от 31.03.2021 N 3-э"
Текст решения опубликован не был