Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 сентября 2001 г. N КА-А40/5015-01
Решением от 23 марта 2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 3 июля 2001 года Арбитражного суда г. Москвы, с Главного командования Внутренних войск МВД РФ взыскан штраф в доход бюджета в сумме 27.082 руб.
Обосновывая этот вывод, судебные инстанции указали, что поскольку деятельность войсковой части 3694 является предпринимательской, а она не является юридическим лицом, в соответствии со ст. 19, 11, 101 НК РФ к ответственности правомерно привлечено Главное командование Внутренних войск МВД РФ.
В кассационной жалобе Главное командование Внутренних войск МВД РФ просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией МНС РФ по Боровскому району Калужской области проведена проверка уплаты налогов войсковой частью 3694. По результатам проверки был составлен акт N 39 от 22 февраля 2000 г. и вынесено решение N 39 от 16 марта 2000 г. о привлечении войсковой части к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. После обжалования этого решения войсковой частью в Управление МНС РФ по Калужской области Инспекцией по Боровскому району было принято решение N 99 от 7 июня 2000 г. о взыскании налоговых санкций с Главного командования Внутренних войск МВД РФ.
Так как ответчик не уплатил штрафных санкций добровольно, Инспекцией был предъявлен иск о взыскании их в судебном порядке.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводом судебных инстанций о том, что войсковая часть осуществляет предпринимательскую деятельность.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и т.д. Деятельность войсковой части 3694 по обеспечению приема и выпуска воздушных судов, по сдаче в аренду вертолетной стоянки и транзиту через свои электросети энергии, не является предпринимательской, так как договора по предоставлению указанных услуг заключались не по инициативе командования части, как самостоятельного хозяйствующего субъекта, а во исполнение п. 2 Распоряжения Президента РФ N 594-рбс от 19 октября 1992 года и п. 2 Распоряжения Правительства РФ N 1541-р от 26 сентября 1994 года.
Целью осуществления перечисленной деятельности являлось не извлечение прибыли, а получение дополнительных средств на текущее содержание части, обеспечения социальной гарантии военнослужащих и членов их семей в условиях бюджетного недофинансирования в 1997-1999 годах.
Частью 1 пункта 5 Указа Президента РФ N 1518 от 30 ноября 1992 года предусмотрено, что воинские части освобождены от уплаты всех видов налогов с денежных средств, получаемых от реализации и использования военного имущества и оказании услуг, направленных на улучшение социально-экономических и жилищных условий военнослужащих, лиц, увольняемых с военной службы и членов их семей.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные организации, имеющие прибыль от внебюджетной деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. В материалах дела имеются доказательства, которые подтверждают, что превышение доходов над расходами не было.
Кроме того, вывод судебных инстанций о правомерности решения налогового органа о привлечении к ответственности Главное командование Внутренних войск МВД РФ противоречит закону. В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ "О внутренних войсках МВД России", воинские части МВД России выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве организаций. Одной из функций воинских частей является защита правовыми средствами имущественных и иных интересов войсковой части, командирам воинских частей предоставлено право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах в банке и право самостоятельно заключать договоры.
Войсковая часть 3694 образована в соответствии с законодательством РФ, с 6 октября 1999 года поставлена на налоговый учет в налоговом органе по Боровскому району Калужской области, что подтверждается свидетельством серии 40 N 0008462.
Войсковая часть 3694 представляет в Инспекцию МНС РФ по Боровскому району Калужской области налоговые декларации производит текущие налоговые платежи как самостоятельный налогоплательщик - юридическое лицо, а не как обособленное подразделение другого налогоплательщика - ответчика по данному делу.
Решением N 371 от 23 января 1997 года Калужский областной комитет Государственной статистики зарегистрировал войсковую часть 3694 в едином государственном Реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования с присвоением кода Общероссийского классификатора предприятий и организаций и квалификационных признаков как государственное учреждение.
Комитетом Государственного имущества Калужской области Мингосимущества России 11 мая 1999 года оформлено свидетельство о внесении в Реестр федерального имущества аэродрома Ермолино, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением (войсковая часть 3694 ВВ МВД РФ) под кадастровым номером 04000136 с правом владения, пользования и распоряжения закрепленным имуществом.
Приказом Министра охраны общественного порядка СССР N 350 от 24 мая 1968 года и Приказом МВД СССР N 30 от 2 февраля 1983 года "Об утверждении положения о войсковом хозяйстве Внутренних войск МВД СССР" предусмотрено, что войсковая часть имеет бюджетные и текущие счета в отделении Федерального казначейства МФ РФ и в расчетно-кассовом центре Главного управления ЦБ РФ, имеет печати с изображением государственного герба РФ и своим наименованием, а также печать для хозяйственных и денежных документов.
При таких данных вывод судебных инстанций о том, что войсковая часть не является юридическим лицом, так как не прошла государственную регистрацию, противоречит материалам дела. Отсутствие регистрации в качестве некоммерческой организации не лишает войсковую часть правоспособности учреждения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанции нарушили нормы материального права при рассмотрении спора и поэтому судебные акты нельзя признать законными. Собирания каких-либо новых доказательств не требуется, поэтому Федеральный арбитражный суд Московского округа считает необходимым вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 23.03.2001 г. и постановление от 03.07.2001 г. Арбитражного суда г. Москвы отменить. В иске Инспекции МНС РФ по Боровскому району Калужской области к Главному командованию Внутренних войск МВД РФ о взыскании штрафа в сумме 27.082 руб. - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2001 г. N КА-А40/5015-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании