Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 237
Некоммерческая организация "Благотворительный фонд" просит разъяснить особенности начисления и перечисления единого социального налога на суммы материальной помощи, оказываемой гражданам некоммерческими организациями в рамках выполнения благотворительных программ. Источниками финансирования являются целевые взносы учредителей, пожертвования, заемные средства. Как рассчитывается налогооблагаемая база и по каким ставкам следует уплатить единый социальный налог (взнос)?
Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что с 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в государственные социальные внебюджетные фонды в составе единого социального налога, уплачиваются в порядке, установленном Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором, признаются объектом налогообложения при исчислении единого социального налога.
На основании п. 4 ст. 236 Кодекса указанные выплаты не признаются объектом налогообложения только в том случае, если они производятся за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль).
Таким образом, с 1 января 2001 года благотворительные выплаты, производимые Фондом в пользу сторонних физических лиц за счет средств, перечисленных учредителями, пожертвований и заемных средств, должны включаться в налоговую базу для исчисления и уплаты единого социального налога.
Кодексом не предусмотрено исключение благотворительных выплат из налоговой базы по какому-либо государственному социальному внебюджетному фонду при исчислении единого социального налога, следовательно, на указанные выплаты начисление взносов в составе данного налога должно производиться по всем фондам.
Согласно ст. 237 Кодекса налоговая база по единому социальному налогу определяется отдельно по каждому физическому лицу как сумма всех выплат, являющихся объектом налогообложения и произведенных налогоплательщиком в пользу конкретного лица в течение отчетного периода (с учетом сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238).
Единый социальный налог должен исчисляться также отдельно по каждому физическому лицу в отношении каждого фонда. Размер налоговых ставок при начислении единого социального налога определяется на основании ст. 241 Кодекса. При этом в 2001 году право на применение регрессивных ставок устанавливается с учетом требований ст. 245 Кодекса.
Уплата единого социального налога производится отдельными платежными поручениями по каждому фонду. Сумма, указываемая в платежном поручении, определяется путем суммирования налогов, начисленных по всем физическим лицам в соответствующий фонд. В соответствии со ст. 243 Кодекса уплата единого социального налога должна осуществляться ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Особого порядка или отдельной уплаты единого социального налога, начисленного на суммы благотворительных выплат, Кодексом не предусмотрено.
До введения в действие части второй Налогового кодекса при перечислении организацией пенсионных взносов за своих работников по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения), заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации (налога на прибыль), законодательством предусматривались льготы на отчисления во внебюджетные фонды. Действительно ли негосударственные пенсионные фонды лишены на сегодняшний день всех льгот по исчислению единого социального налога (взноса) и каким образом должны исчислять налог организации, работающие с негосударственными пенсионными фондами?
Если при перечислении организацией пенсионных взносов в пользу своих сотрудников уплачивается единый социальный налог (взнос), то в какой момент организация должна удерживать единый социальный налог (взнос)?
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31.12.97, 20.11.99) объектами страхования в добровольной форме могут являться имущественные интересы, связанные с пенсионным обеспечением застрахованного лица. В соответствии с Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" отчисления пенсионных взносов организациями-работодателями в указанные фонды направляются на формирование пенсионных резервов для дальнейшей выплаты негосударственных пенсий конкретным физическим лицам при наступлении пенсионных оснований.
Учитывая вышеизложенное, договоры по негосударственному пенсионному обеспечению застрахованных работников, заключенные между организацией-работодателем и негосударственным пенсионным фондом, являются одной из разновидностей договоров добровольного страхования.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 238 Кодекса суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного страхования не облагаются единым социальным налогом в том случае, если по таким договорам предусмотрены выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников или оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам. Если условия договора добровольного страхования не соответствуют критериям, установленным пп. 7 п. 2 ст. 238 Кодекса, то материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов, уплачиваемых за него по договору работодателем, на основании п. 4 ст. 237 Кодекса должна учитываться при исчислении единого социального налога.
Таким образом, уплачивая взносы за своих работников в негосударственный пенсионный фонд, организация обеспечивает этим работникам получение материальной выгоды, которая должна облагаться единым социальным налогом.
Начисление единого социального налога в соответствии со ст. 237 Кодекса производится организацией-работодателем по каждому работнику отдельно.
Начисление налога производится на дату фактического получения дохода в виде материальной выгоды, которая определяется как день перечисления взносов в пользу конкретного застрахованного работника. Уплата налога осуществляется организацией за счет собственных средств. Удержание налога из дохода работника не производится, так как согласно ст. 235 Кодекса налогоплательщиками единого социального налога являются организации-работодатели, а не физические лица (работники).
Что понимается под термином "иная материальная выгода" в п. 1 ст. 237, каков порядок ее расчета?
В пункте 4 ст. 237 Кодекса приведены отдельные виды материальной выгоды, получаемые работниками и (или) членами его семьи за счет работодателя.
Перечень приведенных в ст. 237 видов материальной выгоды не является исчерпывающим. Материальная выгода может, например, образовываться:
- у сотрудника коммерческого банка при продаже или покупке наличной иностранной валюты у банка по курсу более выгодному по сравнению с курсом, установленным в этот день для сторонних покупателей;
- у работника при оплате за него организацией-работодателем по безналичному расчету стоимости недвижимости, товаров, услуг, не обозначенных в ст. 237, и т.д.
Суммы материальной выгоды и даты ее получения для включения в налоговую базу по единому социальному налогу определяются аналогично поименованным в п. 4 ст. 237 Кодекса видам материальной выгоды.
<< Статья 236 Статья 236 |
Статья 238 >> Статья 238 |
|
Содержание Разъяснения Управления МНС по г. Москве к некоторым статьям главы 24 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.