Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 января 2002 г. N КА-А41/8240-01
решением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2001 г., Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам (ИМНС) по Талдомскому району отказано в иске к МУП ЖКХ п. Темпы о взыскании штрафных санкций в связи с нарушением истцом установленного ст. 115 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд с иском.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Талдомскому району просит об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права: ст. 9 Закона "О введении в действие части 2 Налогового кодекса РФ и внесений изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах", ст. 115 НК РФ, п. 2 ст. 97 АПК РФ.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене состоявшихся судебных актов, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной документальной проверки своевременности представления расчетной ведомости по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования установлено, что МУП ЖКХ п. Темпы не представило в срок расчетные ведомости по государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о чем был составлен акт N 42 от 01.08.2000 г.
ИМНС РФ по Талдомскому району обратилась в суд с иском к МУП ЖКХ п. Темпы о взыскании штрафных санкций в размере 402 руб. 55 коп. за нарушение сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Суд полно и тщательно исследовал обстоятельства дела и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям пропуска налоговым органом срока для обращения в суд с иском, предусмотренного ст. 115 НК РФ.
Доводы ИМНС РФ по Талдомскому району о том, что налоговыми органами осуществляется взыскание сумм недоимок, пеней и штрафных санкций по платежам во внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, в связи с чем днем обнаружения налоговым органом правонарушения является 01.01.2001 и шестимесячный срок давности взыскания санкций истцом не пропущен, является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 7 ст. 9 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 34-1, введенной в действие Федеральным законом от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом. Согласно второй части ст. 34-1 должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности должностных лиц налоговых органов, предусмотренные статьей 33 Налогового кодекса РФ, в частности, обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Таким образом, на органы государственных внебюджетных фондов до 01.01.2001 были возложены обязанности по налоговому контролю.
Кроме того, обязанности Фонда обязательного медицинского страхования по контролю за взиманием взносов в Фонд обязательного Медицинского страхования, то есть по налоговому контролю, следуют из Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.98 N 857 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования". В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании" постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-01 было утверждено Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, согласно п. 11 которого контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом согласно ст. 27 Закона "Об обязательном медицинском страховании" при взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.
В соответствии с п. 10 Положения о государственном фонде занятости населения, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 5132-1 от 08.06.93, "контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости осуществляют органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
К плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При взыскании в бесспорном порядке с работодателей сумм сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов". Указанным постановлением N 5132-1, утратившим силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом N 118-ФЗ от 05.08.2000, на органы службы занятости совместно с налоговыми органами возложены обязанности налогового контроля.
Таким образом, до 01.01.2001 в соответствии со ст. 34-1 Налогового кодекса РФ и указанными нормативными актами налоговый контроль за поступлением взносов во внебюджетные фонды был возложен на органы внебюджетных фондов совместно с налоговыми органами. Эти органы в соответствии со ст.ст. 115, 33, 34-1 могли обратиться в суд с иском о взыскании штрафа в течение 6 месяцев с момента обнаружения нарушения, однако этого не сделали, что в соответствии со ст. 115 Налогового кодекса РФ является основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 09.10.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 03.12.2001 г. Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 января 2002 г. N КА-А41/8240-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании