Какие меры налоговые органы могут принять к организации с целью понудить ее открыть в банке расчетный счет?
В соответствии со ст.861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не следует из законодательства и не обусловлено используемой формой расчетов.
Открытие счета в банке согласно главе 45 ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.
В соответствии со ст.421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, понуждение хозяйствующих юридических лиц, не имеющих счетов в банках, к открытию расчетных и иных счетов в банках, то есть к заключению договоров банковского счета, противоречит законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с п.2.15 Положения Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 14-П) к предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Меры финансовой и административной ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлены п.9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных п.9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Согласно п.2.14 Положения N 14-П и п.9.4 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденного приказом Госналогслужбы России от 13.08.1994 N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.94 N 104, Банка России от 16.08.1994 N 104, учреждения банков и соответствующие финансовые органы, производящие проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями требований порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика представления с приложением копий справок по указанным проверкам [материалы проведенных банками проверок предприятий оформляются справкой по форме 0408026 (приведена в приложении 8 к Положению N 14-П)].
В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 апреля 2002 г.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1