Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
от 12.04.2022 N 510
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования во втором полугодии 2021 года
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования во втором полугодие 2021 года подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обобщение правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проводилось для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
С 01.07.2021 в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентировано:
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
Положением о контроле в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение о контроле в сфере образования).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с Положением о контроле в сфере образования объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
а) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;
б) образовательная деятельность российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
в) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г) образовательная деятельность иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
д) образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии вышеуказанных критериев вероятности несоблюдения обязательных требований.
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в Рособрнадзор сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с пунктом 7 Положения о контроле в сфере образования объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, указанными в приложении N 1 к Положению.
По результатам проведенного сопоставления к категории высокого риска не отнесено ни одного объекта контроля, к категории среднего риска отнесено 120 объектов контроля, остальные объекты контроля отнесены к категории низкого риска.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ Перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также изменения в указанные перечни в связи с прекращением осуществления контролируемым лицом образовательной деятельности, размещены на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Так как федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
С учетом изложенного, План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год формировался Рособрнадзором с учетом периодичности для категории среднего риска - один раз в 4 года.
В связи с тем, что федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), и в целях обеспечения единообразных подходов к применению контрольными (надзорными) органами в сфере образования законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле Рособрнадзором в 2021 году были подготовлены разъяснительные письма в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), касающиеся порядка реализации Положения о контроле в сфере образования.
На официальном сайте Рособрнадзора размещена также информация о перечне и текстах нормативных правовых актов, регулирующих осуществление Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу (в том числе об изменениях, внесенных в статью 93 Закона об образовании в связи с принятием Федерального закона N 248-ФЗ), о перечне объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, с указанием категории риска, о критериях отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; о порядке досудебного обжалования решений Рособрнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц; об исчерпывающем перечне сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; профилактическом визите, объявлении предостережения, о перечне индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Также актуализированы раздел официального сайта Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и раздел "Часто задаваемые вопросы".
Кроме того, должностные лица Рособрнадзора принимали участие в организации и проведении круглых столов, семинаров и видеоконференций, на которых давались разъяснения органам и организациям о новых требованиях, предъявляемых российским законодательством к осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Всего во втором полугодии 2021 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществлено 48 контрольных (надзорных) мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, из них плановых - 21; внеплановых - 27.
По согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации не были проведены плановые проверки в отношении 36 организаций в связи с отнесением объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категории низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенных проверок были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований:
- нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490, а именно:
отсутствие у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений, необходимого для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона об образовании;
отсутствие у лицензиата разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2-8 статьи 12 Закона об образовании;
отсутствие у лицензиата (или не привлечены им на ином законном основании) педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Закона об образовании;
отсутствие у лицензиата научных работников в соответствии с частями 1 и 3 статьи 50 Закона об образовании.
- нарушения Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 (далее - Правила), в части отсутствия на официальном сайте образовательной организации необходимой информации, предусмотренной Правилами;
- нарушения Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825, в части невнесения организацией в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (далее - ФИС ФРДО) сведений о документах об образовании;
- нарушения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301, в части того, что основные профессиональные образовательные программы высшего образования не представляют собой комплекс основных характеристик образования, а также отсутствия рабочих программ дисциплин; организационно-педагогические условия; программы практик;
- нарушения Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112, в части невнесения в книги регистрации выданных документов об образовании и о квалификации необходимых сведений;
- нарушения Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 (далее - Требования,), в части отсутствия на официальном сайте образовательной организации как специальных разделов, предусмотренных Требованиями, так и обязательной для размещения информации (либо информация представлена не в полном объеме).
Анализ правоприменительной практики показал, что в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования во втором полугодии 2021 года к наиболее часто встречающимся нарушениям требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, относятся: отсутствие обязательной информации на официальном сайте образовательной организации, предусмотренной Правилами и Требованиями, а также невнесение (внесение не в полном объеме) в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
В части соблюдения обязательных требований информационной открытости образовательной организации, предусмотренных статьей 29 Закона об образовании, можно выделить следующие причины возникновения нарушений:
- недостаточный административный контроль, в том числе вследствие децентрализации ответственности за наполнение и обновление соответствующих подразделов специального раздела "Сведения об образовательной организации" официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- превалирование маркетинговой функции официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" над функцией информирования вследствие отсутствия у должностных лиц понимания социальной значимости сайта как инструмента информационной открытости и отсутствия соответствующих стратегических задач деятельности образовательной организации;
- стремление образовательных организаций оптимизировать и минимизировать затраты на информационное обслуживание образовательной деятельности из-за выросших издержек на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в результате пандемии и привлечение для обслуживания сайта менее квалифицированных, следовательно низкооплачиваемых специалистов, либо вынужденного сокращения численности специалистов информационной сферы и администраторов сайта в целом, вплоть до передачи функций технологического обеспечения и информационного наполнения сайтов на аутсорсинг в сторонние организации, не связанные со сферой образования, сотрудники которых не обладают достаточными компетенциями в области законодательства в сфере образования.
Невнесение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении обусловлено следующими факторами.
Одной из причин явилось то обстоятельство, что в 2014-2018 годах большое количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, было реорганизовано путем объединения, и при передаче хранящихся в архивах таких организаций личных дел выпускников часть сведений была утрачена.
Вторым фактором является отсутствие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, сведений о страховых номерах индивидуального лицевого счета лиц (для граждан Российской Федерации), которым были выданы документы об образовании с 10.07.1992 по 31.08.2013 включительно, что затрудняет внесение сведений о документах об образовании и (или) о квалификации в ФИС ФРДО.
По результатам проведенных во втором полугодии 2021 года контрольных (надзорных) мероприятий организациям, допустившим нарушения обязательных требований, выдано 23 предписания Рособрнадзора об их устранении. Уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностных лиц организаций возбуждено 54 дела об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов в отношении организаций и должностных лиц организаций наложены административные наказания: в виде административного штрафа на сумму 1 миллион 672 тысяч рублей; в виде предупреждения - 17; в виде административного приостановления деятельности на 30 суток - 1; объявлено 2 устных замечания.
Кроме того, во втором полугодии 2021 года были изданы следующие распорядительные акты Рособрнадзора:
о запрете приема в образовательную организацию - 9 (в связи с неисполнением предписания Рособрнадзора); о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности - 1;
о возобновлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности - 1.
В рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в 2021 году по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, не проводились в связи с отсутствием у Рособрнадзора соответствующих сведений и вступлением в силу только с 2022 года приказа Рособрнадзора от 04.10.2021 N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования".
В связи с вступлением в силу с 01.07.2021 Федерального закона N 248-ФЗ и внесением изменений в статью 93 Закона об образовании 01.07.2021 был утвержден и размещен на официальном сайте Рособрнадзора Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Рособрнадзором в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Перечень).
Перечень актуализировался в связи с:
вступлением в силу Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825;
изданием федеральных государственных образовательных стандартов по программам начального общего, основного общего, среднего профессионального и высшего образования;
вступлением в силу Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115;
исполнением пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 N ДГ-П36-11729, в соответствии с которым для обеспечения внесения сведений о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования, в Федеральную государственную информационную систему "Реестр обязательных требований", Перечень был пересмотрен;
вступлением в силу Правил приема лиц, имеющих высшее образование, на конкурсной основе на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 N 1880.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля.
В соответствии с Положением о контроле в сфере образования контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения в случае наличия у контрольного (надзорного) органа в сфере образования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
г) консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);
д) проведение обязательного профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Во втором полугодии 2021 года Рособрнадзор в рамках реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2021 год, а также Плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2021 год, утвержденных руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 18.12.2020, осуществлял информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
Так, на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Открытые данные" ежемесячно размещались актуализированные наборы открытых данных "Результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с перечнем образовательных организаций, в отношении которых были проведены проверки, и выявленными нарушениями.
В разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" были размещены:
информация о внесении изменений в Закон об образовании в части: формирования коллегиальных органов организаций; разработки и утверждения программы развития образовательной организации высшего образования; приема граждан на получение образования; разработки основной общеобразовательной программы;
информация о перечне наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, а также рекомендации по перечням представляемых образовательными организациями документов, подтверждающих устранение нарушений/несоответствий (ежеквартально);
информация о Перечне нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ) и информационная справка о мероприятиях, проведенных Рособрнадзором, в части обеспечения прав инвалидов и лиц с ОВЗ на получение высшего образования;
информация об издании и вступлении в силу новых нормативных правовых актов, регламентирующих: Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры; образцы и описание документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним, а также Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов; Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации; прием лиц, имеющих высшее образование, на конкурсной основе на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств; Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ФИС ГИА и приема); Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и др.;
информация о внесении изменений в нормативные правовые акты, а именно в: Правила формирования и ведения ФИС ФРДО, ФИС ГИА и приема; федеральные государственные образовательные стандарты; Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования; Требования; Положение о лицензировании образовательной деятельности; Порядки приема на обучение по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и другое.
Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в части порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденное руководителем Рособрнадзора.
Кроме того, в рамках мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ во втором полугодии 2021 года Рособрнадзором организациям, осуществляющим образовательную деятельность, филиалам организаций было объявлено 105 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением о контроле в сфере образования в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Рособрнадзором были проведены 2 обязательных профилактических визита в целях информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
По результатам проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования представляется необходимым обратить внимание на следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле не предусмотрена обязанность контролируемых лиц представлять документы и сведения об исполнении указанного решения. В связи с этим увеличивается вероятность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемого лица с целью оценки исполнения указанного решения, и, соответственно, нагрузка на контролируемое лицо, а также на контрольный (надзорный) орган.
В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным законодательно предусмотреть обязанность контролируемых лиц представлять в контрольный (надзорный) орган документы и сведения об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, как объявление предостережения.
В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным предусмотреть обязанность контролируемых лиц представлять в контрольный (надзорный) орган информацию о принятых контролируемым лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно пункту 12 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604, сведения о юридических лицах формируются в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее - единый реестр) исключительно посредством информационного взаимодействия единого реестра с Единым государственным реестром юридических лиц.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 4 Положения о контроле в сфере образования одним из объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и образовательная деятельность иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации, сведения о которых не содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, на сегодняшний день, не представляется возможным заполнить в едином реестре сведения о контролируемом лице, не внесенном в Единый государственный реестр юридических лиц.
На основании вышеизложенного полагаем целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, предусмотрев возможность внесения в единый реестр сведений о юридических лицах, являющихся подконтрольными субъектами, отсутствующих в Едином государственном реестре юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.