В связи с поступающими вопросами о применении постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 301 "Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры" при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, руководствуясь пунктом 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации" (далее соответственно - Постановление N 301, ЕИС, Закон N 223-ФЗ, Департамент), в дополнение к письму от 14 марта 2022 г. N 24-03-08/18813 сообщает следующее.
1. Положения пункта 1 Постановления N 301 распространяются исключительно на заказчиков, в отношении которых непосредственно введены предусмотренные указанным пунктом санкции и (или) меры ограничительного характера (далее - санкции), за исключением кредитных организаций, в отношении которых положения пункта 1 Постановления N 301 также распространяются если санкции введены в отношении лиц, контролирующих соответствующую кредитную организацию.
Положения пункта 1 Постановления N 301 не применяются при осуществлении закупок заказчиками, не предусмотренными его положениями. Например, пункт 1 Постановления N 301 не применяется при осуществлении закупок дочерней организацией, в уставном капитале которой доли принадлежат заказчику (не являющемуся кредитной организацией), в отношении которого введены санкции.
Формирование перечня заказчиков, в отношении которых введены санкции, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В связи с изложенным применение заказчиком положений Постановления N 301 осуществляется:
на основании информации и (или) документов о введении в отношении такого заказчика санкций, в том числе на основании общедоступной информации;
со дня введения в отношении заказчика санкций либо в случае введения в отношении заказчика санкции до издания Постановления N 301 - со дня вступления в силу Постановления N 301.
2. С учетом положений частей 3 - 3 2 статьи 3 и статьи 3 5 Закона N 223-ФЗ, заказчики, предусмотренные Постановлением N 301, в настоящее время осуществляют закупки путем проведения:
закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме (исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок, включенной в предусмотренный частью 4 статьи 3 5Закона N 223-ФЗ перечень, являющийся приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N 1447-р);
неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС (то есть, при которых не выполняется условие осуществления закупки о размещении в ЕИС, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Порядок проведения заказчиком неконкурентных закупок определяется в соответствии с частями 3 - 3 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке.
Требования к электронной площадке, используемой заказчиком для проведения неконкурентных закупок в электронной форме, а также к порядку проведения таких закупок, в том числе с использованием любых электронных площадок, положениями Закона N 223-ФЗ не урегулированы. При этом при их проведении следует учитывать необходимость обеспечения принятия мер по защите размещаемых и формируемых информации и документов.
Департамент дополнительно сообщает, что в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656 внесены изменения, предусматривающие проведение в 2022 году определения дополнительных операторов специализированных электронных площадок.
3. В соответствии с частью 3 статьи 4 1 Закона N 223-ФЗ в реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Законом N 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС.
Учитывая, что Постановление N 301 издано в реализацию части 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, которая образует один из указанных в части 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ случаев осуществления закупок, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС, информация и документы о закупках заказчиков, предусмотренных Постановлением N 301, не вносятся в реестр договоров.
В реестр договоров также не вносятся (перестают вноситься) информация и документы об исполнении, изменении, расторжении тех договоров, информация о заключении которых ранее (до издания Постановления N 301) включена в реестр договоров, поскольку Постановление N 301 не содержит переходных положений и подлежит применению указанными в нем заказчиками в отношении всех закупок.
Информация о закупках, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, включается в отчет, предусмотренный частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в агрегированном виде в соответствии с требованиями раздела VIII положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (подпункт "а" пункта 45 6).
4. Постановление N 301 издано в соответствии с Законом N 223-ФЗ, положения которого в соответствии пунктами 3 и 7 части 4 статьи 1 указанного Федерального закона не регулируют отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).
В этой связи Постановление N 301 не распространяется на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 307-ФЗ, в том числе закупок для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 7 марта 2022 г. действует постановление Правительства РФ, которым предусмотрено обязательное неразмещение в ЕИС сведений о закупках по 223-ФЗ заказчиков, в отношении которых введены санкции, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры. При этом в отношении заказчиков - кредитных организаций предусмотрено дополнительное основание - санкции введены в отношении контролирующего лица такой кредитной организации при отсутствии санкций непосредственно в отношении нее. В связи с этим Минфин разъяснил:
- постановление не применяется при проведении закупок дочерней организацией, в уставном капитале которой доли принадлежат заказчику (не являющемуся кредитной организацией), в отношении которого введены санкции;
- акт не распространяется на отношения, связанные с закупками для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- в реестр договоров перестают вноситься информация и документы об исполнении, изменении, расторжении тех договоров, информация о заключении которых ранее была включена в реестр.
Письмо Минфина России от 18 апреля 2022 г. N 24-01-09/34211 "O направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 301"
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", май 2022 г., N 5