Международно-правовой статус
Содружества Независимых Государств
Создание Содружества Независимых Государств провозглашено 8 декабря 1991 г. В Соглашении, подписанном главами трех советских союзных республик (Республика Беларусь, РСФСР и Украина) констатировалось, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Одновременно объявлялось о создании СНГ. Согласно ст.7 Соглашения к сфере совместной деятельности государств-участников, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, были отнесены "координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью".
Как правильно отмечает российский ученый В. Пустогаров, Соглашение от 8 декабря 1991 г. Беларусь, Россия и Украина подписали "не как субъекты советской федерации, а как независимые государства с универсальной международной правоспособностью. В таком качестве, создавая свое объединение, они действовали вполне правомерно" (Пустогаров В.В. СНГ - международная региональная организация // Российский Ежегодник международного права. 1992. СПб., 1994. С. 39).
21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате состоялось Совещание высших руководителей Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана и Украины, которое завершилось подписанием ряда важных документов. Среди них: Протокол и Декларация глав государств. Протокол развил и дополнил основные положения Соглашения. Число государств - учредителей СНГ возросло до 11 (через несколько лет в состав СНГ вошла Грузия и количество его государств-участников увеличилось до 12). Главы государств подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой отмечалось, что взаимодействие участников Содружества "будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным объединением".
Решающую роль в деле завершения процесса конституирования СНГ сыграло принятие в ходе Минского саммита стран СНГ 1993 года Устава Содружества Независимых Государств, в котором подчеркивается, что оно основано на началах суверенного равенства всех его членов, государства - члены СНГ являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Совокупность перечисленных документов предоставляет достаточное основание для вполне определенных выводов о наличии ряда существенных параметров, позволяющих дать законченную характеристику с точки зрения современного международного права правового статуса СНГ. Последовавшие в 1994-2002 гг. решения высших уставных органов СНГ не внесли принципиальных изменений в нормативную базу, определяющую этот статус.
Следует согласиться с авторами, утверждающими, что СНГ - это региональная международная межправительственная организация, призванная обеспечить межгосударственное сотрудничество по самому широкому кругу вопросов. Содружество должно рассматриваться в качестве международной межправительственной организации потому, что в него входят суверенные независимые государства, получившие практически универсальное международное признание. Государства - участники СНГ признаны de jure большинством государств мира, все они являются полноправными членами ООН, входят в состав многих ее специализированных учреждений, а также в иные международные межправительственные организации. Каждое государство - участник СНГ поддерживает дипломатические отношения с различными государствами мира. Юридическую основу деятельности СНГ составляют международные договоры, подписанные и ратифицированные государствами-участниками с учетом требований конституций каждой из сторон и в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров.
С географической точки зрения, из 12 государств Содружества 7 относятся к европейскому континенту, 5 - к азиатскому. При этом большая часть территории крупнейшего государства СНГ - Российской Федерации - расположена в Азии. Тем не менее с учетом исторических традиций, того, что в недавнем прошлом страны СНГ входили в состав единого геополитического пространства с центром в Москве, которая должна бесспорно рассматриваться в качестве одной из европейских столиц, с учетом решений, принятых по данному вопросу ОБСЕ, сложившейся практики распределения государств по регионам в международных организациях универсального характера Содружество Независимых Государств может рассматриваться в качестве европейской региональной межправительственной организации. Это обстоятельство не должно, однако, препятствовать различным формам сотрудничества СНГ с азиатскими межправительственными организациями. Более того, СНГ может в определенном контексте рассматриваться и в качестве одной из азиатских региональных организаций.
Региональный характер Содружества придает ему на международной арене некоторые особые качества. В соответствии со ст.52 Устава ООН Совет Безопасности ООН призван поощрять мирное разрешение международных споров с помощью региональных соглашений и региональных органов. Он может действовать подобным образом по инициативе заинтересованных государств либо по собственной инициативе. Практика современных региональных межправительственных организаций свидетельствует о возможности достаточно широкого их использования в качестве инструмента поддержания мира и безопасности в регионах. Вполне допустимо активное участие таких организаций в миротворческой деятельности применительно к конфликтам, в которые вовлечены страны, входящие в соответствующий регион.
Раздел III Устава СНГ целиком посвящен вопросам, относящимся к военно-политическому сотрудничеству и коллективной безопасности. В нем установлено, что государства - члены СНГ проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе и с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира; в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст.51 Устава ООН.
В соответствии со ст.1 Ташкентского договора о коллективной безопасности государства - участники Договора обязались не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника. В силу ст.4 Ташкентского договора, если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств - участников Договора все остальные государства-участники обязались предоставить ему необходимую помощь, оказать поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст.51 Устава ООН.
В 90-е годы XX столетия в различных регионах бывшего СССР обострение межнациональных отношений привело к вооруженному противостоянию. Споры, возникшие в связи с ними, затрагивают интересы всех стран СНГ, создают угрозу международному миру и безопасности. Совет глав государств СНГ 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств, входящих в Содружество. Она установила общие подходы стран СНГ к вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов, определила возможности совместных шагов, направленных на урегулирование споров и разногласий.
В качестве международной межправительственной организации СНГ имеет статус субъекта международного права. Оно обладает необходимой договорной правоспособностью: вправе заключать международные договоры как с государствами - участниками СНГ, так и с другими государствами, независимо от принадлежности их к тому или иному региону. Это предопределяется положениями Венской конвенции о праве международных договоров и положениями Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. СНГ имеет возможность поддерживать сотрудничество по широкому кругу вопросов с другими региональными международными межправительственными организациями, с международными организациями универсального характера. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/237 от 30 марта 1994 г. СНГ получило статус наблюдателя в ООН, что открывает широкие возможности для взаимного обмена информацией, представительства и иных форм сотрудничества, предопределяемых Уставами ООН и СНГ и иными нормативными актами этих двух межправительственных организаций.
Каковы же пределы международной правосубъектности СНГ? Можно ли поставить знак равенства между суверенными государствами и международными межправительственными организациями в плане реализации ими на международной арене прав и обязанностей, присущих субъектам международного права? На эти вопросы в доктрине международного права можно найти вполне определенные ответы. В международно-правовой литературе постсоветского пространства, да и в западной юридической литературе сложилось представление о том, что лишь независимые суверенные государства выступают в международном общении в качестве равноправных участников, субъектов международного права, обладающих универсальной правоспособностью. В основе международной правосубъектности государств лежит присущий им государственный суверенитет, который, в свою очередь, проистекает из факта реализации соответствующей нацией своего права на самоопределение. Иное дело - международные межправительственные организации. Их правосубъектность является вторичной, она обусловлена положениями уставов и иных учредительных актов соответствующей организации. Именно эти документы предопределяют ограниченный объем международной правосубъектности таких организаций.
В последнее время наметилась тенденция к некоторому расширению традиционной договорной правоспособности международных межправительственных организаций. Так, наблюдается расширение круга торговых и иных договоров экономического характера, заключаемых Европейским Союзом от своего имени с отдельными европейскими и иными государствами. Созданы предпосылки для членства отдельных межправительственных организаций в других межправительственных организациях определенного профиля (см., например: ст.305 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года). Это обстоятельство необходимо учитывать в процессе дальнейшего совершенствования форм и методов уставной деятельности СНГ.
А. Каженов,
Председатель Экономического суда СНГ (г. Минск)
"Российская юстиция", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств
Автор
А. Каженов - Председатель Экономического суда СНГ (г. Минск)
"Российская юстиция", 2002, N 5, стр.6