Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны
2.1 История создания государственного надзора в области гражданской обороны в преддверии празднования 90-летней годовщины образования гражданской обороны
В СССР фундамент гражданской обороны - до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) - начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.
Опираясь на опыт Гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство, начиная с 1925 г., издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне СССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки.
Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти; в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.
МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек, участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.
Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров.
Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.
С 1961 года гражданская оборона представляла собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.
Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создавались Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.
Работа КЧС организовывалась во взаимодействии с органами гражданской обороны, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создавался постоянный рабочий орган на базе штабов и служб гражданской обороны.
Организационная структура гражданской обороны СССР определялась общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными на нее.
Гражданская оборона в СССР являлась не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин был обязан активно участвовать в проведении мероприятий гражданской обороны.
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета Министров РСФСР "Об образовании российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина N 221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К. Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.
10 января 1994 г. Указом Президента Российской Федерации N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
Изначальным декларированием надзорных функций МЧС России явилось издание Федерального закона от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области защиты населения и территорий", которым было закреплено, что государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании этого одной из основных задач региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с временным положением, утвержденным приказом МЧС России от 7 октября 1994 г. N 621, являлось осуществление установленным порядком государственного надзора на территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении.
Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона была выведена в отдельную сферу государственного регулирования, им же были закреплены функции МЧС России по надзору и контролю в указанной области.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" к функциям МЧС России отнесено в том числе осуществление государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне в пределах своих полномочий.
В 2006 г. Коллегией МЧС России была утверждена Концепция создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предпосылками которой явились необходимость снижения избыточного административного давления, оказываемого на предприятия и граждан при осуществлении мероприятий по контролю (надзору), унификация и повышение эффективности системы государственного мониторинга и контроля параметров безопасности территорий, организаций и населения, а также оптимизация численности состава надзорных органов МЧС России.
Указанной Концепцией впервые были закреплены основы осуществления надзорных функций в области гражданской обороны.
Так, основной задачей государственного надзора в области гражданской обороны стала подготовка к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и снижение их последствий.
Государственный надзор в области гражданской обороны должен был осуществляться за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Предметом надзорной деятельности в области гражданской обороны являлась проверка соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, а также должностными лицами требований в области гражданской обороны.
Реализация изложенных в Концепции мероприятий позволила наиболее эффективно защитить интересы личности, общества и государства от пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или, вследствие этих действий, повысила эффективность проводимых мероприятий по надзору.
В развитие вышеуказанных нормативных правовых актов в 2007 году Правительством Российской Федерации принято постановление N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", определяющее порядок осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.
Вехой в развитии механизмов организации и осуществления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В целях реализации его положений МЧС России принимался ряд административных регламентов:
приказ МЧС России от 16.02.2009 N 66 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны";
приказ МЧС России от 09.08.2010 N 381 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны";
приказ МЧС России от 26.06.2012 N 358 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны".
За период последующего десятилетия система регулирования и осуществления надзорной деятельности в Российской Федерации претерпела значительные изменения. Прорабатывались и внедрялись риск-ориентированный подход, механизмы проведения профилактической работы и оценки результативности и эффективности надзорных органов, информационное обеспечение государственного контроля (надзора). Все это дало свои положительные результаты, но их было недостаточно, требовалось принципиально новое нормативное правовое регулирование в указанной сфере, которое бы отвечало современным реалиям.
В этой связи издан Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", которым представлена новая система государственного контроля и порядок проведения мероприятий, новые институты и инструменты, направленные на снижение административных барьеров.
Указанным Федеральным законом сделан акцент не на привлечении к ответственности, а на предупреждении нарушений посредством применения надзорными органами широкого спектра инструментов, среди которых важное место отводится профилактике нарушений.
На сегодняшний день надзорная деятельность в области гражданской обороны полностью адаптирована в рамках нового законодательства, разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, это:
Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны";
постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2109 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
приказ МЧС России от 16.09.2021 N 614 "Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного надзора в области гражданской обороны";
приказ от 25.10.2021 N 726 "Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны";
приказ МЧС России от 26.10.2021 N 730 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны";
приказ МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны".
Нормативное правовое обустройство федерального государственного надзора в области гражданской обороны позволяет МЧС России в полной мере обеспечить контроль в отношении организаций со стороны государства, и тем самым обеспечить организацию и ведение гражданской обороны контролируемыми лицами на соответствующих территориях и в соответствующих отраслях государственного управления на должно высоком уровне.
Все упомянутые и проведенные в течение 90 лет мероприятия позволили гражданской обороне выполнять стратегическую оборонную задачу: защищать население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника.
2.2. Доклад по правоприменительной практике
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора в области гражданской обороны является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральному государственному надзору в области гражданской обороны подлежит 221 639 организаций, деятельность которых является объектами надзора, из них к категории высокого риска отнесено 4 086 организаций, к категории значительного риска - 3 393 организации, к категории среднего риска - 23 095 организаций, к категории низкого риска 191 056 организаций.
Надзорными органами МЧС России в 2021 году запланировано проведение 5 045 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц (2020 г. - 2 051, увеличение на 146%).
Всего проведено 6 696 контрольных (надзорных) мероприятий (АППГ - 2 512, увеличение на 166,5%), из них:
5 036 - плановых (АППГ - 1 488, увеличение на 238,4%);
1 660 - внеплановых (АППГ - 1 024, увеличение на 62,1%).
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии со следующими основаниями:
в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 1636 контрольных (надзорных) мероприятий;
в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 17 контрольных (надзорных) мероприятий;
в соответствии с требованием прокурора - 7 контрольных (надзорных) мероприятий.
В ходе проведенных проверок выявлено 36 883 нарушения обязательных требований (АППГ - 14 428, увеличение на 155,6%), из них связанных:
с эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны - 27 909;
с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств - 2 220;
с накоплением, хранением и использованием средств индивидуальной защиты - 1 224;
с подготовкой населения в области гражданской обороны- 2 190;
с планированием эвакуационных мероприятий - 688;
с использованием и содержанием систем оповещения - 748;
иные нарушения в области гражданской обороны - 1 904.
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2021 году, стали:
1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:
сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими аптечками, коллективными аптечками;
не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;
отсутствие условий и мест для хранения запасов.
2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО):
отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;
укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);
отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО либо самих ЗСГО;
укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, неготовых к приему укрываемых.
3. Вопросы содержания ЗСГО:
нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;
нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;
отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.
4. Вопросы подготовки руководителей и сотрудников организаций в области гражданской обороны:
нарушение сроков подготовки в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышения квалификации;
не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.
По результатам надзорных мероприятий вручено 3 033 предписания по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 1 260, увеличение на 140,7%).
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 72,5% (АППГ - 77%, уменьшение на 4,5%).
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 3 579 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 1 455, увеличение на 146%), из них на должностных лиц 1 993 (АППГ - 745, увеличение на 167,5%) и на юридических лиц 1 586 (АППГ - 713, увеличение на 122,4%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 2 638 протоколов (АППГ - 851, увеличение на 210%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 2 368 лиц (АППГ - 946, увеличение на 150,3%), из них должностных - 1 267 лиц (АППГ - 512, увеличение на 147,6%) и юридических - 1 101 лицо (АППГ - 434, увеличение на 153,6%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 1 761 лицо (АППГ - 556, увеличение на 216,7%).
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 37 634,784 тыс. руб. (АППГ - 15 319 тыс. руб., увеличение на 145,6%).
В 2021 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 11 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.
В нижеприведенной таблице 2 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы контролируемых лиц при организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны.
2.3. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны
Таблица 2
N п/п |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
1. |
Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований |
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода. Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. |
2. |
В соответствии с какими критериями проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия организаций в области гражданской обороны |
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется если соблюдается хотя бы один из следующих критериев: наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне; эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта; эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта; владение и (или) пользование (в том числе наличие на своем балансе) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем защитными сооружениями гражданской обороны; принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу; наличие мобилизационного задания (заказа) у юридического лица или индивидуального предпринимателя; выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятий федерального, регионального, местного уровней по гражданской обороне. |
3. |
На каких основаниях и кем производится отнесение организаций к категориям риска по гражданской обороне |
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска. Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности), по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
4. |
Выполнение каких требований и мероприятий в области гражданской обороны, отображенных в вопросах проверочного листа (списка контрольных вопросов), являются для организации обязательными в зависимости от статуса организации (отнесена/не отнесена к категории, продолжает или не продолжает работу в военное время и др.) |
Предусмотренные приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание обязательных требований, уточняют отдельные категории требований, которые являются обязательными для организаций в зависимости от их статуса. Если вопросами не предусмотрена конкретизация организаций в зависимости от их статуса, то требования распространяются на все организации. |
5. |
Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа, объединяющего План гражданской обороны и План действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к различной области применения. Такими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"; приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". Учитывая, что правовое регулирование требований к разработке вышеуказанных планирующих документов имеет различный характер, разработка единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразна. |
6. |
Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны |
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. |
7. |
Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны |
Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. |
8. |
Какие организации обязаны создавать и организовывать работу комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций |
В соответствии с пунктом 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, мероприятием по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время. В связи с тем, что повышение устойчивости функционирования организаций необходимо на период военного времени, в пунктах 8 и 9 списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, утвержденного приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", указана категория организаций, для которых выполнение указанного требования является обязательным - это организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. |
9. |
Какие формирования являются нештатными аварийно-спасательными формированиями по борьбе с пожарами и какие организации обязаны их создавать |
Нештатные аварийно-спасательные формирования по борьбе с пожарами в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, являются нештатными аварийно-спасательными формированиями, которые в зависимости от численности личного состава формирования подразделяются на пожарно-спасательные команды, пожарно-спасательные группы и пожарно-спасательные звенья. Согласно статьям 1 и 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" указанные формирования должны оснащаться специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также быть аттестованными на определенный вид аварийно-спасательных работ. Создавать указанные формирования обязаны организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне. |
10. |
Допускается ли в организации ведение единого журнала по вводному инструктажу по ГО; инструктажу по действиям при ЧС |
Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, ведение единого журнала учета проведения инструктажей не предусмотрено. |
11. |
Какими нормативным правовым актом (в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона 247-ФЗ) утвержден перечень обязательных требований в области гражданской обороны |
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" сфера применения данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в области гражданской обороны, в связи с чем оснований для разработки перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны не имеется. |
12. |
Требуются разъяснения: а) порядок проверки обособленных подразделений организации (не являющихся юридическими лицами) и расположенными на территории нескольких субъектов РФ; б) проверка такого рода подразделений осуществляется одновременно с проверкой головной организации - юридического лица или может быть разнесена по времени |
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обособленные подразделения юридических лиц также являются контролируемыми лицами как и сами юридические лица. В этой связи порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении обособленных подразделений аналогичен общему порядку, установленному Федеральным законом, вне зависимости от их территориального расположения и сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении головных организаций. |
13. |
В отношении каких защитных сооружений гражданской обороны осуществляется федеральный государственный надзор в области гражданской обороны |
Росимуществом по субъектам РФ защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории субъектов РФ, передаются организациям по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. В связи с чем категория среднего риска присваивается организациям в области гражданской обороны, заключившим договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. В отношении остальных защитных сооружений гражданской обороны контрольные (надзорные) мероприятия не могут быть проведены. |
14. |
Может ли орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, снизить категорию риска до низкой (низкий риск) объекту надзора с изначально высокой категорией риска (высокий риск) после проведения трёх плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий с отсутствием выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны |
Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска, установленных пунктом 24 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень от изначально присвоенной на основании вышеуказанных критериев категории риска. |
2.4. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области гражданской обороны
1. Обеспечить выполнение нормативных требований по приведению в готовность защитных сооружений гражданской обороны;
2. Обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования в области гражданской обороны;
3. Руководствоваться требованиями Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804.
2.5. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
В целях урегулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного надзора в области гражданской обороны, в основу которых положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проведена следующая работа.
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", закрепляющие основы осуществления надзорных мероприятий в области гражданской обороны.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны", определяющее порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в соответствующей сфере деятельности.
Постановлением установлен набор средств и механизмов проведения профилактической работы, а также реализуемых органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, механизмов при проведении данной работы мероприятий.
К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, осуществление консультирования и профилактический визит.
Постановлением утвержден актуализированный порядок и критерии отнесения объектов надзора к определенным категориям риска.
Так, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в области гражданской обороны осуществляются исключительно в отношении следующих категорий граждан и организаций:
граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;
граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
граждан и организаций оборонно-промышленного комплекса;
граждан и организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
граждан и организаций, владеющих и (или) пользующихся (в том числе имеющих на своем балансе) защитными сооружениями гражданской обороны;
граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий федерального, регионального, местного уровней по гражданской обороне;
граждан и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы).
Предусматриваемый перечень реализуемых контрольных (надзорных) мероприятий включает инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарную проверку, выездную проверку, а также выездное обследование.
Устанавливаемый набор контрольных (надзорных) мероприятий позволит сократить издержки контролируемых лиц в рамках проводимых мероприятий, а также обеспечит эффективное использование имеющихся ресурсов органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, сконцентрировав их усилия на объектах надзора повышенных категорий рисков.
В указанное постановление внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2109 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части установления ключевых показателей, необходимых для адекватной и обоснованной оценки результативности и эффективности деятельности МЧС России по федеральному государственному надзору в области гражданской обороны.
В целях осуществления мониторинга контрольной (надзорной) деятельности в области гражданской обороны, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения утвержден приказ МЧС России от 16.09.2021 N 614 "Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 21.10.2021, регистрационный N 65530).
Утвержденные индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
МЧС России утвержден приказ от 25.10.2021 N 726 "Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 22.12.2021, регистрационный N 66480).
Утвержденные формы документов необходимы для организации деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, в части учета объектов надзора, организации и проведения профилактических мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, оформления результатов контрольных (надзорных) мероприятий.
Приказом МЧС России от 26.10.2021 N 730 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 01.12.2021, регистрационный N 66173) установлен индикатор риска "Выявление факта снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны, которым владело и (или) пользовалось (в том числе имело на своем балансе) контролируемое лицо, при отсутствии сведений об иных защитных сооружениях гражданской обороны, которыми владеет и (или) пользуется (в том числе имеет на своем балансе) контролируемое лицо".
Соответствующий индикатор риска характеризует соответствие или отклонение от параметров деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом сам по себе не является нарушением обязательных требований в области гражданской обороны, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии такого нарушения и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Выявление индикатора риска является основанием для принятия решения о проведении органом, осуществляющим федеральный государственный надзор, внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица.
Ввиду проведенной актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области гражданской обороны, утвержден приказ МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 24.02.2022, регистрационный N 67455).
Приказ устанавливает форму проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) в целях его использования при осуществлении федерального государственного надзора и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольные вопросы, предусматриваемые формой проверочного листа, основаны на положениях Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования в области гражданской обороны.
Также с учетом новых подходов к организации профилактической работы, установленных положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", разработана и утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны на 2022 год.
В истекшем году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований в области гражданской обороны.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 октября 2021 г. N 100 принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), который вступает в силу 1 июня 2023 года.
Технический регламент разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза.
В целях приведения в соответствие с действующей нормативной правовой базой в области гражданской обороны изданы приказы МЧС России:
от 05.10.2021 N 669 "О внесении изменений в Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденный приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701" (зарегистрирован Минюстом России 17.11.2021 N 65873) - устранение противоречий с N 28-ФЗ).
от 17.12.2021 N 874 "О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687" (зарегистрирован Минюстом России 17.02.2021 N 67322).
МЧС России утверждены методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями от 29.12.2021 N 2-4-71-12-11, в целях обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
МЧС России рекомендует руководствоваться методическими рекомендациями при разработке своих нормативных актов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
МЧС России утверждены Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне от 02.12.2021 N МР-ВЯ-1, которые не нарушают и не ограничивают установленные законодательством полномочия организаций по определению состава, численности и оснащения НАСФ и НФГО, при этом содержат отдельные рекомендательные положения по оптимизации данной работы, а также обобщают требования нормативных правовых актов в части создания и функционирования НАСФ и НФГО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.