В соответствии с пунктом 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 3.3 постановления Правительства Пермского края от 09 ноября 2021 г. N 852-п "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Министерстве территориальной безопасности Пермского края при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 2021 год (далее - Доклад).
2. Разместить Доклад на официальном сайте Министерства территориальной безопасности Пермского края.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края.
Министр |
В.А. Батмазов |
Утвержден
приказом
Министерства территориальной
безопасности Пермского края
от 04.05.2022 N 10-04-03-82
Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Министерстве территориальной безопасности Пермского края при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 2021 год
1. Общие положения
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 2021 год подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", постановления Правительства Пермского края от 09 ноября 2021 г. N 852-п "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от 20 декабря 2021 г. N 10-04-01-240 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 год".
2. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Министерство территориальной безопасности Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с полномочиями осуществляет региональный государственный надзор за соблюдением органами местного самоуправления (далее - ОМС) и организациями требований, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
К объектам регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от ЧС (далее - объекты надзора), за исключением объектов, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор, относятся:
опасные производственные объекты 3-го и (или) 4-го классов опасности в соответствии с реестром Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
организации, имеющие во владении и (или пользовании) объекты, на которых за последние десять лет возникали чрезвычайные ситуации техногенного характера или аварии на которых становились источниками возникновения чрезвычайных ситуаций;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, входящие в состав краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения или ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день на территории Пермского края под региональным государственным надзором находятся 122 объекта, закрепленных за сотрудниками Отдела. Из них 45 органов местного самоуправления (далее - ОМС) и 77 иных юридических лиц.
На 2021 год было запланировано 25 плановых проверок (АППГ - 20, рост на 25%), в том числе в отношении ОМС - 12 (АППГ - 13, снижение на 7,8%), в отношении иных юридических лиц - 13 (АППГ - 6, рост в 2,2 раза). Проведено в течение года 23 плановых проверки (АППГ - 19, рост на 21,1%), в том числе в отношении ОМС - 12 (АППГ - 13, снижение на 7,8%), в отношении иных юридических лиц - 11 (АППГ - 6, рост на 83%). По результатам плановых проверок предписания на устранение выявленных нарушений выданы в адрес 17 объектов надзора (предложено к устранению 170 нарушений).
По части 1 статьи 20.6 КоАП РФ "Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" возбуждено 29 административных дел, в том числе в отношении юридических лиц - 15, в отношении должностных - 14. По 6 проверкам замечания не выявлены.
Также в ходе проверок установлена ликвидация двух юридических лиц:
ООО "Заозерская пекарня" г. Пермь, ул. Портовая, 15;
АО "Новые Фитинговые Технологии" г. Чайковский, территория урочища Захаров мыс.
С начала 2021 года было года проведено 9 внеплановых проверок (АППГ - 9), из них по контролю исполнения предписаний - 8 (АППГ - 9, снижение на 11,1%), по информации - 1, в том числе в отношении ОМС - 6 (АППГ - 5, рост на 20%), в отношении иных юридических лиц - 3 (АППГ - 4, снижение на 25%). По результатам внеплановых проверок установлено, что из 69 ранее предложенных мероприятий устранено 50, в связи с чем в адрес 7 объектов надзора вновь выданы предписания и установлены новые сроки их устранения. Проверкой по информации в отношении ООО "Промхимпермь", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Воронежская, 58, выявлены 6 нарушений законодательства в области ЗНТЧС, в связи с чем в адрес хозяйствующего субъекта также выдано предписание.
В отношении виновных лиц по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ "Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" возбуждено 13 административных дел, в том числе в отношении юридических лиц - 7, в отношении должностных - 6. По части 1 статьи 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный пожарный надзор" возбуждено 10 административных дел, в том числе в отношении юридических лиц - 5, в отношении должностных - 5.
По фактам выявленных нарушений в области ЗНТЧС в органы прокуратуры направлено 9 информационных писем.
Проведенный анализ нарушений, выявленных в ходе осуществления проверочных мероприятий в отношении ОМС и организаций, показал, что основными нарушениями обязательных требований являются:
неисполнение ОМС полномочий по созданию аттестованных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований;
непринятие мер к созданию и (или) поддержанию в постоянной готовности муниципальной (местной) системы оповещения с охватом 100% населения;
неосуществление в полном объеме подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
недостаточный уровень проведения эвакуационных мероприятий;
не организовано или не осуществляется создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
информация и сигналы оповещения не доводятся до всего населения, проживающего на территории ОМС.
Основными причинами нарушений требований по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций остаются:
недостаточное знание руководителями ОМС и организаций требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
отсутствие необходимого уровня подготовки должностных лиц органов специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
низкая требовательность руководителей к подчиненным должностным лицам по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При организации деятельности ОМС и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предлагаем обеспечить выполнение мероприятий по реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом требований, указанных в перечне нормативно-правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края и привлечения к административной ответственности, утвержденном приказом Министерства от 30 декабря 2021 года N 10-04-01-255, а также мероприятий отраженных в Проверочном листе (списке контрольных вопросов), используемом при осуществлении регионального государственного надзора, утвержденном приказом Министерства от 14 февраля 2022 года N 10-04-03-32.
Вышеперечисленные документы размещены в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" на официальном сайте Министерства территориальной безопасности в сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства территориальной безопасности Пермского края от 4 мая 2022 г. N 10-04-03-82 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике за 2021 год"
Вступает в силу с 5 мая 2022 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства территориальной безопасности Пермского края (http://mtb.permkrai.ru) 4 мая 2022 г.