Ответственность предпринимателей при работе с денежной наличностью
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006 (в ред. от 25.07.2000 г. N 1358) "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
Кроме того, указанным пунктом установлено, что на руководителей организаций, допустивших такие нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.
Однако следует обратить внимание на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), введенный в действие с 1 июля текущего года. Статья 15.1 "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" главы 15 Кодекса "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" предусматривает, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст.2.4 Кодекса под должностным лицом понимается не только определенная категория работников организаций и соответствующих органов, но и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное. Например, в примечании к ст.15.3 Кодекса определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, а также в ст.15.4-15.9 и 15.11 Кодекса, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья 15.2 Кодекса "Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций" устанавливает ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ответственность за контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями в этой статье не предусмотрена).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1006 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных п.9 Указа, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Кодекс (ст.23.5) оставляет за налоговыми органами право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.1 и 15.2. При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:
руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;
руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.23.6 Кодекса право рассматривать дела об административных правонарушениях по ст.15.1 и 15.2 Кодекса предоставлено также федеральным органам налоговой полиции. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов налоговой полиции вправе руководители органов налоговой полиции и их заместители.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71