В соответствии с ч. 3 ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением о системе управления охраной труда в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, утвержденным приказом Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от 15 марта 2022 года N 27/ОД "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан", приказываю:
1. Утвердить Положение о проведении контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан согласно приложению к настоящему приказу.
2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан Магомедова А.М.
Врио министра |
А. Магомедов |
"Согласовано"
Председатель первичной
профсоюзной организации
в Министерстве по туризму
и народным художественным
промыслам Республики Дагестан
Абакаров Э.Х.
05 апреля 2022 г.
Утверждено
приказом Министерства по туризму
и народным художественным
промыслам Республики Дагестан
N 40/ОД 05 апреля 2022 г.
Положение
о проведении контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и другими нормативно-правовыми актами по охране труда, а также ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
1.2. Система управления охраной труда (далее - СУ ОТ) - набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
1.3. Настоящее Положение о проведении контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан (далее - Положение, Министерство) устанавливает правовые основы организации и деятельности Комиссии по обеспечению требований охраны труда в министерстве (далее - Комиссия ОТ) в Министерстве, определяет задачи, основные функции и права этой службы в общей системе управления профилактической работой в министерстве по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работающих.
1.4. Основными элементами системы управления охраной труда являются политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.
1.5. Целью разработки и внедрения Положения в Министерстве является:
- обеспечение здоровых и безопасных условий труда сотрудников Министерства, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям;
- определение законов и иных нормативные правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распределяющие на деятельность Министерства;
- выявление вредных и опасных производственных факторов и соответствующих им риски, связанных с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности Министерства;
- определение политики Министерства в области охраны труда;
- разработка организационных схем и программы для реализации политики и достижений ее целей выполнения поставленных задач.
1.6. Безопасные и здоровые условия труда должны обеспечиваться планомерным и систематическим проведением комплекса организационных, социальных, технических и финансово-экономических мероприятий, в том числе:
- распределением функций, задач и ответственности руководителей и сотрудников Министерства;
- характером регламентных работ;
- финансированием мероприятий по охране труда и организацией бухгалтерского учета расходования выделенных средств;
- соответствия проводимых различных мероприятий нормативным требованиям, количественной оценки результатов в области охраны труда;
- организацией обучения и систематическим повышением квалификацией сотрудников Министерства;
- созданием нормальных санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических условий труда для работников, эффективной системы медицинского обслуживания, обеспечением сотрудников Министерства средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- организацией работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;
- организацией эффективной системы контроля, действующей совместно с системой материального стимулирования;
- принятием гибкой системы определения и четким распределением обязанностей и ответственности должностных лиц и исполнителей по обеспечению безопасности при ведении работ и других видов процессов в интересах Министерства.
1.7. Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- предупредительно-профилактические работы;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий.
1.8. Организация работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда должна содержать в своем составе и предусматривать планомерное и систематическое проведение:
- работ по обеспечению надежности и безопасности оборудования, здания и сооружения;
- мероприятий по обеспечению безопасности выполнения соответствующих видов работ и направлений производственной деятельности персонала.
2. Управление охраной труда в министерстве
2.1. Министр по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан и заместители министра по туризму и народным
художественным промыслам Республики Дагестан (далее - министр, зам. министра) должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.
2.2. В Министерстве должны быть установлены структуры и процессы, которые:
- обеспечивают управление охраной труда на всех уровнях;
- определяют и доводят до сотрудников Министерства обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;
- осуществляют при необходимости эффективное, оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья сотрудников Министерства;
- способствовать сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами структуры, включая сотрудников Министерства и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда в министерстве;
- соблюдать принципы построения системы управления охраны труда;
- устанавливать и осуществлять политику по охране труда;
- устанавливание эффективных мероприятий по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовать сохранению здоровья на работе;
- устанавливать программы профилактики заболеваний и оздоровления.
2.3. В своей деятельности руководствуется:
- федеральными законами;
- указами и распоряжениями Президента РФ;
- постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
- нормативными правовыми и иными нормативными актами по охране труда;
- настоящим Положением и другими локальными нормативными актами по охране труда.
3. Определения, обозначения, сокращения
3.1. В настоящем Положении приняты следующие термины с соответствующими определениями:
- место проведения работ - физическая зона, находящаяся под контролем Министра, где сотрудников Министерства должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей;
- Министр, (Министерство), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве Министра может выступать временно исполняющий обязанности Министра или зам. министра наделенный правом заключать трудовые договоры;
- Инцидент - небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая;
- комиссия (комитет) по охране труда - комитет или комиссия, в состав которых входят сотрудников Министерства ответственные по охране труда в Министерстве и сотрудников Министерства на всех уровнях руководящего состава Министерства, представитель первичной профсоюзной организации в Министерстве и функционирующие на уровне Министерства согласно национальным законам, правилам и практике;
- наблюдение за состоянием здоровья сотрудников Министерства - процедуры и обследования состояния здоровья сотрудников Министерства для обнаружения и определения отклонений от нормы;
- непрерывное совершенствование - последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности Министерства по охране труда в целом;
- наблюдение за производственной средой - общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье сотрудников Министерства. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья сотрудников Министерства, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на сотрудников Министерства опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения;
- оценка опасностей - систематическое оценивание опасностей;
- оценка риска - процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья сотрудников Министерства;
- подрядчик - физическое лицо или организация, предоставляющее услуги министерству на территории Министерства в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями;
- сотрудников Министерства - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Министерством;
- риск - сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием;
- связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни - результаты отрицательного воздействия на здоровье сотрудников Министерства химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе.
4. Функции и задачи системы обеспечения охраны труда
4.1. Основными задачами Комиссии охраны труда являются:
а) организация работы по охране труда;
б) определение и уточнение целей, основных положений политики Министерства в области охраны труда при производстве работ;
в) оценка, учет и нормирование производственных рисков;
г) осуществление контрольных функций по вопросам охраны труда;
д) координация работ, направленных на предупреждение аварий и инцидентов и обеспечение готовности персонала к локализации инцидентов и аварий, ликвидации их последствий;
е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний технических устройств, применяемых в здании министерства, ремонтом и проверкой контрольных средств измерений;
ж) контроль соблюдения технологической дисциплины, анализ причин производственных травм и профессиональных заболеваний;
з) подготовка и аттестация работников министерства по вопросам охраны труда;
и) организация контроля за соблюдением требований по охране труда;
к) постоянное улучшение условий и охраны труда, формирование службы охраны труда, обеспечение социального партнерства;
л) осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
4.2. На Комиссию возлагаются следующие функции по организации работы по охране труда:
- анализ состояния условий и охраны труда, причин нарушений законодательства о труде и об охране труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости. Организационное и методическое руководство работой подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
- разработка и осуществление мероприятий по функционированию и совершенствованию системы управления охраной труда;
- проведение, в том числе совместно с представителями соответствующих подразделений, проверок (обследований) состояния условий и охраны труда, санитарно-бытового обеспечения работников, соблюдения требований охраны труда при проведении технологических процессов, эксплуатации зданий, сооружений, транспортных средств, средств коллективной и индивидуальной защиты;
- проведение обучения и проверки знаний, сотрудников Министерства по вопросам охраны труда;
- подготовка перечней действующих и подлежащих разработке инструкций по охране труда. Разработка программы вводного инструктажа по охране труда и его проведение;
- оказание организационно-методической помощи в проведении измерений параметров вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оценке безопасности оборудования, организации работ и рабочих мест;
- проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
- разработке программ, планов, мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- разработке и пересмотре инструкций по охране труда, организационно-методических стандартов организации, содержащих требования охраны труда, программ первичного инструктажа на рабочем месте, учебных планов и программ обучения по вопросам охраны труда сотрудников Министерства;
- оборудование информационных стендов, уголков по охране труда;
а) организации проведения инструктажа по охране труда (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);
- составление списков профессий и должностей, в соответствии с которыми сотрудников Министерства должны проходить обязательные медицинские осмотры;
а) подготовке перечней (списков) профессий и категорий сотрудников Министерства, имеющих в соответствии с законодательством право на компенсации по условиям труда;
- участие в:
а) работе аттестационных комиссий по аттестации руководителей и специалистов министерства; комиссий по проверке знаний у сотрудников Министерства по вопросам охраны труда;
б) при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда;
в) расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике;
- подготовка с участием подразделений предложений по:
а) совершенствованию системы управления охраной труда, решению проблемных вопросов безопасности и гигиены труда, разработке соответствующих локальных нормативных правовых актов;
б) внедрению безопасных технологий, оборудования, материалов и веществ, более эффективных средств коллективной защиты, передового опыта и научных разработок по этим вопросам;
в) выводу из эксплуатации травмоопасных, не соответствующих требованиям безопасности оборудования, приспособлений и инструмента;
- подготовка государственной статистической отчетности по охране и условиям труда по установленным формам и информации по этим вопросам;
- ведение систематизированного учета и хранение действующих в министерстве законодательных и иных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных правовых актов и других документов министерства по вопросам, входящим в соответствии с настоящим Положением в сферу деятельности службы;
- организация обеспечения подразделений необходимыми нормативными правовыми актами, инструкциями и другими локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- доведение до сведения руководителей структурных подразделений, должностных лиц, специалистов о вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актах в области охраны труда, консультирование, оказание им методической помощи по вопросам применения законодательства о труде и об охране труда;
- организация и проведение работы по информированию сотрудников Министерства по вопросам охраны труда, в том числе об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, принимаемых мерах по их улучшению, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда, порядке и условиях обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда;
- организация и руководство работой кабинета охраны труда;
- организация и проведение с участием подразделений работы по профилактике нарушений сотрудниками Министерства требований безопасности и гигиены труда, пропаганде вопросов охраны труда, передового опыта безопасного выполнения работ, в том числе:
а) проведение семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации, бесед и других мероприятий;
б) организация уголков, информационных стендов по охране труда, стенных газет, и других средств информации;
- подготовка проектов приказов и распоряжений Министра и Министерства по вопросам охраны труда, в том числе по определению функциональных обязанностей по охране труда руководителей структурных подразделений, других должностных лиц, специалистов;
- организация совещаний по охране труда;
- рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений сотрудников Министерства по вопросам условий и охраны труда, подготовка предложений Министру по устранению выявленных в ходе их рассмотрения недостатков, нарушений, а также подготовка ответов заявителям.
5. Информационное обеспечение системы охраны труда
5.1. В рамках информационного обеспечения системы охраны труда решаются следующие задачи:
- взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами Рострудинспекции РФ, Ростехнадзора РФ, МЧС РФ;
- формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму на объектах Министерства, по вопросам лицензирования опасной производственной деятельности, экспертной деятельности и сертификации;
- координация работ по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации объектов Министерства.
5.2. Информационное обеспечение в рамках системы охраны труда осуществляется в соответствии с процедурами, регламентирующими:
- состав содержания информации по вопросам охраны труда;
- ознакомление сотрудников Министерства с внутренними документами Министерства по вопросам охраны труда;
- ознакомление сотрудников Министерства с законодательными, правовыми, нормативными и иными актами Российской Федерации по вопросам охраны труда с использованием информационно-поисковых систем путем направления в подразделения информации в электронном виде и на бумажных носителях.
6. Идентификация опасных производственных объектов
6.1. Идентификация опасностей проводится по следующим направлениям:
- выявление опасных и вредных производственных факторов по каждому рабочему месту по условиям труда и травмоопасности;
- определения Перечня работ повышенной опасности;
- выявление оборудования, зданий, сооружений, технических устройств, которые по результатам технических экспертиз и освидетельствований не соответствуют требованиям по их эксплуатации;
- нормативных документов по охране труда;
- обеспеченность локальными документами, регламентирующими определенный вид деятельности, работ;
- обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- организация проведения работ, управление их выполнением;
- компетентность и обученность персонала;
- проверка выполнения сотрудниками Министерства действующих нормативных документов по охране труда.
7. Оценка риска и управление рисками
7.1. Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, подлежат анализу, оценке и по необходимости исключения или снижения риска.
Все идентифицированные риски подлежат управлению с учетом приоритетов и применяемых мер, в качестве которых используются:
- исключение опасной работы;
- замену опасной работы;
- ограничение воздействия вредных и опасных производственных факторов;
- использование средств коллективной и индивидуальной защиты;
- модернизация оборудования;
- усовершенствование технологического процесса;
- проведение обучения безопасным приемам и методам работы;
- своевременная разработка и обеспечение локальными нормативными актами.
Выполнение работ повышенной опасности с высоким уровнем риска проводятся с оформлением нарядов-допусков в соответствии с действующими на предприятии рабочими инструкциями.
7.2. Управление рисками аварий и инцидентов.
При анализе и прогнозировании риска аварий и инцидентов учитывается техническое состояние конструкций, оборудования, технических устройств, обусловленное воздействием реальных эксплуатационных факторов.
7.3. Управление рисками травматизма.
Определение вероятности возникновения несчастных случаев основывается на определении травмирующих факторов, которые оказываются в зоне, где находится сотрудники Министерства.
Для решения задач оперативного управления охраной труда с целью снижения вероятного возникновения несчастных случаев используются следующие показатели:
- значение травмоопасности на объектах работ, характеризующее вероятность травмирования при наличии тех или иных нарушений требований правил безопасности;
- оперативные данные специальной оценки условий труда рабочих мест, включающие в себя показатели уровня травмоопасности и вероятность получения профессионального заболевания;
- сформированные и реализованные требования - заявки на материальные и трудовые ресурсы, необходимые для устранения выявленных нарушений требований охраны и безопасности труда.
С целью снижения степени риска травмирования работников необходимо:
- применять средства индивидуальной защиты (СИЗ) от постоянно действующих опасных факторов, а также факторов, случайно появляющихся в процессе работы в результате аварий оборудования или воздействия среды;
- содержать оргтехнику в технически исправном состоянии. При авариях оргтехника и среда могут выступать в роли травмирующего фактора, чему противостоит опыт персонала и планы ликвидации аварийных ситуаций;
- соблюдать установленный порядок выполнения работ на используемой оргтехнике.
7.4. Основной задачей управления рисками является обеспечение такой организации работ, которая позволяет минимизировать вероятность возникновения аварии, инцидентов и несчастных случаев вследствие отказов оборудования, технических устройств, нарушений требований и норм по охране труда при проведении работ повышенной опасности, ошибок обслуживающего персонала.
Показателем, характеризующим степень достижения целей системы управления охраной труда, является минимальный уровень травматизма, аварийности.
Целью оперативного управления рисками является опережающий стиль, основанный на оценке вероятности травмирования работника, возникновения инцидента, аварий вследствие требований охраны труда и своевременное их устранение.
8. Обязанности руководства Министерства по охране труда
Руководство Министерства обязано обеспечить:
8.1. безопасность сотрудников Министерства при выполнении работ;
8.2. создание и функционирование системы управления охраной труда;
8.3. применение сертифицированных (декларированных) средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников Министерства;
8.4. соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
8.5. режим труда и отдыха сотрудников Министерства в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
8.6. обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
8.7. не допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
8.8. организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения сотрудников Министерства средств индивидуальной и коллективной защиты;
8.9. проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
8.10. организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров;
8.11. недопущение сотрудников Министерства к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
8.12. информирование сотрудников Министерства об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях и компенсациях;
8.13. принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья сотрудников Министерства;
8.14. расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8.15. санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение сотрудников Министерства в соответствии с требованиями охраны труда;
8.16. беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8.17. выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в установленные сроки;
8.18. ознакомление работников с требованиями охраны труда;
8.19. разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для сотрудников Министерства.
9. Обязанности должностных лиц по охране труда
9.1. Ответственный за организацию работы по охране труда в Министерстве:
9.1.1. производит инструктирование и обучение подчиненных ему рабочих безопасным методам и приёмам работы, следит за соблюдением ими правил и инструктажей по охране труда, средств индивидуальной защиты;
9.1.2. обеспечивает правильную и безопасную организацию рабочих мест, чистоту и порядок на вверенных ему участках, не допускает захламлённость и загромождения рабочих мест, проходов и проездов;
9.1.3. осуществляет ежедневно совместно первую ступень контроля состояния условий труда на вверенном участке;
9.1.4. следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, инструмента, транспортных средств и производственного инвентаря;
9.1.5. обеспечивает наличие и исправное состояние ограждений опасных мест оборудования, предохранительных устройств, эффективную работу вентиляционных установок и нормальное освещение рабочих мест и производственных участков;
9.1.6. обеспечивает строгое выполнение установленных технологических регламентов, требований правил безопасности в части допуска к управлению машин и оборудования повышенной опасности специально обученного персонала;
9.1.7. не допускает нарушений сотрудниками Министерства правил, инструкций по охране труда, а также работу без соответствующей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
9.1.8. следит за наличием и сохранностью инструкций, плакатов, предупредительных знаков по охране труда на своём участке работ;
9.1.9. участвует в расследовании причин производственного травматизма;
9.1.10. контролирует соблюдение сотрудниками Министерства правил охраны труда, принимает меры воздействия к нарушителям;
9.1.11. несет ответственность за соблюдением охраны труда в подчиненном ему подразделении.
9.2.:
9.2.1. организует и контролирует выполнение работ по охране труда в министерстве в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ, Трудового кодекса РФ и настоящего Положения;
9.2.2. проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь принимаемыми сотрудников Министерства;
9.2.3. осуществляет контроль за своевременным и качественным проведением других видов инструктажа на рабочем месте и обучением безопасным методам работы;
9.2.4. консультирует руководителей структурных подразделений Министерства по вопросам охраны труда;
9.2.5. вносит на рассмотрение Министра предложения о приостановлении работ, осуществляемых с нарушением требований охраны труда, создающих угрозу жизни и здоровью сотрудников Министерства;
9.2.6. производит учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
9.2.7. оказывает методическую помощь ответственному лицу в оформлении установленным порядком списка профессий и должностей, в соответствии с которыми сотрудники Министерства должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми сотрудниками Министерства предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
9.2.8. контролирует своевременное прохождение работниками министерств периодических медицинских осмотров, своим предписанием отстраняет сотрудника Министерства от выполнения работ, не прошедшего медосмотр;
9.2.9. участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
9.2.10. составляет отчетность по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
9.2.11. оказывает методическую помощь руководителям подразделений министерства в разработке и пересмотре инструкций по охране труда, программ первичного инструктажа на рабочем месте, программ обучения по охране труда и стандартов организации ССБТ;
9.2.12. организует своевременное обучение по охране труда сотрудников Министерства;
9.2.13. участвует в работе комиссий по проверке знаний по охране труда сотрудников Министерства;
9.2.14. обеспечивает руководителей самостоятельных подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
9.2.15. организует методическое руководство специальной оценкой условий труда;
9.2.16. разрабатывает планы, мероприятия и программы по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказывает организационно-методическую помощь по выполнению запланированных мероприятий;
9.2.17. участвует в работе комиссии третей ступени контроля состояния условий и охраны труда на предприятии;
9.2.18. предъявляет руководителям самостоятельных служб организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролирует их выполнение;
9.2.19. осуществляет контроль за:
а) соблюдением требований законодательства и других нормативных правовых актов по охране труда руководством, сотрудниками Министерства;
б) выполнением мероприятий по охране труда, предписаний органов Государственного контроля и надзора, указаний органов местного самоуправления по созданию здоровых и безопасных условий труда;
в) наличием в министерстве инструкций по охране труда, программ первичного инструктажа на рабочем месте, программ по обучению сотрудников Министерства по охране труда и т.д.;
г) состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, своевременным их испытанием;
д) своевременным инструктированием, обучением и проверкой знаний руководителей и сотрудников Министерства;
е) организацией хранения средств индивидуальной защиты;
ж) выполнением порядка допуска сотрудников Министерства к самостоятельной работе, в том числе к работам повышенной опасности (в случае их проведения).
10. Обязанности сотрудников Министерства по вопросам охраны труда
10.1. Сотрудников Министерства обязан:
- соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
- правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
- выполнять только порученную работу с соблюдением требований инструкций по охране труда;
- работать с исправной оргтехникой в соответствии предусмотренными нормами, пользоваться соответствующими средствами защиты и предохранительными приспособлениями;
- немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в министерстве, о признаках профессионального заболевания, а также ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
11. Осуществление контрольных функций за состоянием условий и охраны труда
Один из принципов контроля за состоянием условий и охраной труда - это регулярные проверки по выявлению несоответствий требований охраны труда, которые представляют риск и вероятность возникновения несчастных случаев, аварий, инцидентов.
Организация трёхступенчатого метода контроля за состоянием охраны труда.
Трехступенчатый административно-общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля ответственных лиц за состоянием условий труда и безопасности труда на рабочих местах в структурных подразделениях, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.
12. Порядок инструктажа, обучения и аттестации рабочих, руководителей, сотрудников Министерства
12.1. Проведение инструктажа по охране труда.
1) Все принимаемые на работу лица, а также командированные сотрудники Министерства и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит назначенный приказом Министерства.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке Министром.
2) Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит руководитель структурного подразделения Министерства, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление сотрудников Министерства с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах общества, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных сотрудником Министерства знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
3) Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
- со всеми вновь принятыми сотрудниками в Министерство, включая сотрудников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому с использованием материалов, инструментов и механизмов;
- с сотрудниками Министерства, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо сотрудниками, которым поручается выполнение для них работы;
- с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися в образовательных организациях соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности Министерства.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
Сотрудники Министерства, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, Перечень профессий и должностей сотрудников Министерства, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается Министром.
4) Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 12.1.3, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
5) Внеплановый инструктаж проводится:
- при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
- при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
- при нарушении сотрудников Министерства требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
- при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных, а для остальных работ - 60 дней;
- по решению Министра или лица, замещающего на период его отсутствия и назначенного приказом по Министерству.
6) Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
12.2. Организация обучения, аттестации и проверки знаний сотрудников Министерства:
1) Организация обучения сотрудников Министерства по профессии, безопасным приёмам и методам работы возлагается на отдел кадров.
2) Обучение проводят по программе, согласованной с соответствующими органами надзора и контроля и разработанной на основе типовой программы обучения.
3) Учебные программы должны предусматривать теоретическое и практическое обучение безопасным приёмам и методам работы.
4) Теоретическое обучение сотрудников Министерства безопасным методам и приёмам работы на рабочем месте, проводится под руководством начальников структурных подразделений в объёме инструкций по перечню обязательных инструкций данного рабочего места.
5) При теоретическом обучении безопасным приёмам и методам работы на рабочем месте сотрудники Министерства должны изучать:
- инструкции по охране труда согласно перечню обязательных инструкций для данной профессии;
- требования правильной организации и содержания рабочих мест;
- порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки к пуску его в работу, назначение контрольно-измерительных приборов, заземляющих устройств, ограждений, блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств и приспособлений;
- пожарную опасность и противопожарные меры, расположение и принцип действия противопожарных средств, аварийных сигналов, пожарных извещателей и т.п.;
- опасные факторы производства, действия при тушении пожаров и загораний;
- порядок хранения и применения средств индивидуальной защиты;
- правила оказания первой помощи при отравлениях, поражениях электротоком и других несчастных случаях.
6) Все рабочие, имеющие перерыв в работе более 3-х лет, а при работе на объектах с повышенной опасностью более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.
7) Для проведения обучения, после проведения первичного инструктажа начальник структурного подразделения, распоряжением назначает лицо, которые должны проводить теоретическое и практическое обучение рабочего безопасным приёмам и методам работы на рабочем месте.
8) Теоретическое обучение рабочих безопасным методам и приёмам работы на рабочем месте проводится под руководством начальников структурного подразделения в объёме инструкций по перечню обязательных инструкций данного рабочего места. С приказом по Министерству должны быть ознакомлены под расписку сотрудники Министерства, подлежащий обучению, и лица, на которых возложено обучение.
9) Для практического обучения безопасным методам и приёмам работы сотрудник Министерства закрепляется за квалифицированным сотрудником Министерства. Общее руководство теоретическим и практическим обучением по безопасным методам и приёмам работы возлагается на начальников установок, участков, мастеров и других инженерно-технических работников.
10) В процессе обучения все работы сотрудник Министерства должен выполнять только по указанию и под обязательным контролем лица, ответственного за практическое обучение.
11) сотрудники управления кадров периодически проводят проверку качественного обучения на рабочем месте.
12) Периодическое обучение по правилам безопасности следует совмещать с обучением по повышению квалификации сотрудников Министерства.
13) Аттестация сотрудников Министерства по охране труда проводится:
- перед допуском к самостоятельной работе и повышением квалификации (разряда);
- не реже 1 раза в год;
- в случае проведения работ с нарушением правил безопасности;
- по решению руководства Министерства, цеха и требованию главных специалистов и работников службы охраны труда предприятия; если сотрудник Министерства показал низкие знания безопасности приемов и методов труда;
- по требованию органов государственного надзора;
- по исполнению приказов и распоряжений Министерства.
14) Состав аттестационной комиссии определяется приказом Министерства. Комиссия принимает решение по квалификации и возможности допуска к самостоятельной работе. Решение комиссии оформляется протоколом и фиксируется в личной карточке.
15) Допуск сотрудника Министерства к самостоятельной работе оформляется приказом.
Если сотрудник Министерства показал неудовлетворительные знания, то в течение месяца он проходит повторную проверку.
В случае неудовлетворительной оценки знаний при повторной проверке руководство должно решить вопрос о дальнейшей его работе.
12.3. Проведение инструктажей, аттестации и проверки знаний руководителей и специалистов.
1) Аттестация руководителей и специалистов в области охраны труда проводится периодически в сроки, установленные правилами безопасности, но не реже, чем один раз в три года.
Аттестация проводится не позднее одного месяца:
- при назначении на должность;
- при переходе на другую работу, отличающуюся от предыдущей по условиям и характеру требований нормативных документов;
- при переходе с одного предприятия на другое;
- при перерыве в работе более одного года.
2) Внеочередная проверка знаний проводится:
- при вводе в действие новых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области охраны труда;
- при внедрении новых видов технических устройств и новых технологий на опасных производственных объектах;
- при выявлении нарушений требований охраны труда.
Внеочередная проверка знаний не заменяет аттестацию.
3) Для аттестации руководителей и специалистов приказом по предприятию создается постоянно действующая аттестационная комиссия.
4) Перед аттестацией (проверкой знаний) руководителей и специалистов организуется краткосрочные семинары, беседы, консультации.
5) Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляются протоколом.
6) Работники, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний в комиссии. В случае неудовлетворительной оценки знаний, при повторной проверке руководство должно решить вопрос о дальнейшей работе специалистов в соответствии с действующим законодательством.
13. Специальная оценка условий труда
13.1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на сотрудника Министерства с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников Министерства.
Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
13.2. Специальная оценка условий труда подлежат все имеющиеся в Министерстве рабочие места (за исключением надомников, дистанционных сотрудников Министерства; работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом).
13.3. Основой проведения специальной оценки условий труда является Методика проведения спецоценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
13.4. Результаты специальной оценки условий труда используются в целях:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда сотрудников Министерства;
2) информирования сотрудников Министерства об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся сотрудникам Министерства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения сотрудников Министерства средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров сотрудников Министерства;
6) установления сотрудников Министерства предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у сотрудников Министерства заболеваний с воздействием на сотрудников Министерства на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между сотрудников Министерства и Министром и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий сотрудников Министерства;
15) оценки уровней профессиональных рисков.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета. Результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
13.5. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
13.6. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Закона N 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
3) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников Министерства;
4) произошедший на рабочем месте несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
14. Права работников службы охраны труда
14.1. Беспрепятственно посещать служебные и бытовые помещения, занимаемыми структурными подразделениями, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
14.2. Предъявлять руководителям структурных подразделений, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
14.3. Требовать от руководителей структурных подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, обучения, инструктажа и стажировки по охране труда, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
14.4. Направлять руководству Министерства предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не выполняющих свои должностные обязанности по охране труда.
14.5. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства по охране труда.
14.6. Представлять руководству Министерства предложения о поощрении сотрудников Министерства за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
14.7. Представительствовать по поручению руководства в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
15. Контроль и ответственность
15.1. Контроль за деятельностью охраны труда в Министерстве осуществляет председатель Комиссии по обеспечению требований охраны труда в Министерстве, секретарь и члены Комиссии по обеспечению требований охраны труда в Министерстве, соответствующие органы государственного управления охраной труда, надзора и контроля.
15.2. Ответственность за выполнение возложенных настоящим Положением на Комиссии по обеспечению требований охраны труда в Министерстве задач и функций несет руководитель Министерства (Министр).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от 5 апреля 2022 г. N 40/ОД "Об утверждении Положения о проведении контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан"
Вступает в силу после официального опубликования
Текст приказа опубликован не был