Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации*, ** |
Юрист-консультант |
|
Архитектор (инженер) |
|
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-травматолог-ортопед |
______________________________
* Наименование должности специалиста приведено в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 г. N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
** При перечислении должностей специалистов через слэш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
4. Перечень мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий, ориентирование и передвижение в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и др.), устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, устройствами для захватывания и зажимания (держателем для открытия и закрытия дверей, рукояткой для пользования шторами, жалюзи и др.)), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними; - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий, а также определение нуждаемости ребенка-инвалида в иных мероприятиях |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - тестовые задания для оценки степени сформированности навыков элементарных бытовых действий, ориентирования в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и др.), устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, устройствами для захватывания и зажимания (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи и др.)); - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними; - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
||
|
|
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - информирование о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, поручни и опорные брусья, мобильные подъемники и др.); - информирование о правилах ухода за TCP; - информирование об адресах сервисных организаций и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог, архитектор (инженер), врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-травматолог-ортопед |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- консультирование по вопросам получения и использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, опорными брусьями, мобильными подъемниками и др); - консультирование по вопросам адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения поручнями и др.), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски); - консультирование по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - консультирование по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного или уполномоченного представителя и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог, архитектор (инженер) , врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-травматолог-ортопед |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- восстановление (формирование) навыков самостоятельного обслуживания в быту (приготовление и прием пищи, навыки личной гигиены и опрятности в быту, уборка кровати, помещения и т.д.), в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивных технологий; - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома: пожар, взлом, утечка газа и др.); - обучение родителей/законных или уполномоченных представителей правилам ухода за ребенком-инвалидом (включая перемещение с кровати/на кровать и т.д., в том числе с помощью вспомогательных средств для изменения положения тела человека и др.); - обучение родителей/законных или уполномоченных представителей правилам ухода за TCP и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов", и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
14 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
9-19 |
|
|
||||
|
Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида |
|
содействие в получении юридической помощи родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида в целях защиты прав и законных интересов, включая консультирование: - по нормативным правовым вопросам реабилитации и абилитации, льготам для детей-инвалидов, реализации ИПРА и др.; - о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации, обеспечения (оформления и получения, а также обслуживания и замены) TCP для ребенка-инвалида; - по вопросам подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Юрист-консультант (в случае отсутствия данного специалиста мероприятие реализует специалист по социальной работе) |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
|
14-26 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательного средства в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
1 |
|
2. |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
1 |
|
3. |
Вспомогательные средства обучения (тренировки) персональной мобильности |
05 33 09 |
1 |
|
4. |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
1 |
|
5. |
Вертикализаторы и конструкции для поддержки человека в стоячем положении |
05 36 03 |
1 |
Для демонстрационных целей |
6. |
Ремни безопасности, пояса и привязные ремни для поддержания устойчивости тела |
09 07 03 |
1 |
|
7. |
Вспомогательные средства для надевания и снятия носков и колгот |
09 09 03 |
1 |
|
8. |
Рожки для обуви и приспособления для снятия сапог |
09 09 06 |
1 |
|
9. |
Крюки и трости-рукоятки для одевания и раздевания |
09 09 12 |
1 |
|
10. |
Замки застежки-молнии |
09 09 15 |
1 |
|
11. |
Кресла-стулья |
09 12 03 |
1 |
|
12. |
Мочалки, губки или щетки с держателями, ручками или рукоятками |
09 33 30 |
1 |
|
13. |
Трости и палки для ходьбы |
12 03 03 |
1 |
Для демонстрационных целей |
14. |
Трости и палки для ходьбы с тремя или более ножками |
12 03 16 |
1 |
Для демонстрационных целей |
15. |
Ходунки |
12 06 03 |
1 |
Для демонстрационных целей |
16. |
Кресла-коляски с ободами ручного привода |
12 22 03 |
1* |
Для демонстрационных целей |
Кресла-коляски с односторонним ручным приводом |
12 22 09 |
|||
Кресла-коляски с электроприводом и ручным управлением |
12 23 03 |
|||
17. |
Вспомогательные (реабилитационные) средства для взвешивания и измерения при приготовлении пищи и напитков |
15 03 03 |
1 |
|
18. |
Вспомогательные средства для резки, рубки и дозировки продуктов при приготовлении пищи и напитков |
15 03 06 |
1 |
|
19. |
Вспомогательные средства для чистки и обдирки продуктов |
15 03 09 |
1 |
|
20. |
Вспомогательные средства для варки и жарки |
15 03 18 |
1 |
|
21. |
Вспомогательные средства для сервировки пищи и напитков |
15 09 03 |
1 |
|
22. |
Пылесосы |
15 12 09 |
1 |
|
23. |
Вспомогательные средства для ручного шитья |
15 15 19 |
1 |
|
24. |
Ножницы |
15 15 21 |
1 |
|
25. |
Гладильные доски и гладильные столы |
15 15 27 |
1 |
|
26. |
Бельевые прищепки (зажимы) |
15 15 39 |
1 |
|
27. |
Обеденные столы |
18 03 12 |
1 |
Для демонстрационных целей |
28. |
Кресла |
18 09 03 |
1 |
Для демонстрационных целей |
29. |
Поручни и опорные перила |
18 18 03 |
1 |
Для демонстрационных целей |
30. |
Дверные открыватели/закрыватели |
18 21 03 |
1 |
|
31. |
Оконные открыватели/закрыватели |
18 21 06 |
1 |
|
32. |
Открыватели/закрыватели штор (занавесок) |
18 21 09 |
1 |
|
33. |
Открыватели/закрыватели жалюзи |
18 21 12 |
1 |
|
34. |
Замки |
18 21 15 |
1 |
|
35. |
Устройства для захватывания (зажимания) |
24 18 03 |
1 |
|
36. |
Держатели (адаптеры) и приспособления для захвата (изделий, предметов) |
24 18 06 |
1 |
|
______________________________
* Допустимо наличие минимум одного из указанных наименований.
9. Примерный перечень методик социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Механотерапия - метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров:
1. Активная - выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;
2. Пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц осуществляется за счет движения элементов тренажера;
3. Активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
Эргокинезотерапия - метод, направленный на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений:
1. Метод базальной стимуляции по А. Фрёлиху - метод комплексного воздействия интенсивными, "пробивающими" ограничения раздражителями с целью оказания помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей. Воздействие при данном методе осуществляется на сенсорные системы организма (тактильные, кинестетические, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые).
2. Метод сенсорной интеграции по Д. Айрес - метод, направленный на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Оккупационная повседневная терапия (терапия повседневных занятий) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнение трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация ребенка-инвалида.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный* |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
2 |
1-3 |
Практические занятия |
14 |
9-19 |
Юридическое консультирование |
1 |
1-2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
14-26 |
______________________________
* Диапазонный показатель - это интервал между минимальным и максимальным значением, который не может изменяться (в данном примере он не может быть меньше 14 и больше 26) и зависит от индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка-инвалида в мероприятиях реабилитации и абилитации, определяемых исходя из его психофизиологических возможностей, уровня сформированности необходимых умений и навыков в соответствии с возрастом, родительской компетенцией. Специалист должен указать конкретное значение в рамках заданного диапазона по результатам первичной диагностики социального статуса ребенка-инвалида (социально-бытового, социально-средового, социально-педагогического, социально-психологического, социокультурного).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.