Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации*, ** |
Юрист-консультант |
|
Врач-офтальмолог |
______________________________
* При перечислении должностей специалистов через слэш (/) допустимо при наличии в организации минимум одной из перечисленных должностей.
** Наименование должности специалиста приведено в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 г. N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
4. Перечень мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях, социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)), при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, навык приготовления и приема пищи и др.), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - тестовые задания на умение пользоваться TCP (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения и др.) и ухаживать за ними; - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; рекомендации по социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- опрос и анкетирование ребенка-инвалида (включая адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)), при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентировки, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения и др.); - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - беседа с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида, родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - информирование о методах безопасного ведения бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - информирование об имеющихся современных ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с вибро-звуковыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, лупы и др.); - информирование о возможностях оккупационной повседневной терапии в домашних условиях; - информирование о правилах ухода за TCP; - информирование об адресах сервисных организаций и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-офтальмолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- по вопросам получения и использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, тактильные средства и др.); - по вопросам адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки), а также специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторов и др.); - по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту (требования к единообразию домашней обстановки); - по вопросам проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях; - по вопросам получения собаки-проводника, возрастных и других ограничениях; - по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного или уполномоченного представителя и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-офтальмолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
3 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-4 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- восстановление (формирование) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с голосовым выводом, оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторов и т.д.); - обучение навыкам приготовления пищи и умения принимать её согласно правилам этикета; - обучение навыкам умения следить за своим внешним видом и др.; - обучение навыкам пространственной ориентации внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.); - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома: пожар, взлом, утечка газа и др.); - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя правилам ухода за TCP и ассистивно-коммуникационными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
0,5 |
12 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
7-17 |
|
|
||||
|
Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида |
|
содействие в получении юридической помощи родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида в целях защиты прав и законных интересов включает консультирование: - по нормативным правовым вопросам реабилитации и абилитации, льготам для детей-инвалидов, реализации ИПРА и др.; - о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, обеспечения (оформления и получения, а также обслуживания и замены) TCP для ребенка-инвалида; - по вопросам подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Юрист-консультант (в случае отсутствия данного специалиста мероприятие реализует специалист по социальной работе) |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
13-27 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1 |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
1 |
|
2 |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
1 |
|
3 |
Ножницы для ногтей и щипчики для ногтей |
09 36 09 |
1 |
|
4 |
Вспомогательные (реабилитационные) средства для взвешивания и измерения при приготовлении пищи и напитков |
15 03 03 |
1 |
|
5 |
Вспомогательные средства для резки, рубки и дозировки продуктов при приготовлении пищи и напитков |
15 03 06 |
1 |
|
6 |
Вспомогательные средства для выпечки |
15 03 12 |
1 |
|
7 |
Вспомогательные средства для варки и жарки |
15 03 18 |
1 |
|
8 |
Кухонные нагревательные приборы (агрегаты) |
15 03 21 |
1 |
|
9 |
Холодильники и бытовые морозильники |
15 03 24 |
1 |
|
10 |
Щетки для мытья посуды и ершики для мытья бутылок |
15 06 06 |
1 |
|
11 |
Сушилки для посуды |
15 06 09 |
1 |
|
12 |
Пробки и воронки |
15 09 09 |
1 |
|
13 |
Кружки, стаканы, чашки, блюдца |
15 09 16 |
1 |
|
14 |
Тарелки и миски |
15 09 18 |
1 |
|
15 |
О |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.