В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, в целях организации работы по совершенствованию в Республике Тыва системы профессиональной ориентации:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Тыва до 2025 года (далее - Стратегия);
комплексный план мероприятий по развитию Стратегии.
2. Органам исполнительной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, государственным (муниципальным) учреждениям, образовательным организациям, расположенным на территории Республики Тыва, принять меры, направленные на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся, руководствуясь Стратегией, утвержденной настоящим распоряжением.
3. Разместить настоящее распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Председателя |
Е. Хардикова |
Стратегия
развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Тыва до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Тыва от 24 мая 2022 г. N 267-р)
1. Общие положения
В настоящей Стратегии развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Тыва до 2025 года (далее - Стратегия) определены основная цель, задачи, направления и структура ее функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики.
Система профессиональной ориентации формируется в целях социально-экономического развития Республики Тыва с учетом обеспечения реализации свободы индивидуального профессионального выбора и потребностей регионального рынка труда.
Правовой основой разработки Стратегии являются следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р;
- постановление Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы";
- постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638 "О стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года";
- постановление Правительства Республики Тыва от 25 июня 2021 г. N 293 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Тыва по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья и содействия их трудоустройству";
- постановление Правительства Республики Тыва от 22 ноября 2019 г. N 561 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Содействие занятости населения на 2020 - 2022 годы";
- распоряжение Правительства Республики Тыва от 5 февраля 2020 г. N 36-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению проекта "Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста" в Республике Тыва;
- распоряжение Правительства Республики Тыва от 26 апреля 2021 г. N 174-р "Об утверждении Концепции о персонифицированном дополнительном образовании детей в Республике Тыва в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
2. Современное состояние сферы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Тыва
Цели образовательной политики в области образования закреплены Конституцией Российской Федерации, как актом высшей юридической силы, устанавливающим права и свободы человека и гражданина, в том числе в области образования, где регламентируются формы образовательных учреждений и услуг.
Задачи системы образования Российской Федерации обозначены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Нормативные положения основного закона в области образования дополняются нормативными актами субъектов Федерации, которые имеют статус подзаконных актов.
Одним из таких актов является проект "Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста" в Республике Тыва, в котором затронут вопрос о значимости формирования региональной модели профессиональной навигации и ориентации учащихся образовательных организаций.
Региональный стандарт - это стандарт современных управленческих практик, встроенных в систему управления регионом и направленных на обеспечение экономики региона требуемыми высококвалифицированными кадрами и предназначен для применения органами исполнительной власти, отраслевыми, профессиональными организациями, партнерствами и предприятиями реального сектора экономики в качестве руководства для реализации проектов по внедрению модели кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в республике.
Развитие кадрового потенциала на долгосрочную перспективу, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров также должны решаться в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами с учетом Стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638.
Согласно Стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года значительные проблемы системы образования связаны с невозможностью в полной мере удовлетворить спрос работодателей на высококвалифицированную рабочую силу. Одними из вызовов развития образования являются:
- рост запроса на профессиональные технические компетенции высокого уровня в условиях низкой престижности среднего профессионального образования;
- отсутствие инвестиционных ресурсов для модернизации системы среднего профессионального образования;
- запрос на непрерывное профессиональное развитие в условиях преобладания традиционных "длинных" программ среднего профессионального образования;
- преимущественное преобладание педагогических работников и научных сотрудников старше 45 лет;
- недостаточный рост численности молодых педагогов и молодых ученых.
Проблема дефицита высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов существует практически во всех сферах экономики республики, и решить ее можно только в тесном взаимодействии учебных заведений, органов власти и руководителей предприятий, организаций и бизнеса.
На протяжении последних лет Правительством Республики Тыва совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями, предпринимателями ежегодно формируется государственный заказ на подготовку кадров в Республике Тыва.
Анализ заявок заказчиков (работодателей) о потребности в квалифицированных кадрах показывает, что к наиболее востребованным специальностям и профессиям на рынке труда республики можно отнести профессии в области горнодобывающей отрасли, здравоохранения и образования.
Проведенное в 2021 году профориентационного тестирование учащихся 8-11 классов в 16 муниципальных образованиях в Республике Тыва показало, что медицинские, педагогические специальности, а также профессии, связанные с силовыми структурами, являются одними из самых выбираемых. Сельское хозяйство остается наименее популярной сферой.
Выпускники общеобразовательных организаций осуществляют свой профессиональный выбор, во многом опираясь на сложившиеся традиции - врач, юрист, учитель, экономист.
Подавляющее большинство одиннадцатиклассников нацелено на получение высшего образования - 2166 человек, что составляет 91,5 процента. Освоить программы среднего профессионального образования изъявили желание 181 человек, что составляет 8,5 процента. Из 7 муниципалитетов не определились с выбором вузов 18 выпускников, что составляет 0,8 процента.
К настоящему времени потенциальными получателями профориентационных услуг в республике являются учащиеся 8-11 классов общеобразовательных организаций, студенты профессиональных образовательных организаций, молодые люди, находящиеся в поиске работы и состоящие на учетах в центрах занятости населения республики.
В настоящее время в системе профессиональной ориентации населения Республики Тыва присутствуют проблемы, сдерживающие развитие республики:
- система образования не удовлетворяет в полной мере спрос работодателей на высококвалифицированную рабочую силу;
- низкая активность участия работодателей в процессе подготовки кадров;
- отставание материально-технической, лабораторно-опытной базы среднего профессионального образования от требований, которые предъявляются к подготовке современных высококвалифицированных рабочих кадров;
- недостаток подготовки кадров технических специальностей учреждениями профессионального образования для удовлетворения существующего спроса на рынке труда;
- низкая ценностная мотивация молодежи, недостаточная сформированность у выпускников общеобразовательных организаций базовых качеств (трудолюбие, ответственность, инициативность);
- отсутствие единой информационной среды профессионального самоопределения граждан в Республике Тыва.
В системе образования Республики Тыва наряду с положительной динамикой реализации потенциала всех уровней образования существуют следующие проблемы по самоопределению учащихся:
- отсутствие правильного восприятия необходимости проведения профориентационной работы;
- отсутствие системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии (специальности) обучающихся образовательных организаций;
- отсутствие квалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной деятельностью в образовательных организациях;
- слабая материально-техническая база образовательных организаций, необходимая для организации эффективного процесса профессиональной ориентации обучающихся.
Для единого подхода к решению проблемы в данной области, который определяет основные векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей республики, Стратегия учитывает возможности развития следующих приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Тыва на среднесрочную перспективу:
- жилищно-коммунальное строительство;
- туризм;
- распределение природных ресурсов (вода, древесина и иные ресурсы);
- сельское хозяйство;
- развитие альтернативных видов энергетики;
- производство, в том числе производство пищевых продуктов;
- добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность;
- информационные технологии;
- здравоохранение.
Основываясь на научных материалах ученого сообщества систему профессиональной ориентации следует рассматривать как один из ключевых факторов, формирующих и развивающих кадровый потенциал региона. Правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 процентов увеличивает производительность труда, в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Обеспечение согласованных действий субъектов системы профессиональной ориентации может осуществляться Координационным советом при Правительстве Республики Тыва либо иными координационно-совещательными органами.
3. Основные цели, задачи и принципы Стратегии
Основными целями Стратегии являются:
- обеспечение функционирования комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательных организаций и предприятий-работодателей при решении вопросов профессионального самоопределения и становления детей и молодежи;
- формирование у детей и молодежи навыков личностного и профессионального самоопределения для осознанного выбора профессионального пути.
Последовательное и целенаправленное развитие республиканской системы профессиональной ориентации может быть достигнуто посредством решения следующих задач:
- разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и развитие республиканской системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений развития экономики;
- обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере молодежной политики, образования, экономики, содействия занятости населения, информационной политики, культуры, органов местного самоуправления (далее - субъекты системы профессиональной ориентации);
- создание и развитие инфраструктуры системы профессиональной ориентации;
- организация комплексного методического сопровождения профориентационной работы;
- развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи;
- поддержка предпринимательских инициатив среди молодежи в сфере организации профессиональной ориентации, формирование правовой грамотности граждан в сфере трудовых отношений;
- совершенствование кадрового обеспечения системы профессиональной ориентации;
- формирование у граждан представления о необходимости осознанного выбора профессии;
- формирование прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Тыва, формирование прогноза привлечения трудовых ресурсов на ближайшую перспективу (7 лет).
Формирование и развитие системы профессиональной ориентации определяются следующими базовыми принципами:
- соблюдение прав граждан на свободный выбор рода деятельности;
- многоэтапность и непрерывность профориентационной работы;
- социально-экономическая ориентация, учет региональных потребностей;
- предоставление гражданам равных возможностей получения профориентационных услуг.
4. Основные направления развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи
Профессиональная ориентация включает:
профессиональную информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональную консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в целях принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики;
профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями (медицинские показания, индивидуальные особенности развития, препятствующие получению профессии);
профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Успешная реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для профессиональной самореализации личности в условиях рынка труда республики, напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих рекомендуемых направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации:
первое направление - создание условий для совершенствования осознанного выбора дальнейшей траектории обучения в общеобразовательных организациях;
второе направление - повышение эффективности профилизации на ступени среднего общего образования; профессиональный отбор абитуриентов;
третье направление - совершенствование структуры среднего профессионального образования; профессиональная адаптация выпускников профессиональных образовательных организаций.
Первое направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на профессиональное самоопределение и профориентацию учащихся:
- обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- ранняя профессиональная ориентация учащихся, в том числе в проекте "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" и всероссийских открытых профориентационных уроков "ПроеКТОрия";
- выявление предпочтений обучающихся, диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся;
- проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями (предприятиями), образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
Второе направление ориентировано на формирование профессиональной мотивации абитуриентов, создание условий для профессионального становления и включает:
проведение профориентационных мероприятий (стажировки) на базе предприятий - социальных партнеров для практической подготовки обучающихся;
организацию контрактно-целевой подготовки по удовлетворению потребности в кадрах с учетом анализа рынка труда республики;
проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического творчества;
мониторинг поступления выпускников общеобразовательных организаций в организации высшего и среднего профессионального образования;
деятельность молодежных трудовых отрядов.
Организация работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную самореализацию, адаптацию и мобильность выпускников и включает:
мониторинг трудоустройства выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования;
реализацию программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой квалификации;
развитие предпринимательских компетенций студентов;
консультирование выпускников (выстраивание карьерной и профессиональной траектории личности).
В профессиональных образовательных организациях должна проводиться планомерная работа по созданию условий для успешной социализации и эффективной профессиональной самореализации обучающихся.
5. Инфраструктура функционирования системы профессиональной ориентации
В качестве основной идеи развития системы профессиональной ориентации выступают подготовка, воспитание высококвалифицированных и востребованных профессионалов, удовлетворяющих региональным потребностям и личностному восприятию.
Комплексный подход всех организаций и ведомств, включенных в систему профориентационной работы, позволит разрешить ключевые проблемы профессионального самоопределения, профессиональной подготовки детей и молодежи, а также создания условий для профессиональной реализации и развития.
При этом особое значение приобретают скоординированность действий и взаимосвязь всех субъектов системы профессиональной ориентации.
В систему профессиональной ориентации детей и молодежи Республики Тыва должны входить: органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики, образования, экономики, содействия занятости населения, информационной политики, культуры, органы местного самоуправления.
На каждый из субъектов системы профессиональной ориентации возлагаются определенные функции.
Все субъекты системы профориентации детей и молодежи:
- совместно с общественными молодежными объединениями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для детей и молодежи;
- содействуют общественным объединениям и коммерческим структурам в реализации проектов, направленных на профессиональную ориентацию детей и молодежи;
- участвуют в разработке республиканских и отраслевых программ профориентации детей и молодежи.
Агентство по делам молодежи Республики Тыва совместно с Министерством образования Республики Тыва:
- создают условия для формирования у детей и молодежи осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона;
- обеспечивают разработку соответствующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций по реализации профориентации детей и молодежи;
- обеспечивают организационно-методическое сопровождение республиканской системы профессиональной ориентации детей и молодежи;
- организуют профессиональное просвещение и профессиональное консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом ее индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах;
- осуществляют общее руководство организацией профориентационной работы детей и молодежи в Республике Тыва;
- организуют межведомственную координацию профориентационной деятельности всех субъектов системы;
- организуют создание и поддержку в актуальном состоянии информационных профориентационных ресурсов, справочных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи;
- организуют работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации детей и молодежи;
- организуют участие представителей республики в окружных, всероссийских мероприятиях по профессиональной ориентации;
- осуществляют координацию деятельности общественных объединений и организаций по работе с детьми и молодежью по профессиональной ориентации.
Министерство образования Республики Тыва:
- обеспечивает условия для организации контрактно-целевой профессиональной подготовки кадров, внедрения механизмов практико-ориентированного обучения;
- поддерживает деятельность учреждений профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников в профессиональных образовательных организациях, содействует их оснащению методическими пособиями и оборудованием;
- обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации детей и молодежи;
- участвует в организации и проведении профориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций республики и их родителями.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва:
- формирует прогноз потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом перспектив развития экономики и рынка труда республики;
- организует информирование населения республики о государственных услугах, оказываемых службой занятости, в том числе по профессиональной ориентации (размещение информации в средствах массовой информации, в социальных сетях центров занятости населения республики, на информационных стендах, разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов);
- проводит мониторинг профессионально-квалификационного состава безработных граждан из числа выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования республики;
- принимает участие в информационно-массовых и тематических мероприятиях по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, различных категорий граждан;
- взаимодействует по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными структурами (органами местного самоуправления, общественными организациями, образовательными организациями, работодателями и т.д.);
- оказывает в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- осуществляет профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда республики, путем подбора наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан;
- информирует население о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированных кадрах;
- информирует население о содержании и перспективах рынка профессий, формах и условиях их освоения, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, возможностях профессионально-квалификационного роста;
- информирует молодежь о современных видах производства.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (на уровне муниципальных районов и городских округов) рекомендуется:
- разработать планы планов мероприятий на 2022 - 2025 годы по реализации Стратегии развития профессиональной ориентации детей и молодежи до 2025 года;
- осуществлять координацию работы по профессиональной ориентации детей и молодежи;
- осуществлять руководство организациями в работе по профессиональной ориентации детей и молодежи с учетом перспектив развития экономики и рынка труда муниципального образования;
- обеспечить создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации молодежи.
6. Основные направления и сроки реализации Стратегии
Основные направления:
- управление совершенствованием систем профессиональной ориентации в образовательных организациях;
- экспертное и научно-методическое обеспечение педагогической деятельности по осуществлению профориентационной деятельности;
- обогащение представлений обучающихся о мире профессий;
- формирование пространства трудовой активности обучающихся образовательных организаций;
- использование ресурсов цифрового образования для повышения эффективности профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- информационное сопровождение реализаций целей и задач Стратегии;
- концептуализация и распространение эффективного опыта профориентационной деятельности в образовательных организациях.
Сроки реализации: 2022 - 2025 гг.
7. Ожидаемые результаты и индикативные показатели реализации
Отражение в образовательных программах общего образования Стратегии отбора содержательных и организационно-педагогических средств осуществления профориентационной деятельности, в том числе учитывающих специфику взаимодействия с одаренными и талантливыми детьми, низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие вариативных модульных разноуровневых программ дополнительного образования, в том числе содержащих модули, нацеленные на отраслевую профориентацию, формирование компетенций "завтрашнего дня".
Обеспеченность процесса принятия обучающимися решения о выборе будущей профессии или направления профессиональной деятельности исчерпывающей и качественной информацией.
Готовность педагогических работников образовательных организаций на качественно высоком уровне осуществлять профориентационную деятельность с обучающимися.
Объединение педагогических возможностей участников образования в образовательной организации в части решения задач профессиональной ориентации обучающихся, включая педагогов-психологов, социальных педагогов, старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов-библиотекарей, тьюторов, классных руководителей, родителей обучающихся.
Эффективно действующая система экспертного, консультационного и научно-методического сопровождения профориентационной деятельности в образовательных организациях.
Использование возможностей цифрового образования для повышения эффективности профориентационной деятельности в образовательных организациях.
Согласованность подходов к оценке результативности профориентационной деятельности и отражение их во внутренних системах оценки качества образования в образовательных организациях.
В результате выполнения мероприятий по реализации Стратегии будут обеспечены:
- мотивированный выбор учащимися будущей профессии;
- установление баланса спроса и предложений на рынке труда;
- сокращение времени на профессиональную адаптацию молодых специалистов в первый год работы;
- сокращение расходов на дополнительную переподготовку и обучение безработных граждан;
- увеличение производительности труда молодых специалистов.
Комплексный план
мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Тыва до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Тыва от 24 мая 2022 г. N 267-р)
Цель - обеспечение качества профориентационной работы среди обучающихся и молодёжи Республики Тыва через повышение ресурсного потенциала.
Задачи плана мероприятий:
1) обеспечение согласованности действий различных ведомств и организаций по профессиональной ориентации обучающихся и молодёжи;
2) развитие комплексной многоуровневой системы профориентационной работы на территории Республики Тыва, направленной на повышение соответствия профессионального выбора потребностям рынка труда;
3) обеспечение повышения привлекательности Республики Тыва для молодежи за счет эффективной системы профессиональной ориентации и формирования позитивного имиджа республики;
4) обеспечение повышения уровня удовлетворенности работодателей, ключевых отраслей экономики Республики Тыва количеством выпускников и качеством подготовки кадров по востребованным специальностям Республики Тыва;
5) усиление связи общеобразовательных учреждений и профессиональных образовательных учреждений региона с работодателями;
6) вовлечение родителей, специалистов различных ведомств в процесс профессиональной ориентации обучающихся и молодёжи.
Реализация цели и задач планируется через осуществление следующих действий:
- проведение профориентационных мероприятий с участием работодателей, родительской общественности, специалистов различных ведомств, направленных на формирование и развитие активной позиции обучающихся и молодёжи на рынке образовательных услуг и рынке труда;
- размещение в средствах массовой информации, в сети "Интернет" информации о рабочих профессиях, специальностях системы начального и среднего профессионального образования, о профориентационных мероприятиях;
- повышение квалификации специалистов различных ведомств в области сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и молодёжи.
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
1. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы | ||
1.1. Разработка и утверждение Стратегии развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Тыва до 2025 года |
II квартал 2022 г. |
Министерство образования Республики Тыва, ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
1.2. Разработка территориальных планов мероприятий на 2022 - 2025 годы по реализации Стратегии развития профессиональной ориентации детей и молодежи до 2025 года |
III квартал 2022 г. |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
2. Организационно-методическое обеспечение профориентационной работы | ||
2.1. Организация работы межведомственного координационного совета по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и молодёжи |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство образования Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Агентство по делам молодежи Республики Тыва |
2.2. Организация работы межведомственных комиссий по вопросам профессиональной ориентации городских округов и муниципальных районов республики |
ежегодно по отдельному плану |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.3. Содействие в разработке профессиограмм по ведущим профессиям (специальностям) отраслей с учетом происходящих изменений в условиях, характере и содержании труда |
IV квартал 2022 г., далее - ежегодно |
органы исполнительной власти Республики Тыва |
2.4. Организация мероприятий по привлечению работодателей к профориентационной работе с молодежью, в том числе: - экскурсий для обучающихся общеобразовательных организаций; - "Дней открытых дверей" для студентов и выпускников образовательных организаций профессионального образования; - встреч с представителями разных профессий; - использование метода профессиональных проб |
2022 - 2025 гг. |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.5. Методическое руководство по организации информационно-библиотечного обслуживания читателей библиотек Республики Тыва в вопросе выбора профессии и учебного заведения |
ежегодно |
Министерство культуры и туризма Республики Тыва |
2.6. Информационно-методическая поддержка молодежных инициатив в сфере профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению молодежи |
ежегодно |
Агентство по делам молодежи Республики Тыва |
2.7. Проведение семинаров (вебинаров) по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и поддержки профориентационной деятельности в целях профессионального самоопределения и социализации обучающихся в региональной системе образования и рынка труда |
по отдельному плану |
Министерство образования Республики Тыва, ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" |
2.8. Проведение семинаров (вебинаров) для педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и получения услуг профессионального образования и высшего образования для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья |
ежегодно: сентябрь |
Министерство образования Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ФБГОУ ВО "Тувинский государственный университет" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию), профессиональные образовательные организации |
2.9. Разработка прогноза потребности по востребованным массовым профессиям и специальностям среднего профессионального образования по видам экономической деятельности в территориальном и профессиональном разрезе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Республики Тыва |
ежегодно, до 1 октября |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва, Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерство лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва, Министерство строительства Республики Тыва, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство культуры и туризма Республики Тыва, Министерство цифрового развития Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва |
2.10. Проведение тематических родительских собраний, "круглых столов", направленных на профессиональное самоопределение обучающихся и планирование их профессиональной карьеры, а также повышение привлекательности рабочих профессий с участием работодателей |
ежегодно |
Министерство образования Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию), общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации |
2.11. Подготовка методических рекомендаций для учителей общего и дополнительного образования детей, для педагогов профессиональных образовательных организаций по вопросам организации профориентационной деятельности в образовательном пространстве реализации федеральных государственных образовательных стандартов, оказание консультационной помощи |
в течение года |
Министерство образования Республики Тыва, ГБУ "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал", ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации", ГБОУДО Республики Тыва "Республиканский центр развития дополнительного образования", ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
2.12. Организация консультационных пунктов центров занятости населения в образовательных организациях высшего и профессионального образования с предоставлением информации о банке данных стажировок для выпускников и студентов |
2022 г., далее - ежегодно |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" (по согласованию), профессиональные образовательные организации Республики Тыва |
2.13. Формирование Навигатора профессий, востребованных в Республике Тыва, до 2025 года |
II квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
2.14. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, работодателей по профессиональной ориентации детей и молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
в течение года |
профессиональные образовательные организации Республики Тыва |
2.15. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся, педагогов, родителей по вопросам профессиональной ориентации, профессионального самоопределения. Проведение для обучающихся лекций, бесед психологической и медико-социальной тематики ("Психологические основы выбора профессии", "Здоровье и выбор профессии" и др.) |
по отдельному плану |
государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал" |
3. Информационное сопровождение профориентационной работы | ||
3.1. Функционирование специального информационного интернет-ресурса "Атлас профессий" |
2022 - 2025 гг. |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, ГБУ ДПО "Республиканский центр профессионального образования" |
3.2. Функционирование профильных страниц профориентационной направленности на сайтах общеобразовательных организаций |
2022 - 2025 гг. |
органы местного самоуправления (по согласованию), общеобразовательные организации |
3.3. Информирование населения о положении на рынке труда в Республике Тыва, в том числе о профессиях (специальностях), пользующихся спросом, возможностях их получения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе по направлению органов службы занятости населения |
ежегодно |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
3.4. Увеличение информационных постов по профориентации на официальных сайтах и в социальных сетях профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций |
2022 - 2025 гг., ежегодно, постоянно |
Министерство образования Республики Тыва, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации Республики Тыва, ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
4. Проведение профориентационной работы с детьми и молодежью | ||
4.1. Заключение договоров (соглашений) о взаимодействии по вопросам профессиональной ориентации, заключенных образовательными организациями с учреждениями (предприятиями) |
2022 г. |
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации |
4.2. Реализация профессиональной ориентации обучающихся через урочную деятельность (через учебные предметы). Включение элективных курсов профориентационной направленности в учебные планы и программы предпрофильной подготовки и профильного обучения |
в течение учебного года (по отдельному плану) |
Министерство образования Республики Тыва, общеобразовательные организации |
4.3. Реализация профессиональной ориентации обучающихся через внеурочную деятельность. Включение в систему внеучебной деятельности обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций профориентационных экскурсий на предприятия и организации Республики Тыва, профессиональных проб, социальных практик, мастер-классов, анкетирования и тестирования |
в течение учебного года (по отдельному плану) |
Министерство образования Республики Тыва, общеобразовательные организации |
4.4. Единый день профессиональной ориентации "Выбираю рабочую профессию" для выпускников общеобразовательных организаций |
ежегодно |
Министерство образования Республики Тыва, ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования", профессиональные образовательные организации |
4.5. Декадник "Путь к профессиональной карьере" для студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций |
ежегодно |
Министерство образования Республики Тыва, ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования", профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации |
4.6. Организация мероприятий по повышению престижа рабочих профессий, инженерно-технических и других специальностей, востребованных на рынке труда |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию) |
4.7. Акция "Открытые двери" по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций профессионального образования |
ежегодно июнь-июль |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
4.8. Развитие форм временной занятости обучающихся, в том числе посредством включения их в работу студенческих отрядов, добровольческих организаций, реализации волонтерских и социокультурных проектов в целях трудового воспитания и профессиональной ориентации |
по отдельному плану |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва, Агентство по делам молодежи Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию), образовательные организации |
4.9. Декадник "Мир профессий" для детей с ограниченными возможностями здоровья |
ежегодно декабрь |
Министерство образования Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
4.10. Содействие организации деятельности по профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан, обслуживаемых в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания семьи и детей |
ежегодно |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
4.11. Организация профессиональными образовательными организациями культуры и искусства кураторской деятельности по выявлению и профессиональному сопровождению перспективных обучающихся муниципальных детских школ искусств |
ежегодно |
Министерство культуры и туризма Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва |
4.12. Проведение творческих мероприятий, направленных на выявление одаренных детей и развитие их творческих способностей, повышение мотивации к выбору профессии в области искусства по профилю обучения |
ежегодно |
Министерство культуры и туризма Республики Тыва |
4.13. Проведение республиканского Дня профориентации молодежи Республики Тыва "Сделай свой выбор" (фестивали профессий, территориальные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, организация мастер-классов и другое) |
ежегодно |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию), общеобразовательные организации |
4.14. Организация и проведение уроков занятости, профориентационного тестирования, информирование обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций о положении на рынке труда в Республике Тыва |
ежегодно |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию), общеобразовательные организации |
4.15. Конкурс в рамках реализации проекта "Национальный чемпионат рабочих профессий World Skills Russia" на территории республики |
ежегодно по плану |
Министерство образования Республики Тыва, ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования", профессиональные образовательные организации |
4.16. Участие в конференции по организации профильного обучения и профориентационной работы в системе образования |
в течение учебного года (по отдельному плану) |
ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" |
4.17. Организация сотрудничества с детским технопарком "Кванториум" и "Мобильным Кванториумом" по профессиональной ориентации обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья рамках программы "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" |
по отдельному плану |
ГБОУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр развития дополнительного образования" |
4.18. Участие в региональном Форуме педагогических идей лучшего опыта по профориентации обучающихся |
по отдельному плану |
ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" |
4.19. Организация профориентационных мероприятий в рамках проведения летних профориентационных смен на базе общеобразовательных учреждений |
июнь-август (ежегодно) |
ГБОУ ДО Республики Тыва "Республиканский центр развития дополнительного образования" |
4.20. Проведение специалистами профессиональных образовательных организаций профориентационных мероприятий в общеобразовательных организациях республики |
согласно графику профессиональных образовательных организаций |
профессиональные образовательные организации, ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
4.21. Проведение отраслевых "Ярмарок вакансий" |
2022 - 2025 годы, ежегодно |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
4.22. Проведение конкурсов "Лучший выпускник", "Студент года" среди студентов профессиональных образовательных организаций |
II квартал 2022 г., далее - ежегодно |
Агентство по делам молодежи Республики Тыва, ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" (по согласованию), профессиональные образовательные организации |
4.23. Проведение профориентационных уроков с обучающимися 9-11 классов общеобразовательных организаций Республики Тыва с участием ведущих специалистов в сфере информационных технологий |
по отдельному плану |
ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования", Министерство цифрового развития Республики Тыва, общеобразовательные организации Республики Тыва |
4.24. Конкурсы на лучший уголок по профориентации среди образовательных организаций, лучший профориентационный проект, лучший опыт работы с обучающимися по вопросам профориентации |
один раз в год |
ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
4.25. Участие обучающихся в различных профориентационных проектах и конкурсных мероприятиях всероссийского и международного уровней: Федеральный проект ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций "Билет в будущее" |
по отдельному плану |
ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
4.26. Участие обучающихся в различных профориентационных проектах и конкурсных мероприятиях всероссийского и международного уровней: Всероссийский проект "ОТКРЫТЫЕ УРОКИ" "ПроеКТОрия" |
по отдельному плану |
ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр развития дополнительного образования", |
5. Мероприятия по кадрово-методическому обеспечению профессиональной ориентации | ||
5.1. Организация повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
5.2. Организация повышения квалификации специалистов государственных учреждений центров занятости населения, обеспечивающих профориентационную деятельность |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
5.3. Проведение курсов повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений по курсу "Основы профориентационной работы в школе" |
ежегодно по отдельному плану |
Министерство образования Республики Тыва |
5.4. Организация работы методических объединений профориентаторов |
2022 - 2025 гг. |
органы местного самоуправления (по согласованию), общеобразовательные организации |
5.5. Определение ответственных в учреждениях за организацию профориентационной работы |
2022 г. (далее - ежегодно) |
Министерство образования Республики Тыва, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), общеобразовательные организации |
6. Аналитическое обеспечение профориентационной работы | ||
6.1. Осуществление мониторинга реализации планов профориентации в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях |
2022 - 2025 гг., ежегодно |
Министерство образования Республики Тыва, органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (по согласованию), общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации |
6.2. Проведение мониторинга оценки результативности профориентационной работы в образовательных учреждениях |
ноябрь 2022 г. (ежегодно) |
Министерство образования Республики Тыва |
6.3. Мониторинг профессиональных намерений обучающихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций |
ежегодно |
ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
6.4. Проведение мониторинга поступления выпускников общеобразовательных учреждений (9-х и 11-х классов и выпускников профессиональных образовательных организаций) |
сентябрь-октябрь 2022 г. (ежегодно) |
ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
6.5. Проведение мониторинга трудоустройства выпускников учреждений образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, высших профессиональных образований на рынке труда |
ежемесячно |
ГБУ ДПО Республики Тыва "Республиканский центр профессионального образования" |
6.6. Разработка критериев и показателей удовлетворенности работодателей качеством подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов |
2023 г. |
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Тыва от 24 мая 2022 г. N 267-р "Об утверждении Стратегии развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Тыва до 2025 года"
Вступает в силу с 24 мая 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.RTYVA.RU) 24 мая 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 мая 2022 г. N 1700202205250001