Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2022 г. N 78-КГ22-1-К3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2022 г. кассационную жалобу Мининой Ирины Павловны на решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 декабря 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 г.
по делу N 2-1459/2020 Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга по иску Мининой Ирины Павловны к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения Мининой И.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Минина Ирина Павловна 3 февраля 2020 г. обратилась в суд с иском к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" (далее также - ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации) о взыскании задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2012 г. до 4 декабря 2018 г. в размере 124 939 руб. 35 коп.
В обоснование заявленных требований Минина И.П. указала, что она с 11 декабря 1986 г. по 13 декабря 1988 г. проходила военную службу в Вооружённых Силах СССР, с 24 октября 1997 г. по 30 ноября 2012 г. в Вооружённых Силах Российской Федерации по контракту на должностях рядового и сержантского состава. С 1 декабря 2012 г. она является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" 1. Пенсия ей была назначена ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на основании её заявления от 7 декабря 2012 г. На иждивении у неё находится нетрудоспособный член семьи - дочь М., ... года рождения.
______________________________
1Наименование Закона приведено в редакции, действующей на 7 декабря 2012 г. - дату обращения Мининой И.П. в пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
______________________________
11 сентября 2019 г. Минина И.П. трудоустроилась в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург" (далее - ФГБОУ ВО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург") на должность ...
В декабре 2019 года Мининой И.П. стало известно о том, что она как неработающий пенсионер, на иждивении которого находился нетрудоспособный член семьи (дочь М., не достигшая возраста 18 лет), имела право на надбавку к пенсии за выслугу лет, однако ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в период с 1 декабря 2012 г. до 11 сентября 2019 г. производило ей выплату пенсии за выслугу лет без учёта этой надбавки, в связи с чем 4 декабря 2019 г. она обратилась в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" с заявлением о выплате надбавки к пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2012 г. до 11 сентября 2019 г.
12 декабря 2019 г. ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Мининой И.П. дан письменный ответ о том, что поскольку с заявлением о выплате надбавки к пенсии за выслугу лет Минина И.П. обратилась 4 декабря 2019 г., то такая выплата ей была произведена за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии, то есть за период с 4 декабря 2018 г. до 11 сентября 2019 г., оснований для выплаты ей надбавки к пенсии за выслугу лет за более ранний период не имеется.
По мнению Мининой И.П., надбавка к пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2012 г. до 4 декабря 2018 г. не была получена ею по вине ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" и должна быть выплачена за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, так как при назначении ей пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации в декабре 2012 года пенсии за выслугу лет в её личном деле имелась копия свидетельства о рождении дочери М .., ... года рождения, в заявлении о назначении пенсии за выслугу лет она указывала в составе своей семьи дочь М., между тем ответчик при наличии у него всех данных, подтверждающих право Мининой И.П. на надбавку к пенсии за выслугу лет как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи (дочь), выплату пенсии за выслугу лет с 1 декабря 2012 г. производил без учёта этой надбавки.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в суде исковые требования Мининой И.П. не признал.
Решением Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 июня 2020 г. в иске Мининой И.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 декабря 2020 г. решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 июня 2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 г. судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Мининой И.П. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 21 декабря 2021 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 21 февраля 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, представил письменные возражения на кассационную жалобу с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на неё ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм права были допущены судебными инстанциями, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Минина И.П. с 1 декабря 2012 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, которая ей была назначена ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на основании её заявления от 7 декабря 2012 г. В заявлении о назначении пенсии за выслугу лет Минина И.П. в составе членов своей семьи указала супруга М. и несовершеннолетнюю дочь М., ... года рождения.
До 11 сентября 2019 г. Минина И.П. была неработающим пенсионером.
11 сентября 2019 г. Минина И.П. трудоустроилась в ФГБОУ ВО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург".
04 декабря 2019 г. Минина И.П. обратилась в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" с заявлением о выплате надбавки к пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2012 г. до 11 сентября 2019 г. как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находился нетрудоспособный член семьи (дочь М., ... года рождения).
11 декабря 2019 г. ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" произвело Мининой И.П. перерасчёт пенсии за выслугу лет с учётом надбавки к ней и выплатило разницу между прежним и новым размерами пенсии за период с 4 декабря 2018 г. по 10 сентября 2019 г. (до даты трудоустройства - 11 сентября 2019 г.) в сумме 15 617,45 руб.
12 декабря 2019 г. ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Мининой И.П. дан письменный ответ о том, что перерасчёт размера пенсии за выслугу лет с учётом надбавки к ней согласно части второй статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" 2 был произведён за 12 месяцев, предшествующих дню обращения Мининой И.П. с заявлением о выплате надбавки к пенсии за выслугу лет (4 декабря 2019 г.), то есть за период с 4 декабря 2018 г. до 11 сентября 2019 г., оснований для выплаты ей надбавки к пенсии за выслугу лет за более ранний период не имеется.
______________________________
2Наименование Закона приведено в редакции на 12 декабря 2019 г. - день направления ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" письменного ответа Мининой И.П.
______________________________
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Мининой И.П. о взыскании задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оснований для взыскания с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу Мининой И.П. задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2012 г. до 4 декабря 2018 г. не имеется, поскольку вины пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации в несвоевременном перерасчёте Мининой И.П. пенсии за выслугу лет с учётом надбавки к ней не установлено.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что назначение и перерасчёт спорной надбавки к пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, осуществлён ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Мининой И.П. с 4 декабря 2018 г. до даты её трудоустройства - 11 сентября 2019 г. на основании поданного ею заявления от 4 декабря 2019 г. При этом Минина И.П. при назначении ей в 2012 году пенсии за выслугу лет не просила об установлении надбавки к пенсии, необходимый пакет документов для назначения этой надбавки, в частности документ о неполучении дочерью М. социальной пенсии, в пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации не представила.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Отклоняя доводы апелляционной жалобы Мининой И.П. о том, что ответчик при назначении ей в 2012 году пенсии за выслугу лет неправомерно не сообщил об имеющемся у неё праве на надбавку к пенсии за выслугу лет, суд апелляционной инстанции указал, что действующим законодательством такая обязанность на ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" как пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации не возложена.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Пенсионное обеспечение Мининой И.П. по линии Министерства обороны Российской Федерации с 1 декабря 2012 г. осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" 3 (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
______________________________
3Наименование Закона приведено в редакции на 7 декабря 2012 г. - день обращения Мининой И.П. в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
______________________________
Статьёй 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определён круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах Российской Федерации и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц (здесь и далее нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I приведены в редакции, действующей на день обращения Мининой И.П. в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет - 7 декабря 2012 г.).
Частью первой статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
На основании пункта "б" части первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 данного закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляется надбавка, предусмотренная для неработающих пенсионеров, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 названного закона. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию.
Нетрудоспособными членами семьи считаются, в частности, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста (пункт "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Из приведённых норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I следует, что неработающие пенсионеры из числа лиц, уволенных с военной службы, в случае нахождения на их иждивении нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей, не достигших 18 лет и не получающих трудовую или социальную пенсию, имеют право на начисление надбавки к пенсии за выслугу лет.
Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьёй 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения Мининой И.П. в пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет - 7 декабря 2012 г.).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создаётся в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Судом установлено и видно из материалов дела, что Минина И.П., обращаясь в суд с настоящим иском к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет, указывала на то, что данная надбавка должна быть начислена за весь период нарушения её пенсионных прав, ссылаясь на вину пенсионного органа.
Согласно части первой статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действовавшей на момент обращения Мининой И.П. в пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет - 7 декабря 2012 г.) лица, указанные в статье 1 этого закона (в частности, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах Российской Федерации и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств), и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
По общему правилу, установленному пунктом "а" части первой статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
Днём обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В соответствии с частью второй статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трёх месяцев со дня получения указанного разъяснения днём обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи.
По смыслу приведённых норм, назначение пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов. При этом, если заявитель приложил к заявлению не все необходимые документы, то пенсионный орган должен ему разъяснить, какие документы следует представить дополнительно.
В случае, если пенсионер приобрёл право на перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии (часть вторая статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (редакция данной нормы с момента обращения Мининой И.П. в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет - 7 декабря 2012 г. - до момента её обращения в ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" с заявлением о выплате спорной надбавки к пенсии за выслугу лет - 4 декабря 2019 г. - не изменялась).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения её размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах (включая право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет), и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет данный гражданин имеет право на выплату неполученной надбавки к пенсии за выслугу лет за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Мининой И.П. о взыскании задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет за спорный период приведённые нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности военных комиссариатов разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения, не применили.
В обоснование своих выводов об отказе в удовлетворении названных исковых требований Мининой И.П. судебные инстанции ограничились формальным указанием на то, что назначение и перерасчёт надбавки к пенсии за выслугу лет осуществлён Мининой И.П. ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на основании её заявления от 4 декабря 2019 г., вины пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации в несвоевременном перерасчёте истцу пенсии за выслугу лет с учётом надбавки к ней не установлено. При этом судебные инстанции отметили, что Минина И.П. при назначении ей в 2012 году пенсии за выслугу лет не просила об установлении надбавки к ней, необходимый пакет документов для назначения этой надбавки не представила.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по данному делу, не приняли во внимание, что Минина И.П. в исковом заявлении и в апелляционной жалобе приводила доводы о том, что при назначении ей в декабре 2012 года пенсии за выслугу лет в её личном деле имелась копия свидетельства о рождении дочери Мининой Е.А., 28 октября 2002 года рождения, в заявлении о назначении пенсии за выслугу лет она указывала в составе своей семьи дочь Минину Е.А., а также о том, что ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" не разъяснило ей, какие документы, необходимые для назначения надбавки к пенсии за выслугу лет, она должна была представить дополнительно.
Данным доводам Мининой И.П. суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, в частности части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком).
Как следствие, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии вины пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации в несвоевременном перерасчёте Мининой И.П. пенсии за выслугу лет с учётом надбавки к ней основаны на не установленных по делу обстоятельствах.
Утверждение суда апелляционной инстанции о том, что действующим законодательством на пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации не возложена обязанность сообщать гражданам, уволенным с военной службы, о наличии у них права на надбавку к пенсии за выслугу лет, противоречит приведённому выше правовому регулированию, в соответствии с которым военный комиссариат обязан проводить с гражданами, уволенными с военной службы, информационную работу по вопросам, связанным с их пенсионным обеспечением.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для взыскания с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу Мининой И.П. задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2012 г. до 4 декабря 2018 г. и об отказе в удовлетворении исковых требований Мининой И.П. не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права при формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, связанного с правом гражданина на пенсионное обеспечение, что недопустимо при разрешении спора такой категории.
Суд кассационной инстанции, проверяя по жалобе Мининой И.П. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 ГПК РФ.
С учётом приведённого обжалуемые судебные постановления судов первой, апелляционной и кассационной инстанций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 390 14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390 14-390 16 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 декабря 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в ином составе суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2022 г. N 78-КГ22-1-К3
Текст определения опубликован не был