Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства промышленности
и энергетики Саратовской области
от 24 мая 2022 г. N 121
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю (надзору) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на 2022 год
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" |
Разработчик программы |
Отдел лицензирования министерства промышленности и энергетики Саратовской области |
Цели программы |
- сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими лицензионную деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (далее субъекты профилактики) обязательных требований; - предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; - обеспечение доступности информации об обязательных требованиях. |
Задачи программы |
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами профилактики обязательных требований; - повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности. |
Сроки реализации программы |
с 23 мая по 31 декабря 2022 года |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- минимизирование количества нарушений субъектами профилактики обязательных требований; - предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; - правовая грамотность; - снижение уровня административной нагрузки на подконтрольные субъекты. |
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю (надзору) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на 2022 год (далее - Программа) разработана на основании:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
II. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, описание текущего развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере оборота лома и отходов металла, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
а) соблюдение обязательных требований, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1287 с учетом условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 369, Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 370.
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
По состоянию на 1 января 2022 года на территории Саратовской области лицензируемый вид деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляют 227 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Владельцами лицензий, выданных министерством, являются 213 юридических лиц и 14 индивидуальных предпринимателей.
За 2021 год в рамках осуществления лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов и в соответствии с ежегодным планом проверок на 2021 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензионную деятельность проведено 9 плановых проверок.
По итогам проведения плановых проверок нарушений установленных обязательных лицензионных требований не выявлено.
В 2021 году лицензиаты и их должностные лица к административной ответственности за нарушение установленных обязательных лицензионных требований не привлекались.
Обращения, заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований в 2021 году и по состоянию на 28 февраля 2022 года в адрес министерства не поступали, в связи с чем, у министерства отсутствовали основания для мотивированных представлений в прокуратуру Саратовской области о согласовании проведения внеплановых выездных проверок лицензиатов.
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в 2021 году и до 28 февраля 2022 года министерством не проводился.
В указанный период министерством осуществлялся лицензионный контроль в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 6-10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов с 1 марта до 31 декабря 2022 года будет осуществляться министерством в форме профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые проверки в рамках федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в 2022 года не проводятся.
В соответствии с требованиями установленными главой 5 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 1 марта 2022 года федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов с целью выбора профилактических и контрольных мероприятий, будет осуществляться министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
С целью осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов и с учетом вероятности наступления негативных событий и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям предусмотрены следующие категории риска:
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
Описание текущего развития профилактической деятельности министерства
В 2021 году и до 28 февраля 2022 года при организации и осуществлении мероприятий по профилактике обязательных требований министерство руководствовалось требованиями, установленными статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680, а также утвержденными Программами профилактики нарушений обязательных лицензионных требований в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Саратовской области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы и на 2022 год и плановый период 2022-2023 годы.
В соответствии с утвержденным перечнем вопросов, изложенных в указанных Программах профилактики нарушений, министерство ежеквартально осуществляло подготовку сводной информации по вопросам соблюдения обязательных лицензионных требований и результатов рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями пункта 12 Общих требований и раздела 2.10 Стандарта профилактики на официальном сайте министерства создан самостоятельный раздел, посвященный профилактике нарушений обязательных требований и в котором размещается необходимая профилактическая информация, связанная с организацией, осуществлением и итогами профилактической деятельности министерства.
Кроме этого в указанном разделе размещены:
- обзоры правоприменительной практики контрольной деятельности;
- материалы и результаты проведенных публичных обсуждений правоприменительной практики министерства.
Также на странице министерства создан отдельный раздел, посвященный обязательным требованиям, который включает в себя перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов и руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении лицензионной деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Основными принципами проводимой министерством работы, направленной на профилактику нарушений обязательных лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в 2021 году и текущем периоде 2022 года, являлись реализация мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
1) предупреждение нарушений обязательных требований в подконтрольной сфере;
2) предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
3) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
4) повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Приоритетным направлением профилактической деятельности министерства является создание условий и стимулов для правомерного поведения подконтрольных субъектов.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Анализ результатов лицензионного контроля проводимого министерством в 2020-2021 годах показывает, что со стороны субъектов лицензионного контроля существуют риски нарушений обязательных требований в сфере обращения с ломом и отходами металлов.
Выявленные случаи нарушений установленных обязательных требований в предыдущие годы свидетельствуют о ненадлежащем соблюдении лицензионных требований со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении лицензионной деятельности.
Основными проблемами в сфере оборота лома и отходами металлов являются:
- работа "нелегальных" пунктов по приему лома и отходов металла, в связи с чем, на указанных объектах отсутствует какой либо контроль за принимаемым ломом и отходами металлов, в том числе в части проведения радиационного контроля принимаемого лома и контроля его на взрывобезопасность;
- хранение лома и отходов металла за пределами площадок с твердым влагостойким не разрушаемым покрытием;
- нарушение обязательных требований, в части соблюдения условий установленных Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов;
- слабая подготовка работников, назначенных ответственными за организацию работы на лицензионных пунктах по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, в части надлежащего исполнения обязательных требований.
Выявлению наиболее проблемных вопросов в сфере оборота лома и отходов металлов и их пресечению будут способствовать поступающие в Министерство сведения из различных источников, в том числе от правоохранительных органов и из средств массовой информации, а также от иных органов государственной власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и граждан.
Мероприятия Программы профилактики будут способствовать частичному решению обозначенных проблем в связи с повышением информированности контролируемых лиц относительно последствий нарушения обязательных требований и способов устранения нарушений предусмотренными законодательством способами.
III. Цели и задачи реализации программы профилактики
Проведение профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, предусмотренных Программой профилактики, будут направлены на минимизацию рисков нарушений со стороны поднадзорных субъектов путем доведения до субъектов контроля (надзора) в понятной и удобной форме информации об обязательных требованиях, мотивирующей субъекты контроля (надзора) к их соблюдению, что позволит снизить контролируемые риски.
Основным направлением, на решение которого направлена настоящая Программа, является уменьшение количества правонарушений в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Основным видом профилактических мероприятий является непосредственная работа с лицензиатами, в лице их руководителей и работников, ответственных за работу приемно-заготовительных пунктов (разъяснительная и консультационная работа, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований).
При реализации настоящей Программы должны быть решены следующие задачи, обеспечивающие эффективность и результативность федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
- обеспечено сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований контролируемыми лицами с учетом внедрения риск-ориентированного подхода;
- обеспечение взаимодействия Министерства с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
- раскрытие механизмов проведения контрольных (надзорных) мероприятий и профилактической работы;
- разработка и реализация механизмов по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в сфере обращения с ломом и отходами металлов;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям контролируемыми лицами обязательных требований законодательства в сфере обращения с ломом и отходами металлов на территории Саратовской области.
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством промышленности и энергетики области (далее - Министерство) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Формы, способы и периодичность проведения профилактических мероприятий устанавливаются Планом-графиком мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю (надзору) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, предусмотренным приложением к настоящей Программе.
V. Показатели результативности и эффективности
Основными критериями оценки результативности и эффективности Программы профилактики за 2022 год являются:
достижение доли охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями к общему количеству подконтрольных субъектов (объектов) к концу 2022 года не менее 50%;
улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.