В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за 2021 год;
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области за 2021 год;
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области за 2021 год.
2. Организационному управлению Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети "Интернет".
Министр Правительства Московской области |
А.П. Гарибян |
Утвержден
приказом Главного управления
государственного строительного
надзора Московской области
от 18.03.2022 N 48
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за 2021 год
I. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за 2021 год подготовлен Главным управлением государственного строительного надзора Московской (далее - Главгосстройнадзор Московской области) области на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.12.2021 N 1508/45 "О региональном государственном строительном надзоре на территории Московской области".
Целями проведения обобщения и анализа правоприменительной практики Главгосстройнадзора Московской области при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области является:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
При осуществлении регионального государственного строительного надзора в 2021 году Главгосстройнадзор Московской области руководствовался в своей деятельности:
1) Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
2) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
3) Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
4) Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
5) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
6) Федеральным законом от 01.11.2020 N 247 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
7) постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
8) Законом Московской области от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области";
9) постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - постановление N 108-ПГ);
10) Методическими рекомендациями "МР 3.1/2.2.0172/2-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли, Методические рекомендации", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.04.2020, (далее - Методические рекомендации).
11) распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 05.09.2018 N 56 "Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях";
12) распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 28.01.2020 N 03 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области";
13) приказом Главгосстройнадзора Московской области от 30.11.2020 N 171 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления государственного строительного надзора Московской области в сфере государственного строительного надзора на 2021 - 2023 годы".
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с ГрК РФ;
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 ГрК РФ, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных ГрК РФ, иными нормативными правовыми актами.
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
II. Статистические данные о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ результатов проведения таких мероприятий
За 2021 год должностными лицами Управления надзора за строительством Главгосстройнадзора Московской области (далее - Управление) на территории Московской области проведено 5 839 проверок объектов капитального строительства.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 11 648 нарушений. По фактам выявленных нарушений составлено 1 323 предписаний об устранении нарушений и 1 978 протоколов об административных правонарушениях.
Проведено 10 533 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами на основании статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, в целях пресечения нарушений обязательных требований, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований.
Количество нарушений, связанных с некачественным осуществлением функций технического заказчика (в частности строительный контроль) составило 1 778.
В отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с частью 17 статьи 54 ГрК РФ в результате проверки на предмет соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории в органы местного самоуправления направлялись уведомления о выявлении самовольной постройки без составления протокола по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ. За отчетный период общее количество направленных уведомлений в отношении проверенных в соответствии с частью 4 статьи 54 ГрК РФ объектов капитального строительства составило 494.
Управлением в 2021 году осуществлялся систематический контроль соблюдения на строительных площадках требований по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли, в том числе и иностранных граждан при проведении проверок по программе проверок инспекторами Управления с помощью электронного чек-листа в единой государственной информационной системе осуществления контрольно-надзорной деятельности (ЕГИС ОКНД). На основании заполненного чек-листа по каждому строящемуся объекту капитального строительства автоматически рассчитывался индекс COVID-безопасности, формировался средний индекс COVID-безопасности строящегося объекта капитального строительства на территории муниципального образования по шкале от нуля до пяти, в последующем информация размещалась на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области с автоматическим обновлением индекса COVID-безопасности строящего объекта капитального строительства и муниципального образования при каждой последующей проверке и последующем заполнении чек-листа.
По выявленным нарушениям постановления N 108-ПГ и Методических рекомендаций за текущий отчетный период Управлением возбуждено 95 дел об административных правонарушениях по статье 20.6.1 КоАП РФ. Строительные работы на одной из строительных площадок были приостановлены судом на 20 суток в связи с нарушениями Методических рекомендаций.
По результатам анализа проведенных проверок, осуществляемых на основании программам проверок, были выявлены наиболее типичные нарушения обязательных требований:
1) нарушения, связанные с некачественным осуществлением функций строительного контроля лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, застройщиком, заказчиком либо иной привлеченной по договору для осуществления строительного контроля организацией, индивидуальным предпринимателем осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации);
2) нарушения обязательных требований в области строительства, неправильное и несвоевременное ведение исполнительной документации, нарушение проектной документации, нарушение порядка внесения изменений в проектную документацию, строительство объектов, для строительства которых разрешения не требуется, с нарушением требований правил землепользования и застройки, эксплуатация объектов капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию.
III. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин и факторов, способствующих нарушениям обязательных требований лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства Главгосстройнадзор Московской области при выявлении правонарушений без взаимодействия с лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства использовал следующие источники сведений: возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства:
1) извещение об аварийных ситуациях, обязанность по направлению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства закреплена частью 3 статьи 53 ГрК РФ;
2) заявление физического лица и (или) юридического лица либо их представителей о причинении вреда (ущерба);
3) документ государственных органов и (или) органов местного самоуправления, содержащий сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшим за собой причинения вреда (ущерба);
4) сведения, получаемые в рамках межведомственного информационного обмена о нарушениях законодательства в градостроительной деятельности, повлекшим за собой причинения вреда (ущерба), а также полученные из других открытых источников, в том числе информационно-телекоммуникационных технологий (далее - сеть Интернет).
На основании полученных извещений / сведений о причинении вреда (ущерба) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в 2021 году было создано 6 технической комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с пунктом 18 Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 N 848/41 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности".
Согласно выводам заключений технических комиссий, подтверждена 1 авария и 3 несчастных случая.
Год |
Причинение вреда жизни или здоровью |
|||
|
по результатам аварий |
по результатам несчастных случаев |
||
смертельные случаи |
причинение легкой/тяжелой степени вреда здоровью |
смертельные случаи |
причинение легкой / тяжелой степени вреда здоровью |
|
2020 |
2 |
6 |
6 |
6 |
2021 |
0 |
0 |
2 |
4 |
При проведении проверок должностные лица, прежде всего, акцентируют внимание на предупреждении нарушений, проводят разъяснительную работу по вопросам, касающихся полномочий Главгосстройнадзора Московской области.
IV. Информация о проведенных профилактических мероприятиях и результатах их проведения
В целях предупреждения нарушений лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории Московской области Управлением в 2021 году осуществлялись мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере государственного строительного надзора, утвержденной приказом Главгосстройнадзора Московской области от 30.11.2020 N 171 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления государственного строительного надзора Московской области в сфере государственного строительного надзора на 2021 - 2023 годы", а именно:
1) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" актуализирован и размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по надзору;
2) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены разъяснительные материалы, информационные материалы, руководство по соблюдению обязательных требований;
3) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены комментарии об изменениях, вносимых в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие;
4) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет размещены типичные нарушения обязательных требований, в области регионального государственного строительного надзора;
5) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" мобильного сервиса "Подмосковные стройки" размещены результаты проведенных проверок по программам проверок;
6) на постоянной основе в режиме видео-конференц-связи проводились вебинары по обсуждению порядка предоставления государственных услуг, типовых ошибках при подаче заявления и пакета документов с лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в рамках предоставления государственных услуг в электронном виде через региональный портал государственных услуг Московской области (РПГУ);
7) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет размещены сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
8) в рамках публичных обсуждений правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области в 2021 году были даны разъяснения лицам, осуществлявшим строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и иным заинтересованным лицам по следующим вопросам:
- порядок контроля профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли в условиях пандемии на территории Московской области;
- условия (процедуры) передачи рабочей и проектной документации в производство работ;
- применение рабочих чертежей как основа исполнительных геодезических схем;
- изменение системы обязательных требований, соблюдение которых оценивались в рамках регионального государственного строительного надзора в 2021 году. Нормативные правовые акты, которыми устанавливаются эти требования и сроки их вступления в законную силу.
- порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области;
- размещение документов, материалов и сведений по изменению проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации установленным требованиям, в государственных информационных системах;
- порядок взаимодействия по электронному документообороту в рамках предоставления государственных услуг (функций) Управлением;
- предоставление государственной услуги по выдаче заключения о соответствии законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства требованиям проектной документации в беззаявительном порядке;
- перевод строительных процессов в цифровой формат (ведение общего (специальных) журнала работ в электронном виде).
Достигнуты следующие целевые показатели в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области в 2021 году:
- снижение доли выявленных нарушений, связанных с некачественным осуществлением функций строительного контроля подрядчиком / заказчика, в отчетном периоде по отношению к аналогичному отчетному периоду (мотивация проверяемых) - до 17%;
- доля средств, поступивших в бюджет от общей суммы начисленных штрафов, за отчетный период (повышение уровня собираемости штрафов) - до 92%;
- снижение среднего времени проведения проверок без снижения показателей количества выявленных нарушений обязательных требований - до 16 дней.
Развитие Управлением системы профилактических мероприятий дают положительные результаты при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Московской области, а именно:
- снижение нарушений, связанных с некачественным осуществлением функций строительного контроля подрядчиком / застройщиком;
- снижение количества нарушений участниками строительства обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в связи с неясностью или неоднозначностью трактовки обязательного требования;
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- увеличение доли добросовестных участников строительства;
- повышение прозрачности деятельности Управления;
- уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами;
- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению.
V. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Актуализация обязательных требований и необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области не требуется.
В 2021 году Главгосстройнадзором Московской области было принято участие в подготовке проекта Общих требований к организации и осуществлению регионального строительного надзора, который в настоящее время утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Ряд замечаний и предложений Главгосстройнадзора Московской области были учтены при принятии указанного постановления.
Утвержден
приказом Главного управления
государственного строительного
надзора Московской области
от 18.03.2022 N 48
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области за 2021 год
I. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области за 2021 год подготовлен Главным управлением государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановления Правительства Московской области от 21.09.2021 N 894/33 "О региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области" (далее - постановление Правительства Московской области N 894/33).
Деятельность Главгосстройнадзора Московской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за эксплуатацией объектов недвижимости повышенного уровня ответственности в соответствии с Законом Московской области N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области" (далее - Закон Московской области), направлена на регулирование отношений, возникающих при технической эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области, указанных в распоряжении Правительства Московской области от 19.06.2018 N 370-РП "О перечне эксплуатируемых нежилых зданий, строений, сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области", а также предупреждение, выявление и пресечение допущенных собственником (пользователем) поднадзорных объектов нарушений технических регламентов и требований утвержденного положения по технической эксплуатации объекта.
Целью обобщения и анализа правоприменительной практики Главгосстройнадзора Московской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области являются:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Главгосстройнадзором Московской области и его должностными лицами обязательных требований;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
В соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Московской области N 894/33, предметом государственного контроля (надзора) является:
1) соблюдение контролируемыми лицами требования о наличии положения по технической эксплуатации поднадзорных объектов, разработанного и утвержденного в порядке, установленном законодательством Московской области;
2) соблюдение собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности требования соответствия положения по технической эксплуатации поднадзорных объектов обязательным требованиям по технической эксплуатации, установленным федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Московской области (далее - обязательные требования);
3) соблюдение собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности требований утвержденного положения по технической эксплуатации поднадзорного объекта;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
II. Статистические данные о проведенных плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ результатов проведения таких мероприятий
До 1 октября 2021 года контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществлялись на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а также Административного регламента исполнения государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области, утвержденного распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) от 24.09.2019 N 37, после 1 октября 2021 года контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии с требованиями ст. 61 Федерального закона N 248-ФЗ и Положения.
Плановые проверки проводились строго в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, согласованным прокуратурой Московской области и утвержденным приказом Главгосстройнадзора Московской области от 14.10.2020 N 145 "Об утверждении Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год Главного управления государственного строительного надзора Московской области в сфере государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области".
В 2021 году Отделом было проведено 86 проверок юридических лиц, в том числе 30 плановых и 56 внеплановых проверок.
В результате проведения плановых проверок 100% проверок имели нарушения обязательных требований.
Внеплановые проверки проводились по контролю исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок.
По результатам проведенных проверок было выдано 47 предписаний об устранении обязательных требований законодательства и утвержденного положения по технической эксплуатации, выявлено 452 нарушения. Составлено 8 протоколов об административном правонарушении по ч. 6 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации - не выполнение в указанный срок законного предписания. Сумма штрафов составила 360 тыс. рублей. На сегодняшний день все штрафы оплачены.
После анализа результатов проведенных проверок были выявлены наиболее типичные нарушения обязательных требований на поднадзорных объектах:
1) отсутствие и несвоевременное оформление необходимой технической документации (техпаспорта объекта, технического журнала, актов текущих и общих осмотров, приказов о назначении ответственного лица за эксплуатацию здания, о назначении комиссии по проведению общих и внеочередных осмотров здания и др.);
2) невыполнение требований Положения по технической эксплуатации, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем (техническое обследование конструкций здания, геодезический мониторинг несущих конструкций здания, наблюдения за трещинами и повреждениями конструкций и др.);
3) несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и систем;
4) невыполнение рекомендаций выданных по итогам проведенных технических обследований несущих и ограждающих конструкций здания, выполненных специализированными организациями;
5) отсутствие архивной исполнительной документации выполненной в ходе строительства, реконструкции и технической эксплуатации объекта.
Следует отметить, что основными причинами нарушений обязательных требований являются:
1) низкая требовательность должностных лиц субъектов надзора к подчиненным по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем;
2) недостаточное финансирование работ по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений;
3) недостаточная подготовка инженерно-технического состава служб эксплуатации.
III. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В 2021 году в целях выявления и пресечения нарушений требований градостроительного законодательства и утвержденного положения по технической эксплуатации, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований Отделом Главгосстройнадзора Московской области было проведено 26 мероприятий по контроля без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области, на основании ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по итогам которых было выдано 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
IV. Информация о проведенных профилактических мероприятиях и результатах их проведения
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения (по технической эксплуатации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Отделом осуществлялись мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения по технической эксплуатации в соответствии с ведомственной программой профилактики на 2021 - 2023 годы, утвержденной приказом Главгосстройнадзора Московской области от 30.11.2020 N 169 "Об утверждении Ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления государственного строительного надзора Московской области в сфере осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области на 2021 - 2023 годы", а именно:
1) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" актуализирован и размещен перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю;
2) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" подготовлены и размещены разъяснительные материалы, информационные письма, руководства по вопросам соблюдения обязательных требований;
3) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" подготовлены и размещены комментарии об изменениях, вносимых в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем;
4) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сформирован и размещен перечень типичных нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами в области государственного надзора за объектами повышенного уровня ответственности, выявленных в результате анализа и обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности;
5) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены результаты проведенных плановых проверок;
6) проведены вебинары с собственниками зданий в режиме видеоконференц-связи, на которых обсуждались вопросы по подаче документов в Главгосстройнадзор Московской области через региональный портал государственных услуг Московской области, по допускаемым нарушениям при проведении плановых проверок, по правоприменительной практике;
7) подготовлены и размещены на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований.
Проводимые Главгосстройнадзором Московской области профилактические мероприятия дают положительные результаты. Имеет место тенденция к снижению нарушений обязательных требований законодательства и аварийных ситуаций на поднадзорных объектах недвижимости повышенного уровня ответственности.
V. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации
Актуализация обязательных требований и внесение изменений в законодательство Российской Федерации при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области не требуется.
Утвержден
приказом Главного управления
государственного строительного
надзора Московской области
от 18.03.2022 N 48
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области за 2021 год
I. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области за 2021 год подготовлен Главным управлением государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1084/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области".
Деятельность Главгосстройнадзора Московской области, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), направлена на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области (далее - государственный контроль (надзор).
Целью обобщения и анализа правоприменительной практики Главгосстройнадзора Московской области при осуществлении государственного контроля (надзора) за 2021 год являются:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Главгосстройнадзором Московской области и его должностными лицами обязательных требований в области долевого строительства;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
В соответствии с частью 2 статьи 23.5 Федерального закона N 214-ФЗ предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Статистические данные о проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ результатов проведения таких мероприятий
Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении застройщиков осуществлялись на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ (до 01.07.2021).
На основании части 3 статьи 23.5 Федерального закона N 214-ФЗ плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не проводятся.
В 2021 году Управлением контрольно-надзорных мероприятий в сфере долевого строительства и Управлением по работе с застройщиками Главгосстройнадзора Московской области (далее - Управления) было проведено 730 проверок, из них 34 внеплановых выездных, 696 внеплановых документарных.
Кроме того, в 2021 году Управлениями было проведено 1590 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на основании ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ. В результате проведенных мероприятий без взаимодействия застройщикам было выдано 63 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В указанный в предостережении срок 56 нарушений были устранены.
По результатам проведенных в 2021 году мероприятий было составлено 1099 протокола об административных правонарушениях, по 799 протоколам назначено административное наказание в виде административного штрафа, по 199 протоколам назначено административное наказание в виде предупреждения, 7 дел прекращены в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, 14 дел прекращены в связи с отсутствием события административного правонарушения, 49 дел прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, 15 административных материалов были возвращены на доработку. Сумма наложенных административных штрафов составила 43,8 млн. рублей, из которых оплачено 3,2 млн. рублей.
После анализа результатов проведенных проверок были выявлены наиболее типичные нарушения обязательных требований:
1) неисполнение обязанности по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства;
2) предоставление застройщиками отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, содержащей недостоверные сведения;
3) невыполнение обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 214-ФЗ;
4) не размещение информации, а также размещение неполной и (или) недостоверной информации в проектных декларациях;
5) использование денежных средств участников долевого строительства в нарушение требований ст. 18 Федерального закона N 214-ФЗ.
Следует отметить, что основными причинами нарушений обязательных требований являются:
1) отсутствие информированности и заинтересованности застройщика исполнять требования законодательства в области долевого строительства, а также отсутствие правовой грамотности застройщика;
2) отсутствие денежных средств у застройщика (вывод средств, растрата, отсутствие продаж), сокрытие застройщиком информации о проекте;
3) проблемы технического характера (в части невозможности размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства).
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения должностные лица Главгосстройнадзора Московской области руководствовались положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при которых учитывались смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением.
В 2021 году застройщикам было выдано 743 предписания об устранении выявленных нарушений. По результатам проведенных внеплановых проверок установлено, что нарушения, указанные в 603 предписаниях не были устранены в указанный срок.
В результате; неисполнения предписаний были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
III. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В 2021 году в целях проверки использования застройщиками денежных средств участников долевого строительства в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона N 214-ФЗ, было организовано проведение 33 внеплановых выездных проверки. По результатам указанных проверок у 7 застройщиков выявлено нецелевое использование денежных средств участников долевого строительства, таким застройщикам были выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Информация о выявленных нарушениях использования денежных средств участников долевого строительства направлена в ГУ МВД России по Московской области для рассмотрения в порядке ст. 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Также, Главгосстройнадзором Московской области в целях защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства в арбитражные суды направлено 4 исковых заявления об обязании застройщиков возвратить денежные средства участников долевого строительства, использованные не по целевому назначению.
IV. Информация о проведенных профилактических мероприятиях и результатах их проведения
В целях предупреждения нарушений в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области, Управлениями осуществлялись профилактические мероприятия, в соответствии с программой профилактики на 2021 - 2023 годы, утвержденной приказом Главгосстройнадзора Московской области от 30.11.2020 N 170 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главгосстройнадзора Московской области в сфере долевого строительства на 2021-2023 годы", а именно:
1) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) актуализирован и размещен в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора);
2) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" подготовлены и размещены разъяснительные материалы, информационные письма, руководства по вопросам соблюдения обязательных требований;
3) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" подготовлены и размещены комментарии об изменениях, вносимых в действующие нормативные правовые акты в области долевого строительства;
4) на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет сформирован и размещен перечень типичных нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выявленных в результате анализа и обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности.
Проводимые Главгосстройнадзором Московской области профилактические мероприятия дают положительные результаты. Имеет место тенденция к снижению нарушений законодательства в области долевого строительства.
V. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Актуализация обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ не требуется. Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) не имеется, так как проведение контрольных (надзорных) мероприятия в 2021 году осуществлялось в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 18 марта 2022 г. N 48 "Об утверждении докладов по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Главным управлением государственного строительного надзора Московской области за 2021 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 18 марта 2022 г.