Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО по вопросу применения порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций (далее - налог, налоговая льгота), предусмотренного пунктом 8 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм законодательства о порядке предоставления налоговых льгот по налогу. Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации.
Согласно пункту 8 статьи 382 Кодекса налогоплательщики налога - российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, в отношении объектов налогообложения по налогу, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы (далее - заявление о налоговой льготе), а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Форма заявления о налоговой льготе, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждены приказом ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@.
Для целей предоставления налоговой льготы в соответствии с заявлением о налоговой льготе налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу, поскольку в уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания ее предоставления (пункт 3 статьи 361.1, пункт 8 статьи 382 Кодекса). В противном случае в отношении документально неподтвержденного периода действия налоговой льготы направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
Согласно пункту 8 статьи 382 Кодекса, в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
С учетом изложенного, предоставление заявления о налоговой льготе с указанием соответствующего периода ее действия относится к полномочиям налогоплательщика и осуществляется по его усмотрению.
Уплата авансовых платежей по налогу не связывается статьей 383 Кодекса с обязательным представлением заявления о налоговой льготе.
В тоже время, следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 386 Кодекса, начиная с 2023 года, в целях обеспечения контроля полноты уплаты налога в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговыми органами налогоплательщикам - российским организациям направляются сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении таких объектов налогообложения (далее - сообщения).
Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о налоговой льготе. Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в сообщении будет отражена сумма налога без применения налоговой льготы.
В дальнейшем, в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 6 статьи 386 Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, в том числе подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы за период, указанный в сообщении. Однако, если налоговым органом на основе полученных документов не будет предоставлена налоговая льгота, налогоплательщик несет риски предусмотренных Кодексом последствий неуплаты (не полной уплаты) в бюджет авансовых платежей по налогу, включая пени.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Направляйте обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российские организации, имеющие право на льготу по налогу на имущество в отношении объектов, база по которым определяется как кадастровая стоимость, подают в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы. Они также могут направить подтверждающие документы.
Чтобы предоставить льготу по заявлению, инспекция должна располагать подтверждающими сведениями, поскольку в уведомлении о льготе указываются основания. В противном случае в отношении документально неподтвержденного периода действия льготы направляется сообщение об отказе в льготе.
Если плательщик не подал заявление или не сообщил об отказе от применения льготы, то она предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с законодательством начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на льготу.
Таким образом, предоставление заявления о льготе с указанием соответствующего периода ее действия относится к полномочиям налогоплательщика и осуществляется по его усмотрению.
С 2023 г. налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных суммах налога в отношении объектов. Они будут составляться в т. ч. на основе результатов рассмотрения заявления о льготе. Если инспекция на дату формирования сообщения не обладает информацией о предоставленной льготе, то в нем будет отражена сумма налога без применения льготы.
В дальнейшем налогоплательщик вправе предоставить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения льготы за период, указанный в сообщении. Однако если налоговым органом на основе полученных документов не будет предоставлена льгота, то налогоплательщик несет риски последствий неуплаты (неполной уплаты) в бюджет авансовых платежей по налогу, включая пени.
Письмо Федеральной налоговой службы от 2 июня 2022 г. N БС-3-21/5779 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 17 июня 2022 г. N 23