Определение Верховного Суда РФ от 10 июня 2022 г. N 303-ЭС22-8121 по делу N А73-3239/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Молочный комбинат Благовещенский" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2021 по делу N А73-3239/2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2022 по тому же делу
по заявлению общества к Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - управление) о признании недействующими нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденные приказом от 28.05.2019 N 05-07/98, в части наличия вещества "жиры".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - АО "АКС"),
установила:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, приказом управления утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (р. Амур) для АО "АКС". В приложении к данному приказу содержатся наименования загрязняющих веществ, для которых установлены нормативы допустимого сброса, и указан запрет на сброс веществ, не поименованных в данном перечне. В качестве загрязняющего вещества в приложении указаны "жиры" и утвержден норматив допустимого сброса - "0".
Общество, полагая, что названный приказ противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьями 19, 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - постановление N 469), Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природы Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика), Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246 (далее - Административный регламент), суды отказали в удовлетворении заявленного требования исходя из следующего: процедура, установленная Административным регламентом, при рассмотрении заявления АО "АКС", учреждением соблюдена; осуществлено согласование представленного обществом проекта нормативов допустимых сбросов с территориальными уполномоченными органами; проект нормативов допустимых сбросов проверен и признан соответствующим Методике, постановлению N 469; состав и размер сточных вод для общества установлен договором от 01.01.2018 N 3125, заключенным с АО "АКС".
Суды отметили, что отсутствие в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, такого вещества как жиры, которое в воде практически не растворяется, не дает основания считать, что указанное вещество разрешено к сбросу в водные объекты.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что у учреждения отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе АО "АКС" в утверждении нормативов допустимых сбросов.
Суды также отклонили довод общества о том, что на основании оспариваемого приказа АО "АКС" рассчитало нормативы для общества, чем нарушило его права и законные интересы. Суды указали на то, что у общества, как абонента, имеется право на обжалование установленных в отношении него нормативов.
Приведенные обществом доводы не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу норм статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
отказать акционерному обществу "Молочный комбинат Благовещенский" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 июня 2022 г. N 303-ЭС22-8121 по делу N А73-3239/2021
Текст определения опубликован не был