Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2022 г. N Ф03-7189/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
26 ноября 2021 г. |
А73-3239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от АО "Молочный комбинат Благовещенский": не явились;
от Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: не явились;
от АО "Амурские коммунальные системы": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Молочный комбинат Благовещенский"
на решение от 02.09.2021 по делу N А73-3239/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Акционерного общества "Молочный комбинат Благовещенский"
к Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов
о признании недействующими нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденные приказом от 28.05.2019 N 05-07/98 в части
третье лицо: акционерное общество "Амурские коммунальные системы"
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Молочный комбинат Благовещенский" (далее - заявитель, АО "БМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным приказа Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Амурское БВУ, управление), согласно которому утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в части наличия вещества "жиры" для Акционерного общества "Амурские коммунальные системы".
К участию в деле привлечено Акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - АО "АКС").
Решением от 02.09.2021 в удовлетворении заявленных требований АО "БМК" отказано по мотиву того, что оспариваемый в части ненормативный акт принят управлением в соответствии с представленными полномочиями, на основании документов, представленных организацией-водопользователем, и не нарушает права заявителя по делу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт, признав спорный приказ недействующими с момента его принятия.
По мнению апеллянта, оспариваемый приказ напрямую затрагивает его права и законные интересы, поскольку на основании него АО "АКС" рассчитало нормативы, утвержденные приказом N 195 от 31.05.201, для своих абонентов, в том числе и для АО "БМК".
В судебном заседании 26.10.2021 представители апеллянта поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель третьего лица по доводам жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Амурское БВУ участия в судебном разбирательстве не принимало, в отзыве отклонило позицию апеллянта.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось.
Согласно статье 18 АПК РФ в составе суда по настоящему делу произведена замена судьи Швец Е.А. в связи с нахождением в отпуске на судью Харьковскую Е.Г. Судебное разбирательство произведено с начала.
В судебное заседание от 23.11.2021 представители лиц, участвующих в деле, не явились.
ООО "БМК" представлены письменные возражения на отзывы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзывов и возражений, заслушав пояснения участников процесса, данные в заседании от 26.10.2021, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что АО "АКС" обратилось в управление с заявлением от 02.04.2019 N 101-317-3420 об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Амур, приложив к заявлению проект нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) веществ и микроорганизмов в р. Амур в составе сточных вод.
Амурское БВУ, предварительно согласовав проект НДС веществ и микроорганизмов в р. Амур с территориальными уполномоченными органами, а именно: Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, Департаментом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, издало приказ от 28.05.2019 N 05-07/98, которым утвердило нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект р. Амур АО "АКС" согласно приложению к данному приказу.
АО "БМК", полагая, что данный приказ в части наличия вещества "жиры", противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно исходил из следующего.
Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 утверждено Положение о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, согласно пункту 1 которого, Амурское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.
В силу пункта 4.6.9 Положения управление осуществляет утверждение нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, Амурское ВБУ является уполномоченным органом по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для АО "АКС", как водопользователя.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 данного Закона нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства водных ресурсов и (или) его территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федерального агентства водных ресурсов, а также взаимодействия территориальных органов Росводресурсов с юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (пункт 1).
Согласно пункту 6 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются утверждение НДС приказом территориального органа Росводресурсов и выдача заверенной копии приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении НДС Заявителю либо предоставление Заявителю мотивированного отказа в утверждении НДС.
Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителей (пункт 7).
Пунктом 9 Административного регламента утвержден перечень документов, прилагаемых заявителем к заявлению об утверждении НДС, в который, в числе прочего, включены пять экземпляров проекта НДС, содержащего данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с пунктом 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика); перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод; расчет НДС в соответствии с Методикой, результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 - 8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента административная процедура по утверждению НДС включает следующие административные действия: прием и регистрация документов заявителя; назначение ответственного должностного лица; проверка комплектности документов заявителя; согласование НДС с соответствующими территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; рассмотрение НДС на соответствие положениям Методики; оформление приказа об утверждении НДС либо мотивированного отказа в утверждении НДС; выдача Заявителю заверенной копии приказа либо выдача Заявителю письма с мотивированным отказом; направление копии приказов об утверждении НДС ежемесячно, не позднее 10 числа последующего месяца, в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (Росприроднадзор); внесение информации в реестр утвержденных НДС (соответствующий информационный ресурс - журнал, банк данных) и передача в архив территориального органа Росводресурсов документов и материалов по утверждению НДС.
В силу пункта 22.4 Административного регламента ответственный исполнитель в течение не более 5-ти рабочих дней с даты регистрации документов Заявителя подготавливает сопроводительные письма в адрес согласующих уполномоченных органов исполнительной власти; направляет сопроводительные письма в соответствующие территориальные органы согласующих уполномоченных органов исполнительной власти с приложением одного экземпляра документов Заявителя, в том числе на CD-диске, формы НДС в соответствии с приложением 1 к Методике и уведомления о вручении.
Пунктом 22.7 Административного регламента установлено, что основанием для начала административного действия по оформлению приказа об утверждении НДС является заключение ответственного исполнителя о соответствии проекта НДС положениям Методики и наличие согласований по форме приложения к Методике от всех согласующих уполномоченных органов исполнительной власти (отсутствие ответа от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти по истечении 30 рабочих дней со дня вручения документов заявителя).
При соответствии проекта НДС положениям Методики и наличии согласования от всех согласующих уполномоченных органов исполнительной власти (отсутствии ответа от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти по истечении 30 рабочих дней со дня вручения документов Заявителя) ответственный исполнитель готовит проект приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении НДС.
В проект приказа включаются сведения об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в соответствии с Методикой.
Приказ территориального органа Росводресурсов об утверждении НДС подписывается руководителем территориального органа Росводресурсов. НДС являются действующими с момента утверждения соответствующего приказа территориального органа об утверждении НДС.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, действовавшая в период спорных отношений, пунктом 12 которой установлено, что величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2).
Из материалов дела арбитражным судом установлено, что при обращении в Амурское БВУ с заявлением об утверждении НДС в реку Амур АО "АКС" представило предусмотренные пунктом 9 Административного регламента документы, в том числе, проект НДС, результаты расчетов НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 - 8 приложения 1 к Методике.
Последовательность административных процедур, предусмотренных Административным регламентом при рассмотрении заявления названного выше водопользователя, управлением соблюдена в полном объеме, в том числе осуществлено согласование представленного АО "АКС" проекта НДС с территориальными уполномоченными органами.
Во исполнение пункта 7 Административного регламента Амурское БВУ издало приказ от 28.05.2019 N 05-07/98, которым утвердило НДС, представленные АО "АКС" к утверждению.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ соответствует положениям Закона N 7-ФЗ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 и Административному регламенту.
Довод апеллянта о том, что данный приказ нарушает права и законные интересы, поскольку на его основании АО "АКС" рассчитало нормативы для своих абонентов, в том числе и для АО "БМК", не принимается во внимание второй инстанции ввиду того, что он является ненормативным актом, адресованным только АО "АКС". При этом у общества, как абонента, имеется самостоятельное право обжалования в судебном порядке установленных со стороны АО "АКС" в отношении ОА "БМК" нормативы.
Иные доводы, основанные на доказательственной базе, опровергающие установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2021 по делу N А73-3239/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3239/2021
Истец: АО "Молочный комбинат Благовещенский"
Ответчик: Амурское бассейновое водное управление
Третье лицо: АО "Амурские коммунальные системы", Арбитражный суд Амурской области, АС Амурской области