Постановление Правительства Псковской области от 21 июня 2022 г. N 27
"О порядке предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно"
На основании пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 142 "Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", постановления Администрации Псковской области от 28 октября 2013 г. N 499 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности" Правительство Псковской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Псковской области от 24 сентября 2021 г. N 336 "О порядке предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предприятий, на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства".
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Псковской области Салагаеву Н.А.
Губернатор Псковской области |
М. Ведерников |
Положение
о порядке предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно
(утв. постановлением Правительства Псковской области от 21 июня 2022 г. N 27)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает условия, цели и порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей (далее также - социальные предприятия), или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно (далее также - молодые предприниматели), в рамках реализации основного мероприятия "Региональный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" Государственной программы Псковской области "Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности", утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28 октября 2013 г. N 499, регионального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее соответственно - гранты, Государственная программа, Региональный проект).
Гранты предоставляются социальным предприятиям на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или молодым предпринимателям на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности.
2. В целях настоящего Положения используются понятия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) и пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации", приведенных в приложении N 35 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
3. Гранты предоставляются:
1) социальным предприятиям, соответствующим следующим требованиям:
а) сведения о том, что субъект малого и среднего предпринимательства признан социальным предприятием в порядке, установленном в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Федерального закона N 209-ФЗ, внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года;
б) субъект малого и среднего предпринимательства, впервые признанный социальным предприятием, прошел обучение в рамках обучающей программы или акселерационной программы в течение года до момента получения гранта по направлению осуществления деятельности в сфере социального предпринимательства, проведение которой организовано автономной некоммерческой организацией "Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области" (микрокредитная компания) или автономной некоммерческой организацией "Центр инноваций социальной сферы Псковской области", либо акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", или субъект малого и среднего предпринимательства, подтвердивший статус социального предприятия, реализует ранее созданный проект в сфере социального предпринимательства;
в) по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующего дате подачи документов для получения гранта, у субъекта малого и среднего предпринимательства отсутствует просроченная задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающая 1 тыс. рублей.
2) молодым предпринимателям, соответствующим следующим требованиям:
а) субъект малого и среднего предпринимательства создан физическим лицом до 25 лет включительно (физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или в состав учредителей (участников) или акционеров юридического лица входит физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта, владеющее не менее чем 50% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества);
б) субъект малого и среднего предпринимательства прошел обучение в рамках обучающей программы или акселерационной программы в течение года до момента получения гранта по направлению осуществления предпринимательской деятельности, проведение которой организовано автономной некоммерческой организацией "Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области" (микрокредитная компания) или автономной некоммерческой организацией "Центр инноваций социальной сферы Псковской области", либо акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";
в) по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующего дате подачи документов для получения гранта, у субъекта малого и среднего предпринимательства отсутствует просроченная задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающая 1 тыс. рублей.
4. Способом проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления грантов (далее также - участники отбора) является конкурс, который проводится при определении получателей грантов исходя из наилучших условий достижения результата, указанного в пункте 50 настоящего Положения.
5. Главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление грантов, является Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области (далее - Уполномоченный орган).
6. Гранты предоставляются в целях финансового обеспечения следующих расходов, связанных с реализацией социальным предприятиям проекта в сфере социального предпринимательства или с реализацией молодым предпринимателям проекта в сфере предпринимательской деятельности:
1) аренда нежилого помещения;
2) ремонт нежилого помещения, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения;
3) аренда и (или) приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели);
4) выплата по передаче прав на франшизу (паушальный платеж);
5) технологическое присоединение к объектам инженерной инфраструктуры (электрические сети, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение);
6) оплата коммунальных услуг и услуг электроснабжения;
7) оформление результатов интеллектуальной деятельности;
8) приобретение основных средств (за исключением приобретения зданий, сооружений, земельных участков, автомобилей);
9) переоборудование транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения, в том числе инвалидов;
10) оплата услуг связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
11) оплата услуг по созданию, технической поддержке, наполнению, развитию и продвижению в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (услуги хостинга, расходы на регистрацию доменных имен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и продление регистрации, расходы на поисковую оптимизацию, услуги/работы по модернизации сайта и аккаунтов в социальных сетях);
12) приобретение программного обеспечения и неисключительных прав на программное обеспечение (расходы, связанные с получением прав по лицензионному соглашению; расходы по адаптации, настройке, внедрению и модификации программного обеспечения; расходы по сопровождению программного обеспечения);
13) приобретение сырья, расходных материалов, необходимых для производства продукции и оказания услуг;
14) уплата первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга и (или) лизинговых платежей;
15) реализация мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включая мероприятия, связанные с обеспечением выполнения санитарно-эпидемиологических требований.
Дополнительно к расходам, указанным в настоящем пункте, гранты социальным предприятиям предоставляется в целях финансового обеспечения следующих расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства "приобретение комплектующих изделий при производстве и (или) реализации медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов".
7. Не допускается направление грантов на финансирование затрат, связанных с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, уплатой процентов по займам, предоставленным государственными микрофинансовыми организациями, а также по кредитам, привлеченным в кредитных организациях.
8. Сведения о грантах размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Единый портал) при формировании проекта закона области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (проекта закона области о внесении изменений в закон области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период).
9. Гранты предоставляются в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в том числе за счет средств субсидий, предоставляемых областному бюджету из федерального бюджета, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление грантов, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя средств областного бюджета на цели, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения.
II. Порядок проведения отбора
10. Отбор проводится комиссией по рассмотрению и оценке заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр социальных предпринимателей на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства или молодых предпринимателей на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности, созданной приказом Уполномоченного органа (далее - Комиссия), для предоставления грантов.
Комиссия формируется Уполномоченным органом в количестве не менее чем 7 человек с включением в него в том числе представителей Уполномоченного органа, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и иных организаций.
Состав и порядок работы Комиссии утверждается приказом Уполномоченного органа.
11. Материально-техническое, организационное и информационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Уполномоченный орган.
12. Член Комиссии, имеющий личную заинтересованность в результатах отбора, которая может привести к конфликту интересов при исполнении обязанностей члена Комиссии, в том числе член Комиссии, состоящий в близких родственных отношениях с участником отбора (далее - член Комиссии, имеющий личную заинтересованность), не может участвовать в проведении такого отбора и подлежит отводу.
Под конфликтом интересов в настоящем Положении понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) члена Комиссии влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им обязанностей члена Комиссии.
Под личной заинтересованностью в настоящем Положении понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) членом Комиссии и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами и организациями, с которыми член Комиссии и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Член Комиссии, имеющий личную заинтересованность, до начала рассмотрения заявки обязан предоставить председателю Комиссии заявление о наличии личной заинтересованности.
Решение об отводе члена Комиссии, имеющего личную заинтересованность (далее - решение об отводе), принимается Комиссией на первом этапе отбора и указывается в протоколе заседания Комиссии.
Член Комиссии, в отношении которого принято решение об отводе, не принимает участие в отборе, в результатах которого имеет личную заинтересованность.
13. Уполномоченный орган за один календарный день до дня начала приема заявок и прилагаемых к ним документов (далее - заявки) размещает на Едином портале и на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: economics.pskov.ru (далее - сайт Уполномоченного органа) объявление о проведении отбора.
14. Объявление о проведении отбора содержит следующие сведения:
1) сроки проведения отбора (даты и время начала (окончания) подачи (приема) заявок), сроки и порядок проведения этапов отбора в соответствии с пунктами 15, 23 и 28 настоящего Положения;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты Уполномоченного органа;
3) доменное имя и (или) сетевой адрес, и (или) указатель страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором обеспечивается проведение отбора;
4) результат предоставления гранта в соответствии с пунктом 50 настоящего Положения;
5) требования к участникам отбора в соответствии с пунктами 3 и 16 настоящего Положения и перечень документов, представляемых участниками отбора для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящего Положения;
6) порядок подачи заявок и требования, предъявляемые к форме и содержанию таких заявок в соответствии с пунктами 17, 18 и 20 настоящего Положения;
7) порядок отзыва заявок, порядок возврата заявок, определяющий в том числе основания для возврата заявок в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения;
8) правила рассмотрения и оценки заявок в соответствии с пунктами 22 - 32 настоящего Положения;
9) порядок предоставления участникам отбора разъяснений положений объявления о проведении отбора, даты начала и окончания срока такого предоставления;
10) условия признания победителя (победителей) отбора уклонившимся от заключения соглашения, определенные в соответствии с пунктом 39 настоящего Положения;
11) даты размещения результатов отбора на Едином портале и на сайте Уполномоченного органа;
12) срок, в течение которого победитель отбора должен подписать соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта социальному предприятию на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или молодому предпринимателю на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности (далее - Соглашение) в соответствии с пунктом 37 настоящего Положения.
15. Прием заявок осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня, следующего за днем размещения объявления о проведении отбора.
16. Участник отбора по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, должен соответствовать следующим требованиям:
1) у участника отбора отсутствует просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами области, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Псковской областью;
2) участник отбора не должен получать средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 6 настоящего Положения;
3) участник отбора - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участник отбора - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
4) участник отбора не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
5) у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам;
6) участник отбора не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения заключенных государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг по причине введения политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
17. Для участия в отборе участник отбора представляет заявку, содержащую согласие на размещение (публикацию) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об участнике отбора, о подаваемой заявке, иной информации об участнике отбора, связанной с отбором, а также согласие на обработку персональных данных, составленную по форме, утвержденной приказом Уполномоченного органа.
18. К заявке прилагаются следующие документы:
1) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная налоговым органом не более чем за тридцать дней до дня подачи заявки (в случае непредставления данного документа Уполномоченный орган в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления заявки получает сведения об участнике отбора, размещенные в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", самостоятельно);
2) сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные налоговым органом не более чем за тридцать дней до дня подачи заявки (в случае непредставления данного документа Уполномоченный орган в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления заявки получает сведения об участнике отбора, размещенные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", самостоятельно);
3) справку, подписанную руководителем участника отбора, об отсутствии у участника отбора просроченной задолженности по уплате налогов и иным обязательным платежам, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) справку, подписанную руководителем участника отбора, об отсутствии у участника отбора просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами области, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Псковской областью;
5) справку, подписанную руководителем участника отбора, о том, что участник отбора не получает средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 6 настоящего Положения;
6) справку, подписанную руководителем участника отбора, о том, что участник отбора - юридическое лицо не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участник отбора - индивидуальный предприниматель не прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
7) справку, подписанную руководителем участника отбора, о том, что участник отбора не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
8) справку, подписанную руководителем участника отбора, о том, что у участника отбора отсутствует просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам;
9) бизнес-план реализации проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности по форме, утвержденной приказом Уполномоченного органа, в который включаются в том числе направления расходов (далее - план расходов), план-график его реализации, а также плановые показатели деятельности социального предприятия по реализации проекта в сфере социального предпринимательства или молодого предпринимателя по реализации проекта в сфере предпринимательской деятельности и динамика достижения результата предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта;
10) справка, подписанная руководителем участника отбора, содержащая:
а) для социального предприятия - обязательство о ежегодном подтверждении статуса социального предприятия при его соответствии условиям признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ, начиная с года, следующего за годом предоставления гранта, в течение 3 лет;
для молодого предпринимателя - обязательство ежегодно в течение 3 (трех) лет, начиная с года, следующего за годом предоставления гранта, представлять в Комитет информацию о финансово-экономических показателях своей деятельности;
б) обязательство оплачивать не менее 25% стоимости каждого наименования расходов, указанных в плане расходов;
11) копию документа, подтверждающего прохождение обучающей или акселерационной программы:
а) для социального предприятия - в соответствии с подпунктом "б" подпункта 1 пункта 3 настоящего Положения в случае если участник отбора признан социальным предприятием впервые;
б) для молодого предпринимателя - в соответствии с подпунктом "б" подпункта 2 пункта 3 настоящего Положения;
12) копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника отбора - в случае если заявка подается через представителя;
13) молодой предприниматель предоставляет копию документа, удостоверяющего личность, подтверждающего возраст до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта.
19. Участник отбора вправе дополнительно представить иные, не предусмотренные пунктом 18 настоящего Положения, документы, в том числе подтверждающие соответствие условиям и требованиям, установленным пунктами 3 и 16 настоящего Положения.
20. К заявке прилагается опись документов, в которой указываются в том числе реквизиты документов и количество листов.
Опись документов составляется в двух экземплярах, один из которых возвращается участнику отбора.
На каждом экземпляре описи документов делается отметка о принятии заявки с указанием входящего номера, даты и времени регистрации заявки.
Копии документов должны быть заверены участником отбора.
21. Участник отбора вправе отозвать или внести изменения в свою заявку в любое время до окончания срока подачи заявок, направив в Уполномоченный орган письменное уведомление. Заявка считается отозванной или измененной со дня получения Уполномоченным органом указанного письменного уведомления. Отозванные заявки хранятся у Уполномоченного органа и возвращаются участнику отбора на руки непосредственно в день его обращения в Уполномоченный орган на основании письменного заявления.
22. Отбор проводится в два этапа.
23. На первом этапе отбора в срок не позднее пяти календарных дней со дня окончания срока подачи заявок Комиссия рассматривает и оценивает заявки на соответствие требованиям, установленным пунктами 3, 16 - 18 и 20 настоящего Положения, и принимает решение:
1) о допуске участника отбора к участию во втором этапе отбора - в случае отсутствия оснований, указанных в пункте 24 настоящего Положения;
2) об отклонении заявки к участию во втором этапе отбора - в случае наличия оснований, указанных в пункте 24 настоящего Положения.
24. Основаниями для отклонения заявки являются:
1) несоответствие участника отбора требованиям, установленным в пунктах 3 и 16 настоящего Положения;
2) несоответствие представленных участником отбора заявок и документов требованиям к заявкам, установленным в объявлении о проведении отбора;
3) недостоверность представленной участником отбора информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
4) подача участником отбора заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок.
25. Решение Комиссии, указанное в пункте 23 настоящего Положения, оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в отборе, который подписывается председателем Комиссии и членами Комиссии, принявшими участие в заседании Комиссии.
Уполномоченный орган в течение пяти календарных дней со дня принятия Комиссией решения, указанного в пункте 23 настоящего Положения, письменно уведомляет каждого участника отбора о принятом решении.
26. В случае если на участие в отборе не подано ни одной заявки или Комиссией принято решение, указанное в подпункте 2 пункта 23 настоящего Положения, в отношении всех участников отбора, отбор признается несостоявшимся.
27. В случае если на участие в отборе подана только одна заявка, в полном объеме отвечающая требованиям, установленным настоящим Положением, победителем отбора по результатам оценки, проводимой в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения, признается участник отбора, подавший единственную заявку.
28. На втором этапе отбора в срок не позднее десяти календарных дней со дня принятия решения, указанного в подпункте 1 пункта 23 настоящего Положения, Комиссия оценивает заявки и проводит индивидуальное собеседование с участниками отбора в очной форме или посредством видео-конференц-связи.
29. При проведении индивидуального собеседования члены Комиссии вправе задавать вопросы участникам отбора с целью уточнения сведений, указанных в заявке и прилагаемых к ней документах, обоснованности расходов на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности, в том числе размера гранта.
30. Комиссия осуществляет оценку представленных заявок, определяет их весовое значение в общей оценке в соответствии с критериями оценки заявок согласно приложению к настоящему Положению (далее - критерии).
По каждому критерию каждым членом Комиссии выставляется балл в соответствии с балльной шкалой.
31. Секретарь Комиссии суммирует количество баллов, набранных каждым участником отбора, и представляет членам Комиссии итоговую таблицу баллов, в которой участники отбора указаны в последовательности от большего количества набранных баллов к меньшему.
Первой в рейтинге заявок указывается заявка, набравшая наибольшее количество баллов, с учетом критериев оценки заявок, которой присваивается первый порядковый номер. Далее в рейтинге заявок в порядке убывания указываются заявки, набравшие количество баллов, меньшее чем у предшествующей заявки, с присвоением соответствующих порядковых номеров.
32. Комиссия определяет победителей отбора, набравших наибольшее количество баллов.
Количество победителей отбора определяется исходя из лимитов бюджетных средств, выделенных Уполномоченному органу на предоставление грантов, исходя из рейтинга заявок.
При наборе одинаковой суммы баллов несколькими участниками отбора победителем в отборе признается участник отбора, заявка которого поступила раньше.
33. Решение Комиссии об определении победителя отбора должно содержать размер полагающегося ему гранта.
Размер гранта определяется Комиссией пропорционально размеру:
расходов субъекта малого и среднего предпринимательства, впервые признанного социальным предприятием, предусмотренных на реализацию нового проекта в сфере социального предпринимательства;
расходов субъекта малого и среднего предпринимательства, подтвердившего статус социального предприятия, на расширение своей деятельности при реализации ранее созданного проекта в сфере социального предпринимательства;
расходов молодого предпринимателя, предусмотренных на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности.
Грант предоставляется при условии софинансирования социальным предпринимателем расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства, или молодым предпринимателем расходов, связанных с реализацией проекта в сфере предпринимательской деятельности, в размере не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию таких проектов и указанных в пункте 6 настоящего Положения.
Размер гранта должен строго соответствовать плану расходов.
Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с Комиссией.
Грант должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов.
При невозможности предоставления участнику отбора, имеющему наименьший итоговый балл, гранта в размере, указанном в плане расходов, размер гранта с его письменного согласия снижается до размера недораспределенного остатка денежных средств, предусмотренных на выплату грантов законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В случае отказа победителя отбора, имеющего наименьший балл, от снижения размера гранта, грант в размере недораспределенного остатка денежных средств предоставляется следующему участнику отбора до полного распределения денежных средств.
В случае отказа всех победителей отбора от снижения размера гранта Уполномоченный орган проводит дополнительный отбор в соответствии с настоящим Положением.
В случае недораспределения средств, предусмотренных на выплату гранта, Уполномоченный орган проводит дополнительный отбор в соответствии с настоящим Положением.
34. Решение Комиссии, указанное в пункте 32 настоящего Положения, оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в отборе, который подписывается председателем Комиссии и членами Комиссии, принявшими участие в заседании Комиссии.
35. Уполномоченный орган в течение пяти календарных дней со дня принятия Комиссией решения, указанного в пункте 32 настоящего Положения, письменно уведомляет каждого участника отбора о принятом решении.
36. Дата, время и место рассмотрения заявок, дата, время и место оценки заявок, информация об участниках отбора, заявки которых были рассмотрены, информация об участниках отбора, заявки которых были отклонены (с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие заявки), последовательность оценки заявок участников отбора, присвоенные заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок, принятое на основании результатов оценки заявок участников отбора решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров, наименование получателя гранта, с которым заключается Соглашение, и размер представляемого гранта размещаются на Едином портале и на сайте Уполномоченного органа в срок не позднее десяти календарных дней со дня заседания Комиссии.
37. Уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения Комиссии, указанного в пункте 32 настоящего Положения, заключает с победителем отбора с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации, Соглашение на сроки реализации проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности .
38. Грант предоставляется на основании Соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 37 настоящего Положения, в котором предусматриваются в том числе следующие условия предоставления гранта, включаемые в Соглашение:
1) о согласии получателя гранта, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с получателями грантов (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление в отношении их проверки Уполномоченным органом соблюдения порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов предоставления гранта, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения получателем гранта порядка и условий предоставления гранта в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) условие о запрете приобретения получателями гранта, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с получателями гранта, в целях исполнения обязательств по Соглашению, за счет полученных средств гранта иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;
3) значения результатов предоставления гранта и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта;
4) условие о предоставлении отчета о достижении результатов и показателей предоставления гранта и отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант;
5) условие о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Уполномоченному органу как получателю средств областного бюджета ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление гранта на соответствующий финансовый год и плановый период, установленных в пункте 9 настоящего Положения, приводящего к невозможности предоставления гранта в размере, определенном в Соглашении.
39. Победитель отбора считается уклонившимся от заключения Соглашения, если он по зависящим от него причинам не обеспечил подписание Соглашения со своей стороны в указанный в пункте 37 настоящего Положения срок.
40. Для перечисления гранта получатель гранта в течение пяти рабочих дней со дня заключения Соглашения направляет в Уполномоченный орган заявку на перечисление гранта, составленную в свободной форме.
41. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки на перечисление гранта, указанной в пункте 40 настоящего Положения, осуществляет проверку и:
1) в случае соответствия представленных документов требованиям пункта 40 настоящего Положения и достоверности информации, содержащейся в документах, представленных получателем гранта, направляет в Комитет по финансам Псковской области заявку на финансирование для предоставления гранта;
2) в случае несоответствия представленных документов требованиям пункта 40 настоящего Положения, установления факта недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных получателем гранта, направляет получателю гранта письменное уведомление об отказе в перечислении гранта с указанием причин отказа и сроков для повторного обращения с заявкой на перечисление гранта, указанной в пункте 40 настоящего Положения. Рассмотрение заявки на перечисление гранта, направленной после устранения замечаний, осуществляется Уполномоченным органом в порядке, установленном настоящим пунктом.
42. Комитет по финансам Псковской области в течение тридцати календарных дней со дня получения заявки на финансирование для предоставления гранта, указанной в подпункте 1 пункта 41 настоящего Положения, перечисляет денежные средства на лицевой счет Уполномоченного органа, открытый в Управлении Федерального казначейства по Псковской области.
43. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств для перечисления гранта получателю гранта на лицевой счет Уполномоченного органа перечисляет грант на расчетный или корреспондентский счет, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.
44. В случае если сумма распределенных грантов меньше лимитов бюджетных обязательств на предоставление грантов, доведенных в установленном порядке до Уполномоченного органа на цели, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, либо выделены дополнительные лимиты, Уполномоченный орган проводит дополнительный отбор в порядке, установленном настоящим Положением.
45. Дополнительные соглашения к Соглашению, предусматривающие внесение в него изменений или его расторжение, заключаются в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации. Условия и порядок заключения дополнительных Соглашений к Соглашению указываются в Соглашении.
III. Условия и порядок предоставления грантов
46. Максимальный размер гранта составляет 500 тысяч рублей на одного получателя гранта, минимальный размер - не менее 100 тысяч рублей.
47. Размер гранта, предоставляемого получателю гранта, рассчитывается по формуле:
S = P - W,
где:
S - размер гранта, предоставляемого получателю гранта, рублей;
P - потребность получателя гранта на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности, указанная в плане расходов, рублей;
W - объем софинансирования получателем гранта расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности, в размере не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности, указанного в плане расходов, рублей.
48. Для получателей гранта, которые используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
49. Срок использования гранта устанавливается Уполномоченным органом в Соглашении.
50. Результатом предоставления гранта, достигнутым по состоянию на 20 декабря года предоставления гранта, является количество уникальных социальных предприятий, включенных в реестр социальных предпринимателей, и количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, получивших финансовую поддержку в виде грантов, накопленным итогом (далее - результат).
Показателем, необходимым для достижения значения результата предоставления гранта, является реализация мероприятий проекта в сфере социального предпринимательства или проекта в сфере предпринимательской деятельности (далее - показатель).
IV. Требования к отчетности
51. Получатель гранта представляет в Уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом:
1) отчет о достижении значения результата и показателя, составленный по форме, установленной Соглашением;
2) отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, составленный по форме, установленной Соглашением.
52. Уполномоченный орган вправе устанавливать в Соглашении сроки и формы предоставления получателем гранта дополнительной отчетности.
V. Осуществление контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления грантов и ответственность за их нарушение
53. Уполномоченный орган осуществляет проверку соблюдения получателем гранта порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов предоставления гранта, а органы государственного финансового контроля осуществляют проверку в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
54. Ответственность за достоверность информации (сведений), представленной в соответствии с настоящим Положением, несет получатель гранта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
55. В случае нарушения получателем гранта порядка и условий предоставления грантов, установленных настоящим Положением (за исключением случая, указанного в пункте 56 настоящего Положения), выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных Уполномоченным органом или органом государственного финансового контроля:
1) грант в полном объеме возвращается в областной бюджет получателем гранта в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о выявлении нарушения;
2) средства, полученные на основании договоров, заключенных с получателем гранта, возвращаются лицами, являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по указанным договорам, в областной бюджет в течение 10 рабочих со дня получения уведомления о выявлении нарушения.
56. В случае если получателем гранта по состоянию на 20 декабря года предоставления гранта допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с пунктом 50 настоящего Положения, и в срок до первой даты представления отчета о достижении результата и показателя в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления гранта, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату получателем гранта в областной бюджет в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления гранта (V возврата), рассчитывается по формуле:
где:
V субсидии - размер гранта, предоставленного получателю гранта в отчетном финансовом году;
m - количество результатов использования гранта, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования гранта, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования гранта;
k - коэффициент возврата гранта, рассчитанный по формуле:
k = SUM D i / m,
где:
D i - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го результата использования гранта, который определяется в соответствии с пунктом 57 настоящего Положения.
57. При расчете используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования гранта. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования гранта, определяется:
1) для результатов использования гранта, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования гранта, по формуле:
D i = 1 - T i / S i,
где:
T i - фактическое достигнутое значение i-го результата предоставления гранта, соответствующего значению, установленному Соглашением, на отчетную дату;
S i - плановое значение i-го показателя результата предоставления гранта, соответствующего значению, установленному Соглашением;
2) для результатов использования гранта, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования гранта, по формуле:
D i = 1 - S i / T i.
58. Основанием для освобождения получателя гранта от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 56 настоящего Положения, является документально подтвержденное наступление следующих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:
1) установление регионального и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное соответствующим правовым актом;
2) установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное соответствующим правовым актом;
3) аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
4) наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением.
59. В случае возникновения в 2022 году обстоятельств, приводящих к невозможности достижения значений результатов в сроки, определенные Соглашением, Уполномоченный орган по согласованию с получателем гранта вправе принять решение о внесении изменений в Соглашение в части продления сроков достижения результатов (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера гранта. В случае невозможности достижения результата без изменения размера гранта Уполномоченный орган вправе принять решение об уменьшении значения результата.
60. При наличии неиспользованных остатков гранта получатель гранта обязан возвратить остатки гранта в областной бюджет в течение десяти рабочих дней со дня получения получателем гранта уведомления Уполномоченного органа о возврате неиспользованных остатков гранта.
61. В случае если в установленные пунктами 55 и 60 настоящего Положения сроки получатель гранта и (или) лицо, являющееся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по договорам, заключенным с получателем гранта, не осуществил возврат гранта, остатков гранта и (или) средств, полученных на основании указанных договоров, или отказались от их возврата, Уполномоченный орган или орган государственного финансового контроля, выявивший нарушения, принимает меры по возврату гранта, средств, полученных на основании договоров, заключенных с получателем гранта, остатков гранта в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
62. Получатель гранта - социальное предприятие обязуется ежегодно в течение 3 (трех) лет, начиная с года, следующего за годом предоставления гранта, подтверждать статус социального предприятия при его соответствии условиям признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
63. Получатель гранта - молодой предприниматель обязуется ежегодно в течение 3 (трех) лет, начиная с года, следующего за годом предоставления гранта, представлять в Уполномоченный орган информацию о финансово-экономических показателях своей деятельности.
Приложение
к Положению о порядке предоставления из областного
бюджета грантов в форме субсидий субъектам
малого и среднего предпринимательства, включенным
в реестр социальных предпринимателей, или субъектам
малого и среднего предпринимательства, созданным
физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно
Форма
Критерии
оценки заявок на получение грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно на реализацию проектов в сфере предпринимательской деятельности
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Описание критерия оценки |
Значение критерия оценки |
Балльная наполняемость |
1 |
Актуальность и значимость решаемой проблемы |
Направленность целей и задач на решение проблем в Псковской области, социальный эффект от реализации проекта в сфере социального предпринимательства или эффект от развития в сфере предпринимательской деятельности (далее - проект) |
Цели и задачи проекта соответствуют поставленной проектом проблеме |
5 баллов |
Цели и задачи проекта частично соответствуют поставленной проектом проблеме |
От 1 до 4 баллов |
|||
Цели и задачи проекта не соответствуют поставленной проектом проблеме |
0 баллов |
|||
2 |
Результативность проекта |
Оценка ожидаемых результатов проекта |
Реализация проекта решает заявленную проблему |
5 баллов |
Реализация проекта решает заявленную проблему частично |
От 1 до 4 баллов |
|||
Реализация проекта не решает заявленную проблему |
0 баллов |
|||
3 |
Тиражируемость |
Число муниципальных образований Псковской области, на территориях которых планируется реализация проекта |
Проект реализуется на территории двух и более муниципальных образований Псковской области |
5 баллов |
Проект реализуется на территории одного муниципального образования Псковской области |
0 баллов |
|||
4 |
Наличие льготных и других преимуществ проекта |
Наличие у субъекта малого и среднего предпринимательства преимуществ (льготной цены, скидки, категории) на товары, работы, услуги, предоставляемые в рамках проекта, в том числе для социально уязвимых категорий граждан |
Имеются |
5 баллов |
Не имеются |
0 баллов |
|||
5 |
Управление рисками |
Карта возможных рисков и описание действий в случае реализации рисков |
Имеется |
5 баллов |
Имеется частично |
От 1 до 4 баллов |
|||
Не имеется |
0 баллов |
|||
6 |
Компетентность членов команды, привлеченных к реализации проекта |
Наличие у членов команды опыта в реализации проектов |
У членов команды есть опыт в реализации проектов |
5 баллов |
У членов команды отсутствует опыт в реализации проектов |
0 баллов |
|||
7 |
Наличие количественных показателей реализации |
Количественные показатели, которые могут быть достигнуты в ходе реализации мероприятий проекта |
Установлены |
5 баллов |
Не установлены |
0 баллов |
|||
8 |
Жизнеспособность |
Перспективность плана развития проекта |
Долгосрочный план развития проекта на срок более 5 лет |
5 баллов |
Среднесрочный план развития проекта на срок от 3-х до 5 лет |
4 балла |
|||
Краткосрочный план развития проекта на срок до 3-х лет |
3 балла |
|||
Итого |
Максимальное количество баллов за проект - 40. Минимальное количество баллов за проект - 3 |
Член комиссии ________________ (подпись) |
__________________________ (расшифровка подписи) |
________________________ (дата) |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, предоставляются гранты в форме субсидий.
Гранты предоставляются социальным предприятиям на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или молодым предпринимателям на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности.
Способом проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления грантов является конкурс, который проводится при определении получателей грантов исходя из наилучших условий достижения результата.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Псковской области от 21 июня 2022 г. N 27 "О порядке предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно"
Вступает в силу с 3 июля 2022 г.
Текст постановления опубликован в сетевом издании "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru) 23 июня 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 июня 2022 г. N 6000202206240002, в газете "Псковская правда" от 8 июля 2022 г. N 26
Постановлением Правительства Псковской области от 29 августа 2024 г. N 291 настоящий документ признан утратившим силу с 9 сентября 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Псковской области от 4 августа 2023 г. N 326
Изменения вступают в силу с 18 августа 2023 г.
Постановление Правительства Псковской области от 11 апреля 2023 г. N 163
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2023 г.