В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и от 31 июля 2020 года N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", Приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 18 марта 2022 года N 70 "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Свердловской области", в целях совершенствования системы оповещения и информирования населения Туринского городского округа об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Туринского городского округа, постановляю:
1. Утвердить Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Туринского городского округа (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Туринского городского округа от 9 сентября 2021 года N 895-ПА "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения Туринского городского округа".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте Туринского городского округа в сети Интернет http://turinskgo.ru.
Глава Администрации Туринского городского округа |
А.И. Пузырев |
Утверждено
постановлением Администрации
Туринского городского округа
от 31.05.2022 N 624-ПА
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Туринского городского округа
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящее положение определяет назначение, задачи и требования к муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Туринского городского округа (далее - муниципальная система оповещения), порядок ее использования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Муниципальная система оповещения введена в постоянную эксплуатацию Распоряжением главы Туринского городского округа от 17 сентября 2015 года N 1246-р "О принятии в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса оповещения и информирования населения Туринского городского округа об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".
3. Муниципальная система оповещения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивает доведение до населения Туринского городского округа (далее - население), органов управления и сил ГО, Туринского звена Свердловской областной подсистемы РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации и состоит из взаимодействующих элементов, включающих в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, громкоговорящие средства на подвижных объектах, автономные, мобильные и носимые средств оповещения, а также обеспечивающих функционирование ее каналов, линий связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
4. Оператором муниципальной системы оповещения является Муниципальное казенное учреждение Туринского городского округа "Единая дежурно-диспетчерская служба" (далее - МКУ ТГО "ЕДДС").
5. На территории Туринского городского округа создаются следующие системы оповещения населения (далее - системы оповещения):
- на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения;
- комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- на объектовом уровне - локальная система оповещения.
6. Системы оповещения должны соответствовать требованиям, указанным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному Приказом МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" с оформлением паспорта муниципальной системы оповещения по рекомендуемому образцу в приложении N 2 данного приказа.
Состав оборудования муниципальной и локальной систем оповещения определяется проектной документацией соответствующей системы оповещения.
7. Муниципальную систему оповещения создает Администрация Туринского городского округа (далее - Администрация ТГО).
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами территорий таких организаций.
8. Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Туринского городского округа, в которых используется соответствующая муниципальная система оповещения.
Границами зоны действия локальных систем оповещения являются границы территории (зоны) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Паспорт муниципальной системы оповещения подлежит актуализации ежегодно.
Оформление и уточнение паспорта муниципальной системы оповещения осуществляет отдел по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе Администрации ТГО.
10. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) в Туринском городском округе действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителя органа местного самоуправления, организации (собственника объекта, производства), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
11. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией Туринского городского округа и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Туринского городского округа (далее - организации), по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Раздел 2. Основные задачи системы оповещения
12. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
12.1. руководящего состава ГО и Туринского звена территориальной подсистемы РСЧС;
12.2. сил ГО и Туринского звена территориальной подсистемы РСЧС;
12.3. дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
12.4. людей, находящихся на территории Туринского городского округа.
13. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
13.1. руководящего состава ГО, объектового звена РСЧС и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство;
13.2. объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
13.3. оперативных дежурных МКУ ТГО "ЕДДС", попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
13.4. руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
13.5. людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
14. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС различных уровней.
15. Документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) осуществляется на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
Срок хранения информации документирования составляет не менее трех лет. Порядок хранения информации документирования определяется директором МКУ ТГО "ЕДДС".
Раздел 3. Способы оповещения и информирования населения на территории Туринского городского округа
16. Оповещение и информирование населения производятся с помощью:
16.1. муниципальной системы оповещения, специальных программно-технических средств оповещения, КСЭОН, громкоговорящих средств на подвижных объектах, автономных, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих функционирование каналов, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации, СМИ, официального сайта Туринского городского округа в сети "Интернет";
16.2. локальной системы оповещения - на объектовом уровне.
17. Все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться.
18. Взаимодействие с операторами связи, редакциями СМИ по выпуску в эфир (публикации) сигналов оповещения и (или) экстренной информации на территории Туринского городского округа реализуется через Администрацию Туринского городского округа на основании заключенных договоров (соглашений) о взаимодействии с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях".
При наличии технической возможности допускается передача пользователям услугами связи либо в эфир сигналов оповещения по сетям местной телефонной связи, сетям связи операторов связи, оказывающих услуги эфирного телевизионного вещания и радиовещания с использованием муниципальной системы оповещения.
Раздел 4. Порядок использования системы оповещения на территории Туринского городского округа
19. Использование систем оповещения на территории Туринского городского округа планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения Туринского городского округа и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Туринского городского округа, разрабатываемыми Администрацией Туринского городского округа, организациями.
Положение о муниципальной и локальной системах оповещения разрабатываются на соответствующих уровнях функционирования РСЧС.
20. Оперативные дежурные МКУ ТГО "ЕДДС" при получении в системе управления ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации подтверждают получение и немедленно доводят их до главы Туринского городского округа или должностного лица, исполняющего его обязанности, должностных лиц Администрации Туринского городского округа, организаций (собственников объектов, производства), на территориях которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.
21. Решение об использовании системы оповещения принимается:
21.1. главой Туринского городского округа или должностным лицом, исполняющим его обязанности - в отношении муниципальной системы оповещения;
21.2. руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, - в отношении локальных систем оповещения. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях решение об использовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером потенциально опасного объекта.
22. Непосредственные действия (работы) по использованию системы оповещения осуществляются оперативными дежурными МКУ ТГО "ЕДДС", дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемых к обеспечению оповещения.
23. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования системы оповещения.
Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
24. В соответствии с положением о системе оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, которые утверждаются руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласовываются с начальником отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе Администрации Туринского городского округа.
25. Использование муниципальной системы оповещения и направление заявок операторам связи и в редакции СМИ по выпуску в эфир (публикаций) сигналов оповещения и (или) экстренной информации осуществляются оперативным дежурным МКУ ТГО "ЕДДС".
26. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
Передача речевой информации должна осуществляться профессиональными дикторами, в случае их отсутствия - работниками, в должностные обязанности которых включена передача речевой информации.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или с использованием звуковых файлов, записанных непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных МКУ ТГО "ЕДДС".
По решению главы Туринского городского округа или должностного лица, исполняющего его обязанности, в целях оповещения допускается передача информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.
27. Оперативные дежурные МКУ ТГО "ЕДДС", организации, в ведении которых находятся системы оповещения, организации связи, операторы связи, организации телерадиовещания и редакции СМИ проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного использования системы оповещения и передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
28. Использование радиовещательных станций на территории Туринского городского округа с перерывом трансляции вещательной программы осуществляется только для оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.
29. В населенных пунктах не охваченных муниципальной системой оповещения сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводится с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения, сигнальных громкоговорящих установок размещенных на подвижных транспортных средствах), ручных механических сирен, рынд и электромегафонов.
Раздел 5. Создание (модернизация), поддержание в постоянной готовности к использованию системы оповещения на территории Туринского городского округа
30. Местная и локальная системы оповещения создаются (модернизируются), совершенствуются, поддерживаются в работоспособном состоянии и постоянной готовности к использованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
31. Работоспособное состояние системы оповещения означает ее исправность.
С целью контроля за поддержанием в постоянной готовности (далее - готовность) системы оповещения на территории Туринского городского округа организуются и проводятся следующие виды проверок:
31.1. комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
31.2. технические проверки готовности к использованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения проверке подлежат муниципальная система оповещения, локальная системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Туринского городского округа), используемых при оповещении населения. Состав комиссий по проверке систем оповещения на всех уровнях функционирования РСЧС определяется правовым актом Администрации Туринского городского округа и организаций, создающих системы оповещения.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Туринского городского округа (КЧС и ОПБ ТГО) могут проводиться дополнительные комплексные проверки.
32. Поддержание технических средств оповещения системы оповещения в работоспособном состоянии включает в себя комплекс мероприятий по эксплуатационно-техническому обслуживанию систем оповещения (далее - ЭТО).
33. Задачами ЭТО являются:
33.1. предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров технических средств оповещения (далее - ТСО) от норм, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее - ЭТД);
33.2. устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;
33.3. доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
33.4. анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
33.5. продление сроков службы ТСО.
34. К мероприятиям ЭТО относятся:
34.1. планирование ЭТО;
34.2. техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;
34.3. оценка технического состояния системы оповещения.
Оценка технического состояния системы оповещения, а также ЭТО планируется и осуществляется в соответствии с Приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 года N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
35. Администрация Туринского городского округа во взаимодействии с Министерством общественной безопасности Свердловской области контролирует комплексное использование средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, действующих на территории Туринского городского округа, а также других технических средств передачи информации в интересах оповещения населения Туринского городского округа.
36. Непосредственный контроль технического обслуживания и технических проверок аппаратуры муниципальной системы оповещения осуществляет Администрация ТГО.
37. В целях обеспечения готовности муниципальной системы оповещения МКУ ТГО "ЕДДС":
организует подготовку оперативных дежурных и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
планирует и проводит совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
разрабатывает совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
осуществляет подготовку специалистов дежурных смен, осуществляющих эксплуатацию ТСО муниципальной системы оповещения;
организует эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО муниципальной системы оповещения;
организует и осуществляет ремонт ТСО.
38. Техническое обслуживание и технические проверки аппаратуры муниципальной системы оповещения осуществляются в соответствии с планом-графиком.
План-график разрабатывается организацией, осуществляющей ЭТО, и утверждается директором МКУ ТГО "ЕДДС" при этом предварительно согласовывается с главой Администрации ТГО.
39. Основные технические проверки включают в себя:
39.1. передачу текста "Техническая проверка" с помощью аппаратно-программного комплекса "Грифон";
39.2. техническую проверку готовности к использованию системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения - каждую четвертую среду месяца календарного года (кроме марта, октября);
39.3. комплексные проверки готовности системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения - в первую среду марта и октября.
Перед проведением всех проверок проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения.
40. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных) в соответствии с номенклатурой резерва технических средств оповещения по форме согласно приложению.
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения утверждаются Администрацией Туринского городского округа, организациями, в ведении которых находятся системы оповещения, в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными Протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 года N 1.
Приложение
к Положению о муниципальной
автоматизированной системе
централизованного оповещения
населения Туринского городского округа
Номенклатура
резерва технических средств оповещения
N |
Наименование средств оповещения |
Единица измерения |
Количество |
Предназначение |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Технические средства оповещения (ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования"): автоматизированные рабочие места оповещения (критичные для функционирования составные части); аппаратура запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения населения (критичные для функционирования составные части); специальные оконечные средства оповещения (критичные для функционирования составные части) |
комплектов |
1 |
резервирование стационарных средств оповещения населения местной системы оповещения населения |
резерв формируется в рамках договоров на эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения |
2. |
Мобильные технические средства оповещения населения, в том числе: на автомобильной базе; |
штук |
3 |
обеспечение гарантированного оповещения населения, не охваченного средствами автоматизированной системы оповещения населения, а также в случае неисправности ТСО |
в качестве резерва привлекаются транспортные средства, оборудованные громкоговорящей связью |
3. |
Носимые технические средства оповещения населения |
штук |
3 |
обеспечение гарантированного оповещения населения, не охваченного средствами автоматизированной системы оповещения населения, а также в случае неисправности ТСО |
в качестве резерва используются ручные громкоговорители (сирены) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Туринского городского округа Свердловской области от 31 мая 2022 г. N 624-ПА "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Туринского городского округа"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Туринского городского округа Свердловской области (https://turinskgo.ru) 31 мая 2022 г.