В целях участия в отборе субъектов Российской Федерации и города Байконура на предоставление в 2025 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов, направленных на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642:
1. Утвердить министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области региональным координатором создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
2. Утвердить прилагаемое обоснование выбора компетенций и образовательных организаций (количества образовательных организаций) для создания мастерских.
3. Утвердить прилагаемый комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию мастерских.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Мелик-Гусейнова Д.В.
Губернатор |
Г.С. Никитин |
Утверждено
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 22 июня 2022 г. N 647-р
Обоснование
выбора компетенций и образовательных организаций (количества образовательных организаций) для создания мастерских
Создание (обновление) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих на территории Нижегородской области (далее также - область, регион) программы среднего профессионального образования, осуществляется с целью модернизации профессионального образования для повышения качества образования и обеспечения его доступности всем обучающимся Нижегородской области.
Создание мастерских в образовательных организациях региона призвано решить следующие задачи:
1) повышение экономической эффективности функционирования и укрепления материально-технической базы образовательных организаций;
2) выстраивание эффективной модели повышения качества подготовки кадров в условиях взаимодействия образовательных организаций региона;
3) оптимизация совместной деятельности профессионального сообщества в части подготовки кадров.
Выбор направлений создания мастерских ориентирован на цели и приоритеты долгосрочного развития Нижегородской области, сформулированные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия-2035), государственной программы "Развитие образования Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301, государственной программы "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 286, а также в соответствии с региональным перечнем востребованных и перспективных профессий и специальностей ТОП-РЕГИОН, отвечающих развитию приоритетных отраслей экономики Нижегородской области, утвержденным приказом министерства образования Нижегородской области от 20 января 2017 г. N 124 (в редакции приказа министерства образования Нижегородской области от 5 апреля 2017 г. N 785, приказов министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 15 июня 2021 г. N 316-01-63-1464/21, от 8 июня 2022 г. N 316-01-1416/22).
Нижегородская область - один из наиболее экономически развитых индустриальных регионов центра европейской части России с площадью более 76,5 тысяч квадратных километров и протяженностью с юго-запада на северо-восток более 400 километров.
Население региона составляет 3 144 254 человека. По численности населения область находится на 3 месте в Приволжском федеральном округе. Столица региона - г. Нижний Новгород - 1 233 949 человек (на 1 января 2022 года) является одним из 15 городов-миллионников. Уровень экономической активности населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) составляет 61,6%.
Административно-территориальное деление региона включает в себя 15 городских округов и 36 муниципальных округов - всего 51 муниципальное образование. В 48 муниципальных образованиях функционируют образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования.
Система среднего профессионального образования Нижегородской области имеет развитую образовательную инфраструктуру, включающую 75 профессиональных образовательных организаций, в которых обучается более 65 тысяч студентов по 60 рабочим профессиям и 139 специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО).
Ежегодно в регионе возрастают прием и выпуск по программам СПО, в последние два года выпуск составляет более 15 тысяч человек.
Формирование объема и структуры контрольных цифр приема граждан на обучение за счет областного бюджета определяется строго по заявкам работодателей в соответствии с их кадровой потребностью. Для восполнения кадровых потребностей предприятий в регионе создана межведомственная комиссия по формированию общего объема подготовки кадров, положение о которой утверждено приказом министерством образования Нижегородской области от 24 декабря 2013 г. N 2867 (далее - Межведомственная комиссия), с учетом среднесрочного и долгосрочного прогнозирования.
В состав Межведомственной комиссии входят представители различных органов исполнительной власти Нижегородской области (управления по труду и занятости населения Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, министерства здравоохранения Нижегородской области, министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерства культуры Нижегородской области, министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области), а также профессионально-отраслевых сообществ - Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей.
Все образовательные программы реализуются в тесной взаимосвязи с работодателями: программы согласовываются с представителями предприятий, вариативная часть программ формируется по запросу организаций реального сектора экономики, производственная практика реализуется на базовых предприятиях.
Одним из инструментов независимой оценки качества подготовки специалистов, отражающих современный подход к результатам освоения образовательных программ СПО и обеспечивающий качественное преобразование содержания программ в сторону усиления ориентации на вызовы технологического уклада, является демонстрационный экзамен. Ежегодно возрастает количество обучающихся и выпускников, проходящих процедуру демонстрационного экзамена.
В Нижегородской области стартап внедрения демонстрационного экзамена начался в 2018 году. Количество обучающихся, участвующих в демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс, возросло со 107 человек в 2018 году до 7092 человек в 2022 году. Из них прошедших государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена возросло с 25 человек в 2018 году до 4666 человек в 2022 году.
Также, в Нижегородской области успешно развивается чемпионатное движение Ворлдскиллс. В Финале Чемпионата в 2021 году приняли участие 18 конкурсантов по 16 компетенциям. По итогам участия сборной команды Нижегородской области в Финале завоеваны 4 золотых, 3 серебряных и 10 медалей за профессионализм. Всего в 2021 году регионом было набрано 19 баллов, для сравнения, в 2020 году - 18,5 баллов в 2019 году - 11,5 баллов, в 2018 году - 10,0 баллов. 2021 год стал наиболее успешным по показателям выступления сборной Нижегородской области Ворлдскиллс Россия на Финалах Национальных чемпионатов за 6 лет. А в 2022 году Нижегородская область прошла конкурсный отбор среди регионов Российской Федерации и стала площадкой для проведения Отборочных соревнований для участия в Финале национального чемпионата по 5 компетенциям.
Кроме того, в Нижегородской области действует чемпионатное движение профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями Абилимпикс. В 2022 году в региональном чемпионате Абилимпикс приняли участие 293 человека по 29 компетенциям.
Одним из уникальных мероприятий региона является конкурс BabySkills, отражающий систему работы по ранней профориентации. В 2022 году прошел международный чемпионат BabySkills с участием Республик Казахстан, Белоруссия, Марий Эл и Костромской, Кировской, Нижегородской областей. Чемпионат проходил по 12 компетенциям для 171 конкурсанта, которых поддерживало более 162 наставников.
Важным показателем результативности деятельности образовательных организаций и качества подготовки специалистов является их дальнейшее трудоустройство. Так, в 2021 году 73% выпускников, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, были трудоустроены, 17% - призваны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, 1% - находились в отпуске по уходу за ребенком, 9% - продолжили получение образования.
При этом, перед образовательными организациями ставится задача подготовки кадров не только под потребности крупных или "градообразующих" предприятий, приоритетных отраслей каждого муниципального образования, но и под потребности сопутствующих, социально значимых сфер развития муниципального образования. Так, образовательные организации, реализующие программы СПО, могут быть ориентированы как на конкретного работодателя (отрасль), так и на выполнение социальных функций отдельной территории муниципального образования.
В Нижегородской области наблюдаются значительные диспропорции между муниципальными образованиями как в уровне экономического, социального развития, так и в их инвестиционной привлекательности. Уровень социально-экономического развития выше среднеобластного наблюдается в Кстовском, Павловском, Городецком муниципальных округах, городских округах г. Арзамас, г. Бор, г. Выкса, г. Дзержинск, г. Нижний Новгород, г. Саров. Кстовский муниципальный округ, а также городские округа г. Выкса и г. Нижний Новгород являются муниципальными образованиями с высокой инвестиционной привлекательностью. На данных территориях реализуется ряд крупных проектов, что обеспечивает рост показателей, связанных с объемом инвестиций, отгруженной продукции, результатами финансово-хозяйственной деятельности, заработной платой. К территориям с низким уровнем социально-экономического развития относятся Варнавинский, Краснооктябрьский, Ветлужский, Большемурашкинский, Лукояновский, Краснобаковский, Сеченовский муниципальные округа, городской округ Перевозский и городской округ г. Шахунья. Также большинство этих территорий имеет невысокий уровень инвестиционной привлекательности.
В настоящее время Нижегородская область входит в двадцатку крупнейших регионов России по объему внутреннего регионального продукта (далее - ВРП). В экономике отмечается достаточно высокий удельный вес высокотехнологичных и наукоемких отраслей во ВРП (31,3% ВРП - 4 место среди регионов Российской Федерации; в России - 20,7% ВВП).
В Стратегии-2035 к секторам и отраслям "быстрого роста", соответствующим критериям высокой привлекательности и конкурентоспособности, отнесены:
- 7 отраслей в составе ключевого для региона сектора - промышленности: производство автомобилей, напитков, основных химических веществ, пластмассовых изделий, приборов и инструментов, фармацевтической продукции и судов;
- НИОКР и приоритетный сектор информационных технологий;
- деятельность транспорта и перевозки;
- сектор туризма, обладающий большим потенциалом развития;
- аграрно-промышленный комплекс (далее - АПК), обеспечивающий продовольственную безопасность и основную занятость сельского населения, имеющий экспортный потенциал.
Комплекс современных мастерских создается с учетом имеющейся и перспективной территориальной потребности в квалифицированных кадрах, а также с учетом имеющихся у образовательных организаций лицензий на осуществление образовательной деятельности.
1. Выбор компетенций в сфере промышленности для создания мастерских обусловлен следующим.
Обрабатывающая промышленность является крупнейшей отраслью экономики региона и занимает 28,7% от ВРП. Отраслевая структура обрабатывающих производств Нижегородской области достаточно диверсифицирована: производство нефтепродуктов занимает 19,4% в общем объеме отгрузки продукции обрабатывающих производств, химическое производство - 8,1%, металлургическое производство - 12,1%, производство автотранспортных средств - 19,5%, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, - 6,9%, производство пищевых продуктов - 7,4%, производство компьютеров, электронных и оптических изделий - 3,9%, и другие отрасли обрабатывающей промышленности.
Также, в структуре обрабатывающей отрасли 20% занимает оборонно-промышленный комплекс (атомная промышленность, радиоэлектроника, авиастроение, производство обычных вооружений, судостроение, производство боеприпасов и спецхимии).
Нижегородская область испытывает большую потребность в кадрах в сферах обрабатывающего производства, в том числе в нефтегазопереработке, металлургическом производстве и производстве транспортных средств. Эти отрасли составляют до 65% от общего объема промышленного производства.
Особое место в структуре промышленности занимают предприятия оборонно-промышленного комплекса. На промышленных предприятиях области занято около 25% от числа работающих в экономике. В области реализованы или реализуются крупные инвестиционные проекты, как российские, так и иностранных инвесторов - "ОМК", "Сибур", "Группа ГАЗ", "Алмаз-Антей", "Мерседес", "Русвинил", "Фольксваген", "Даниели", "Либхерр" и др. В ближайшие годы будет продолжен активный курс на импортозамещение, - потребность в высококвалифицированных специалистах возрастет.
Более 22% российского производства стальных труб и 38% российского производства грузовых автомобилей сосредоточено на территории региона. Регион является лидером по производству автобусов (75% российского выпуска в 2017 году).
Также в области существует два индустриальных парка: парк ОАО "Заволжский моторный завод" и парк "Ока-Полимер", а также планируется создание еще одного государственного индустриального парка в г. Дзержинске.
Для подготовки квалифицированных кадров, соответствующих современным запросам промышленных предприятий-работодателей, необходимо развитие отрасли среднего профессионального образования. Таким образом, в Нижегородской области актуально создание мастерских в сфере промышленности.
В целях выполнения заказа со стороны промышленных предприятий-работодателей на квалифицированных специалистов, в регионе осуществляется подготовка кадров на базе 35 профессиональных образовательных организаций по профессиям и специальностям СПО: "Аддитивные технологии", "Технология металлообрабатывающего производства", "Технология машиностроения", "Производство летальных аппаратов", "Электроснабжение" (по отраслям), "Химическая технология органических веществ", "Технология аналитического контроля химических соединений", "Мехатроника и мобильная робототехника" (по отраслям), "Металловедение и термическая обработка металлов", "Сварочное производство", "Мастер слесарных работ", "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" (по отраслям), "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" (по отраслям), "Переработка нефти и газа", "Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств" (по отраслям), "Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики", "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования" (по отраслям), "Судостроение", "Судостроитель-судоремонтник металлических судов", "Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки)", "Токарь на станках с числовым программным управлением", "Оператор станков с программным управлением", "Станочник (металлообработка)", "Радиоаппаратостроение", "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники" (по отраслям), "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств", "Авиационные приборы и комплексы", "Радиоэлектронные приборные устройства", "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования".
По данным направлениям ежегодно увеличивается выпуск специалистов: с 2652 человек в 2021 году до 3130 человек в 2023 году с дальнейшим прогнозом ежегодного возрастания.
В целях исполнения поставленных перед регионом задач в области в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" до конца 2022 года будет открыто 4 мастерских: на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения (далее - ГБПОУ) "Борский Губернский колледж" ("Электромонтаж" и "Промышленная механика и монтаж") и на базе ГБПОУ "Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе" ("Токарные работы на станках с ЧПУ" и "Инженерный дизайн CAD").
Также, в 2022 году в регионе начали функционировать Образовательно-производственный центр (кластер) металлургии Нижегородской области и Образовательно-производственный центр (кластер) машиностроения Нижегородской области, созданные в рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет".
Вместе с тем, в связи высокими темпами развития промышленных предприятий региона и, как следствие, переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, возрастает потребность региона в создании в 2025 году 17 современных мастерских на базах 11 профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, в Нижегородской области востребовано создание мастерских по "промышленным" компетенциям, указанным в приложении к настоящему обоснованию: "Бережливое производство", "Изготовление изделий из полимерных материалов", "Инженерный дизайн CAD", "Неразрушающий контроль", "Промышленная автоматика", "Промышленная механика и монтаж", "Сборка корпусов металлических судов", "Сварочные технологии", "Токарные работы на станках с ЧПУ", "Цифровая метрология", "Электромонтаж".
2. Выбор компетенций в сфере обслуживания транспорта для создания мастерских обусловлен следующим.
Отрасли "быстрого роста" региональной экономики - транспорт и перевозки.
Нижегородская область - один из крупнейших транспортных узлов Российской Федерации. Протяженность автомобильных дорог региона составляет 32,4 тыс. км. По данному показателю область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт, второй по объему грузопассажирских перевозок в Нижегородской области, представлен Горьковской железной дорогой (филиалом ОАО "РЖД"). Эксплуатационная длина железных дорог - 1208 км, плотность железнодорожных путей в три раза превышает среднероссийское значение.
По масштабам пассажирских перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом Нижегородская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе.
Общая протяженность внутренних водных путей, расположенных на территории Нижегородской области, составляют 1054 км. Судоходство осуществляется по рекам Волге, Ветлуге, Оке, Суре, Унже, Клязьме, Моче, Ширмокше - по каналу "Липня", а также по Чебоксарскому и Горьковскому водохранилищам. В Нижегородской области действует одна из крупнейших судоходных компаний России - АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" (АО "Волга-флот").
Перед региональным транспортно-логистическим комплексом поставлены такие задачи, как обновление инфраструктуры и парка общественного транспорта и их развитие, развитие транзитного потенциала пассажирской логистики, развитие системы водного городского и областного транспорта, в том числе скоростного судоходства.
Динамичное развитие транспортного комплекса требует повышения не только количественного производства, но и уровня обслуживания всех видов транспортных средств в период их эксплуатации.
В целях исполнения поставленных перед регионом задач в 2019 году в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" было создано 5 мастерских по направлению "Обслуживание транспорта и логистика" на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения (далее - ГБПОУ) "Нижегородский автотранспортный техникум" ("Кузовной ремонт", "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Окраска автомобиля", "Обслуживание грузовой техники", "Экспедирование груза"). Также, 4 мастерских будут открыты до конца 2022 года: на базе ГБПОУ "Арзамасский коммерческо-технический техникум" ("Ремонт и обслуживание легковых автомобилей" и "Обслуживание грузовой техники") и на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный инженерно-экономический университет" ("Ремонт и обслуживание легковых автомобилей" и "Обслуживание грузовой техники").
В целях выполнения заказа со стороны профильных предприятий-работодателей на квалифицированных специалистов в сфере транспорта в регионе осуществляется подготовка кадров на базе 34 образовательных организаций по профессиям и специальностям СПО: "Автомобиле- и тракторостроение", "Производство летательных аппаратов", "Судостроение", "Судовождение", "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей", "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей", "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям), "Слесарь-электрик метрополитена", "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики" (по видам транспорта, за исключением водного), "Судостроитель-судоремонтник металлических судов", "Машинист локомотива", "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог", "Организация перевозок и управление на транспорте" (по видам).
По направлению "Обслуживание транспорта и логистика" ежегодно увеличивается выпуск специалистов: с 779 человек в 2021 году до 1006 человек в 2023 году с дальнейшим прогнозом ежегодного возрастания. Вместе с этим возрастает потребность региона в создании в 2025 году 7 современных мастерских на базах 6 профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, в Нижегородской области актуально создание мастерских по компетенциям транспортной сферы, указанным в приложении к настоящему обоснованию: "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Кузовной ремонт", "Экспедирование грузов", "Эксплуатация грузового речного транспорта".
3. Выбор компетенций в сфере информационных технологий для создания мастерских обусловлен следующим.
На сегодняшний день в Нижегородской области работают более 700 ИТ-компаний, в числе которых крупные центры исследований, разработок и производственные центры. Свои представительства в регионе имеют авторитетные российские и международные ИТ-компании. В свою очередь, офисы нижегородских фирм работают в Москве, крупных городах России и за рубежом.
Нижегородская область обладает серьезным экспортным потенциалом в сфере информационных технологий, прежде всего, в разработке программного обеспечения. Нижегородский софт экспортируется примерно в 30 стран мира, регион входит в число лидеров по экспорту ИТ-решений.
Вместе с тем, степень зрелости регионального рынка ИТ пока невысокая: нижегородские предприятия используют информационно-коммуникационные технологии в основном для решения организационных и управленческих задач, для организации электронного документооборота, для осуществления финансовых расчетов (более 70% предприятий). В проектировании, в управлении автоматизированными производственными и технологическими процессами информационно-коммуникационные технологии мало задействованы: доля предприятий, имеющих такие специализированные программные средства, составляет в регионе менее 20%.
С целью повышения качества подготовки ИТ-кадров и дальнейшего развития цифровой сферы, а также для покрытия дефицита специалистов ИТ-отрасли, владеющими современными компетенциями, в Нижегородской области в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" в 2019 - 2020 годах были созданы 10 мастерских на базах двух профессиональных образовательных организаций: ГБПОУ "Нижегородский радиотехнический колледж" ("Программные решения для бизнеса", "Машинное обучение и большие данные", "Разработка мобильных приложений", "Сетевое и системное администрирование", "Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз") и ГБПОУ "Уренский индустриально-энергетический техникум" ("Программные решения для бизнеса", "Веб-дизайн и разработка", "Эксплуатация кабельных линий электропередачи", "Разработка виртуальной и дополненной реальности", "Разработка решений с использованием блокчейн технологии"). Также, до конца 2022 года будет открыто еще 2 мастерских на базе ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж" ("Веб-дизайн и разработка", "Программные решения для бизнеса").
Вместе с тем, в регионе сохраняется дефицит ИТ-кадров: система образования готовит около 1600 специалистов ИТ-профиля в год при потребности более 3 тыс. человек, что является одним из ограничений для развития сферы ИТ в области.
В целях выполнения заказа со стороны профильных организаций-работодателей на квалифицированных ИТ-специалистов в регионе осуществляется подготовка кадров на базе 29 образовательных организаций по профессиям и специальностям СПО: "Информационные системы и программирование", "Компьютерные системы и комплексы", "Мастер по обработке цифровой информации", "Дизайн" (по отраслям).
По направлению "Информационные и коммуникационные технологии" ежегодно увеличивается выпуск специалистов: с 433 человек в 2021 году до 824 человек в 2023 году с дальнейшим прогнозом ежегодного возрастания. Вместе с этим возрастает потребность региона в создании 6 современных мастерских на базах 6 профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, в регионе актуально создание мастерских по компетенциям сферы информационных технологий, указанным в приложении к настоящему обоснованию: "ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8", "Веб-дизайн и разработка", "Программные решения для бизнеса".
4. Выбор компетенций для отрасли сельского хозяйства для создания мастерских обусловлен следующим.
Нижегородская область является крупным регионом агропромышленного комплекса России, входит в ТОП-30 регионов по объему производства стратегических видов сельхозпродукции, в том числе в ТОП-15 по картофелю, яйцу и овощам. Площадь сельскохозяйственных угодий в регионе составляет 2,8 млн. га, из них порядка 2,0 млн. га - пашня (24-е место в Российской Федерации по размерам посевных площадей сельскохозяйственных культур).
Достигнутый уровень сельскохозяйственного производства позволяет полностью обеспечивать внутренние потребности региона в зерне, картофеле и яйце. По другим стратегически важным направлениям продовольственной безопасности уровень самообеспеченности ниже: по овощам он составляет почти 84,4%, по молоку и молокопродуктам - порядка 72,5%, по мясу и мясопродуктам - около 42,6%.
В регионе недостаточно развита глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, однако есть достаточный потенциал для формирования полных цепочек добавленной стоимости.
В настоящее время, перед регионом стоят такие задачи, как обеспечение продовольственной безопасности региона и развитие импортозамещения с приоритетным формированием интегрированных цепочек создания готовой продукции глубокой переработки, создание эффективной системы хранения и сбыта продукции местных производителей АПК всех категорий хозяйств, повышение продуктивности и качества продукции АПК, развитие экологических и инновационных направлений (пищевые и агробиотехнологии), развитие "умного" АПК - повышение уровня технической оснащенности и внедрение инновационных технологических решений, обеспечение трансформации в агроиндустриальный комплекс и другие задачи.
Для достижения поставленных задач в Нижегородской области ведется работа по формированию эффективной ветеринарной деятельности, в том числе модернизации и развитию ветеринарных лабораторий, а также ветеринарно-санитарных заводов, интеграции современных способов контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции на всех этапах производства и сбыта, по развитию глубокой переработки мясного и молочного сырья, яиц, картофеля и других видов сельхозпродукции, плодово-ягодного садоводства и так далее.
В целях выполнения заказа со стороны профильных агропредприятий на квалифицированных специалистов в регионе осуществляется подготовка кадров на базе 19 образовательных организаций по профессиям и специальностям СПО: "Агрономия", "Ветеринария", "Зоотехния", "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции", "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования", "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка", "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства".
По направлению "Сельское хозяйство" ежегодно увеличивается выпуск специалистов: с 458 человек в 2021 году до 562 человек в 2023 году с дальнейшим прогнозом ежегодного возрастания. При этом, выпуск по специальности 35.02.16 "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственного оборудования" возрастает с 164 человек в 2021 году до 310 человек в 2024 году. Вместе с этим возрастает потребность региона в создании 5 современных мастерских на базах 4 профессиональных образовательных организаций.
Также, в Нижегородской области в 2019 году в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" на базах двух профессиональных образовательных организаций были созданы 10 мастерских по направлению "Сельское хозяйство": ГБПОУ "Лукояновский Губернский колледж" ("Эксплуатация сельскохозяйственных машин", "Агрономия", "Сити-фермерство", "Сельскохозяйственные биотехнологии", "Геномная инженерия") и ГБПОУ "Шахунский колледж аграрной индустрии" ("Агрономия", "Сельскохозяйственные биотехнологии", "Сити-фермерство", "Эксплуатация сельскохозяйственных машин", "Ветеринария").
С 2022 года в регионе действует Образовательно-производственный центр (кластер) сельскохозяйственной отрасли Нижегородской области, созданный в рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет".
Вместе с тем, для достижения поставленных перед региональной агроиндустрией задач в Нижегородской области актуально создание современных мастерских по компетенциям сельского хозяйства, указанным в приложении к настоящему обоснованию: "Агрономия", "Эксплуатация сельскохозяйственных машин".
5. Выбор компетенций строительной индустрии для создания мастерских обусловлен следующим.
Анализ развития строительного блока показывает, что промышленность строительных материалов в Нижегородской области имеет внутрирегиональный характер и полностью удовлетворяет потребности строительного комплекса в основных строительных материалах и изделиях, в том числе стеновых материалах, железобетонных конструкциях и изделиях, товарном бетоне, изделиях из гипса, мягких кровельных и герметизирующих материалах. Тем не менее, в последние годы наблюдается стагнация строительной индустрии и строительного комплекса региона.
Перед регионом стоят такие задачи, как повышение эффективности строительной индустрии, организация производства продукции высокоиндустриального домостроения, поддержка производителей инновационных строительных материалов, создание условий для развития региональных подрядных организаций и строительных компаний, развитие института инженерного проектирования, внедрение EPC-контрактов и контрактов жизненного цикла, поиск и внедрение лучших инженерных решений в строительстве зданий, промышленных объектов, транспортной и инженерной инфраструктуры и так далее. Достижению данных задач должно способствовать развитие среднего профессионального образования - получение студентами СПО актуальных и востребованных компетенций в сфере строительства.
С этой целью в регионе в 2019 - 2020 годах в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" на базах двух профессиональных образовательных организаций созданы 15 мастерских по направлению "Строительство": государственного автономного профессионального образовательного учреждения (далее - ГАПОУ) "Перевозский строительный колледж" ("Облицовка плиткой", "Электромонтаж", "Кирпичная кладка", "Сухое строительство и штукатурные работы", "Геодезия"; "Сантехника и отопление", "Холодильная техника и системы кондиционирования", "Технологии информационного моделирования BIM", "Монтаж и эксплуатация газового оборудования", "Печное дело") и ГБПОУ "Нижегородский строительный техникум" ("Геодезия", "Малярные и декоративные работы", "Столярное дело", "Сантехника и отопление", "Технологии информационного моделирования BIM").
В целях выполнения заказа со стороны профильных строительных организаций на квалифицированных специалистов в регионе осуществляется подготовка кадров на базе 24 образовательных организаций по профессиям и специальностям СПО: "Мастер общестроительных работ", "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства", "Садово-парковое и ландшафтное строительство", "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", "Мастер сухого строительства", "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения", "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции", "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", "Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства", "Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования", "Мастер сухого строительства", "Архитектура", "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования", "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий".
По направлению "Строительство" ежегодно увеличивается выпуск специалистов: с 1167 человек в 2021 году до 1425 человек в 2023 году с дальнейшим прогнозом ежегодного возрастания. Вместе с этим возрастает потребность региона в создании 6 современных мастерских на базах 4 образовательных организаций.
Таким образом, при всевозрастающей востребованности специалистов строительной отрасли актуально создание в Нижегородской области мастерских по компетенциям, указанным в приложении к настоящему обоснованию: "Архитектура", "Водные технологии", "Геопространственные технологии", "Кирпичная кладка", "Сантехника и отопление", "Сухое строительство и штукатурные работы".
6. Выбор компетенций социальной сферы для создания мастерских обусловлен следующим.
Образовательная система Нижегородской области имеет развитую образовательную инфраструктуру, включающую 1187 дошкольных образовательных организаций, 918 общеобразовательных организаций, 75 профессиональных образовательных организаций, 11 образовательных организаций высшего образования и 18 филиалов образовательных организаций высшего образования, 172 организаций дополнительного образования, которая позволяет реализовать все виды образовательных программ, установленных государственными гарантиями в области образования. В государственных и муниципальных образовательных организациях обучаются и воспитываются более полумиллиона обучающихся и воспитанников. Вместе с тем, отмечается дефицит квалифицированных педагогических кадров, в частности молодых педагогов.
Перед регионом поставлена цель сформировать современную образовательную среду равных возможностей для достижения персонального успеха каждым участником образовательного процесса: обеспечить условия для полноценной социализации, прогрессивного личностного развития и приобретения востребованных современной экономикой профессиональных навыков и компетенций. Также, одной из задач является ликвидация второй смены обучения. Для этого необходимо не только создать новую инфраструктуру, но и привлечь в систему новые педагогические кадры.
Так, в регионе в 2019 году в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" было создано 5 мастерских на базе ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж" ("Преподавание музыки в школе", "Преподавание в младших классах", "Дошкольное воспитание", "Социальная работа", "Медицинский и социальный уход"). Также, до конца 2022 года будет открыто еще 2 мастерских на базе ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж" ("Дошкольное воспитание", "Преподавание в младших классах").
В Нижегородской области осуществляется подготовка будущих педагогов по таким специальностям среднего профессионального образования, как "Дошкольное образование", "Специальное дошкольное образование", "Преподавание в начальных классах", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Физическая культура". Также осуществляется подготовка кадров по специальностям "Право и организация социального обеспечения" и" Социальная работа". Ежегодно выпуск специалистов увеличивается. Так, выпуск обучающихся профессиональных образовательных организаций по педагогическим специальностям увеличится с 941 человека в 2021 году до 1 040 человек в 2024 году, а выпуск по направлению социальной работы и социального обеспечения увеличится с 436 человек в 2021 году до 527 человек в 2023 году.
Общий контингент обучающихся по укрупненной группы специальностей среднего профессионального образования 44.00.00 "Образование и педагогические науки" в 2022 году составляет более 3 100 человек, из них 90% сконцентрировано в четырех колледжах в городах Городец, Лукоянов, Дзержинск и Нижний Новгород. Также будущих воспитателей и педагогов начальных классов готовят еще в двух муниципальных округах - Павловском и Уренском и двух городских округах - Семеновском и город Выкса.
Также, в регионе большое внимание уделяется работе с обучающимися общеобразовательных организаций в рамках дополнительного образования, а также с обучающимся по программам среднего профессионального образования различной направленности в части изучения основ предпринимательства, в том числе с целью дальнейшего законного трудоустройства выпускников.
Таким образом, возрастает потребность региона в создании 7 современных мастерских на базах 5 профессиональных образовательных организаций. Создание в Нижегородской области мастерских актуально по компетенциям социальной сферы, указанным в приложении к настоящему обоснованию: "Дополнительное образование детей и взрослых", "Дошкольное воспитание", "Предпринимательство", "Физическая культура, спорт и фитнес".
7. Выбор компетенций сферы дизайна и сферы услуг для создания мастерских обусловлен следующим.
В регионе активно развиваются внешнеэкономические и межрегиональные торговые отношения, а также ведется работа по организации труда. Нижегородская область является значимым участником внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Товарооборот со странами дальнего зарубежья по итогам 2017 года составил $4,7 млрд, со странами СНГ - $2,1 млрд (из них $1,0 млрд - с Беларусью). При этом товарооборот с регионами Российской Федерации в 2016 году - 720 млрд рублей. Вместе с тем, в регионе остается проблема скрытых зарплат: доля "других доходов" (включая скрытую зарплату) в структуре доходов населения увеличилась с 28,5% в 2011 году до 34% в 2016 году.
В Нижегородской области развито малое и среднее предпринимательство: на сегодняшний день это более 134 тыс. субъектов с численностью занятых почти 490 тыс. человек. Доля продукции, выпускаемой субъектами малого бизнеса, составляет около четверти от объема ВРП области. Создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающая консультативную помощь, подбор контрагентов, финансирование и т.д. В сфере предпринимательства перед областью ставятся такие задачи, как развитие оптимальной инфраструктуры формирования, поддержки и развития предпринимательской активности, эффективное регулирование налоговой и неналоговой нагрузки и содействие увеличению доли "белого" предпринимательства, создание среды для становления новой формации предпринимателей - социального предпринимательства и так далее.
Также в регионе работают 58 туроператоров, в том числе 2 крупных круизных туроператора "Водоход" и "ГАМА", более 498 турагентств, 580 коллективных средств размещения: отели, базы отдыха, загородные клубы, санатории. В отрасли "туризм" занято более 9,5 тыс. человек. Туристско-экскурсионный поток в регион составлял по итогам 2018 года 2,7 млн человек, в том числе 1,18 млн человек непосредственно разместившихся в коллективных средствах размещения всех типов. Область занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по числу сохраненных видов народных художественных промыслов (НХП). Хохломская роспись и городецкая роспись по дереву входят в топ-25 НХП России. Вместе с тем, в данной отрасли эксперты отмечают старение коллективов предприятий и отсутствие специалистов современного промышленного дизайна. В этих сферах перед регионом ставятся такие задачи, как формирование новых центров притяжения туристов, создание клиентоориентированного сервиса, повышение уровня цифровизации туристической отрасли, формирование комплексных туристических маршрутов (НХП и исторические центры), поддержка участия предприятий НХП в культурных событиях региона, поддержка выхода предприятий НХП на международные рынки сбыта, в том числе через инструменты электронной торговли и так далее.
Региональная система среднего профессионального образования должна способствовать достижению вышеперечисленных задач, для этого в Нижегородской области в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" в 2020 - 2021 годах было создано 5 мастерских на базе ГБПОУ "Арзамасский техникум строительства и предпринимательства" ("Поварское дело", "Кондитерское дело", "Ресторанный сервис", "Парикмахерское искусство", "Администрирование отеля") и 4 мастерских в городе Нижнем Новгороде на базе Института пищевых технологий и дизайна - филиале государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный инженерно-экономический университет" ("Поварское дело", "Хлебопечение", "Цифровой модельер", "Администрирование отеля").
В целях выполнения заказа со стороны профильных предприятий-работодателей на квалифицированных специалистов в сфере туризма, гостиничного дела, сферы услуг и общественного питания в регионе осуществляется подготовка кадров на базе 47 образовательных организаций по профессиям и специальностям СПО: "Архитектура", "Дизайн" (по отраслям), "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий", "Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи", "Реклама", "Гостиничное дело", "Туризм", "Технология парикмахерского искусства", "Повар, кондитер", "Поварское и кондитерское дело", "Кондитер сахаристых изделий", "Коммерция" (по отраслям).
По направлению "Искусство, дизайн и сфера услуг" ежегодно увеличивается выпуск специалистов: с 1163 человек в 2021 году до 1645 человек в 2023 году с дальнейшим прогнозом ежегодного возрастания. Вместе с этим возрастает потребность региона в создании 6 современных мастерских на базах 5 профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, с целью минимизации ограничений развития малого и среднего предпринимательства, туристической отрасли и отрасти НХП, в Нижегородской области актуально создание в 2025 году мастерских по компетенциям дизайна и сферы услуг, указанным в приложении к настоящему обоснованию: "Графический дизайн", "Дизайн интерьера", "Поварское дело", "Ювелирное дело".
Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов в сфере образования различных уровней:
В рамках приоритетного национального проекта "Образование":
2007 год - ГБПОУ "Перевозский строительный колледж";
2008 год - ГБПОУ "Нижегородский индустриальный колледж", ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского";
2009 год - ГБПОУ "Перевозский строительный колледж", ГБПОУ "Нижегородский радиотехнический колледж", ГБПОУ "Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А. Семенова".
В рамках Федеральной целевой программы развития образования:
В 2011 году регион стал победителем по направлению "Разработка и внедрение программ модернизации системы профессионального образования" по отрасли "Машиностроение". За время реализации проекта участниками стали следующие образовательные организации:
- в 2011 году выделение субсидии из федерального бюджета в размере 8,484 млн руб. и областного бюджета в размере 46,6445 млн руб. ГБПОУ "Арзамасский коммерческо-технический техникум", ГБПОУ "Саровский политехнический техникум имени дважды Героя Социалистического Труда Б.Г. Музрукова", ГБПОУ "Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе";
- в 2012 году выделение субсидии из федерального бюджета в размере 18,554 млн руб. и областного бюджета в размере 46,8496 млн руб. 8 профессиональным образовательным организациям: ГБПОУ "Арзамасский коммерческо-технический техникум", ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского", ГБПОУ "Заволжский автомоторный техникум", ГБПОУ "Нижегородский автомеханический техникум", ГБПОУ "Нижегородский индустриальный колледж", ГБПОУ "Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе", ГБПОУ "Первомайский политехнический техникум", ГБПОУ "Павловский техникум народных художественных промыслов России";
- в 2013 году выделение субсидии из федерального бюджета в размере 16,386 млн руб. и областного бюджета в размере 50,64631 млн руб. 4 профессиональным образовательным организациям: ГБПОУ "Нижегородский автомеханический техникум", ГБПОУ "Нижегородский индустриальный колледж", ГБПОУ "Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе", ГБПОУ "Павловский техникум народных художественных промыслов России".
В 2013 году - победители отбора по направлению "Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации" по отрасли "Оборонно-промышленный комплекс". В период реализации проекта участниками стали ГБПОУ "Нижегородский радиотехнический колледж", ГБПОУ "Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А. Семенова", ГБПОУ "Арзамасский приборостроительный колледж им. П.И. Пландина", ГБПОУ "Балахнинский технический техникум", ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского".
В 2017 году регион стал победителем в федеральных отборах на 2018 год региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на создание регионального сервисно-сетевого Центра сетевого взаимодействия на базе ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского", а также субсидии на создание детского технопарка "Кванториум".
В 2017 и 2018 годах в Нижегородской области были созданы две базовые профессиональные образовательные организации (далее - ПОО), обеспечивающие поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования, на базах ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж" и ГБПОУ "Арзамасский коммерческо-технический техникум".
В 2018 году 6 профессиональных образовательных организаций Нижегородской области стали победителями конкурсного отбора на предоставление в 2019 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий на создание современных мастерских и лабораторий, оснащенных инновационным оборудованием. По итогам отбора регион стал первым в России по количеству выделенных средств из федерального бюджета - 144 570 350 рублей. По количеству организаций-победителей от одного региона Нижегородская область вошла в пятерку лидеров. В 2020, 2021 и 2022 годах регион также являлся получателем данного гранта.
В 2020 году в регионе был создан Центр опережающей профессиональной подготовки Нижегородской области - координирующая структура развития и использования ресурсов Нижегородской области, ориентированная на создание региональной системы опережающей профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для различных секторов промышленности и отраслей "быстрого роста" экономики региона. Тем самым была решена задача формирования среды для профессиональной реализации каждого жителя региона при одновременном удовлетворении потребности рынка труда в оптимально сбалансированных по количеству и качеству кадрах.
С 2018 года Нижегородская область принимает участие в федеральном проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций города Нижнего Новгорода и Нижегородской области - в фестивале профессий "Билет в будущее".
В системе дополнительного образования детей на различных уровнях, в том числе участие и победы во Всероссийском фестивале "РобоФест", в соревнованиях ЮниорСкиллс, Международном проекте "Стэм-Центры", ВРО - Всероссийская олимпиада по робототехнике, "Деталька", "РобоФинист".
На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр технического творчества и ранней профориентации - Поволжский центр аэрокосмического образования" (далее - ПоЦАКО) в 2013 году создан Региональный ресурсный центр по робототехнике. Одним из ключевых событий ПоЦАКО является проведение ежегодного Регионального робототехнического фестиваля "РобоФест-Нижний Новгород". Первый в регионе Детский технопарк "Нижегородский Кванториум" по модели "Стандарт" был создан на площадке ПоЦАКО - в настоящее время это Центр молодежных инженерных и научных компетенций "Кванториум".
Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области" реализуется образовательный проект "Областная школа "Путь к профессиональному успеху". На базе Центра функционирует региональное отделение Российского движения школьников (РДШ) общественно-государственной детско-юношеской организации, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.
Государственное бюджетное образовательное учреждение "Лицей - интернат "Центр одаренных детей" - специализированное учреждение по работе с одаренными детьми в Приволжском федеральном округе, место проведения заключительного этапа Всероссийских олимпиад школьников. Лицей - дважды победитель приоритетного национального проекта "Образование" среди учреждений Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы. С 2011 года Центр реализует программу развития "Инновационный ресурсный центр поддержки одаренных и талантливых детей".
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского является организатором Всероссийских соревнований "Кубок Лобачевского по робототехнике". Одним из важнейших проектов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского является создание Молодежного научного клуба "Лобачевский".
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева" (далее - НГТУ им. Р.Е. Алексеева) реализует многоступенчатый профориентационный проект "Инженерный лифт", благодаря которому обучающиеся могут подняться с первого этажа знаний к вершинам профессии. Ежегодно на базе НГТУ им. Р.Е. Алексеева проходит открытая городская олимпиада по робототехнике среди школьников и студентов, областные соревнования по робототехнике и региональный нижегородский этап Всероссийской робототехнической олимпиады (ВРО).
Таким образом, можно сделать вывод, что Нижегородская область обладает следующими конкурентными преимуществами:
1. Высокодиверсифицированная экономика:
- крупный индустриальный центр России с концентрацией обрабатывающих производств и развитым оборонно-промышленным комплексом;
- развитый сектор НИОКР и инноваций;
- экспортоориентированный ИТ-сектор;
- развитое сельское хозяйство.
2. Человеческий капитал:
- мощный образовательный центр, инновационные площадки практико-ориентированного (дуального) образования;
- развитая научно-исследовательская база в точных науках;
- высокопрофессиональная среда для быстрого внедрения новых медицинских технологий;
- высокий уровень предпринимательской инициативы.
3. Транспортно-логистический потенциал:
- расположение на пересечении международных транспортных коридоров;
- близость к нескольким наиболее развитым регионам Российской Федерации (Москва, Татарстан, Ульяновск, Калуга);
- водное сообщение с пятью морями;
- международный аэропорт Нижнего Новгорода - основной запасной аэродром московского авиаузла.
4. Туризм:
- удачное географическое положение, красота природы и богатое культурно-историческое наследие, наличие центров притяжения для различных потребительских сегментов туристов.
5. Пространственное развитие, природные ресурсы:
- относительно высокая плотность автомобильных и железных дорог;
- крупные водные ресурсы.
Поступательное развитие экономики Нижегородской области напрямую зависит от кадров, которыми должна обеспечивать система профессионального образования секторы промышленности и отрасли "быстрого роста" экономики региона.
Основные предприятия и организации области сегодня нуждаются в высококвалифицированных кадрах, и в основном рабочих профессий, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, особенно инженерно-технического профиля, способных работать в условиях современных производств, по таким направлениям, как автомобиле-, судо- и самолетостроение, строительство, металлургия, машиностроение и материалообработка; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; химия и биотехнологии.
Подготовка профессиональных кадров является одним из ключевых элементов роста экономики. С ускорением технического прогресса и развитием инновационных технологий стоит задача помочь человеку, ребенку как можно раньше определить свои сильные и слабые стороны, и в соответствии с этим определить свое профессиональное развитие таким образом, чтобы максимально раскрыть свой потенциал.
Таким образом, набирает актуальность развитие приоритетных для Нижегородской области групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики региона, а также формирование современной единой системы профессиональной ориентации и подготовки кадров по приоритетным для региона компетенциям.
Учитывая, что система профессионального образования ориентирована на кадровое восполнение потребностей экономики, в регионе проводится работа по модернизации профессиональных образовательных организаций, в том числе ориентированных на реализацию инвестиционных проектов за счет внедрения сетевых механизмов взаимодействия между профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего, дополнительного профессионального образования и региональными и отраслевыми объединениями работодателей и предпринимателей, отраслевыми центрами оценки квалификаций, а также межрегиональными центрами компетенций, федеральными учебно-методическими объединениями.
С целью повышения качества подготовки кадров в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)" в Нижегородской области ведется работа по созданию мастерских, оснащенных современной материально-технической базой. В 2019 году на базах 6 профессиональных образовательных организаций региона создано 30 современных мастерских по направлениям: "Информационные и коммуникационные технологии", "Обслуживание транспорта и логистика", "Сельское хозяйство", "Строительство", "Социальная сфера". В 2020 году в регионе создано еще 20 современных мастерских на базах 4 профессиональных образовательных организаций по направлениям: "Информационно-коммуникационные технологии", "Строительство", "Искусство, дизайн и сфера услуг". В 2021 году в области создано еще 4 мастерских по направлению "Искусство, дизайн и сфера услуг" на базе региональной организации высшего образования. До конца 2022 года в регионе будет создано еще 12 мастерских по направлениям: "Промышленные и инженерные технологии", "Обслуживание транспорта и логистика", "Информационные и коммуникационные технологии", "Социальная сфера".
Вместе с тем, в системе профессионального образования региона в 2020 году был создан Центр опережающей профессиональной подготовки, который будет выполнять функцию по координации логистики, имеющейся в системе материально-технической базы, в том числе рабочих мест современных мастерских.
Использование создаваемых в Нижегородской области мастерских позволит своевременно реагировать на изменения в требованиях к уровню подготовки квалифицированных рабочих кадров, необходимых для ускоряющегося развития промышленной сферы региона, а также готовить кадры нового поколения "под ключ", позволяя сформировать у специалиста необходимый набор компетенций для выполнения сложных технологических операций на современном промышленном оборудовании без дополнительной подготовки.
Развитие наукоемких технологий, создание высокотехнологичных производств во многом зависит от притока в эту сферу талантливой молодежи, ориентированной на научную и инженерную деятельность. Человеческий капитал (творческие способности, научные знания и специализированные уникальные навыки) является источником повышения конкурентоспособности, развития инновационной экономики. В приоритетах региона - вовлечение учащихся общеобразовательных организаций в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста для удовлетворения потребностей региона в профессионально-ориентированных инженерных кадрах.
Таким образом, в регионе уже созданы образовательные учреждения, имеющие высокотехнологичную материально-техническую базу, которые выступают в качестве ведущих для других профессиональных образовательных организаций, реализующих аналогичные образовательные программы. Учитывая территориальную протяженность региона и количественную потребность в кадрах, создание новых точек развития СПО остро необходимо. Образовательные организации должны взаимодействовать, используя горизонтальные связи не только по решению вопросов организации образовательного процесса, но и для обмена мнениями, неформального развития педагогических новаций, технологий.
То есть, существует потребность в реализации мероприятий по созданию и дальнейшему совместному использованию ресурсов для обеспечения и повышения качества подготовки выпускников, который даст возможность средне- и долгосрочного планирования работы организаций СПО, включенных в сеть, позволит обеспечить более эффективное использование материально-технической базы и ресурсов отдельных организаций, работы привлеченных специалистов и экспертов.
Модернизация профессионального образования возможна посредством внедрения механизма сетевого взаимодействия для повышения качества образования и обеспечения его доступности всем обучающимся Нижегородской области на основе аккумулирования в опорных образовательных организациях высокотехнологичного оборудования в создаваемых мастерских и обеспечения его совместного использования организациями-спутниками.
Таким образом, создаваемые мастерские станут основным пространством сопровождения развития личности обучающегося, инструментом формирования его индивидуальной траектории профессиональной реализации.
Приложение
к обоснованию выбора компетенций и
образовательных организаций (количества
образовательных организаций) для
создания мастерских
Перечень
мастерских, востребованных к созданию в Нижегородской области в 2025 году, и примерные объемы финансирования их создания
Наименование мастерской |
Запрашиваемый объем софинансирования из федерального бюджета, руб. |
Объем финансирования за счет средств областного бюджета, руб. |
Внебюджетные средства, руб. |
База создания мастерской |
Электромонтаж |
5 520 000,00 |
230 000,00 |
750 000,00 |
Организация 1 |
Бережливое производство |
5 520 000,00 |
230 000,00 |
750 000,00 |
Организация 1 |
Сантехника и отопление |
2 256 000,00 |
94 000,00 |
450 000,00 |
Организация 2 |
Геопространственные технологии |
34 032 000,00 |
1 418 000,00 |
550 000,00 |
Организация 2 |
ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8" |
3 936 000,00 |
164 000,00 |
400 000,00 |
Организация 3 |
Дошкольное воспитание |
2 592 000,00 |
108 000,00 |
300 000,00 |
Организация 3 |
Промышленная механика и монтаж |
7 104 000,00 |
296 000,00 |
600 000,00 |
Организация 3 |
Программные решения для бизнеса |
936 576,00 |
39 024,00 |
450 000,00 |
Организация 4 |
Токарные работы на станках с ЧПУ |
17 040 000,00 |
710 000,00 |
2 150 000,00 |
Организация 4 |
Ремонт и обслуживание легковых автомобилей |
8 880 000,00 |
370 000,00 |
750 000,00 |
Организация 5 |
Экспедирование грузов |
720 000,00 |
30 000,00 |
250 000,00 |
Организация 5 |
Физическая культура, спорт и фитнес |
2 545 920,00 |
106 080,00 |
468 000,00 |
Организация 6 |
Дополнительное образование детей и взрослых |
2 652 000,00 |
110 500,00 |
487 500,00 |
Организация 6 |
Программные решения для бизнеса |
1 800 000,00 |
75 000,00 |
1 625 000,00 |
Организация 7 |
Неразрушающий контроль |
835 200,00 |
34 800,00 |
1 630 000,00 |
Организация 7 |
Кузовной ремонт |
4 585 912,68 |
191 079,70 |
120 000,00 |
Организация 8 |
Поварское дело |
4 410 897,60 |
183 787,40 |
110 000,00 |
Организация 8 |
ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8" |
1 817 117,76 |
75 713,24 |
110 000,00 |
Организация 8 |
Цифровая метрология |
18 144 000,00 |
756 000,00 |
2 100 000,00 |
Организация 9 |
Сварочные технологии |
2 304 000,00 |
96 000,00 |
2 100 000,00 |
Организация 9 |
Инженерный дизайн CAD |
2 784 000,00 |
116 000,00 |
2 100 000,00 |
Организация 9 |
Архитектура |
6 532 416,00 |
272 184,00 |
765 000,00 |
Организация 10 |
Дизайн интерьера |
3 084 624,00 |
128 526,00 |
765 000,00 |
Организация 10 |
Сварочные технологии |
1 680 000,00 |
70 000,00 |
250 000,00 |
Организация 11 |
Неразрушающий контроль |
912 000,00 |
38 000,00 |
250 000,00 |
Организация 11 |
Водные технологии |
6 096 000,00 |
254 000,00 |
650 000,00 |
Организация 12 |
Сухое строительство и штукатурные работы |
1 008 000,00 |
42 000,00 |
450 000,00 |
Организация 12 |
Кузовной ремонт |
5 640 000,00 |
235 000,00 |
125 000,00 |
Организация 13 |
Поварское дело |
5 640 000,00 |
235 000,00 |
125 000,00 |
Организация 13 |
Сварочные технологии |
5 520 000,00 |
230 000,00 |
2 250 000,00 |
Организация 14 |
Ремонт и обслуживание легковых автомобилей |
5 520 000,00 |
230 000,00 |
2 250 000,00 |
Организация 14 |
Графический дизайн |
1 852 099,20 |
77 170,80 |
225 000,00 |
Организация 15 |
Ювелирное дело |
6 465 630,72 |
269 401,28 |
225 000,00 |
Организация 15 |
Сборка корпусов металлических судов |
2 472 000,00 |
103 000,00 |
1 300 000,00 |
Организация 16 |
Токарные работы на станках с ЧПУ |
26 604 567,36 |
1 108 523,64 |
300 000,00 |
Организация 16 |
Изготовление изделий из полимерных материалов |
27 360 000,00 |
1 140 000,00 |
3 500 000,00 |
Организация 17 |
Ремонт и обслуживание легковых автомобилей |
5 280 000,00 |
220 000,00 |
2 500 000,00 |
Организация 17 |
Поварское дело |
1 488 000,00 |
62 000,00 |
150 000,00 |
Организация 18 |
Эксплуатация сельскохозяйственных машин |
15 120 000,00 |
630 000,00 |
350 000,00 |
Организация 18 |
Дошкольное воспитание |
1 241 376,00 |
51 724,00 |
1 250 000,00 |
Организация 19 |
Эксплуатация сельскохозяйственных машин |
12 040 388,16 |
501 682,84 |
1 380 000,00 |
Организация 19 |
Сборка корпусов металлических судов |
8 928 000,00 |
372 000,00 |
700 000,00 |
Организация 20 |
Эксплуатация грузового речного транспорта |
7 872 000,00 |
328 000,00 |
800 000,00 |
Организация 20 |
Эксплуатация сельскохозяйственных машин |
8 755 200,00 |
364 800,00 |
880 000,00 |
Организация 21 |
Предпринимательство |
940 800,00 |
39 200,00 |
220 000,00 |
Организация 21 |
Кирпичная кладка |
4 370 530,56 |
182 105,44 |
400 000,00 |
Организация 22 |
Веб-дизайн и разработка |
1 245 244,80 |
51 885,20 |
50 000,00 |
Организация 22 |
Промышленная механика и монтаж |
6 234 384,00 |
259 766,00 |
722 000,00 |
Организация 23 |
Промышленная автоматика |
9 912 886,08 |
413 036,92 |
1 150 000,00 |
Организация 23 |
Эксплуатация сельскохозяйственных машин |
35 671 680,00 |
1 486 320,00 |
4 240 000,00 |
Организация 24 |
Агрономия |
5 203 200,00 |
216 800,00 |
620 000,00 |
Организация 24 |
Программные решения для бизнеса |
1 671 936,00 |
69 664,00 |
100 000,00 |
Организация 25 |
Дошкольное воспитание |
1 786 560,00 |
74 440,00 |
50 000,00 |
Организация 25 |
Физическая культура, спорт и фитнес |
2 450 880,00 |
102 120,00 |
50 000,00 |
Организация 25 |
При условии победы Нижегородской области в отборе субъектов Российской Федерации и города Байконура на предоставление в 2025 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов, направленных на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Утвержден
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 22 июня 2022 г. N 647-р
Комплекс мер (дорожная карта)
по созданию и функционированию мастерских
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1 |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание (обновление) и функционирование мастерских |
Нижегородская область (министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - Минобразование)) |
Распорядительный акт Минобразования (далее - распорядительный акт ОИВ) |
25 августа 2022 г. |
2 |
Согласован и утвержден перечень ПОО, в которых запланировано создание (обновление) мастерских (54 мастерских) |
Нижегородская область (Минобразование), Минпросвещения России |
Нормативный акт Минпросвещения России |
1 октября 2024 г. |
3 |
Согласованы и утверждены дизайн-проекты мастерских |
Нижегородская область (Минобразование), Минпросвещения России |
Письмо Минпросвещения России (или уполномоченной организации) и распорядительный акт ОИВ |
1 ноября 2024 г. |
4 |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения мастерских |
Нижегородская область (Минобразование), Минпросвещения России |
Письмо Минпросвещения России (или уполномоченной организации), распорядительный акт ОИВ |
1 ноября 2024 г. |
5 |
Заключено соглашение по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Нижегородская область (Минобразование) |
Соглашения (парафированные) |
август 2022 года |
6 |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Нижегородская область (Минобразование) |
Финансовое соглашение |
31 декабря 2022 г. |
7 |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания мастерских |
Нижегородская область (Минобразование) |
Извещения о проведении закупок |
до 1 марта 2025 г. |
8 |
Повышение квалификации (профмастерства) преподавателей, мастеров производственного обучения и сотрудников, занятых в обслуживании мастерских |
Нижегородская область (Минобразование) |
Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
по отдельному графику |
9 |
Завершено оснащение мастерских: доставлено, установлено и введено в эксплуатацию оборудование |
Нижегородская область (Минобразование) |
Акты приемки работ, товарные накладные |
до 1 сентября 2025 г. |
10 |
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения помещений мастерских в соответствии с концепцией брендирования |
Нижегородская область (Минобразование), ведомственный проектный офис |
Письмо Минобразования с приложением информации, в том числе фотоотчета, по установленной форме |
до 1 декабря 2025 г. |
11 |
Открытие мастерских |
Нижегородская область (Минобразование) |
Информационное освещение в СМИ |
до 1 декабря 2025 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22 июня 2022 г. N 647-р "Об утверждении концепции создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в Нижегородской области"
Текст распоряжения получен из эталонного банка данных правовой информации Губернатора и Правительства Нижегородской области