Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и электронного обучения в работе с обучающимися
(утв. Минздравом России, 2021 г.)
1. Введение
Показатели состояния здоровья современных российских школьников отражают рост распространенности нарушений здоровья, которые в значительной степени обусловлены длительным влиянием неблагоприятных факторов школьной среды в процессе обучения в школе.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, наряду с обеспечением безопасных условий обучения, общеобразовательные организации должны активно использовать средства информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения.
Массовое применение цифровых технологий в образовательном процессе способствует формированию цифровой среды, которая наряду с насыщением образовательной среды цифровым оборудованием, характеризуется созданием единого открытого информационно-образовательного пространства школы и свободного доступа к образовательным ресурсам, в котором происходит формирование у обучающихся новых качеств и умений.
Электронные средства обучения (ЭСО) принципиально меняют характер учебной деятельности обучающихся, способствуют повышению эффективности образования, открывают практически безграничные возможности для доступа к информации, ее визуализации.
Вместе с тем, новая цифровая образовательная среда характеризуется целым комплексом факторов, обладающих потенциально негативным эффектом воздействия на развитие и здоровье обучающихся, среди которых - интенсификация образовательной деятельности в условиях дефицита учебного времени, высокие зрительные и статические нагрузки.
Сегодня не вызывает сомнение тот факт, что причина различных функциональных нарушений связана с воздействием на организм обучающихся ЭСО.
Постоянное расширение и обновление электронных средств обучения определяет необходимость создания безопасных для здоровья обучающихся условий их использования.
Согласно Приказу Минздрава России N 822н от 5.11.13 (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" отделение медицинской помощи обучающимся осуществляет участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в образовательном процессе.
Деятельность медицинских работников по профилактике школьно обусловленных заболеваний у обучающихся в современных условиях цифрового обучения возможна при сотрудничестве с администрацией и педагогами образовательной организации (ОО).
Настоящие методические рекомендации содержат материалы, представляющие содержание работы и программу мероприятий по предупреждению негативных воздействий использования электронных средств обучения на здоровье обучающихся для медицинских работников при участии администрации, педагогов ОО.
2. Содержание работы по профилактике нарушений здоровья обучающихся на занятиях с использованием компьютерных технологий и электронных средств обучения в образовательных организациях
3. Программа мероприятий по профилактике нарушений здоровья обучающихся на занятиях с использованием компьютерных технологий и электронных средств обучения в образовательных организациях
3.1. Обеспечение безопасных для здоровья обучающихся условий обучения с использованием ЭСО
Электронные средства обучения (электронные доски, компьютеры, ноутбуки, планшеты и др.), электронные учебники и другие виды образовательных средств должны иметь сертификаты или иные документы, подтверждающие их соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза* и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору/контролю**.
Медицинский работник ОО принимает участие совместно с представителями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), руководством и педагогами ОО в осуществлении контроля в динамике учебного года за состоянием учебных кабинетов, оборудованных ЭСО, и условиями эксплуатации ЭСО. Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных исследований приведены в Приложении 1.
Гигиенические нормативы основных параметров внутришкольной среды, оборудования, расстановки мебели в учебных помещениях представлены в Приложении 2.
Контроль температуры воздуха учебного помещения проводится ежедневно в динамике учебного дня с помощью термометра для измерения температуры в помещении. Контролируется наличие графика проветривания класса и регулярность его выполнения. Проветривание в присутствии обучающихся не проводится.
Учебные помещения, в которых размещаются рабочие места с персональными компьютерами (ПК), необходимо оборудовать защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Для размещения персональных компьютеров необходимо использовать одноместные столы, предназначенные для работы с данной цифровой техникой. Рабочее место (стол, стул) должно соответствовать росту обучающегося, а конструкция рабочего стола - обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования.
Необходимо предусмотреть естественное и искусственное (общее и местное) освещение на рабочем столе. Источник местного освещения должен находиться слева/справа от экрана ЭСО. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. В соответствии с гигиеническими требованиями рабочие столы с ПК размещаются таким образом, чтобы компьютеры были ориентированы боковой стороной к световым проемам и естественный свет падал преимущественно слева от ПК (в виде исключения возможно справа). Запрещается размещать монитор компьютера задней панелью к световому проему во избежание ослепления пользователя ярким светом. Не рекомендуется располагать монитор компьютера, обращенным к окну: экран будет отсвечивать. В обоих случаях это может повлечь за собой напряжение зрительного анализатора.
Расстояние между столами с ПК (в направлении задней поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2,0 м; расстояние между боковыми поверхностями - не менее 1,2 м. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии не менее 50 см.
Расстановка рабочих мест с ПК может быть периметральной (вдоль стен по периметру помещения), рядами (1-, 2- или 3-х рядная - аналогично расположению учебных парт в обычном классе), центральной (столы с ПК расположены в центре класса задними поверхностями мониторов друг к другу). При расстановке столов рядами наибольшее количество рабочих мест обеспечивается оптимальным уровнем естественного освещения. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок не допускается.
Размещение интерактивной доски (панели) в учебном помещении должно обеспечивать благоприятные условия для зрительной работы обучающихся. При выборе места для доски необходимо руководствоваться теми же правилами, что и в случае с обычной меловой доской. Интерактивная доска (панель) должна быть расположена по центру фронтальной стены учебного помещения.
Установка проектора для интерактивной доски проекционного типа ("прямой" проекции) должна обеспечивать условия, при которых его луч не слепит пользователя и его тень не мешает при работе с изображением на доске. Таким преимуществом обладают интерактивные доски "обратной" проекции с проектором, расположенным позади доски.
Визуальная информация на доске должна иметь высокую контрастность. Оконные проемы в учебных помещениях с ЭСО, рекомендуется оборудовать светорегулируемыми устройствами.
Использование ноутбука в учебном процессе 1-4-х классов рекомендуется при наличии дополнительной (выносной) клавиатуры, поскольку у младших школьников не обеспечивается возможность соблюдения оптимальной рабочей позы. Конструктивные особенности ноутбука: жесткое крепление монитора и клавиатуры - формируют у обучающихся начальных классов вынужденную позу, для которой характерна работа на близком расстоянии, что является дополнительным фактором риска развития нарушения зрения и костно-мышечной системы.
Использование планшетов предполагает их размещение на столе на специальной подставке под углом наклона 30°.
Минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука должна быть не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см, интерактивной доски - 165,1 см.
При необходимости использовать наушники предпочтение следует отдавать накладным моделям. Время непрерывного использования наушников для всех возрастных групп не должно превышать 1 часа.
Смартфоны запрещены для использования в образовательных целях.
При использовании ЭСО необходимо ежедневно дезинфицировать экран, клавиатуру, компьютерную мышь в соответствии с принятыми гигиеническими рекомендациями.
По итогам контроля размещения, условий применения, содержания ЭСО фиксируются замечания и обосновываются рекомендации по их устранению. Контроль за исправлением недостатков, выявленных при обследовании, проводится в течение 2-х недель с момента установления этих нарушений.
3.2. Физиолого-гигиеническая оптимизация учебного процесса с использованием электронных средств обучения
Регламентированное использование ЭСО на уроках - залог высокой успешности обучения, предотвращения развития переутомления обучающихся.
Медицинский работник ОО совместно с руководством и педагогами осуществляет контроль за организацией образовательного процесса.
Утомительность учебных занятий с использованием ЭСО зависит от длительности и интенсивности работы. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам (Приложение 3).
Одновременное использование обучающимися на уроке более двух различных ЭСО не рекомендуется.
Интенсивность учебной деятельности определяют по показателю общей плотности урока (отношение времени, в течение которого обучающийся занят учебной работой, ко времени всего занятия, выраженное в процентах). Важным гигиеническим показателем урока является количество смен видов деятельности. Рекомендуется проведение физкультминуток в процессе учебной деятельности для профилактики зрительного утомления. Доказано положительное влияние физкультминуток (Приложение 4) на состояние органа зрения и снижение утомительности учебной работы.
Гигиеническая оценка урока в условиях применения ЭСО проводится на основе результатов анкетирования педагогов (Приложение 5) с оценкой каждого показателя организации урока в баллах (табл. 1) и заполнением протокола (табл. 2). Итоговый балл соответствует уровню гигиенической рациональности урока.
Таблица 1 - Оптимальные показатели организации урока с использованием ЭСО
Таблица 2 - Форма протокола гигиенической оценки урока с использованием ЭСО
В зависимости от значения итогового балла выделяют:
- гигиенически рациональный урок - 5 баллов;
- недостаточно рациональный урок - 3-4 балла (при условии оценивания каждого из показателей урока N 1, N 3, N 4 в 1 балл);
- гигиенически нерациональный урок - 2 балла и менее.
Предложенную методику гигиенической оценки урока с использованием ЭОС целесообразно использовать медицинскими работниками ОО для выявления факторов организации урока, способствующих переутомлению обучающихся с целью снижения риска возникновения школьно обусловленных заболеваний.
Контроль исправления выявленных недостатков проводят в течение 2-х недель с момента установления нарушений.
3.3. Гигиеническое обучение педагогов по вопросам предупреждения негативного влияния ЭСО на здоровье обучающихся
Медицинским работникам ОО необходимо постоянно актуализировать знания по безопасному для здоровья обучающихся использованию ЭСО в связи с их совершенствованием и разработкой новых типов. Сопровождение медицинскими работниками учебного процесса в условиях применения ЭСО неразрывно связано с обучением администрации и педагогического коллектива технологиям создания безопасных для здоровья обучающихся условий.
Для организации уроков с ЭСО педагогам рекомендовано использование Памятки "Гигиенические рекомендации по организации образовательного процесса с использованием ЭСО" (Приложение 6).
Выполнение педагогами под контролем медицинских работников комплекса мероприятий, включающих создание и поддержание оптимальных условий внутришкольной среды, гигиенический контроль соответствия ЭСО требованиям гигиенической безопасности, соблюдение регламентов использования ЭСО на уроке, рациональная организация урока, постоянная актуализация гигиенических знаний по использованию ЭСО в образовательном процессе, способствует обеспечению безопасных для здоровья обучающихся условий обучения, профилактике возникновения нарушений здоровья в условиях цифровизации образовательного процесса.
4. Список нормативных и методических документов
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021)
2. Федеральный Закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
3. Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.
4. Декларация "О праве детей на здоровье в цифровой образовательной среде" VI национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием//Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 4: 53-55.
5. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования" On safety of low-voltage equipment.
6. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
7. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств".
8. Приказ Минздрава России от 5.11.13 N 822н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях".
9. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
10. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
11. "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" МР 2.4.0242-21 от 17.05.2021
______________________________
* Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования" On safety of low-voltage equipment; Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств"
** Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и электронного обучения в работе с обучающимися (утв. Минздравом России, 2021 г.)
Опубликование:
издание Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва, 2021 г.)
Организация-разработчик - ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков)
Авторы-разработчики: Фисенко А.П., Вершинина М.Г., Александрова И.Э., Храмцов П.И., Айзятова М.В., Березина Н.О., Соколова С.Б., Вятлева О.А.