Ответы на вопросы
Учитываются ли при исчислении налоговой базы адвоката - плательщика единого социального налога расходы, предусмотренные статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации?
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.235 части II НК РФ в редакции Закона РФ от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ (далее - Кодекс) налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.
Согласно п.3 ст.236 Кодекса, указанные категории налогоплательщиков уплачивают единый социальный налог со своих доходов, и объектом налогообложения для них признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При рассмотрении поставленного вопроса необходимо учитывать особенности организации труда адвокатов - членов коллегии адвокатов.
В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР (далее - Положение), коллегии адвокатов - добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, имеют статус юридического лица (Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г.).
Президиум коллегии адвокатов принимает физических лиц, отвечающих установленным требованиям, в члены коллегии для организации труда адвокатов по оказанию юридической помощи, создает в установленном порядке свои юридические консультации, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, осуществляет контроль за их деятельностью, осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и порядка оплаты труда адвокатов, утверждает штаты и сметы юридических консультаций, распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой, осуществляет мероприятия по охране труда адвокатов и т. д.
Юридической консультацией (или иным образованием коллегии адвокатов) руководит заведующий, назначенный коллегией адвокатов. Он организует труд адвокатов в соответствии с правилами трудового распорядка коллегии, заключает соглашения с гражданами об оказании юридической помощи и договоры на юридическое обслуживание с предприятиями и организациями, распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации и персональных к ним обращений, осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты труда адвокатов, распоряжается средствами юридической консультации в соответствии со сметой, а также выполняет другие обязанности, установленные статьей 18 Положения.
Статьей 21 Положения установлено, что труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших в юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им адвокатами юридическую помощь. Средства от оказания конкретным адвокатом юридической помощи поступают на счет юридической консультации. Адвокат может распоряжаться ими после того, как юридическая консультация произведет установленные коллегией отчисления (в фонд коллегии и на содержание юридической консультации) и начислит оставшуюся после таких изъятий часть средств в качестве оплаты труда на счет конкретного адвоката.
Начисленные таким образом юридической консультацией средства по оплате труда следует признать у адвоката объектом налогообложения (налоговой базой) по единому социальному налогу. На коллегию адвокатов полностью возложена обязанность по организации труда адвокатов за счет средств коллегии и юридических консультаций. Иных расходов, учитываемых при налогообложении адвокатов, законодательством не предусмотрено. Кроме того, согласно ст.217 Кодекса, адвокаты не относятся к категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты, определяемые в соответствии с указанной статьей.
Первичная профсоюзная организация оплачивает со своего расчетного счета стоимость путевки в детский оздоровительный лагерь для ребенка своего сотрудника. Облагается ли стоимость путевки единым социальным налогом, если: оплата производится за счет средств, перечисленных организацией из прибыли в соответствии с коллективным договором; оплата производится за счет членских профсоюзных взносов?
В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ и с учетом п.3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465, в объект налогообложения по единому социальному налогу (взносу) включаются:
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого будет выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу. Размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, коллективным договором, соглашением (ст.232 КЗоТ РФ).
Не подлежат налогообложению выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. (подпункт 13 п.1 ст.238 Кодекса).
Однако выплаты, произведенные за счет отчислений предприятия профсоюзным органам, не относятся к выплатам за счет членских профсоюзных взносов, и, следовательно, на них не распространяется действие подпункта 13 п.1 ст.238 Кодекса.
В случае оплаты стоимости путевки для члена семьи сотрудника первичной профсоюзной организации за счет указанного источника необходимо применять п.4 ст.237 Кодекса, в соответствии с которым при расчете налоговой базы учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя.
При этом следует учесть, что материальная выгода возникает как самостоятельный объект налогообложения и не зависит от источника выплаты, в связи с чем на нее не распространяется действие положения п.4 ст.236 Кодекса.
Что касается ситуации, когда оплата путевки для члена семьи работника производится за счет членских профсоюзных взносов, то на такую выплату также не может распространяться подпункт 13 п.1 ст.238 Кодекса, так как член семьи работника - получатель дохода (в частности, ребенок) не является членом данного профсоюза.
В связи с вышеизложенным и при оплате стоимости путевки для ребенка штатного сотрудника за счет средств, перечисленных профсоюзной организацией хозяйственным органом из прибыли, и при ее оплате за счет членских профсоюзных взносов будет возникать объект налогообложения единым социальным налогом (взносом).
В соответствии со ст.239 НК РФ от уплаты налога освобождаются работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Действует ли данная льгота, если работник является инвалидом не с начала года? Каков порядок предоставления указанной льготы?
Организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы (подпункт 1 п.1 ст.239 НК РФ).
Кодексом не предусмотрены специальные правила использования данной льготы в случае, когда работник получает или с него снимается инвалидность в течение налогового периода (года).
Однако в связи с тем, что льгота устанавливается по выплатам, производимым организацией-налогоплательщиком работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы, на момент начисления организацией дохода такие работники должны иметь статус инвалида соответствующей группы. Следовательно, применение льготы в течение налогового периода (года) начинается с того отчетного месяца, в котором работнику установлена инвалидность, и заканчивается в отчетном месяце, следующем за месяцем, в котором срок инвалидности истекает. Таким образом, действие рассматриваемой налоговой льготы не будет распространяться на периоды, в которые работнику инвалидность не устанавливалась.
Следует учесть, что организация-налогоплательщик не "получает" налоговую льготу, а налоговые органы ее не "предоставляют". Если законодательством не установлен особый порядок предварительного обоснования использования налоговой льготы, налогоплательщик пользуется этой льготой по закону, а налоговые органы лишь проверяют правомерность ее применения налогоплательщиком. Правомерность использования организациями указанной льготы подтверждается при представлении ими совместно с налоговой декларацией списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида).
Единственным собственником имущества учебно-производственного предприятия является Всероссийское общество инвалидов. Являются ли объектом налогообложения и входят ли в налоговую базу суммы стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, приобретенные предприятием своим работникам и членам их семей за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль?
В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.236 НК объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским и лицензионным договором.
Согласно п.4 ст.236 Кодекса, указанные в п.1 той же статьи выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль).
Таким образом, прямые денежные выплаты, производимые налогоплательщиком в пользу своих работников за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, единым социальным налогом (взносом) облагаться не будут.
При расчете налоговой базы (п.4 ст.237 Кодекса) учитывается материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника.
В рассматриваемом случае организация оплачивает расходы работника по санаторно-курортному лечению и отдыху. Таким образом, имеет место перечисление денежных средств третьему лицу (санаторно-курортному или оздоровительному учреждению), что является затратами организации.
Физическим лицам начисления таких выплат не производятся, однако в целях налогообложения им начисляется материальная выгода от оплаты организацией услуг, расходы по получению которых они должны были нести самостоятельно.
Статьей 41 Кодекса установлено, что признается доходом экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Материальная выгода, полученная работником от работодателя, не является прямой выплатой физическому лицу, а признается доходом, который определяется расчетным путем.
Сумма материальной выгоды, полученной работником или членом его семьи от работодателя, будет эквивалентна сумме затрат, понесенных организацией по оплате услуг санаторно-курортному или оздоровительному учреждению.
Суммы материальной выгоды включаются в объект налогообложения и участвуют в формировании налоговой базы конкретного физического лица без учета положений п.4 ст.236 Кодекса, так как материальная выгода не имеет источников погашения и не отражается в бухгалтерском учете. В общеустановленном порядке организация должна исчислять и уплачивать с этих сумм единый социальный налог.
Однако, согласно подпункту 2 п.1 ст.239 Кодекса, от уплаты единого социального налога (взноса) освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение года на каждого отдельного работника. Сумма начислений, превышающая эту величину, будет облагаться единым социальным налогом (взносом).
Аспирантам, обучающимся с отрывом от производства, выплачиваются государственные стипендии. В перечень не подлежащих налогообложению сумм не включены данные выплаты. Облагаются ли такие стипендии единым социальным налогом (взносом)?
Согласно подпункту 1 п.1 ст.238 НК РФ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями. В ст.42 Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"" стипендии определены как социальные пособия. В контексте названных федеральных законов стипендии лицам, обучающимся в аспирантуре по очной форме обучения, являются государственными социальными пособиями.
Таким образом, на стипендии аспирантам очной формы обучения как на государственные социальные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, на основании подпункта 1 п.1 ст.238 Кодекса единый социальный налог начисляться не должен.
Наша организация начала финансово-хозяйственную деятельность в январе 2001 г. К марту фактический размер выплат работникам превысил 25 000 руб. Можно ли при расчете права на применение регрессивной шкалы на 2001 г. руководствоваться положениями п.2 ст.241 Налогового кодекса или следует определять такое право в соответствии со ст.245?
В соответствии со ст.245 НК РФ в течение 2001 г. ставки, предусмотренные пунктом 1 ст.241 Кодекса, применяются налогоплательщиками-работодателями, при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд РФ во втором полугодии 2000 г., превышал 25 000 руб. При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете взносов в государственные внебюджетные фонды, у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.
Налогоплательщики-работодатели, не соответствующие критерию, установленному частью первой указанного пункта, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным этим пунктом, при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Организации, начавшие финансово-хозяйственную деятельность в январе 2001 г. и в связи с этим не имеющие возможности для определения критерия применения регрессивных ставок по результатам работы организации во второй половине 2000 г., в 2001 г. должны осуществлять расчет единого социального налога по максимальным ставкам, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника в 2001 г.
Каков порядок начисления единого социального налога на выплаты постоянным работникам организации, которые не являются гражданами России, а имеют гражданство Союзной Республики Югославии?
От уплаты налога освобождаются налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п.1 ст.235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством РФ или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
В соответствии с Кодексом уплата единого социального налога (в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации) за иностранных граждан неразрывно связана с правом этих граждан на получение пенсионного обеспечения.
Таким образом, определяющим условием для установления права на пенсионное обеспечение по законодательству РФ является место жительства на территории РФ. Если выполнено данное условие для иностранного гражданина, то выплаты в его пользу облагаются единым социальным налогом (в части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ). Право данного гражданина может быть подтверждено Комитетом социальной защиты населения.
В соответствии со ст.8 Закона РФ от 28 июля 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное.
Что касается уплаты налога в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, то постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации. При этом пунктом 2 указанного Положения установлено, что этот документ не распространяется на иностранных граждан, работающих в РФ по трудовым договорам, т.е. на них распространяется общеустановленный порядок уплаты налога.
Таким образом, налог, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ и работающим по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.236 Кодекса законов о труде РФ все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Из содержания указанного нормативного акта следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, независимо от времени их нахождения на территории РФ, и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ.
В свою очередь, трудовой договор (контракт) не может ущемлять права гражданина на социальное обеспечение, гарантированное законодательством.
Следует иметь в виду, что межправительственные соглашения между Союзной Республикой Югославией и Российской Федерацией не определяют особого порядка предоставления социального (пенсионного, медицинского) обеспечения для граждан СРЮ, проживающих на территории РФ.
Статьей 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определено, что если в случае изменения налогового законодательства создаются менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Применяются ли положения данной статьи для индивидуальных предпринимателей (субъектов малого предпринимательства) в части уплаты единого социального налога (взноса)?
В соответствии со ст.234 НК РФ в редакции Закона РФ от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды -Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Статьей 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ определено, что с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ.
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
До 2001 г. обязанность уплачивать взносы в государственные внебюджетные фонды возлагалась на индивидуальных предпринимателей соответствующими законодательными актами. В 2000 г. индивидуальные предприниматели уплачивали взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6% дохода от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, в фонд обязательного медицинского страхования, соответственно, в размере 3,6%. Начиная с 2001 г. индивидуальные предприниматели уплачивают взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 19,2% дохода от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, в фонд обязательного медицинского страхования, соответственно, в размере 3,6%, а налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения таких взносов в составе единого социального налога (взноса).
Таким образом, с введением единого социального налога (взноса) для индивидуальных предпринимателей не создаются менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими. Следовательно, отсутствуют основания для применения положения ст.9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ в отношении единого социального налога (взноса).
Работник бюджетной организации получил в начале года материальную помощь в размере 2000 руб. В течение года он уволился в связи с выходом на пенсию. Будет ли облагаться единым социальным налогом взносом материальная помощь в связи с выходом на пенсию?
Согласно п.2 ст.238 Кодекса, не подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за год по каждому из следующих оснований:
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Следовательно, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своему работнику, и суммы материальной помощи в течение года, оказываемой уже бывшему своему работнику (одно и тоже физическое лицо), уволившемуся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, суммируются, и для суммарного значения Кодексом установлен критерий - 2000 руб.
Организация выплачивает физическому лицу заработную плату за выполненную работу. Подлежит ли обложению единым социальным налогом (взносом) такая выплата в части уплаты в Фонд социального страхования?
Согласно п.1 ст.236 в редакции Закона от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ объектом обложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
В соответствии с п.3 ст.238 Кодекса в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в п.1 и 2 (перечень сумм, не подлежащих обложению единым социальным налогом (взносом) таких, как государственные пособия, установленные компенсационные выплаты и т.д.) указанной статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Следовательно, в случае если работодатель производит физическому лицу выплаты, предусмотренные условиями договора гражданско-правового характера (регулируемого Гражданским кодексом РФ), то с таких выплат не начисляется сумма единого социального налога (взноса) в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ.
В случае если работодатель заключил трудовой договор (регулируемый Кодексом законов о труде РФ) с физическим лицом, то объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты по всем основаниям. Исключения составляют выплаты из средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), а также выплаты сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей в части, не превышающей 1000 руб. на одного работника за календарный месяц.
Авторские вознаграждения за использование изобретения выплачиваются в соответствии с обязательствами предприятия по гражданско-правовым договорам, срок действия которых определяется сроком действия патента на изобретение. Правомерно ли не включать суммы выплат вознаграждений авторам за использование изобретений в налоговую базу для исчисления единого социального налога (взноса)?
Статьей 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.
Согласно Патентному закону Российской Федерации от 23 октября 1992 г. N 3517-1, автором изобретения признается физическое лицо, творческим трудом которого оно создано.
Право на получение патента на изобретение, созданное работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю. При этом автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между работником (автором изобретения) и работодателем (патентообладателем).
Таким образом, выплаты по договорам, образец которых приложен к письму организации, есть не что иное, как вознаграждения, выплачиваемые работнику - автору изобретения за творческий труд, связанный с исполнением служебных обязанностей, или по заданию работодателя. На выплаты по таким договорам в соответствии со ст.236 Кодекса должен начисляться единый социальный налог.
Облагаются ли единым социальным налогом (взносом) денежные выплаты, вещевое и продовольственное довольствие преподавателей военных кафедр общеобразовательных высших учебных заведений?
Для Министерства образования РФ, других федеральных исполнительных органов власти, общеобразовательных высших учебных заведений освобождение от уплаты единого социального налога в части выплат преподавателям военных кафедр формулируется следующим образом. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2001 год" в 2001 г. Министерство обороны РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, освобождены от уплаты единого социального налога (взноса) в части, исчисляемой и уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд РФ с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что Министерством обороны РФ, по согласованию с государственными, муниципальными или имеющими государственную аккредитацию негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, может осуществляться назначение военнослужащих в качестве преподавателей военных кафедр названных высших учебных заведений. При этом, согласно постановлению Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. N 1255 "Об обучении граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования", такие военнослужащие считаются проходящими военную службу. Выплата денежного довольствия военнослужащим военных кафедр должна осуществляться в размерах и порядке, установленных законодательством РФ для военнослужащих. Порядок обеспечения военнослужащих, проходящих службу на военных кафедрах, продовольственным, вещевым и другими видами довольствия (кроме денежного) определяется Министерством обороны РФ. Министерство образования РФ и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны при этом финансировать выплаты довольствия военнослужащим военных кафедр.
Таким образом, на денежное, вещевое, продовольственное довольствие и иные выплаты преподавателям военных кафедр, являющимся военнослужащими, проходящими действительную военную службу в учреждениях Министерства образования РФ или других федеральных органах исполнительной власти, единый социальный налог в 2001 г. начисляться не должен.
Облагается ли налогом оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами для участия в соревнованиях и для учебно-тренировочного процесса?
Функционирование системы физической культуры и спорта регламентируется Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и законами субъектов РФ, в частности Законом г. Москвы от 26 июня 1996 г. N 20 "О физической культуре и спорте".
Порядок и источники финансирования учебно-тренировочных процессов и соревнований, определенные названными законами, допускают возможность применения норм расходов по финансовому обеспечению спортивно-массовых мероприятий, установленных исполнительными органами власти РФ и субъектов РФ, в частности комитетами физкультуры и спорта региональных органов исполнительной власти.
При проведении спортивных мероприятий оплата стоимости питания судьям, организаторам и обслуживающему персоналу по этим нормам не будет облагаться единым социальным налогом в том случае, если:
- лица указанных должностей являются работниками физкультурно-спортивных организаций;
- организации, работниками которых являются судьи, организаторы и обслуживающий персонал, соответствуют перечню субъектов физкультурно-спортивного движения, определенному законодательством РФ;
- мероприятия, при проведении которых указанным лицам производится оплата питания, являются учебно-тренировочным процессом или соревнованиями.
К физкультурно-спортивным организациям относятся субъекты физкультурно-спортивного движения, поименованные в ст.5 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Спортсменами, согласно законодательству, являются лица, систематически занимающиеся спортом и выступающие на спортивных соревнованиях. Оплата питания спортсменам - участникам учебно-тренировочного процесса и соревнований, на основании подпункта 2 п.1 ст.238 Кодекса не должна облагаться единым социальным налогом.
Должен ли уплачивать единый социальный налог иностранный гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем?
Пунктом 2 ст.239 НК РФ предусмотрено, что в случаях, если в соответствии с законодательством РФ иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории РФ деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 ГК РФ).
Согласно ст.3 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (города без районного деления), районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту постоянного жительства этого лица.
Выдача административным органом свидетельств лицам, не имеющим в паспорте отметки органа регистрационного учета (органа внутренних дел или органа местного самоуправления) о регистрации места жительства в зоне действия органа, осуществляющего регистрацию предпринимателей без образования юридического лица, является нарушением действующего законодательства.
Следовательно, иностранный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ только при наличии государственного свидетельства. Свидетельство о предпринимательской деятельности выдается гражданам, зарегистрированным по месту постоянного жительства. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, обладают правами на социальное обеспечение наравне с гражданами РФ. Таким образом, суммы, полученные от предпринимательской деятельности иностранными гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) аналогично предпринимателям - гражданам РФ.
Л.В. Константинова
"Гражданин и право", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы на вопросы
Автор
Л.В. Константинова
"Гражданин и право", 2002, N 6