Порядок исчисления и уплаты ЕСН индивидуальными предпринимателями
В соответствии со ст.11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (далее - индивидуальные предприниматели).
Следует иметь в виду, что согласно указанной статье физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
В данной статье будет рассмотрен порядок исчисления и уплаты единого социального налога индивидуальными предпринимателями.
Объект налогообложения
В соответствии со ст.235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются:
- лица, производящие выплаты физическим лицам (далее -работодатели), в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Если индивидуальный предприниматель одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным выше, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Согласно п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 2 ст.236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Из изложенного выше следует, что если индивидуальные предприниматели выступают в качестве работодателей, то они производят исчисление ЕСН с выплат, производимых в пользу наемных работников, а также с выплат и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера. При этом индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве работодателей, не производят исчисление ЕСН с вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, так как последние согласно ст.244 НК РФ являются самостоятельными плательщиками налога со своих доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Другими словами, индивидуальные предприниматели являются плательщиками ЕСН как с дохода от предпринимательской деятельности, так и с выплат, производимых в пользу наемных работников.
Уплата налога за наемных работников, а также с доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, производится индивидуальным предпринимателем по месту постановки на налоговый учет по месту жительства (ст.83 НК РФ).
Порядок исчисления и уплаты ЕСН индивидуальными
предпринимателями - работодателями
Сумму ЕСН (авансовых платежей по ЕСН) индивидуальные предприниматели должны исчислять отдельно в отношении каждого фонда как соответствующую процентную долю налоговой базы. При этом уплату необходимо производить отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Правоотношения по уплате ЕСН индивидуальными предпринимателями -работодателями определяются нормами, установленными пунктами 1 и 3 ст.236, пунктами 1, 2 и 4 ст.237, ст.238, п.1 ст.241, ст.242, ст.243 НК РФ.
Льгота, установленная пп.1 п.1 ст.239 НК РФ в части освобождения организаций любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, или III группы, не вправе применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выплаты в пользу инвалидов.
Индивидуальными предпринимателями - работодателями могут применяться регрессивные ставки налога в соответствии с п.2 ст.241 НК РФ*(1).
Данные о суммах исчисленных и уплаченных индивидуальными предпринимателями - работодателями авансовых платежей по ЕСН необходимо отражать в расчете, представляемом ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49. Данным приказом также утвержден порядок заполнения форм расчетов авансовых платежей по ЕСН (взносу).
Уплату ежемесячных авансовых платежей следует производить не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим.
Следует иметь в виду, что по результатам работы за год индивидуальные предприниматели - работодатели обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждена приказом МНС России от 27.12.2001 N БГ-3-05/573. Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу (взносу) утверждена приказом МНС России от 31.01.2002 N БГ-3-05/45.
Что касается отчетности по средствам ФСС РФ, то согласно п.5 ст.243 НК РФ она представляется страхователями ежеквартально*(2).
Так, пунктом 5 ст.243 НК РФ установлено, что ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по форме 4-ФСС РФ*(3) о суммах:
- начисленного налога в ФСС РФ;
- использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
- направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- расходов, подлежащих зачету;
- уплачиваемых в ФСС РФ.
В налоговый орган по месту регистрации налогоплательщики представляют 2-й экземпляр Раздела I "Расчеты по единому социальному налогу (взносу)" формы 4-ФСС РФ.
Кроме того, индивидуальные предприниматели - работодатели представляют:
- ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной приказом МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153;
- не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговые органы расчет (декларацию) по страховым взносам по окончании расчетного периода (года) по форме, утвержденной приказом МНС России;
- не позднее 1 июля года, следующего за истекшим, в ПФ РФ копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган.
Страхователи представляют в ПФ РФ сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
Порядок исчисления ЕСН индивидуальными
предпринимателями - не работодателями
Расчет и уплата авансовых платежей
Правоотношения по уплате ЕСН индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями, определяются нормами, установленными пунктами 2 и 3 ст.236; пунктами 3 и 4 ст.237; абз.2 п.2 ст.239; п.3 ст.241; ст.242; ст.244 НК РФ.
Кроме того, названные выше предприниматели не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в ФСС РФ.
Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ.
Пункт 3 ст.241 НК РФ:
Для налогоплательщиков, указанных в пп.2 п.1 ст.235 НК РФ, если иное не предусмотрено п.4 настоящей статьи, применяются ставки, представленные в табл.1.
Таблица 1
Налоговая база нарастающим ито- гом с начала года |
Федеральный бюджет | Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
1 |
2 |
ФФОМС 3 |
ТФОМС 4 |
5 |
До 100 000 руб. | 19,2% | 0,2% | 3,4% | 22,8% |
От 100 001 до 300 000 руб. |
19 200 руб. + 10,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
200 руб.+ 0,1% с суммы, превы- шающей 100 000 руб. |
3400 руб. + 1,9% с суммы, превы- шающей 100 000 руб. |
22 800 руб. + 12,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
От 300 001 до 600 000 руб. |
40 800 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
400 руб. | 7200 руб. + 0,9% с суммы, превы- шающей 300 000 руб. |
48 400 руб. + 6,4% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. |
57 300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
400 руб. | 9900 руб. | 67 600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Если налогоплательщики осуществляют предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. Сумма предполагаемого дохода и сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов, определяются налогоплательщиком самостоятельно. В данном случае расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ.
Пунктом 4 ст.244 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели производят уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:
- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей;
- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь - декабрь не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Следует отметить, что расчет ЕСН по итогам налогового периода производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, исходя из всех полученных за этот период доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Согласно абзацам 2 и 3 п.1 ст.244 НК РФ для исчисления суммы ЕСН (авансового платежа по ЕСН) применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в ПФ РФ. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем 1/2 ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков п.3 ст.241 НК РФ с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы.
Вместе с тем Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" тарифы страховых взносов (размер фиксированного платежа) по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей не установлены и до соответствующего законодательного регулирования для них отсутствуют правовые основания для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с собственных доходов.
Вместе с тем следует отметить, что в момент написания статьи в Госдуме принят во втором чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который принципиально меняет описанный в данной статье подход к исчислению ЕСН для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕСН с собственных доходов, а именно: "уходит" понятие налогового вычета для данной категории налогоплательщиков, независимо устанавливаются ставки по ЕСН, в том числе в части федерального бюджета, а также устанавливается минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии*(4).
Следует обратить внимание на норму п.3 ст.244 НК РФ: в случае значительного (более чем на 50%) увеличения дохода в налоговом периоде индивидуальный предприниматель обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую налоговую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. Тогда налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой налоговой декларации.
Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
Расчет ЕСН индивидуальными предпринимателями - инвалидами
На основании пп.3 п.1 ст.239 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождаются от уплаты ЕСН в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Рассмотрим на примере 1 особенность расчета ЕСН индивидуальным предпринимателем, являющимся инвалидом.
Пример 1*(5)
Допустим, что налоговая база предпринимателя, являющегося инвалидом, составит 280 000 руб. Для упрощения рассчитаем общую сумму ЕСН без разбивки по фондам.
Сумма льготы составляет 100 000 руб. Налоговая база, с которой уплачивается ЕСН, составляет 180 000 руб. (280 000 руб. - 100 000 руб.) (см. табл.2).
Таблица 2
Интервалы налоговой базы |
Облагаемая налоговая база |
Ставки | Сумма ЕСН |
100 001 - 300 000 руб. |
180 000 руб. (280 000 руб. - 100 000 руб.) |
22 800 руб. + 12,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
0 руб. 23 040 руб. |
В том числе: 100 000 руб. |
100 000 руб. |
0% |
|
Свыше 100 000 руб. |
180 000 руб. | 12,8% | |
Итого: | 23 040 руб. |
В данном случае налоговая база (280 000 руб.) относится к интервалу от 100 001 до 300 000 руб. При этом с суммы 180 000 руб., как превышающей 100 000 руб., ЕСН исчисляется по ставке 12,8 %.
Таким образом, с налоговой базы инвалида 100 000 руб. исчисление ЕСН не производится, а с суммы, превышающей 100 000 руб., то есть со 180 000 руб., подлежит уплате данный налог в сумме 23 040 руб.
Следует обратить внимание на то, что страховые взносы в ПФ РФ должны исчисляться с налоговой базы 280 000 руб. на основании п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), согласно которому базой для начисления страховых взносов является налоговая база по ЕСН, установленная главой 24 НК РФ.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в ПФ РФ являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные статьями 236-238 НК РФ. Но вместе с тем Законом N 167-ФЗ не установлены льготы по уплате страховых взносов, как это предусмотрено для уплаты ЕСН ст.239 НК РФ.
Уплата ЕСН по итогам года
В соответствии с п.5 ст.244 НК РФ индивидуальные предприниматели по итогам налогового периода обязаны самостоятельно произвести расчет ЕСН, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, по ставкам, указанным в п.3 ст.241 НК РФ. Кроме того, они должны представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация представляется по форме, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2000 N БГ-3-07/456. Данным приказом также утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу (взносу) для индивидуальных предпринимателей (включая применяющих упрощенную систему налогообложения), родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств.
При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с расчетами и (или) налоговой декларацией по ЕСН.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой ЕСН, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, должна быть уплачена не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачтена в счет предстоящих платежей по ЕСН или возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ.
Кроме того, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим, индивидуальные предприниматели представляют в ПФ РФ копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган.
Страхователи представляют в ПФ РФ сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
Особенности исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями,
применяющими упрощенную систему налогообложения
До 1 января 2002 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, при исчислении ЕСН объектом налогообложения являлся доход, определяемый из стоимости патента.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.236 НК РФ с 1 января 2002 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, при исчислении ЕСН объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), с учетом положений п.3 ст.237 НК РФ. Кроме того, установлено, что для таких предпринимателей налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 (абз.2 п.3 ст.237 НК РФ).
Согласно п.3 ст.3 Закона N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Расчет сумм авансовых платежей по ЕСН, подлежащих уплате в течение 2002 года, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период (произведение валовой выручки за 2001 год и коэффициента 0,1) и ставок налога, указанных в п.3 ст.241 НК РФ.
При этом для налогоплательщиков, у которых налоговая база удовлетворяет критерию от 100 001 руб. и выше, налоговые органы при расчете авансовых платежей на текущий налоговый период вправе использовать регрессивные ставки налога.
Особенности исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями,
переведенными на уплату ЕНВД
Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) внесены изменения, касающиеся в том числе исключения платежей в государственные внебюджетные фонды (ЕСН) из состава платежей, которые не взимаются с плательщиков единого налога на вмененный доход. Глава 24 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) изменений, связанных с порядком исчисления и представлением налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в налоговые органы расчетов по авансовым платежам, не содержит.
Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, согласно абз.1 п.2 ст.236 НК РФ при исчислении ЕСН объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской и иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Расчет сумм авансовых платежей по ЕСН на 2002 год для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход производится налоговыми органами исходя из налоговой базы данного налогоплательщика (доходы за минусом расходов, связанных с их извлечением) за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ.
Поскольку для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход не утверждена книга учета доходов и расходов, то при исчислении ЕСН в соответствии с п.2 ст.4 Закона N 148-ФЗ они вправе вести книгу учета доходов и расходов в произвольной форме либо по форме, установленной для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Пример 2
Индивидуальный предприниматель, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, занимается торгово-закупочной деятельностью. Он закупает товары у частных лиц и поэтому не имеет документов, подтверждающих их стоимость. Ранее расходы по стоимости товара, на который отсутствовали закупочные документы, считались в размере 20% от цены его реализации. Возникает вопрос: можно ли уменьшить налоговую базу по ЕСН на 20%, то есть учесть документально не подтвержденные расходы?
При рассмотрении данной ситуации следует иметь в виду следующее. В соответствии с п.3 ст.237 НК РФ налоговая база по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями, в 2002 году определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава расходов, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
Таким образом, учитывая положения п.1 ст.252 НК РФ, документально не подтвержденные расходы индивидуальных предпринимателей (в том числе переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности) с 1 января 2002 года не принимаются к вычету при определении налоговой базы по ЕСН.
В связи с изложенным стоимость товаров, закупленных индивидуальными предпринимателями, в том числе переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, на которые отсутствуют закупочные документы, не подлежит включению в состав расходов, принимаемых согласно п.3 ст.237 НК РФ к вычету при определении налоговой базы по ЕСН у названной категории налогоплательщиков.
Н.В. Криксунова,
советник налоговой службы I ранга,
из Департамента единого социального налога МНС России
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О применении регрессивной ставки ЕСН см. статью "Новый порядок перехода на регрессивную шкалу ставки ЕСН" // РНК. 2002. N 8.
*(2) Отчетный период по ЕСН и период представления отчетности по средствам государственного социального страхования совпадают.
*(3) Форма 4-ФСС РФ установлена постановлением Правительства РФ от 06.12.2001 N 122 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)".
*(4) Указанные изменения планируется ввести в действие с 1 января 2002 года.
*(5) : Обращаем внимание на то, что с принятием изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ ставки ЕСН в части федерального бюджета изменятся. Поэтому будем считать этот пример условным и поясняющим принцип расчета ЕСН у индивидуального предпринимателя-инвалида.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99