Проект федерального закона N 217672-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
справку о состоянии законодательства
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3506; 1996, N 17, ст.1917; N 49 ст.5500; 1997, N 12, ст.1378; 2000, N 32, ст.3300) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить пункт 1 статьи 1 дополнить# абзацем следующего содержания:
"депрессивные территории - муниципальные образования, имеющие однородную структуру экономики, оказавшиеся в результате острого кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии крайнего экономического упадка".
2. Дополнить пункт 16 части первой статьи 4 после слов "закрытых административно-территориальных образований" словами "наукоградах и депрессивных территориях".
3. Внести в Федеральный закон новую статью 5-1 следующего содержания:
"Статья 5-1. Общие принципы осуществления органами государственной власти контрольных функций в отношении местного самоуправления.
1. Органы государственной власти осуществляют контроль соответствия решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления нормам Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, конституциям, уставам, законам субъектов Российской Федерации.
Контроль должен осуществляться с соблюдением принципа соразмерности степени вмешательства контролирующего органа и значимости интересов, которые он намерен защитить.
2. Формы и пределы предусмотренного настоящим Федеральным законом государственного контроля определяются федеральными законами, а полномочия органов, осуществляющих государственный контроль, определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".
4. Статью 6 Федерального закона изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления.
1. В ведении местного самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
5) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
6) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
7) муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
8) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
9) организация, содержание и развитие муниципальных энерго- газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
10) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
11) благоустройство территории муниципального образования;
12) организация утилизации и переработки отходов;
13) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
14) организация и содержание муниципальных архивов;
15) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
16) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
17) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
18) создание условий для деятельности средств массовой информации в муниципальном образовании;
19) создание условий для развития физкультуры и спорта в муниципальном образовании;
20) организация транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования;
21) обеспечение социальной поддержки населения.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только Федеральным законом "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями", законами субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".
5. Дополнить Федеральный закон новой статьей 6-1 следующего содержания:
"Статья 6-1. Предметы совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
1. В совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления находятся следующие опросы:
1) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
2) организация, содержание и развитие учреждений дошкольного, основного общего и дополнительного образования;
3) организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
4) охрана окружающей среды на территории муниципального образования;
5) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании;
6) осуществление мероприятий по гражданской обороне, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия по предметам совместного ведения:
1) В сфере комплексного социально-экономического развития муниципальных образований:
- участие в разработке и принятии комплексных программ социально-экономического развития территории;
- разработка и принятие комплексных программ социально-экономического для муниципальных образований, признанных в установленном порядке депрессивными территориями;
- принятие и реализация комплексных программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований;
2) в сфере организации, содержания и развития учреждений дошкольного, основного общего и дополнительного образования:
- реализация полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством;
- обеспечение выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений;
3) в сфере организации, содержания и развития учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения:
- реализация полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством;
- обеспечение выплаты заработной платы работникам учреждений здравоохранения в части бюджетного финансирования.
3. Местное самоуправление осуществляет следующие полномочия по предметам совместного ведения:
1) в сфере комплексного социально-экономического развития муниципальных образований:
- принятие и реализация за счет собственных материальных и финансовых ресурсов комплексных и по отдельным видам деятельности муниципальных программ социально-экономического развития территории;
- привлечение на договорной основе материальных и финансовых ресурсов для реализации комплексных муниципальных программ социально-экономического развития территории;
- участие в разработке и реализации государственных планов и программ в части, касающейся территории муниципального образования;
- координация деятельности организаций любых форм собственности по реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- определение долгосрочной перспективы развития муниципального образования;
2) в сфере организации, содержания и развития учреждений дошкольного, основного общего и дополнительного образования:
- реализация полномочий, отнесенных к компетенции местного самоуправления федеральным законодательством;
- содержание объектов учреждений дошкольного, основного общего и дополнительного образования;
3) в сфере организации, содержания и развития учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения:
- реализация полномочий, отнесенных к компетенции местного самоуправления федеральным законодательством.
4. Порядок разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанными в настоящей статье, устанавливается федеральными законами".
6. Статью 9 Федерального закона изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местного# самоуправление.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в решении вопросов комплексного социально-экономического развития муниципальных образований путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых программ и региональных программ.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность перед местным самоуправлением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления от имени населения муниципального образования осуществляют муниципальный контроль за соблюдением органами государственной власти законных прав и интересов граждан.
4. В целях осуществления муниципального контроля органы местного самоуправления вправе:
- получать полную и достоверную информацию о деятельности органов государственной власти;
- направлять в адрес органов государственной власти обращения, обязательные к рассмотрению по существу;
- обращаться в суд с исками о признании актов, действий и бездействий органов государственной власти недействительными, незаконными или не подлежащими применению.
Лица, получившие от органов государственной власти информацию, распространение которой ограничено действующим законодательством, несут ответственность за сохранение установленного режима хранения и распространения соответствующих сведений".
7. Внести в Федеральный закон новую статью 9-1 следующего содержания:
"Статья 9-1. Взаимодействие органов и должностных лиц местного самоуправления и населения муниципального образования.
1. Выборные и иные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования непосредственно в лице собраний (сходов), граждан, иных форм прямого волеизъявления; в лице представительного органа местного самоуправления, а также иных формах, предусмотренных законодательством, уставом муниципального образования.
Отчеты выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, муниципальных служащих, замещающих должности руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления, проводятся не реже одного раза в год и подлежат обязательному опубликованию.
2. Выборные должностные лица местного самоуправления, депутаты представительного органа местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, муниципальные служащие, замещающие должности руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления, обязаны регулярно, не реже одного раза в месяц вести прием населения.
3. Для обсуждения наиболее важных вопросов местного значения, признанных таковыми по решению представительного орган# местного самоуправления, перспективных и ежегодных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, наиболее информирования населения о деятельности органов местного самоуправления могут проводиться публичные слушания и другие формы коллективного обсуждения, охватывающие как все население муниципального образования, так и население отдельных территорий, входящих в состав муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, других форм коллективного обсуждения вопросов местного значения устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования.
4. Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящем Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации".
8. Дополнить пункт 1 статьи 12 Федерального закон# частью 4 следующего содержания:
"Муниципальное образование образуется решением населения городского, сельского поселения или иной территории, принятым на референдуме или сходе граждан. Объединение или разделение муниципальных образований, влекущее за собой упразднение муниципального образования или создание нового муниципального образования, может иметь место на основе волеизъявления каждого из муниципальных образований, выраженного на референдуме или сходе граждан".
9. Дополнить подпункт 3 пункта 3 статьи 15 после слов "программ развития муниципального образования" словами "включая программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования".
10. Дополнить подпункт 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона после слов "предусмотренных уставами муниципальных образований" словами "отмена, приостановление противоречащих уставу муниципального образования нормативных актов исполнительных органов, глав муниципальных образований, муниципальных служащих, замещающих должности руководителей структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления".
11. Дополнить пункт 4 статьи 15 Федерального закона частью второй следующего содержания:
"Представительный орган местного самоуправления вправе своим решением принять к своему ведению любой вопрос местного значения, приостановив действие полномочий по этому вопросу любого другого органа и должностного лица местного самоуправления до решения суда в соответствии со статьей 49 настоящего Федерального закона".
12. Дополнить статью 35 пунктом 4 следующего содержания:
"4. Одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый год составляется план развития муниципальной экономики, формируемый на основе муниципальной программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, принятой представительным органом местного самоуправления".
13. Дополнить пункт 2 статьи 44 Федерального закона после слов "должностными лицами, их принявшими" словами "представительными органами местного самоуправления в рамках осуществления контрольной деятельности в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 15" и далее по тексту.
14. Статью 48 Федерального закона изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает на основании утраты доверия населения.
2. Порядок привлечения к ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяется законодательством субъектов Российской Федерации о выборах, если иной порядок не предусмотрен уставом муниципального образования".
15. Пункты 4, 5, 6, 7, 8, 9 статьи 49 Федерального закона считать соответственно пунктами 5, 6, 7, 8, 9, 10.
16. Дополнить статью 49 Федерального закона пунктом 4 следующего содержания:
"4. В случае если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования систематически (трижды в течение года) совершены действия (бездействия), признанные судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, либо систематически (трижды в течение года) совершены правонарушения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, либо главой муниципального образования допущено однократное грубое нарушение исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения от должности главы муниципального образования.
Представительный орган распускается, а глава муниципального образования отрешается от должности в порядке, предусмотренном частью 5 пункта 3, пунктами 5 и 6 настоящей статьи".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.