Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1995 году.
Применение названного Федерального закона выявило ряд проблем, законодательное решение которых сделает функционирование системы местного самоуправления более эффективным.
В числе ключевых проблем:
- дисбаланс объема обязанностей местного самоуправления и их ресурсного обеспечения (материальных, финансовых и иных возможностей);
- установление разумного соотношения государственного контроля деятельности местного самоуправления и его самостоятельности;
- организация взаимодействия органов местного самоуправления между собой и с органами государственной власти.
Законопроект предлагает, во-первых, пересмотреть круг вопросов местного значения с точки зрения теории управления. Т.е. при решении вопроса о пересмотре полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления за основу взята возможность оптимально организовать управление в муниципальном образовании. При этом не нарушаются конституционные права и гарантии населения на осуществление местного самоуправления: не нарушено право на самостоятельное определение местным самоуправлением структуры органов местного самоуправления, на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в т.ч. тех из них, которые непосредственно указаны в Конституции Российской Федерации.
Законопроект содержит нормы, регламентирующие контроль государства за деятельностью местного самоуправления. Впервые предлагается ввести норму о контроле местного самоуправления за надлежащим выполнением государством обязательств перед местным самоуправлением. Такая норма позволит органам местного самоуправления реально защищать права населения муниципальных образований.
Вводятся нормы, усиливающие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за те или иные нарушения. Предусматривается ответственность не только за принятие незаконных правовых актов, но и незаконные действия (бездействия), за систематическое нарушение законодательства.
Предлагается выделить в отдельную статью 6-1 предметы совместного ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В эту статью отнесены комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, а также вопросы организации, содержания и развития учреждений образования и здравоохранения, и некоторые другие. Такое предложение обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на получение бесплатного дошкольного, основного общего образования и бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Поэтому обеспечение этого права должно быть предметом совместной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Обязательным для государства становится участие в комплексном социально-экономическом развитии муниципальных образований. Для последних же становится обязательным элементом наличие программ комплексного социально-экономического развития. Эти программы становятся основой для составления плана муниципальной экономики, который принимается одновременно с муниципальным бюджетом на очередной год.
Предлагаемый подход обеспечит мобилизацию имеющихся ресурсов, планирование и прогнозирование деятельности местного самоуправления, заинтересованность территорий в своем развитии.
В законопроекте предлагается повысить роль представительных органов местного самоуправления предоставлением указанным органам права отменять или приостанавливать действие актов других органов и должностных лиц местного самоуправления, так и предоставлением им права принимать к своей компетенции любой вопрос местного значения, приостановив полномочия по этому вопросу любых других органов и должностных лиц местного самоуправления.
Законопроект содержит нормы, регламентирующие контроль государства за деятельностью местного самоуправления, а также нормы, усиливающие ответственность местного самоуправления за те или иные нарушения.
В целом принятие законопроекта будет способствовать продолжению формирования местного самоуправления как института властных полномочий, совершенствованию системы управления социально-экономическими процессами в России, осуществлению государственных реформ и управления с учетом мнения населения на местах.
В качестве более частных решаются задачи совершенствования формирования компетенции местного самоуправления; повышения ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством при одновременном усилении государственного контроля деятельности местного самоуправления, решения вопроса персональной ответственности во взаимоотношениях и деятельности всех без исключения субъектов социальной и экономической жизни в государстве; расширения возможности участия населения в управлении социально-экономической жизнью.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Предметы ведения местного самоуправления и вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов местного самоуправления и населения, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления регулируются такими федеральными законами как "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и другими федеральными законами, регулирующими отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Перечень
законов и иных нормативно-правовых актов, подлежащих отмене, изменению
или дополнению в случае принятия данного федерального закона
Принятие настоящего федерального закона потребует внесения изменений в федеральные законы, регулирующие межбюджетные отношения, а также принятие новых федеральных законов, регулирующих вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также вопросы организации и содержания муниципальных органов охраны общественного порядка. Также потребует принятия новых федеральных законов, регулирующих вопросы государственной поддержки депрессивных территорий и муниципального планирования в сфере комплексного социально-экономического развития территорий.
Финансово-экономическое обоснование
данного федерального закона
Принятие данного федерального закона не требует дополнительных расходов из федерального бюджета, так как предметом правового регулирования данного закона являются вопросы перераспределения полномочий, вопросы взаимодействия и ответственности и не затрагиваются финансово-экономические основы государственной власти и местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.