Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 мая 2002 г. N КА-А40/2961-02
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 7 февраля 2001 года признаны недействительными решение и предписание Комиссии МАП России от 29.11.01 в части, касающейся распоряжений Мэра Москвы N 50-РМ от 21.01.00, N 182-РМ от 17.02.00, N 165-РМ от 28.02.01; N 707-РМ от 05.07.00; N 785-РМ от 24.07.00; N 610-РМ от 03.07.01; N 752-РМ от 30.07.01.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что МАП России документально не подтвердил нарушение Мэром Москвы при издании вышеперечисленных распоряжений норм ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", поскольку не представил надлежащих доказательств предоставления АК "ММБ-Банк Москвы" льгот, которые бы поставили названный банк в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, путем принятия нормативных актов или осуществления каких-либо действий.
При этом суд сослался на ст. 13 ГК РФ; ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", ст. 53 АПК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МАП России просит об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права: ст. 13 ГК РФ; ст.ст. 12, 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"; ст.ст. 17; 6, 155, 162 Бюджетного Кодекса РФ; ст.ст. 59, 125, 127 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Мэра Москвы и Банка Москвы, возражавших против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2002 по делу N А40-329/02-121-3, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
29 ноября 2001 года комиссией МАП России по делу N 2-12/890-01 было вынесено решение, которым в действиях Мэра Москвы признаны нарушения антимонопольного законодательства - статей 12 и 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", выразившиеся: в издании распоряжений Мэра Москвы N 50-РМ от 21.01.00, N 182-РМ от 17.02.00, N 165-РМ от 28.02.01, N 707-РМ от 05.07.00, N 610-РМ от 03.07.01, N 785-РМ от 24.07.00 и N 752-РМ от 30.07.01 и в привлечении коммерческих банков к обслуживанию бюджетных счетов города Москвы без проведения открытого конкурса.
В оспариваемом решении Комиссии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства указано, что вышеперечисленные акты Мэра Москвы нарушают антимонопольное законодательство, поскольку данные акты направлены на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям, ущемляя при этом интересы других финансовых организаций.
Однако, в нарушение ст. 53 АПК РФ, МАП России не представил никаких доказательств в подтверждение своих выводов.
Относительно распоряжений Мэра Москвы N 50-РМ от 21.01.00 "Об открытии счетов по исполнению бюджета и целевых бюджетных фондов", N 182-РМ от 17.02.00 "Об обслуживании бюджетных счетов" и N 165-РМ от 28.02.01 "О внесении изменений в порядок обслуживания бюджетных счетов" имеется судебный акт. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.01 установлено отсутствие нарушений статей 12 и 13 ФЗ N 117 со стороны Мэра Москвы при издании им указанных выше распоряжений (Постановлением ФАС МО 08.04.02 решение оставлено без изменения N КА-А40/2961-02).
Издание других четырех распоряжений, относительно которых также было принято решение Комиссией МАП, не могло привести к созданию необоснованно благоприятных условий деятельности отдельных финансовых организаций, в т.ч. Банку Москвы, поскольку они не регулируют вопросы открытия и ведения бюджетных счетов.
Так, распоряжение N 707-РМ от 05.07.00 предусматривает:
новый порядок зачисления арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в собственности города Москве, т.е. с 1 июля 2000 года арендная плата должна зачисляться в бюджет города на счета Департамента финансов г. Москвы;
обязанность Департамента финансов ежедневно вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом, совершать в отношении его любые действия. Правомочия собственника в городе Москве в отношении государственной и муниципальной собственности осуществляют органы власти города. В соответствии со ст. 11 Устава города Москвы, утвержденного Законом г. Москвы от 28.06.95, к органам власти города отнесены: Московская городская Дума, Московская городская администрация, Мэр Москвы, Правительство Москвы. В рамках осуществления правомочий собственника по использованию средств, получаемых от аренды городского имущества, принято Распоряжение N 707-РМ.
Распоряжением N 785-РМ от 24.07.00 установлен контроль за поступлением платежей за аренду нежилых помещений.
Распоряжением N 610-РМ от 03.07.01 рекомендовано руководителям различных комитетов городского хозяйства внедрять в практику новые банковские продукты.
Распоряжением N 752-РМ от 30.07.01 установлены единые для всех коммерческих банков обязательные к применению размеры начислений по ежедневным остаткам денежных средств на счетах предприятий, учреждений и организаций.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что названные распоряжения никаких благоприятных условий для деятельности Банка Москвы (в т.ч. дополнительно получаемой Банком прибыли) не предоставили.
Доводы ответчика относительно неправильно примененных судом норм материального права - ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции..." несостоятельны.
Данная норма закона устанавливает необходимость проведения конкурса по отбору кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами бюджета.
К вышеназванным распоряжениям указанная правовая норма не применима, поскольку распоряжения Мэра, относительно которых было принято решение Комиссией МАП, не регулируют порядок осуществления отдельных операций со средствами бюджета.
Банк Москвы создан во исполнение Распоряжения Мэра N 105-РМ от 02.03.95 специально для работы со средствами бюджета г. Москвы и обслуживания муниципальных организаций, предприятий и учреждений, что следует из учредительных документов Банка, зарегистрированных государственными органами в установленном законом порядке. Ведение некоторыми банками, в т.ч. Банком Москвы, счетов муниципальных предприятий и организаций, законодатель не относит к "отдельным операциям со средствами бюджета".
Статья 13 ФЗ N 117 требований по обязательному конкурсному отбору кредитных организаций для обслуживания бюджетных счетов предприятий и организаций, являющихся собственностью города, не устанавливает.
Следовательно, сосредоточение в некоторых кредитных организациях, в частности, в Банке Москвы и Московском банке Сбербанка России, счетов ряда бюджетных организаций не нарушает правил антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Всем доводам заявителя судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 59 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2002 по делу N А40-329/02-121-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2002 г. N КА-А40/2961-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании