Письмо Федеральной налоговой службы от 8 августа 2022 г. N АБ-19-14/180
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.
Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица (пункт 7 статьи 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10 статьи 83 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.
По сведениям Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН) заявитель поставлен на учет в Межрайонной ИФНС России по месту жительства, в связи с поступлением из регистрирующего органа сведений о факте выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 85 Кодекса.
Таким образом, постановка на учет с присвоением ИНН в налоговом органе осуществлена в соответствии с нормами Кодекса. Процедура "удаления" ИНН по желанию налогоплательщика не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Необходимо отметить, что присвоение ИНН не препятствует реализации гражданином гарантированных ему Конституцией Российской Федерации прав и свобод.
ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака) и фактически является номером записи о лице в ЕГРН.
ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 84 Кодекса налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику налоговых уведомлениях.
При этом применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером. Фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах, независимо от указания или не указания в них ИНН.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.
Одновременно сообщается, что в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2000 N КАС00-273 сказано, что ИНН по своей структуре не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.
Обязанность по уплате имущественных налогов физических лиц (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц) в силу статьи 52, пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исполняется налогоплательщиком на основании направленного ему налоговым органом налогового уведомления.
Согласно пункту 3 статьи 52 Кодекса форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ (зарегистрирован в Минюсте России 28.09.2016 N 43850) утверждена форма налогового уведомления, предусматривающая включение сведений о налогоплательщике, которому направлено налоговое уведомление, в частности: сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии), идентификационном номере налогоплательщика (ИНН).
Уплата налогов возможна с использованием сервиса "Уплата имущественных налогов и НДФЛ по индексу документа" на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/payment/payment.html?payer=fl#paymentSearch) либо иным способом, в том числе через терминалы и сервисы банковских организаций, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо МФЦ (пункт 3 статьи 45 Кодекса).
На официальном интернет-сайте ФНС России действует сервис личный кабинет налогоплательщика (https://lkfl2.nalog.ru/lkfl/login), позволяющий физическим лицам без посещения налоговой инспекции получать налоговые уведомления, оплачивать налоги, получать информацию обо всех объектах налогообложения.
Таким образом, в настоящее время реализованы механизмы различных способов оплаты налогоплательщиками-физическими лицами налогов, исчисленных в соответствии с Кодексом, независящие от использования сведений об ИНН.
Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" установлено, что физические лица при заполнении распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации обязательно должны указывать значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), либо уникальный идентификатор начисления (УИН), реквизиты которые позволяют налоговым органам в автоматическом режиме идентифицировать плательщика.
При перечислении платежей третьими лицами в реквизите "ИНН" плательщика должно указываться значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.
В противном случае, перечисленные денежные средства будут учтены в информационных ресурсах налоговых органов в счет исполнения обязанности по уплате налоговых платежей третьего лица.
Направляйте обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Действительный государственный |
А.В. Бударин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые органы ведут учёт физлиц, не относящихся к ИП, на основании информации различных органов либо на основании заявления физлица. Физлица подлежат постановке на учёт по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимости и транспортных средств.
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории России по всем видам налогов и сборов ИНН. Процедура "удаления" ИНН по желанию налогоплательщика не предусмотрена.
Физлица, не являющиеся ИП, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговую декларациях, заявлениях или иных документах, указывая свои персональные данные.
ИНН по своей структуре не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физлица.
Уплата налогов возможна с использованием сервиса "Уплата имущественных налогов и НДФЛ по индексу документа" на сайте ФНС либо иным способом, в том числе через терминалы и сервисы банковских организаций, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо МФЦ.
Личный кабинет налогоплательщика позволяет физлицам получать налоговые уведомления, оплачивать налоги и получать информацию обо всех объектах налогообложения.
Письмо Федеральной налоговой службы от 8 августа 2022 г. N АБ-19-14/180
Опубликование:
-