Petroleum and petroleum products. Marking, packing, transportation and storage
УДК 665.61+665.71:346.544.44:658.788.4:621.6:006.354
МКС 75.080
Дата введения - 1 января 2023 г.
Взамен ГОСТ 1510-84
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (АО "ВНИИ НП")
2 Внесен Межгосударственным комитетом по стандартизации МТК 031 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 16 мая 2022 г. N 151-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2022 г. N 518-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1510-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2023 г.
5 Взамен ГОСТ 1510-84
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает виды тары, хранилищ и транспорта для нефти и нефтепродуктов, в т.ч. сжиженных углеводородных газов (СУГ), а также газового конденсата, требования к их подготовке, наливу, погрузке и маркировке, условия их транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.579 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 17.1.3.05 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами
ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 14192 Маркировка грузов
ГОСТ 14921 Газы углеводородные сжиженные. Методы отбора проб
ГОСТ 15846 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 25776 Упаковка. Упаковывание сгруппированных единиц продукции в термоусадочную пленку
ГОСТ 26098 Нефтепродукты. Термины и определения
ГОСТ 26319 Грузы опасные. Упаковка
ГОСТ 26663 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования
ГОСТ 30333 Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования
ГОСТ 31340 Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования
ГОСТ 31873 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб
ГОСТ 34182 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26098, ГОСТ 26319, [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автозаправочная станция; АЗС: Имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей.
3.2 автоцистерна: Автомобильное транспортное средство, изготовленное для перевозки жидкостей, газов или порошкообразных, или гранулированных веществ, и включающее одну или несколько встроенных цистерн.
Примечание - В дополнение к транспортному средству или заменяющим его узлам ходовой части, автоцистерна состоит из одного или нескольких корпусов, их элементов оборудования и фитингов для их крепления к транспортному средству или к узлам ходовой части.
3.3 ароматические углеводороды: Соединения циклического строения, полученные при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья, содержащие в своей структуре одну или несколько ароматических систем.
3.4 битумовоз-термос с теплоизоляцией: Специализированный автомобиль с обогреваемой термоизолированной цистерной для перевозки жидких битумных материалов.
3.5 вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума: Вагон, предназначенный для перевозки высоковязких и застывающих нефтепродуктов.
3.6
вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.19] |
3.7 специальный вагон-цистерна: Вагон, имеющий специальную конструкцию, устройства и оборудование, исходя из особых физико-химических свойств перевозимого груза, и предназначенный для перевозки одного груза или группы грузов, близких по своим физико-химическим свойствам.
3.8
вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
Примечание - Вагоны-хопперы закрытого типа применяются для перевозки нетоксичных, неядовитых, не слеживающихся сыпучих и гранулированных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.
[ГОСТ 34530-2019, статья 2.4.22] |
3.9 легкий вакуумный газойль: Прямогонный продукт, получаемый при вакуумной перегонке остатка атмосферной перегонки нефти - мазута, с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 61 °C, температурой застывания не ниже 16 °C, кинематической вязкостью при 50 °C от 5,0 до 25,0 мм 2/с.
3.10 тяжелый вакуумный газойль: Прямогонный продукт, получаемый при вакуумной перегонке остатка атмосферной перегонки нефти - мазута, с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 61 °C, температурой застывания не ниже 16 °C, кинематической вязкостью при 50 °C от 25,1 до 60,0 мм 2/с.
3.11 газовый конденсат: Жидкая смесь, состоящая из парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов широкого фракционного состава, содержащая примеси неуглеводородных компонентов, получаемая в результате разделения газоконденсатной смеси.
3.12 гач: Продукт депарафинизации нефтяных дистиллятных масляных погонов, используемый для производства твердых парафинов и других процессов нефтепереработки и нефтехимии, с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 180 °C, температурой плавления не ниже 49 °C, с содержанием серы не более 0,5 %.
3.13 гудрон: Остаток, образующийся в результате отгонки из остатка атмосферной перегонки нефти - мазута под вакуумом фракций, выкипающих до 600 °C.
3.14 деасфальтизат: Продукт деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков жидким пропаном, используемый в производстве остаточных смазочных масел и как сырье для каталитического крекинга и гидрокрекинга, с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 220 °C, температурой застывания не выше 65 °C, кинематической вязкостью при 100 °C от 17,0 до 35,0 мм 2/с, с содержанием серы не более 2,2 %.
3.15 дистиллят (газового конденсата): Жидкая углеводородная смесь, получаемая в результате конденсации паров при перегонке газового конденсата при атмосферном или пониженном давлении.
3.16 зачистка резервуара: Комплекс технологических операций по удалению с внутренней поверхности резервуара остатков нефти/нефтепродуктов и донных отложений.
3.17 классификационный шифр опасного груза: Условный числовой код, присвоенный опасному грузу, по которому может быть определена его опасность при транспортировании.
3.18 конденсат газовый стабильный; КГС: Газовый конденсат, получаемый путем очистки нестабильного газового конденсата от примесей и выделения из него углеводородов С 1-С 4, отвечающий требованиям соответствующего нормативного документа.
3.19 контейнер средней грузоподъемности для массовых грузов (IBC-контейнер): Грузовой пластиковый контейнер средней вместимости (емкостью от 640 до 1250 л), предназначенный для многократного применения, и используемый для транспортирования и хранения жидких, твердых и сыпучих продуктов.
3.20 контейнер-цистерна: Единица транспортного оборудования многократного использования, состоящая из котла и элементов оборудования, имеющая стандартные размеры и соответствующую прочность, конструктивно предназначенная для перевозки газообразных, жидких, твердых (порошкообразных или гранулированных) веществ различными видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов.
3.21 котел (для цистерн): Часть цистерны, в которой удерживается вещество, подлежащее перевозке, включая отверстия и их затворы, за исключением эксплуатационного оборудования или внешнего конструктивного оборудования.
3.22 кубический контейнер для битума типа кловертейнер: Контейнер из многослойного картона или фанеры на деревянном поддоне, предназначенный для упаковывания, транспортирования и хранения нефтепродуктов, включая нефтяные битумы, полимерно-битумные вяжущие, модифицированные битумы, битумные составы, сырье для производства битумов, гудроны, мастики и подобные им нефтепродукты, имеющие температуру размягчения не ниже 35 °C.
3.23 линейный алкилбензол; ЛАБ: Смесь синтетических углеводородов ароматического ряда, получаемая из побочных продуктов переработки нефти - бензина и парафинов путем алкилирования бензола моноолефинами С 10-С 13 нормального строения, применяемая в качестве сырья для производства синтетических моющих средств.
3.24 магистральный трубопровод: Единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортирования жидких или газообразных углеводородов от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалки жидких углеводородов на автомобильный, железнодорожный или водный транспорт, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения и здания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.
3.25
мелкая железнодорожная отправка: Железнодорожная отправка, для перевозки которой не требуется предоставления отдельного вагона, контейнера. [ГОСТ 34530-2019, статья 2.12.77] |
3.26 мягкий контейнер типа "биг-бэг": Корпус, изготовленный из пленки, тканого материала или другого мягкого материала, или их комбинации и имеющий, при необходимости, внутреннее покрытие или вкладыш, вместе с соответствующим эксплуатационным оборудованием и грузозахватными приспособлениями.
3.27 надлежащее отгрузочное наименование: Наименование, присвоенное опасному грузу Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов и согласованное на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ Экономического и Социального Совета ООН.
3.28 накопление нефти [нефтепродукта]: Совокупность технологических операций, обеспечивающих прием необходимого количества и сохранение качества нефти (нефтепродукта) с целью его (их) последующей перекачки или перевалки.
3.29 налив нефти [нефтепродукта]: Совокупность технологических операций по подготовке, ведению и завершению налива нефти/нефтепродукта в цистерны, перевозимые различными видами транспорта.
3.30 нефтебаза: Комплекс сооружений и устройств, предназначенных для приема, хранения, перевалки с одного вида транспорта на другой и/или сдачи нефти/нефтепродуктов.
Примечание - Различают перевалочные, призаводские и распределительные нефтебазы.
3.31 нефтеналивное судно: Судно, предназначенное для перевозки наливом нефти и нефтепродуктов.
3.32 нефть: Жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, подготовленная к транспортированию магистральным трубопроводом, железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и/или к использованию в качестве сырья на нефтеперерабатывающих и нефтехимических производствах.
3.33 номер ООН: Четырехзначный цифровой идентификационный номер, присвоенный опасному грузу Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов и согласованный на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ Экономического и Социального Совета ООН.
Примечание - Описания номеров ООН приведены в [1].
3.34
нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. [ГОСТ 1.1-2002, статья 4.1] |
3.35 опасный груз: Вещество (смесь веществ, раствор), материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям, и которые при перевозке, погрузо-разгрузочных работах и хранении вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели, травме, отравлению, заболеванию людей и животных, а также которые относятся к одному из девяти классов в зависимости от вида опасности или преобладающего из видов опасности, которыми они характеризуются.
3.36 опасный груз в ограниченных количествах: Груз, количество которого в потребительской или транспортной таре не превышает установленных значений и на который не распространяются некоторые положения нормативных документов, регламентирующих требования к перевозке опасных грузов.
Примечание - Количество груза в потребительской или транспортной таре приведены в [1].
3.37 опасный груз в освобожденных количествах: Груз, на который не распространяются некоторые положения нормативных документов, устанавливающих требования к перевозке опасных грузов.
3.38 партия нефти [нефтепродукта]: Количество нефти (нефтепродукта), сопровождаемое одним документом о количестве (маршрутное поручение, или акт приема-сдачи, или товарно-транспортная накладная, или коносамент) и паспортом(ами).
3.39 паспорт (качества): Документ, устанавливающий соответствие фактических значений показателей качества продукции, полученных при испытании пробы, отобранной от конкретной партии продукта, требованиям и нормам, установленным в нормативном документе, технической документации, конструкторской документации или техническом регламенте на выпускаемый продукт.
3.40 перевалка нефти [нефтепродуктов]: Совокупность технологических операций по приему из магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) или иного вида транспорта, учету, накоплению и отгрузке нефти (нефтепродуктов) на автомобильный, железнодорожный, водный виды транспорта или отгрузку с автомобильного, железнодорожного, водного вида транспорта в магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод) или на иной вид транспорта.
3.41 перекачка нефти [нефтепродуктов]: Совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) в магистральном нефтепроводе (нефтепродуктопроводе) по заданной схеме.
Примечание - Различают следующие схемы перекачки нефти (нефтепродуктов): "через резервуары", "с подключенными резервуарами", "из насоса в насос".
3.42 петролатум: Продукт депарафинизации остаточных нефтяных масел селективной очистки, представляющий собой смесь твердого парафина, церезина и от 7 % до 38 % нефтяных масел, применяемый как сырье для получения церезина, компонент смазок, электроизоляционных составов, антиозонант для резины, с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 240 °C, температурой каплепадения от 55 °C до 65 °C, содержанием серы не более 0,6 %.
3.43 полиалкилбензол; ПАБ: Смесь диалкилбензолов с дифенилалканами, применяемая в качестве сырья для производства водо- и маслорастворимых поверхностно-активных веществ, алкилбензолов, при изготовлении смазочных, холодильных и гидравлических масел, в качестве пластификаторов для полимерных композиций, с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 175 °C, температурой застывания не выше минус 30 °C.
3.44 полимерно-модифицированный битум: Битумное вяжущее, полученное путем введения в битумы нефтяные дорожные улучшенные либо битумы нефтяные дорожные блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол или термопластов, а также поверхностно-активных веществ.
3.45
полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.15] |
3.46 последовательная перекачка нефти [нефтепродуктов]: Способ перекачки нефти (нефтепродуктов) по трубопроводу прямым контактированием отдельными партиями одна за другой (с соблюдением требований по сохранению качества разных марок нефтепродуктов).
3.47 продукт остаточный гидрокрекинга: Гидроочищенная смесь высококипящих соединений, получаемая в результате процесса гидрокрекинга вакуумных дистиллятов под давлением водорода, и применяемая в качестве сырья для термокаталитических процессов, для производства нефтяных масел или как компонент котельного топлива, с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 170 °C, температурой текучести не ниже 20 °C, содержанием серы не более 0,1 %,
3.48 продукция: Результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме, и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
3.49 потребительская тара: Тара, предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю.
3.50 резервуар (для нефти/нефтепродуктов): Сооружение, предназначенное для приема, накопления и сдачи нефти/нефтепродуктов.
Примечание - Резервуары в ряде случаев можно использовать для измерения объема и/или хранения нефти/нефтепродуктов.
3.51 резервуар [танк] речного или морского нефтеналивного судна: Стальной сосуд прямоугольного (квадратного) или кругового сечения с плоским или сложной геометрической формы днищем, предназначенный для размещения и измерения объема нефти и нефтепродуктов.
3.52
резервуар вертикальный стальной: Стальной сосуд в виде стоящего цилиндра с днищем, стационарный с кровлей или плавающей крышей, применяемый для хранения и измерения объема жидкостей. [ГОСТ 8.570-2000, пункт 3.2] |
3.53
резервуар горизонтальный стальной: Металлический сосуд в форме горизонтально лежащего цилиндра со сферическими, плоскими, коническими или усеченно-коническими днищами, применяемый для хранения, измерения объема и выдачи жидкостей. [ГОСТ 8.346-2000, пункт 3.2] |
3.54 железобетонный резервуар: Емкость для хранения нефти и нефтепродуктов с днищем, корпусом и покрытием из железобетона.
3.55 резинотканевый резервуар: Закрытая, обычно прямоугольная или круглая емкость из резинотканевого материала.
Примечание - Резинотканевый резервуар может быть плавучим и/или размещенным на берегу.
3.56 резервуарный парк: Комплекс взаимосвязанных резервуаров и связанного с ним технологического оборудования, предназначенный для приема, накопления и сдачи нефти/нефтепродуктов,
3.57 сжиженные углеводородные газы; СУГ: Смесь углеводородов (пропана, пропилена, бутанов, бутиленов и бутадиенов с присутствием метана, этана, этилена и/или пентанов и пентенов), преобразованная в жидкое состояние.
3.58 склады нефти и нефтепродуктов: Комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов.
Примечание - К складам нефти и нефтепродуктов относят: предприятия по обеспечению нефтепродуктами (нефтебазы); резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных, транспортных, энергетических, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий и организаций (расходные склады).
3.59 слив нефти [нефтепродукта]: Совокупность технологических операций по подготовке, ведению и завершению слива нефти (нефтепродукта) из цистерн, перевозимых различными видами транспорта.
3.60 сливо-наливное устройство для нефти [нефтепродуктов]: Техническое устройство, обеспечивающее выполнение операций по сливу/наливу нефти (нефтепродуктов) из цистерн или в цистерны, перевозимые различными видами транспорта.
3.61 сливо-наливная эстакада: Сооружение, оборудованное сливо-наливными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу/наливу нефти/нефтепродуктов из цистерн в резервуарный парк или из резервуарного парка в цистерны, перевозимые железнодорожным или автомобильным транспортом.
Примечание - Различают автомобильные и железнодорожные сливо-наливные эстакады.
3.62 стабильный газовый бензин: Газовый бензин, давление насыщенных паров по Рейду которого ниже 66,7 кПа в летний период и ниже 93,3 кПа в зимний период.
3.63 топливо нафтил: Горючая жидкость с температурой вспышки в закрытом тигле выше 61 °C, температурой самовоспламенения не ниже 220 °C, температурой воспламенения в пределах от 28 °C до 60 °C, предназначенная для применения в качестве топлива для реактивных двигателей и ракетного топлива.
3.64 топливозаправочный комплекс: Комплекс объектов, сооружений и специальных устройств, предназначенный для обеспечения воздушных судов топливом, смазочными материалами и специальными жидкостями.
3.65 транспортирование нефти [нефтепродуктов]: Совокупность взаимосвязанных технологических операций по приему нефти (нефтепродуктов) в пункте отправления, перекачке по магистральному трубопроводу, сдаче в пункте назначения или перевалке.
3.66 транспортная тара: Упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.
3.67 транспортное средство: Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
3.68 цистерна: Передвижной сосуд, постоянно установленный на раме железнодорожного вагона, на шасси автомобиля (прицепа) или на других средствах передвижения, предназначенный для транспортирования газообразных, жидких и других веществ.
3.69 флекситанк: Эластичный контейнер (вместимостью от 10 000 до 24 000 л) из специальных полимерных материалов, предназначенный для 20-футовых универсальных контейнеров, используемый для транспортирования и хранения жидких продуктов.
3.70 хранение нефти [нефтепродуктов]: Возмездная услуга, представляющая собой совокупность организационных мероприятий и технологических операций, обеспечивающих создание и поддержание необходимых условий для сохранения определенного количества и качества нефти (нефтепродуктов) на объектах магистрального трубопровода в течение установленного периода времени.
3.71 нефтяной экстракт: Продукт селективной очистки масляных фракций нефти фенолом, применяемый при получении наплавляемого рубероида, в качестве углеродсодержащей добавки для формирования смесей в литейном производстве, а также для пропиточного состава сальниковых набивок, в производстве литола, солидола, с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 210 °C, кинематической вязкостью при 100 °C от 10 до 15 мм 2/с.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ДОПОГ - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов;
ЕАСС - Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
ЕАЭС - Евразийский экономический союз;
КиШ - метод определения температуры размягчения по кольцу и шару;
МИО - масло индустриальное отработанное;
ММО - масло моторное отработанное;
МТАЭ - метил-трет-амиловый эфир;
МТБЭ - метил-трет-бутиловый эфир;
НД - нормативный документ;
ООН - Организация Объединенных Наций;
ПДК - предельно допустимая концентрация;
СНГ - Содружество Независимых Государств;
СНО - смесь отработанных нефтепродуктов;
ФАУ - фракция ароматических углеводородов.
5 Маркировка
5.1 На потребительскую тару для нефтепродуктов наносят потребительскую маркировку. Потребительскую маркировку наносят непосредственно на тару или на ярлыки и этикетки. Потребительская маркировка должна содержать:
- наименование нефтепродукта, его марку (при наличии) согласно НД на нефтепродукт;
- обозначение НД, в соответствии с которым изготовлен нефтепродукт;
- наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии) изготовителя;
- наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес, включая страну) упаковщика, если упаковывание осуществляет не изготовитель;
- единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС (при необходимости);
- предупредительную маркировку по ГОСТ 31340 для нефтепродуктов, способных оказывать вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду и обладающих пожароопасными свойствами;
- массу брутто и нетто и/или объем;
- дату - месяц и год изготовления (производства) нефтепродукта;
- номер партии;
- срок и условия хранения (при необходимости);
- указания по применению, гарантийные обязательства (при необходимости);
- штриховой идентификационный код (при необходимости).
5.2 На потребительскую тару для фасованных нефтепродуктов, предназначенных для реализации через розничную торговую сеть, кроме данных, указанных в 5.1, допускается наносить знак маркировки фасованных товаров в соответствии с ГОСТ 8.579.
5.3 На транспортную тару (упаковку) для нефти и нефтепродуктов наносят при необходимости транспортную маркировку, содержащую информацию о получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании и хранении.
5.4 Транспортную маркировку (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) наносят непосредственно на тару или на ярлыки и этикетки. Содержание транспортной маркировки, места и способы ее нанесения, порядок расположения, размеры маркировочных ярлыков и надписей должны соответствовать требованиям ГОСТ 14192 и правилам перевозки грузов на конкретном виде транспорта.
5.5 На каждую единицу транспортной тары с нефтью или нефтепродуктом должна быть нанесена с помощью трафарета или штампа несмываемая водой, нефтью или нефтепродуктами информация, содержащая:
- наименование и условное обозначение нефти или наименование нефтепродукта, его марку (при наличии) согласно НД на нефть или нефтепродукт (допускается для пластичных смазок указывать их сокращенные наименования);
- обозначение НД, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, или изготовлен нефтепродукт;
- наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии) изготовителя;
- единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС (при необходимости);
- предупредительную маркировку по ГОСТ 31340 для нефтепродуктов, способных оказывать вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду и обладающих пожароопасными свойствами, если транспортная тара одновременно является потребительской;
- массу брутто и нетто и/или объем;
- дату - месяц и год изготовления (производства) нефти или нефтепродукта;
- номер партии;
- условия хранения (при необходимости);
- гарантийные обязательства (при необходимости).
5.6 В случае невозможности нанесения информации по 5.5 непосредственно на тару (габариты тары, материал, возможность повторного использования, иные факторы) допускается крепить ярлык или наклеивать бирку с данной информацией при соблюдении условия защиты от смывания водой, нефтью или нефтепродуктами.
5.7 При транспортировании битумов (с температурой по методу КиШ не ниже 70 °C) в бумажных мешках партиями не менее одной железнодорожной платформы, полувагона, автомашины или автоприцепа допускается маркировать один мешок на каждые от 6 до 12 мешков с указанием марки нефтепродукта, обозначения НД и товарного знака изготовителя. При упаковывании битума в разовую тару (барабан) массу нетто и брутто допускается не указывать.
5.8 Мягкие контейнеры, предназначенные для нефти, нефтепродукта определенной марки, должны иметь постоянную маркировку с наименованием нефти и нефтепродукта.
5.9 На транспортную (групповую) тару с нефтепродуктом в потребительской таре наклеивают этикетку или в нее вкладывают ярлык с указанием следующих данных;
- наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии) изготовителя;
- наименование и марка (при наличии) нефтепродукта;
- масса или объем нефтепродукта в потребительской таре и количество единиц потребительской тары;
- номер партии;
- условия хранения (при необходимости);
- номер упаковщика;
- дата упаковывания.
5.10 На транспортную тару, транспортные средства с нефтью и нефтепродуктами кроме транспортной маркировки, при необходимости, наносят маркировку, характеризующую транспортную опасность груза. Маркировка, характеризующая вид и степень опасности груза, должна соответствовать требованиям правил перевозок опасных грузов, действующим на конкретном виде транспорта.
5.11 Маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза, наносят:
- на транспортную тару и/или транспортный пакет, крупногабаритную тару - на контрастном фоне или ярлыке рядом с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192;
- на контейнеры, в т.ч. на контейнер-цистерны - с четырех сторон.
5.12 Маркировка опасных грузов должна содержать:
- на транспортной таре, за исключением фасованных нефтепродуктов, предназначенных для реализации через собственную розничную торговую сеть - знак опасности, надлежащее отгрузочное наименование, номер ООН, классификационный шифр по ГОСТ 19433;
- на контейнере или контейнере-цистерне - знак опасности, номер ООН, а также номер аварийной карточки при транспортировании по железной дороге (если такой номер установлен). Аварийную карточку, не имеющую номер, следует прилагать к грузовым документам.
5.13 При перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным или морским и внутренним водным видами транспорта на грузовых транспортных единицах указывают номер ООН в нижней части оранжевой информационной таблички. Таблички оранжевого цвета с кодом опасности и номером ООН перевозимого опасного груза наносят в соответствии с требованиями правил перевозок опасных грузов, действующих на конкретном виде транспорта.
5.14 Каждая партия нефти и нефтепродукта (в т.ч. СУГ) должна сопровождаться паспортом (паспортом качества). Паспорт (паспорт качества) должен содержать:
- наименование (фирменное наименование) изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, его место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии), информацию для связи с ним (телефон, электронная почта);
- наименование и условное обозначение нефти или наименование нефтепродукта, его марку (при наличии);
- обозначение НД, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, или изготовлен нефтепродукт;
- нормативные значения показателей качества нефти или нефтепродукта, установленные в НД, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, или изготовлен нефтепродукт, и фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования испытательной лаборатории и адреса [в случае, если лаборатория не является структурным подразделением изготовителя (уполномоченного им лица)];
- дату изготовления продукта (месяц, год), номер партии;
- дату отбора пробы и обозначение НД, по которому отбирают пробу;
- место отбора пробы, номер емкости (при необходимости);
- дату проведения испытаний;
- размер (массу или объем) партии;
- номер декларации (или сертификата соответствия) на нефть или нефтепродукт (при наличии) и срок действия;
- заключение о соответствии нефти или нефтепродукта требованиям НД;
- номер и дату оформления паспорта (паспорта качества);
- должность, фамилию, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт (паспорт качества).
5.15 В паспорте (паспорте качества) допускается указывать дополнительные сведения в зависимости от требований к содержанию паспорта (паспорта качества), установленных в действующих НД, правовых актах, требованиях потребителя и т.п., на нефть и нефтепродукты (в т.ч. СУГ).
5.16 Для нефти и нефтепродуктов (в т.ч. СУГ), выпускаемых в обращение и находящихся в обращении на рынке ЕАЭС, паспорт (паспорт качества) следует оформлять также с учетом требований к содержанию паспорта (паспорта качества), установленных в [3]-[6].
5.17 Допускается формировать паспорта (паспорта качества) в автоматизированных информационных системах. В таком случае оригинальная подпись лица, оформившего паспорт (паспорт качества) не требуется.
6 Упаковка
6.1 Виды потребительской тары для нефтепродуктов и транспортной тары для нефти и нефтепродуктов (в т.ч. СУГ) приведены в таблице А.1 приложения А.
6.2 Перед заполнением нефтью и нефтепродуктом тара должна быть осмотрена. Если в ходе осмотра установлено несоответствие подготовки тары установленным в действующих НД на нефть или нефтепродукты требованиям, то такую тару не допускают для использования до устранения несоответствий. При загрязнении тару промывают растворителем, затем горячей водой или пропаривают до полного удаления остатков нефтепродуктов, а также механических примесей. Затем тару сушат до полного удаления капель воды. Для СУГ тара должна соответствовать требованиям [7] и требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, действующих в стране, принявшей настоящий стандарт.
6.3 Степень заполнения тары должна быть:
- до 100 % вместимости для вязких, высокозастывающих, мазеобразных и твердых нефтепродуктов; уровень заполнения определяет поставщик (изготовитель тары);
- не более 95 % вместимости - для нефти и жидких нефтепродуктов, если нет специальных требований по упаковыванию в НД на нефть или нефтепродукт.
6.4 Нормы наполнения тары для СУГ установлены в правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, действующих в стране, принявшей настоящий стандарт.
6.5 Мазеобразные и твердые нефтепродукты (за исключением нефтепродуктов с температурой каплепадения ниже 50 °C) допускается упаковывать в мешки (пакеты) бумажные, полимерные (полиэтиленовые), картонные навивные барабаны с применением полиэтиленовых вкладышей.
6.6 Нефтепродукты, предназначенные для районов с тропическим климатом, упаковывают в металлическую упаковку, фанерные барабаны или деревянные бочки с полиэтиленовыми вкладышами.
6.7 Допускается упаковывать битумы (в т.ч. полимерно-модифицированные битумы) в разовую, жесткую, штабелируемую, кубическую транспортную тару (упаковку). При упаковывании битумов с температурой размягчения по методу КиШ не ниже 45 °C допускается использовать мягкие контейнеры типа "биг-бэг". Температура налива горячих битумов в мягкие контейнеры типа "биг-бэг" не должна превышать 130 °C. Битумы, имеющие температуру размягчения по методу КиШ не ниже 35 °C, допускается упаковывать в кубические контейнеры для битума типа кловертейнер. Битумы с температурой размягчения не ниже 65 °C допускается упаковывать в картонные коробки с внутренним вкладышем из антиадгезионной бумаги, бумажные мешки, картонные или металлические барабаны, бочки. Вся тара должна быть химически нейтральной к битумам (в т.ч. полимерно-модифицированным битумам), термостойкой при разогреве битумов до температуры 160 °C, достаточно герметичной для исключения протечек битума и попадания внутрь тары воды и загрязняющих частиц (веществ). Допускается упаковывать дробленый хрупкий битум в мягкие контейнеры.
6.8 Температуру налива битумов (в т.ч. полимерно-модифицированных битумов) в различные виды тары устанавливают в НД на битум конкретной марки.
6.9 Нефтепродукты, предназначенные для бытового потребления, упаковывают в потребительскую металлическую или полимерную тару вместимостью не более 5 дм 3, стеклянную тару - не более 1 дм 3. Допускается упаковывать строительный битум в тару вместимостью не более 15 дм 3. Керосин, предназначенный для розничной торговой сети, допускается расфасовывать в стеклянные или полимерные бутылки вместимостью не более 1 дм 3, а также в металлические или полимерные канистры вместимостью не более 3 дм 3. Масла, предназначенные для розничной торговой сети, допускается расфасовывать в металлические или полимерные канистры вместимостью не более 50 дм 3.
6.10 Нефтепродукты, предназначенные для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следует упаковывать с учетом требований ГОСТ 15846.
6.11 СУГ наливают в резервуары, металлические баллоны и другие емкости, требования к которым установлены в [7] и в правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, действующих в стране, принявшей настоящий стандарт.
6.12 После заполнения нефтью или нефтепродуктом тару герметично закрывают укупорочными средствами в зависимости от вида и конструкции тары в соответствии с требованиями НД на нефть или нефтепродукт. Необходимость навешивания запорно-пломбировочных устройств и требования к ним определяются правилами перевозок грузов на соответствующем виде транспорта.
6.13 Металлические фляги и банки (кроме имеющих литографированное покрытие) по требованию потребителей смазывают по всей поверхности консервационными смазками или маслами.
6.14 После заполнения тару (за исключением тары, покрытой консервационными смазками) протирают.
6.15 Потребительскую тару с нефтепродуктами при необходимости помещают в транспортную тару;
- фляги - в деревянные обрешетки;
- стеклянные банки и бутылки - в дощатые неразборные ящики с гнездами-перегородками, с высотой перегородок не менее высоты укладываемых банок или бутылок;
- металлические, полиэтиленовые и полимерные банки, тубы и канистры - в дощатые, фанерные, полимерные и картонные ящики. При ярусном упаковывании между ними делают горизонтальные прокладки.
Потребительскую тару с нефтепродуктом допускается формировать в групповую упаковку в термоусадочную пленку по ГОСТ 25776.
6.16 Полиэтиленовые и металлические тубы упаковывают в ящики с гнездами-перегородками.
6.17 Стеклянные банки и бутылки вместимостью не более 0,5 дм 3 допускается упаковывать для транспортирования в картонные ящики с гнездами-перегородками.
7 Транспортирование
7.1 Нефть и нефтепродукты транспортируют по магистральным трубопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом в соответствии с правилами перевозок, действующими на конкретном виде транспорта. Нефть и нефтепродукты транспортируют в наливных судах, вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистернах и контейнерах-цистернах с обеспечением требований электростатической искробезопасности. Допускается наносить на внутреннюю поверхность емкостей транспортных средств и упаковки маслобензостойкое и паростойкое защитное покрытие, обеспечивающее электростатическую искробезопасность. При этом защитное покрытие должно быть инертным к перевозимому грузу и не влиять на его потребительские свойства.
7.2 Виды транспорта и транспортные средства для транспортирования нефти и нефтепродуктов (в т.ч. СУГ) приведены в таблице А.1 приложения А.
7.3 Подготовку вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистерн и контейнеров-цистерн для налива нефти и нефтепродуктов проводят в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б.
7.4 Подготовку наливных судов для налива нефти и нефтепродуктов проводят в соответствии с таблицей В.1 приложения В.
7.5 Вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнер-цистерны, подаваемые под налив, должны сопровождаться документом - актом о годности вагона-цистерны, вагона бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнера-цистерны под налив. В акте указывают номер вагона-цистерны, вагона бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнера-цистерны, наименование слитого нефтепродукта, место подготовки (обработки), обозначение подготовки (обработки) по таблице Б.1 приложения Б и наименование нефтепродукта, под налив которого признаны пригодными вагон-цистерна, вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнер-цистерна. Акт также должен содержать сведения о типе сливного прибора (при наличии).
7.6 Не допускается использовать вагоны-цистерны или контейнеры-цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если вагоны-цистерны или контейнер-цистерны не имеют сопроводительных документов, в которых указан ранее перевозимый груз. Использование таких вагонов-цистерн или контейнер-цистерн для налива бензинов, растворителей, ароматических углеводородов, керосина и масел 1-й группы допускается при условии подготовки их в соответствии с обозначением "1" таблицы Б.1 приложения Б.
7.7 Слив нефти и нефтепродуктов из вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнеров-цистерн должен проводиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла цистерны и бункера. Нефтепродукты считают полностью слитыми из вагонов-цистерн или контейнер-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 1 см по высоте (по замеру под колпаком). В вагонах бункерного типа допускается остаток не более 3 см по высоте (по замеру в средней части бункера).
7.8 Наполнение вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнер-цистерн нефтью или нефтепродуктами следует проводить с учетом увеличения объема нефти или нефтепродуктов из-за повышения температуры в пути следования и в пункте назначения, а также полного использования вместимости и грузоподъемности вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнер-цистерн. Степень наполнения вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума нефтью или нефтепродуктами определяют в соответствии с требованиями, установленными в [2] и [8].
7.9 Степень наполнения нефтью или нефтепродуктами (за исключением СУГ) автоцистерны должна быть не более 95 % вместимости, если нет специальных требований в НД на нефть или нефтепродукт. Конструкция автоцистерны должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 2517 или ГОСТ 31873 для контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Отбор проб непосредственно из автоцистерны проводят сверху через люк секции автоцистерны или снизу через специальное устройство для отбора проб на узле слива автоцистерны.
7.10 Степень наполнения автоцистерн для перевозки СУГ не должна превышать 85 % вместимости котла цистерны в соответствии с действующими правилами безопасности при транспортировании СУГ. Конструкция автоцистерны для перевозки СУГ должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 14921 для контроля качества транспортируемого СУГ. Остаточное давление паров СУГ в автоцистерне после слива должно быть не менее 0,05 МПа (см. [7]).
7.11 Максимальный уровень наполнения вагонов-цистерн для перевозки СУГ не должен превышать 85 % объема котла. Минимальную температуру наполнения следует определять таким образом, чтобы объем жидкой фазы при температуре 50 °C не превышал величины 95 % от полного объема котла.
7.12 Вагоны-цистерны, используемые для перевозки СУГ, должны отвечать требованиям [7] и требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, действующим в стране, принявшей настоящий стандарт.
7.13 СУГ должны быть полностью слиты из вагона-цистерны. Избыточное давление в котле после слива СУГ должно быть не менее 0,05 МПа (см. [7]).
7.14 Вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитума, используемые для перевозки нефти и нефтепродуктов, должны проходить профилактическую обработку через промежутки времени, установленные по согласованию изготовителя с грузополучателем, но не более пятикратного использования вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума. Для нефтепродуктов, указанных в пунктах 2-10, 19-39, 44 и 51 таблицы Б.1 приложения Б, обработку вагонов-цистерн проводят в соответствии с обозначением "1", а для нефтепродуктов, указанных в пунктах 1, 11-18, 40-43, 45-50 таблицы Б.1 приложения Б - в соответствии с обозначением "3".
7.15 Операции по приему (сливу) и отпуску (наливу) нефти и нефтепродуктов, перевозимых в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, следует проводить на подъездных железнодорожных путях, оборудованных сливо-наливными эстакадами.
7.16 Операции по сливу, отбору проб и наливу топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов, перевозимых в вагонах-цистернах, автоцистернах и контейнерах-цистернах, следует проводить на сливо-наливных эстакадах, оборудованных навесами или крышами.
7.17 Температура нефти при заполнении автоцистерн, вагонов-цистерн и контейнеров-цистерн не должна превышать 30 °C [если иное не предусмотрено технологическим регламентом объекта (пункта отпуска нефти/нефтепродуктов)]. Температура наливаемого битума в вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума не должна превышать 150 °C. Для предотвращения потерь легких фракций температура нефтепродукта при заполнении автоцистерн, вагонов-цистерн и контейнеров-цистерн должна быть ниже температуры начала кипения не менее, чем на 5 °C в соответствии с НД на данный нефтепродукт. Температура высоковязких разогретых нефтепродуктов, КГС и СУГ должна соответствовать требованиям по заполнению вагонов-цистерн, автоцистерн и контейнеров-цистерн, установленным в [2], [8] и [9], а также требованиям НД на нефтепродукты с учетом действующих правил охраны труда.
7.18 Заполнение нефтью и нефтепродуктами автоцистерн и контейнеров-цистерн, предназначенных для транспортирования морем, следует проводить также с учетом требований, действующих на морском транспорте.
7.19 Не допускается налив нефти и нефтепродуктов свободно падающей струей.
7.20 Сливные, наливные и перекачивающие устройства перед перекачкой нефтяных парафинов должны быть пропарены и просушены. При сливо-наливных операциях с жидкими парафинами допускается не освобождать сливные, наливные и перекачивающие устройства при наличии постоянного обогрева. При этом должно быть исключено смешение парафинов разных марок.
7.21 Крытые вагоны для парафина должны быть промыты и просушены. Для других нефтепродуктов крытые вагоны, полувагоны, платформы, контейнеры должны быть полностью освобождены от ранее перевозимых грузов.
7.22 Вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистерны, контейнер-цистерны с нефтью и нефтепродуктами пломбируют в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на железнодорожном и автомобильном видах транспорта.
7.23 Высоковязкие и высокозастывающие нефти и нефтепродукты [мазуты, битумы (в т.ч. полимерно-модифицированные битумы), гудрон, масла, парафины и аналогичные им по физико-химическим свойствам нефтепродукты] транспортируют в судах, оборудованных средствами обогрева.
7.24 Допускается в период с 1 сентября по 1 мая наливать топочные мазуты в несамоходные баржи на остаток мазута не более 5 % грузоподъемности баржи, полезной для налива.
7.25 Допускается мыть наливаемым грузом резервуары (танки) наливных судов после слива вязких нефтепродуктов.
7.26 Допускается для транспортирования нефтепродуктов (за исключением нефтепродуктов, указанных в пунктах 2-8 и 19 таблицы В.1 приложения В) использовать суда после слива растительных и животных жиров и патоки при условии подготовки танков в соответствии с обозначением "2" по таблице В.1 приложения В.
7.27 Грузовые танки, оборудованные протекторной защитой, после балластного перехода следует обрабатывать в соответствии с обозначением "2" для нефтепродуктов, указанных в пунктах 2-8, 19 и 26 таблицы В.1 приложения В и в соответствии с обозначением "3" - для нефтепродуктов, указанных в пунктах 12-8 и 27 таблицы В.1 приложения В.
7.28 При подготовке судов в соответствии с обозначением "1-4" по таблице В.1 приложения В грузовая система должна быть освобождена от остатков нефтепродуктов.
7.29 Нефтепродукты, упакованные в транспортную тару, транспортируют в контейнерах или транспортными пакетами в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на воздушном, железнодорожном, автомобильном, речном и морском транспорте. Пакетирование - по ГОСТ 26663. При транспортировании мелкими железнодорожными отправками нефтепродукты упаковывают в соответствии с требованиями [10]. При транспортировании автомобильным и водным транспортом нефтепродукты в ограниченных количествах упаковывают в соответствии с требованиями [1].
7.30 Битумы (в т.ч. полимерно-модифицированные битумы), упакованные в бумажные мешки, транспортируют в вертикальном положении открытой частью мешка вверх. По согласованию изготовителя с потребителем допускается расположение мешков в автотранспорте комбинированным способом: нижний ряд - горизонтально, верхний - вертикально. При перевозке битумов комбинированным способом верхняя часть мешка должна быть закрыта и прошита. Допускается перевозить мешки горизонтально с укладкой мешков на деревянный поддон рядами от четырех до пяти рядов по четыре мешка в ряду. При транспортировании железнодорожным транспортом необходимо соблюдать меры, обеспечивающие неслипаемость мешков.
7.31 Полимерно-модифицированные битумы транспортируют в битумовозах-термосах с теплоизоляцией, обеспечивающей снижение температуры битума не более, чем на от 5 °C до 7 °C в сутки. Транспортирование длительностью более 8 ч следует проводить в битумовозах, оборудованных битумными насосами для рециркуляции или устройствами принудительного перемешивания. Во избежание процессов деструкции температура полимерно-модифицированных битумов при транспортировании не должна превышать 180 °C.
7.32 Нефтяной кокс транспортируют железнодорожным (в крытых вагонах-хопперах, полувагонах), автомобильным и водным транспортом навалом в соответствии с правилами перевозок грузов насыпью и навалом, действующих на конкретном виде транспорта.
7.33 Дистиллированные нефтяные кислоты транспортируют в вагонах-цистернах, автоцистернах и контейнерах-цистернах с котлами из алюминиевых сплавов. Допускается по согласованию с потребителем транспортировать дистиллированные нефтяные кислоты в вагонах-цистернах, автоцистернах и контейнерах-цистернах с котлами из нержавеющей стали или специальной стали в зависимости от вида транспортируемой кислоты.
7.34 Транспортирование нефтей различной степени подготовки, нефтепродуктов нескольких марок или подгрупп (за исключением термостабильных топлив для реактивных двигателей, авиационных бензинов и авиационных масел) по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам соответственно допускается проводить последовательной перекачкой в соответствии с нормами по последовательной перекачке при условии сохранения качества нефтей и нефтепродуктов в пределах, установленных в НД на нефть и нефтепродукты. При последовательной перекачке нефтепродуктов в целях их минимального смешения следует подбирать нефтепродукты, близкие по физико-химическим свойствам. Последовательную перекачку топлив для реактивных двигателей (за исключением топлив РТ, Т-6 и других термостабильных топлив для реактивных двигателей) по одному магистральному нефтепродуктопроводу следует проводить в контакте только с дизельным топливом, не содержащим антистатической и/или противотурбулентной присадки, по разработанным для конкретного магистрального нефтепродуктопровода и согласованным с потребителями технологиям. Топлива РТ, Т-6 и другие термостабильные топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины и авиационные масла следует перекачивать по отдельным магистральным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы.
7.35 Температура нефтей (кроме нефтей, транспортируемых с подогревом) и бензинов, предназначенных для перекачки по магистральным нефтепродуктопроводам, не должна быть выше 30 °C, керосинов и дизельных топлив - не выше 40 °C. По согласованию с эксплуатирующей нефтепровод (нефтепродуктопровод) организацией при проведении расчетов (обоснований) и внесении изменений в проектную документацию допускается перекачивать нефти с температурой не выше 55 °C и дизельные топлива с температурой не выше 60 °C по стационарным магистральным нефтепроводам (нефтепродуктопроводам) с конструкцией изоляционного покрытия, позволяющей перекачивание при данной температуре.
7.36 Технологическая схема трубопроводов складов нефти и нефтепродуктов, должна предусматривать возможность выполнения всех основных и вспомогательных операций по перекачке нефтепродуктов (слив-налив, прием из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, внутрибазовую перекачку, удаление отстоя, опорожнение и зачистка резервуаров и т.п.), а также возможность перекачки нефтепродукта из одного резервуара в другой в случае необходимости или аварии. Технология перекачки при автоматизации и механизации технологических операций должна минимизировать смешивание, загрязнение, обводнение и потери нефтепродуктов при соблюдении установленных правил пожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности.
7.37 Технологические трубопроводы складов нефти и нефтепродуктов, предназначенные для перекачки авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и авиационных масел должны иметь внутреннее антикоррозионное покрытие, не оказывающее отрицательного влияния на эксплуатационные свойства авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и авиационных масел, или должны быть изготовлены из низкоуглеродистых сталей. Авиационные бензины, топлива для реактивных двигателей и авиационные масла следует перекачивать по отдельным трубопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы. В конструкциях трубопроводов для авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и авиационных масел не допускается применение материалов из медных и кадмиевых сплавов и оцинкованной стали. Технологическая схема трубопроводов для авиационных бензинов, топлив для реактивных двигателей и авиационных масел должна исключать возможность их смешения с другими видами нефтепродуктов.
7.38 Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы следует периодически подвергать техническому диагностированию и очистке в соответствии с требованиями ГОСТ 34182, а также действующими правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
8 Хранение
8.1 Для хранения нефти и нефтепродуктов (в т.ч. СУГ) применяют виды хранилищ в соответствии с таблицей А.1 приложения А.
8.2 Тип резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов выбирают в зависимости от физико-химических свойств и показателей взрывоопасности хранимых продуктов. Для хранения нефти, бензина, дизельного топлива для дизелей общего назначения и стабильного газового бензина с температурой вспышки в закрытом тигле не выше 55 °C и давлением насыщенных паров (при температуре хранения) от 26,6 до 93,3 кПа применяют вертикальные цилиндрические стальные резервуары со стационарной крышей и понтоном или резервуары с плавающей крышей или резервуары со стационарной крышей без понтона, оборудованные газовой обвязкой и установкой улавливания легких фракций. Для хранения отдельных видов нефти, дизельного топлива для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин, мазута, масел, гудрона и битума с температурой вспышки свыше 55 °C и давлением насыщенных паров менее 26,6 кПа применяют вертикальные цилиндрические стальные резервуары со стационарной крышей без понтона, газовой обвязки и установки улавливания легких фракций. Допускается хранить бензины и нефти в резервуарах со стационарной крышей без понтона и газовой обвязки до реконструкции, а также на предприятиях длительного хранения. Допускается хранить авиационные бензины и топлива для реактивных двигателей (пункты 3 и 5 таблицы А.1 приложения А), предназначенные для длительного хранения в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, в подземных хранилищах. Не допускается хранить авиационные бензины и топлива для реактивных двигателей (пункты 3 и 5 таблицы А.1 приложения А) на топливозаправочных комплексах в резервуарах с плавающей крышей и/или понтоном.
8.3 Для хранения топлив, указанных в пунктах 3-6 таблицы А.1 приложения А, следует использовать металлические резервуары с внутренними антикоррозионными покрытиями, соответствующие действующим отраслевым требованиям. Антикоррозионные покрытия должны быть устойчивы к воздействию нефтепродуктов, подтоварной воды, пара (или горячей воды). Антикоррозионные покрытия, предназначенные для контакта с авиационными бензинами, топливами для реактивных двигателей и авиационными маслами, не должны оказывать отрицательного влияния на эксплуатационные свойства авиационных бензинов, топлив для реактивных двигателей и авиационных масел. Необходимость защиты от коррозии внутренней поверхности резервуаров для хранения других нефтепродуктов и нефти, а также способы защиты устанавливают в проектной документации.
8.4 Для исключения образования взрывоопасной концентрации паров, а также для сокращения потерь нефти и нефтепродуктов, резервуары необходимо оборудовать техническими системами и средствами, предотвращающими образование взрывоопасных смесей и возможность взрыва внутри резервуара (газоуравнительные системы, системы улавливания и рекуперации паров, системы подачи инертных сред - создание азотной "подушки", применение газовой подушки, применение общей газоуравнительной линии со сбросом газовой среды через гидрозатвор на свечу рассеивания в атмосферу). Технические решения по применению систем и средств для предотвращения образования взрывоопасных смесей устанавливают в проектной документации (документации на техническое перевооружение) с учетом показателей пожаровзрывоопасности нефтепродуктов, регламентированных режимов хранения, проведения операций приема и откачки продуктов хранения. Для топлив, указанных в пунктах 3 и 5 таблицы А.1 приложения А, не допускается применять указанные системы. Резервуары для хранения различных видов мазута не требуется оборудовать системами и средствами для предотвращения образования взрывоопасных смесей.
8.5 Нефтепродукты и нефть следует хранить в отдельных, предназначенных для них исправных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли. Особое внимание при эксплуатации резервуаров должно быть уделено техническому состоянию резервуаров (герметичность, толщина стенки и днища резервуара, отклонения наружного контура днища от горизонтали и образующих стенки резервуара от вертикали) и установленного на резервуарах оборудования, а также устройств молниезащиты и защиты от статического электричества. Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования автомобильных и авиационных бензинов, топлива для реактивных двигателей, дизельного топлива, судового топлива и мазута, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
8.6 Резервуары закрепляют за определенными группами нефтепродуктов/классами нефтей. В случае использования их под другую группу нефтепродуктов/другой класс нефти проводят их подготовку в зависимости от физико-химических свойств нефтепродуктов/нефти в соответствии с требованиями НД на нефтепродукты/нефть. Допускается вариант подготовки резервуаров по операциям "1-3" таблицы В.1 приложения В. Допускается налив в резервуары одноименных по маркам нефтепродуктов/одноименных по классам нефтей на любое количество остатка одноименных по маркам нефтепродуктов/одноименных по классам нефтей при условии соответствия качества полученной смеси требованиям НД на нефтепродукты/нефть.
8.7 Все металлические резервуары для нефтепродуктов (за исключением резервуаров с нефтепродуктами длительного хранения) следует подвергать периодической зачистке в соответствии с документами, действующими на территории страны, принявшей настоящий стандарт.
8.8 Запрещается зачистка резервуаров для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей с использованием моющих средств.
8.9 Порядок и сроки зачистки резервуаров для нефти и мазутов определяет эксплуатирующая организация в зависимости от условий обеспечения сохранности качества хранимого продукта и эксплуатации резервуаров. При длительном хранении нефтепродуктов зачистку металлических резервуаров проводят после их опорожнения в соответствии с графиком, установленным эксплуатирующей организаций. Металлические резервуары следует подвергать зачистке:
- при подготовке к ремонту;
- при подготовке к заполнению нефтепродуктами более высокого качества, чем хранившиеся в них ранее.
8.10 Порядок и сроки зачистки резервуаров на АЗС определяет эксплуатирующая АЗС организация в соответствии с планами, утвержденными руководителем организации или уполномоченным им лицом. Периодическую зачистку резервуаров АЗС при проведении периодической поверки (градуировки) резервуаров выполняют механическим способом (механическая очистка твердых отложений, промывка специальными растворами, пропаривание). При периодической зачистке, проводимой между плановыми поверками (градуировками) резервуаров, допускается использовать метод фильтрации нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах. Метод фильтрации допускается использовать при наличии специализированной фильтрующей установки и наличия в резервуаре трубопровода обесшламливания (дренирования), обеспечивающего забор нефтепродукта для фильтрации с уровня не более 10 мм от нижней образующей резервуара.
8.11 Для удаления подтоварной воды из вертикальных цилиндрических резервуаров, предназначенных для хранения нефти и нефтепродуктов, должна быть предусмотрена система дренирования подтоварной воды. При хранении нефтепродуктов в резервуарах не допускается наличие подтоварной воды выше минимального уровня, обеспечиваемого конструкцией устройства для дренажа воды. В целях предотвращения переполнения системы дренирования при автоматическом сбросе подтоварной воды должна быть выполнена блокировка, исключающая переполнение приемной емкости.
8.12 Для вновь строящихся и реконструируемых резервуаров для автомобильных и авиационных бензинов, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей, керосинов и других аналогичных по физико-химическим свойствам нефтепродуктов необходимо предусматривать стационарные пробоотборники, расположенные внизу, по ГОСТ 2517. Ручной отбор проб вышеуказанных нефтепродуктов через люк на крыше резервуара не допускается.
8.13 При хранении высоковязких и застывающих нефтепродуктов должен быть предусмотрен их подогрев. Выбор вида теплоносителя и способа подогрева подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в зависимости от вида хранимого или перекачиваемого продукта, его физико-химических свойств и показателей пожаровзрывоопасности, климатических условий, типа резервуаров для хранения.
8.14 Хранение топливных СУГ осуществляют в стационарных металлических горизонтальных или шаровых резервуарах высокого давления, цилиндрических вертикальных изотермических наземных резервуарах, металлических и композитных баллонах.
8.15 Оборудование для хранения нефтепродуктов, работающее под давлением, в зависимости от назначения и технических характеристик подлежит учету в соответствии с требованиями [7] и требованиями действующих правил для оборудования, работающего под избыточным давлением.
8.16 Нефтепродукты в таре следует хранить на стеллажах, поддонах или в штабелях в крытых складских помещениях, под навесом из негорючих материалов или на спланированной площадке, защищенной от воздействия прямых солнечных лучей, атмосферных осадков и иного теплового воздействия в соответствии с требованиями НД на нефтепродукт. Тару с нефтепродуктами устанавливают пробками вверх.
8.17 Температура полимерно-модифицированных битумов при хранении должна соответствовать требованиям НД на полимерно-модифицированные битумы.
8.18 При хранении твердых битумов, расфасованных в многослойные полимерные мешки, их складируют в один ярус.
8.19 Пластичные смазки в картонных навивных барабанах следует хранить в поддонах крышками вверх не более чем в три яруса в крытых складских помещениях.
8.20 Допускается хранить строительный битум на открытых асфальтированных или бетонированных площадках.
8.21 Нефтяной кокс хранят в закрытых помещениях, бункерах. Допускается хранить непрокаленный кокс на асфальтированных или бетонированных площадках, в бетонированных ямах.
8.22 Хранение пакетированных нефтепродуктов - по ГОСТ 26663.
9 Требования безопасности
9.1 Безопасность при транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов (в т.ч. СУГ) обеспечивают в соответствии с требованиями [3] - [7], действующих НД на нефть и нефтепродукты, правил перевозок опасных грузов, действующих на конкретном виде транспорта.
9.2 При выполнении работ по упаковыванию, погрузке (наливу), выгрузке (сливу), зачистке транспортных средств и хранилищ следует соблюдать инструкции и правила охраны труда, промышленной безопасности при проведении данного вида работ, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, а также требования охраны окружающей среды и производственной санитарии, разработанные для каждого предприятия с учетом специфики производства и особенностей нефтепродукта, отраженной в паспорте безопасности по ГОСТ 30333.
9.3 Работающие с нефтью и нефтепродуктами должны быть обучены правилам безопасного проведения работ в соответствии с ГОСТ 12.0.004.
9.4 При работе с нефтью и нефтепродуктами, являющимися легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами, необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми нормами применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
9.5 Отбор проб и измерение уровня в вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистернах и контейнерах-цистернах необходимо проводить при помощи приспособлений из материалов, исключающих искрообразование.
9.6 При хранении отработанных нефтепродуктов должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные в ГОСТ 12.1.004.
9.7 Для предотвращения загрязнения окружающей среды углеводородами, уменьшения пожарной опасности и улучшения условий труда, кроме средств сокращения потерь нефти и нефтепродуктов, указанных в 8.4, рекомендуются диски-отражатели, системы размыва и предотвращения накопления осадков в резервуарах, механизированные средства зачистки емкостей, установки для подогрева и слива вязких нефтепродуктов из вагонов-цистерн, установки герметичного налива и слива, системы автоматизации процессов сливно-наливных операций.
9.8 Битумы следует наливать в вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистерны и контейнеры-цистерны, освобожденные от воды. Слив вязких нефтепродуктов при транспортировании в вагонах-цистернах в зимнее время должен выполняться с применением (при необходимости) механизмов и устройств для погрузочно-разгрузочных работ с соблюдением нормативных показателей времени слива нефтепродукта при погрузочно-разгрузочных работах.
9.9 Режим слива и налива нефти и нефтепродуктов, конструкция и условия эксплуатации средств хранения и транспортирования должны удовлетворять требованиям электростатической искробезопасности по ГОСТ 12.1.018.
9.10 Металлические части наливных эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, резервуары, автоцистерны, телескопические трубы, рукава и наконечники во время слива и налива нефти и нефтепродуктов должны быть заземлены.
9.11 Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать значений ПДК, установленных ГОСТ 12.1.005. Состояние воздуха рабочей зоны контролируют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
9.12 Условия транспортирования и хранения нефти или нефтепродуктов должны обеспечивать предотвращение попадания нефти или нефтепродуктов в поверхностные и подземные воды. Все сооружения и устройства для транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов должны быть оборудованы средствами предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью или нефтепродуктами при транспортировании и хранении установлены в ГОСТ 17.1.3.05 или в национальных стандартах страны, принявшей настоящий стандарт.
9.13 При обнаружении утечки нефти и/или нефтепродуктов должны быть приняты необходимые меры по ее ликвидации, а также по предотвращению попадания нефти и/или нефтепродуктов в поверхностные и подземные воды и ликвидации наступившего загрязнения поверхностных и подземных вод. При попадании нефти и/или нефтепродуктов в подземные воды должны быть приняты меры, обеспечивающие предотвращение дальнейшего распространения загрязнения этих вод (откачка загрязненных подземных вод, перекрытие подземного потока). Разлившуюся нефть и/или нефтепродукты следует собрать, вывезти и утилизировать с соблюдением мер, обеспечивающих предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод.
Библиография
[1] |
UN Recommendations on the Transport of Dangerous Goods - Model Regulations Twenty first revised edition, United Nations, New York and Geneva, 2019 (Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2019) |
|
[2] |
Правила перевозок опасных грузов (Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении) |
|
[3] |
Технический регламент Евразийского экономического союза TP ЕАЭС 045/2017 |
О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию |
[4] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 013/2011 |
О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту |
[5] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 030/2012 |
О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям |
[6] |
Технический регламент Евразийского экономического союза TP ЕАЭС 036/2016 |
Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива |
[7] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 032/2013 |
О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением |
[8] |
Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50) |
|
[9] |
European Agreement concerning the International Carriage of Dangerous Goods by Road (ADN), United Nations, New York and Geneva, 2019 [Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2019 г.] |
|
[10] |
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 5 апреля 1996 г. N 15) |
Ключевые слова: нефть и нефтепродукты, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 1510-2022 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2022 г. N 518-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 1 января 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка (ИУС 2023 г., N 9)
Изменения вступают в силу с 11 сентября 2023 г.