При подготовке к обеспечению и выполнению полетов гражданских воздушных судов в осенне-зимний период 2022-2023 годов (далее - ОЗП) целесообразно обратить внимание на сведения, опубликованные в докладе Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2021 год*.
В докладе Росгидромета, в частности, отмечается, что потепление продолжается на всей территории России в целом за год и во все сезоны. Скорость роста осредненной по России среднегодовой температуры за период 1976-2021 годов составила 0.49°С/10 лет. На территории России в целом преобладает тенденция к увеличению годовых сумм осадков: тренд за 1976-2021 годы составляет 2.2%/10 лет. Наиболее значительный рост сезонных сумм осадков в целом по территории России наблюдается весной. Суммарные за холодный период аномалии числа случаев гололеда были положительными на восточной половине Европейской части России и юге Уральского федерального округа. В распределении числа случаев отложения мокрого снега преобладали положительные аномалии. Значительные положительные аномалии веса отложения мокрого снега отмечены в Крыму, на Кавказе, западе Центрального федерального округа, Приволжском федеральном округе, юге Уральского федерального округа, востоке Западной Сибири, Приморского и Камчатского краев.
Приведенные в докладе Росгидромета сведения дают основания для вывода о ежегодном возрастании риска влияния на безопасность полетов в осенне-зимний период таких опасных факторов, как обледенение воздушного судна в полете и на земле, выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) при взлете и посадке из-за наличия на искусственном покрытии загрязнений в виде слякоти и мокрого снега.
Кроме того, необходимо учитывать, что вне зависимости от сезона выполнения полетов сохраняется актуальность реализации мероприятий по предотвращению авиационных происшествий, связанных с такими группами типов событий как столкновение воздушного судна с землей в управляемом полете (CFIT) и потеря управления в полете (LOC-I). В контексте осенне-зимнего периода выполнения полетов таким событиям может способствовать ограниченная видимость (сильные ливневые осадки, туман, низкая сплошная облачность, снежный вихрь (для вертолетов)), наземное обледенение (нарушение правил наземного обслуживания и принятие решения на вылет), обледенение в полете (нарушение правил выполнения полетов, нарушение правил эксплуатации противообледенительной системы).
Примеры авиационных происшествий и инцидентов, происшедших в осенне-зимний период выполнения полетов, приведены в приложении к настоящему письму.
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки авиапредприятий, аэропортов гражданской авиации, оперативных органов единой системы организации воздушного движения (далее - организации ГА) и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации к работе в ОЗП, направленной на обеспечение безаварийной эксплуатации воздушных судов и другой авиационной техники в возможных сложных метеорологических условиях (околонулевые температуры наружного воздуха, интенсивные осадки, в том числе в виде "ледяного дождя", условия для наземного обледенения воздушных судов), в условиях межсезонного размокания грунтовых аэродромов и посадочных площадок, а также миграции птиц, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации, организаций ГА центрального подчинения Росавиации:
1.1. Определить сроки (период) подготовки и готовности организаций ГА, находящихся на территории деятельности территориального органа Росавиации, к работе в ОЗП с учетом метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей, а также срока завершения контроля их готовности до 21.10.2022.
1.2. Направить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации:
до 22.08.2022 - информацию об установленных сроках (периоде) подготовки и готовности организаций ГА к работе в ОЗП;
до 01.11.2022 - отчеты с анализом недостатков в деятельности организаций ГА и принятых (принимаемых) мерах по их устранению.
1.3. Организацию и проведение подготовки и готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить в соответствии с положениями Методических рекомендаций по подготовке к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации, утвержденных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28.05.2020 N 509-П.
Проверки готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить выборочно документарно либо совместить с плановыми проверками, проводимыми в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил (выездная проверка).
1.4. В ходе оценки готовности организаций ГА к работе в ОЗП обратить внимание на:
реализацию рекомендаций по предотвращению авиационных событий, предложенных в приказах и директивных письмах Росавиации (информациях по безопасности полетов) по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов, происшедших с воздушными судами организаций ГА в ОЗП, в том числе с учетом сведений, приведенных в приложении 4 "Проблемы безопасности полетов, факторы опасности и необходимые корректирующие действия, указанные в изданных в течение 2017-2021 годов приказах Росавиации о реализации мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий" к Анализу состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2021 году;
реализацию требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, и рекомендаций Росавиации по предотвращению авиационных событий, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами и дикими животными, предложенных в информациях по безопасности полетов Росавиации;
реализацию мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий, связанных с несанкционированным выездом на ВПП (приказ Росавиации от 06.02.2017 N 69-П "О мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу");
изложение в Руководстве по производству полетов авиакомпании детально установленных процедур выполнения полетов в условиях обледенения, опасных явлений погоды, а также мероприятий по предотвращению столкновения исправного воздушного судна с землёй в управляемом полёте (CFIT);
выполнение требований Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 N 642 (вступающим в силу - 01.09.2022);
выполнение в аэропортах технологии взаимодействия аэродромной службы с органом ОВД и другими службами, обеспечивающими полеты, при подготовке аэродрома к полетам, обратив особое внимание на предоставление, в соответствии с требованиями подпункта "з" пункта 1.1.10 приложения "Типовая фразеология" к Федеральным авиационным правилам "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации", утвержденным приказом Минтранса России от 26.09.2012 N 362, и пункта 2.5 "Представление сведений об условиях торможения" раздела AD 1.2 "Аварийно-спасательная и противопожарная службы и план на случай выпадения снега" Книги 1 Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России), органу ОВД информации о состоянии ВПП в виде качественной характеристики (расчетное (оценочное) сцепление), а также на содержание критических зон радиомаячных систем посадки;
организацию обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области транспортной (авиационной) безопасности;
изучение особенностей выполнения лётных проверок в осенне-зимний период с учётом быстро изменяющейся метеорологической обстановки, обратив особое внимание на выдерживание минимальных безопасных высот полёта и порядок использования систем предупреждения близости земли (EGPWS/TAWS/СРПБЗ);
соблюдение при планировании и выполнении полетов требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139;
соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации (требований охраны труда).
1.5. По результатам проведенных проверок готовности организаций ГА к выполнению и обеспечению полетов в ОЗП провести методические совещания с участием руководителей организаций ГА, на которых обсудить результаты проверок и выработать согласованные меры по устранению замечаний (недостатков), выявленных в ходе проведения проверок.
1.6. Рекомендовать руководителям организаций ГА:
1.6.1. Использовать в рамках системы управления безопасностью полетов сведения из доклада Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2021 год с целью реализации мероприятий по безопасности полетов в зависимости от региона выполнения полетов. С учетом особенностей деятельности, географических, климатических и региональных особенностей определить перечень необходимых дополнительных мероприятий по подготовке организации к ОЗП.
1.6.2. В целях предотвращения возникновений очагов пожара в районе аэродрома, на объектах ОрВД, АПСЦ, РПСБ и прилегающих к ним территориях:
провести проверку соблюдения требований пожарной безопасности, состояния и исправности систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, имея в виду, что в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложены на руководителей организаций ГА;
сформировать постоянные группы по оценке состояния пожарной безопасности в аэропортах и на объектах ОрВД, АПСЦ и РПСБ;
обеспечить проверку приведения в повышенную готовность служб ПАСОП в аэропортах;
организовать взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России и органами местного самоуправления по эффективному привлечению аварийно-спасательных формирований организации ГА к ликвидации очагов пожара.
1.6.3. Обеспечить готовность систем электро-, тепло- и водоснабжения на объектах аэродрома, ОВД, радиотехнического обеспечения полетов (РТОП) и связи к работе в ОЗП, создание необходимых запасов горюче-смазочных материалов на отдельных объектах РТОП, а также необходимых запасов материально-технических ресурсов для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах.
1.6.4. Подготовить соответствующий персонал, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания к работе в ОЗП.
1.6.5. Информировать операторов аэродромов о проблемных вопросах и недостатках в обеспечении безопасности полетов на аэродроме с дальнейшим рассмотрением данных вопросов рабочими группами по безопасности на ВПП.
1.6.6. Операторам аэродромов при подготовке аэродромных покрытий исключить применение в качестве антигололёдных химических реагентов материалов, качество которых не проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций.
1.6.7. Операторам аэродромов, руководителям топливо-заправочных комплексов и служб горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) иметь заключенные или пролонгированные договоры для создания не снижаемых запасов авиационных ГСМ, обеспечивающих бесперебойную работу аэропорта в течение не менее трех суток, противоводокристаллизационной жидкости, противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов, гарантирующей возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков, химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования в течение десяти суток, с целью обеспечения бесперебойной работы в межсезонный период и периоды пиковой интенсивности полетов, а также материально-технических средств для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах ОВД, РТОП и авиационной электросвязи.
Обеспечить ежедекадный доклад в адрес Управления аэропортовой деятельности Росавиации о наличии в аэропортах химических реагентов и противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов в течение всего ОЗП.
1.6.8. Осуществить проверку состояния просек воздушных линий централизованного электроснабжения аэродромов (аэропортов).
1.6.9. Обратить внимание на наличие маркировки и светоограждения препятствий, выступающих за установленные ограничительные поверхности аэродромов.
1.6.10. Обеспечить объекты электросветотехнического обеспечения полетов необходимыми эксплуатационными и аварийными запасными частями, инструментами и принадлежностями.
1.6.11. В соответствии с рекомендациями ИКАО по результатам проверки Российской Федерации в рамках механизма непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок ИКАО в сфере авиационной безопасности организовать проведение занятий с персоналом служб авиационной безопасности (силами обеспечения транспортной безопасности) с особым вниманием на знания требований нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере транспортной (авиационной) безопасности, порядка действий при возникновении угрозы совершения или совершении акта незаконного вмешательства, а также знания технологий и инструкций по досмотру:
пассажиров и их ручной клади;
лиц, не являющихся пассажирами, и проносимых ими предметов при входе в охраняемые зоны ограниченного доступа;
груза и почты;
транспортных средств, включая предметы, находящиеся в данных транспортных средствах, которым предоставлен доступ в охраняемые зоны ограниченного доступа;
воздушных судов.
По окончании занятий осуществить проверку знаний в указанных областях специально назначенной комиссией с оформлением протокола.
Обеспечить проведение разъяснительной работы, направленной на повышение бдительности и личной ответственности персонала объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
2. И.о. начальнику Управления инспекции по безопасности полетов до 01.11.2022 подготовить и провести инструктивно-методическое совещание с начальниками отделов инспекции по безопасности полетов территориальных органов Росавиации и организаций гражданской авиации по вопросам обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и рассмотрению наиболее актуальных вопросов подготовки организаций ГА к работе в ОЗП 2022-2023 годов (г. Москва).
3. Начальнику Управления организации использования воздушного пространства Росавиации и начальнику Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации, генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" до 01.11.2022 подготовить и провести на базе Генеральной дирекции ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (г. Москва), в режиме видеоконференции, методическое совещание по рассмотрению наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД и РТОП, обобщению опыта работы и разработке профилактических мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения в ОЗП 2022-2023 годов.
4. Начальнику Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации подготовить и до 28.10.2022 провести на базе ФКУ "Уральский АПСЦ" (г. Челябинск) методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС", начальниками координационных центров ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросам подготовки поисково-спасательных формирований к работе в ОЗП 2022-2023 годов, организации взаимодействия и координации действий при проведении поисково-спасательных операций (работ) в зонах ответственности с использованием средств автоматизации.
5. Директорам ФКУ "АПСЦ" и ФКУ "РПСБ" во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотреть выделение персонала региональных поисково-спасательных баз для оказания помощи населению при стихийных бедствиях.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
|
А.В. Нерадько |
______________________________
* http://www.meteorf.ru/images/news/20220324/4/Doklad.pdf
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 19 августа 2022 г. N Исх-33855/02 "Об организации подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в осенне-зимний период 2022-2023 годов"
Опубликование:
-