Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 мая 2022 г. N 331н
Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции "Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов"
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции "Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов" (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 14 июля, N 0001202207140075), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2022, N 14, ст. 2203), с учетом требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).
2. Обучение проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области противодействия коррупции (далее - Программа), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе Типовой программы.
3. К освоению Программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Форма обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
5. Срок освоения Программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Минимально допустимый срок освоения Программы не может быть менее 18 часов.
6. С учетом современных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе:
увеличивать объем Программы;
изменять соотношение учебной нагрузки между разделами, включенными в учебный план;
применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
7. Структура Типовой программы включает следующие разделы: общие положения, цель Программы, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, содержание разделов учебного плана, рабочая программа, организационно-педагогические условия реализации Типовой программы, формы аттестации.
II. Цель Программы
8. Целью повышения квалификации по Программе является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на основе нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, методологических и методических подходов в области противодействия коррупции, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
III. Планируемые результаты обучения
9. Результатами повышения квалификации является повышение уровня профессиональных компетенций за счет освоения и (или) углубления знаний и умений в области противодействия коррупции.
10. В ходе освоения Программы будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции (далее - ПК), учитывающие положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции":
способность и готовность к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению (ПК-1);
способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции (ПК-2).
11. Карта компетенции раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования и оценки:
1) Дисциплинарная карта компетенции ПК-1
ПК-1 способность и готовность к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, Практические занятия |
Тестирование |
2) Дисциплинарная карта компетенции ПК-2
ПК-2 способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, Практические занятия |
Тестирование |
12. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять иные средства и технологии оценки ПК.
13. В результате освоения Программы слушатель должен знать: понятие, признаки и виды коррупции;
подходы к пониманию коррупции, причины ее возникновения и негативные последствия;
основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции;
положения действующих федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы;
основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы;
требования к антикоррупционной экспертизе;
организационные основы антикоррупционной экспертизы; понятие коррупциогенного фактора;
основные коррупциогенные факторы.
14. По результатам освоения Программы слушатель должен уметь: выражать нетерпимость к коррупционному поведению;
анализировать и использовать в своей деятельности нормативные правовые акты Российской Федерации в области противодействия коррупции;
проводить антикоррупционную экспертизу;
критически оценивать информацию.
15. По результатам освоения Программы слушатель долен иметь навыки:
идентификации коррупциогенных рисков;
организации проведения антикоррупционной экспертизы;
соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции в своей деятельности.
IV. Учебный план
16. Учебный план Типовой программы определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость разделов и формы контроля знаний.
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, итоговую аттестацию (в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно).
Учебный план Типовой программы повышения квалификации в области противодействия коррупции "Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов"
17. Матрица соотнесения разделов учебного плана Типовой программы и формируемых в них общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
V. Календарный учебный график
18. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом выбранной формы обучения.
VI. Рабочая программа
19. Рабочая программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом содержания основных разделов учебного плана Типовой программы.
Наименование разделов |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Содержание |
Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации |
Лекция, 2 часа |
Коррупция как социально-правовое явление, деформирующее публичное управление, правовую систему. Природа и причины коррупции, содержание и угрозы, исходящие от коррупции. Последствия коррупции. Современные формы коррупции в Российской Федерации. Основные направления и этапы развития государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции. Национальные планы противодействия коррупции. |
Общая характеристика системы противодействия коррупции в Российской Федерации |
Лекция, 4 часа |
Правовые и организационные основы, основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции. Система органов публичной власти, участвующих в противодействии коррупции в Российской Федерации. Меры по профилактике коррупции, в том числе формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции. Примеры участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. |
Нормативное правовое обеспечение института антикоррупционной экспертизы |
Лекция, 4 часов |
Правовая основа антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Понятие и принципы проведения антикоррупционной экспертизы. Объект и предмет антикоррупционной экспертизы. Субъекты, осуществляющие антикоррупционную экспертизу. Требования к независимым экспертам и аннулирование аккредитации независимого эксперта. Правовое значение результатов антикоррупционной экспертизы. |
Основные подходы в проведении антикоррупционной экспертизы |
Лекция, 4 часа Практическое занятие, 2 часа |
Общая характеристика правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы. Понятие "коррупциогенные факторы" и их виды. Особенности процедуры проведения антикоррупционной экспертизы. Методика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374). Примеры и рекомендации по устранению коррупциогенных факторов. Требования к заключению по результатам антикоррупционной экспертизы. Учет заключений антикоррупционной экспертизы. Содержание коррупциогенных факторов. Выявление коррупциогенных факторов и иллюстрация их конкретных проявлений посредством рассмотрения и поиска недостатков в проектах нормативных правовых актов. |
VII. Организационно-педагогические условия реализации Типовой программы
20. Реализация Программы должна обеспечивать совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на основе нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, методологических и методических подходов в области противодействия коррупции, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
21. Реализация Программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность, при этом допустимо привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с противодействием коррупции.
22. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
23. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой и учебно-методическими материалами для реализации Программы.
24. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна предоставить слушателям, являющимися инвалидами или лицами с ограниченными возможностями здоровья, возможность обучения по Программе с учетом особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
VIII. Формы аттестации
25. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе самостоятельно предусмотреть в рамках освоения Программы текущий контроль успеваемости, форма, периодичность и порядок проведения которого определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
26. В соответствии с частью 3 и частью 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379) лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
27. В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.