Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 7. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции "Требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в публичном управлении"

Приложение N 7
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 мая 2022 г. N 331н

 

Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции "Требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в публичном управлении"

 

I. Общие положения

 

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции "Требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в публичном управлении" (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 14 июля, N 0001202207140075), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2022, N 24, ст. 3914), с учетом требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).

2. Обучение проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области противодействия коррупции (далее - Программа), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе Типовой программы.

3. К освоению Программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Форма обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

5. Срок освоения Программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Минимально допустимый срок освоения Программы не может быть менее 18 часов.

6. С учетом современных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе:

увеличивать объем Программы;

изменять соотношение учебной нагрузки между разделами, включенными в учебный план;

применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

7. Структура Типовой программы включает следующие разделы: общие положения, цель Программы, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, содержание разделов учебного плана, рабочая программа, организационно-педагогические условия реализации Типовой программы, формы аттестации.

 

II. Цель Программы

 

8. Целью повышения квалификации по Программе является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в предотвращении и урегулировании конфликта интересов на основе нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, методологических и методических подходов в области противодействия коррупции, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

 

III. Планируемые результаты обучения

 

9. Результатами повышения квалификации является повышение уровня профессиональных компетенций за счет освоения и (или) углубления знаний и умений в области противодействия коррупции.

10. В ходе освоения Программы будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции (далее - ПК), учитывающие положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции":

способность и готовность к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению (ПК-1);

способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции (ПК-2);

способность и готовность принимать и применять меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции, а также по пресечению коррупционных и иных правонарушений (ПК-3).

11. Карта компетенции раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования и оценки:

1) Дисциплинарная карта компетенции ПК-1

 

ПК-1

способность и готовность к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

Практические занятия

Тестирование

 

2) Дисциплинарная карта компетенции ПК-2

 

ПК-2

способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

Практические занятия

Тестирование

 

3) Дисциплинарная карта компетенции ПК-3

 

ПК-3

способность и готовность принимать и применять меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции, а также по пресечению коррупционных и иных правонарушений

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Лекции,

Практические занятия

Тестирование

 

12. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять иные средства и технологии оценки ПК.

13. В результате освоения Программы слушатель должен знать:

понятие, признаки и виды коррупции;

подходы к пониманию коррупции, причины ее возникновения и негативные последствия;

основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции;

положения действующих федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции;

методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции;

основные принципы противодействия коррупции;

организационные основы противодействия коррупции;

меры по профилактике коррупции;

основные антикоррупционные стандарты поведения;

меры ответственности за коррупционные правонарушения.

14. По результатам освоения Программы слушатель должен уметь:

выражать нетерпимость к коррупционному поведению;

анализировать и использовать в своей деятельности нормативные правовые акты Российской Федерации в области противодействия коррупции;

критически оценивать информацию.

15. По результатам освоения Программы слушатель должен иметь навыки:

идентификации коррупционных правонарушений в конкретной жизненной ситуации;

реализации практических мер по профилактике коррупции;

соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции в своей деятельности.

 

IV. Учебный план

 

16. Учебный план Типовой программы определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость разделов и формы контроля знаний.

Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, итоговую аттестацию (в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно).

 

Учебный план Типовой программы повышения квалификации в области противодействия коррупции "Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов"

 

N

п/п

Наименование раздела

Количество учебных часов

Всего

в том числе

Лекции

Практические

занятия

1.

Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации

2

2

-

2.

Общая характеристика системы противодействия коррупции в Российской Федерации

2

2

-

3.

Требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов как часть антикоррупционного стандарта

4

2

2

4.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в публичном управлении

2

2

-

5.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

2

2

-

6.

Ответственность за непредотвращенный (неурегулированный) конфликт интересов

4

2

2

7.

Итоговая аттестация

2

-

-

Итого

18

12

4

Общая трудоемкость 0,5 зачетных единиц

 

17. Матрица соотнесения разделов учебного плана Типовой программы и формируемых в них общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

 

N

п/п

Наименование разделов

Всего,

часов

ПК

ПК-1

ПК-2

ПК-3

1.

Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации

2

+

+

+

2.

Общая характеристика системы противодействия коррупции в Российской Федерации

2

+

+

-

3.

Требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов как часть антикоррупционного стандарта

4

+

+

+

4.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в публичном управлении

2

+

+

+

5.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

2

+

-

+

6.

Ответственность за непредотвращенный (неурегулированный) конфликт интересов

4

+

-

+

7.

Итоговая аттестация

2

+

+

+

 

V. Календарный учебный график

 

18. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом выбранной формы обучения.

 

VI. Рабочая программа

 

19. Рабочая программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом содержания основных разделов учебного плана Типовой программы.

 

Наименование

разделов

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации

Лекция, 2 часа

Коррупция как социально-правовое явление, деформирующее публичное управление, правовую систему.

Природа и причины коррупции, содержание и угрозы, исходящие от коррупции. Последствия коррупции.

Современные формы коррупции в Российской Федерации.

Основные направления и этапы развития государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции. Национальные планы противодействия коррупции.

Общая

характеристика

системы

противодействия коррупции в Российской Федерации

Лекция, 2 часа

Правовые и организационные основы, основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Система государственных органов, участвующих в противодействии коррупции в Российской Федерации.

Меры по профилактике коррупции, в том числе формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением

законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции. Примеры участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции.

Требование о предотвращении и урегулировании конфликта интересов как часть антикоррупционного стандарта

Лекция, 2 часа Практическое занятие,

2 часа

Понятие профилактики коррупции. Система мер профилактики коррупции в Российской Федерации.

Административно-правовой механизм противодействия коррупции в профессиональной деятельности отдельных категорий лиц. Сущность и содержание публичного статуса.

Содержание и нормативное правовое закрепление запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Конституция Российской Федерации и антикоррупционные стандарты.

Понятие, признаки и правовая природа конфликта интересов:

- понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", установленные в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- квалифицирующие признаки конфликта интересов;

- виды личной заинтересованности, которые могут приводить к конфликту интересов;

- причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов. Квалификация конфликта интересов: реальный, возможный (потенциальный), мнимый.

Конфликт интересов и иные антикоррупционные стандарты (обязанность уведомлять об иной оплачиваемой работе, запрет на иную оплачиваемую деятельность, запрет заниматься предпринимательской деятельностью и другие).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в публичном управлении

Лекция, 2 часа

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов:

- обязанность уведомлять о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

- обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

- порядок уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Субъектный состав лиц, на которых распространяются указанные обязанности. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Особенности передачи ценных бумаг в доверительное управление как мера по предотвращению, но неурегулированнию конфликта интересов.

Особенности предотвращения и урегулирования конфликта интересов в различных сферах (здравоохранение, закупочная деятельность, педагогическая деятельность и другие сферы).

Зарубежный опыт предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Проблемы применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и пути совершенствования правового регулирования.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Лекция, 2 часа

Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Роль и место аттестационных комиссий и комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации.

Задачи комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее также - комиссия). Вопросы, рассматриваемые комиссией.

Состав комиссии, в том числе требования к ее членам.

Правомочность заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному

поведению и урегулированию конфликта интересов.

Основания для проведения заседания комиссии.

Принимаемые комиссией решения. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии.

Ответственность за непредотвращенный (неурегулированный) конфликт интересов

Лекция, 2 часа Практическое занятие,

2 часа

Типовые ситуации конфликта интересов с учетом методических материалов Минтруда России.

Обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов.

Методические рекомендации Минтруда России, касающиеся предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов. Рассмотрение ситуаций, установление признаков наличия (отсутствия) конфликта интересов.

Проведение проверки соблюдения требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Использование информационных средств и технологий для выявления конфликта интересов.

Ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, увольнение в связи с утратой доверия. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Методические рекомендации Минтруда России по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Судебная практика по делам, связанным с неисполнением требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

 

VII. Организационно-педагогические условия реализации Типовой программы

 

20. Реализация Программы должна обеспечивать совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в предотвращении и урегулировании конфликта интересов на основе нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, методологических и методических подходов в области противодействия коррупции, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

21. Реализация Программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность, при этом допустимо привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с противодействием коррупции.

22. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

23. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой и учебно-методическими материалами для реализации Программы.

24. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна предоставить слушателям, являющимися инвалидами или лицами с ограниченными возможностями здоровья, возможность обучения по Программе с учетом особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

 

VIII. Формы аттестации

 

25. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе самостоятельно предусмотреть в рамках освоения Программы текущий контроль успеваемости, форма, периодичность и порядок проведения которого определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

26. В соответствии с частью 3 и частью 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379) лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

27. В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.