Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2022 г. N 3а-432/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Кириллова Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салаховой Венеры Риязовны к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального району Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Совету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующими в части Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС,
установил:
решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2020 года N 18-РС утвержден Генеральный план Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района.
Данное решение опубликовано в газете "Камская новь" от 28 октября 2020 года N 80, а также вместе с Генеральным планом - на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 октября 2020 года, Генеральный план Егорьевского сельского поселения размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 31 января 2022 года N 15-РС утверждены Правила землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района.
Данное решение вместе с Правилами землепользования и застройки опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 3 февраля 2022 года.
Салахова В.Р. обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС, не действующими в части отображения на картах указанных нормативных правовых актов санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер 16:24:060201:366) на территории принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровым номером 16:24:070805:1045, 16:24:070805:1046, неверного определения вида их разрешенного использования, полагая, что оспариваемые нормы нарушают ее права и законные интересы, так как предусматривают ограничения при использовании указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель Салаховой В.Р. - Валеева Г.Ю. административное исковое заявление поддержала.
Представитель Совета Лаишевского муниципального района Федорина Е.П., начальник отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Карсалов А.П. административный иск не признали.
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района, Исполнительный комитет Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителей не направили. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, среди которых утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пунктах 1, 3 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования, правил землепользования и застройки поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Лаишевском муниципальном районе является Совет района.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Совет Лаишевского муниципального района был вправе принять нормативные акты об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решением Совета Лаишевского муниципального района от 12 августа 2020 года N 46-РС назначены публичные слушания по проекту генерального плана Егорьевского сельского поселения. Это решение опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 августа 2020 года, а также в газете "Камская новь" от 19 августа 2020 года N 60. При этом проект генерального плана поселения размещен на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
О согласии с проектом Генерального плана Егорьевского сельского поселения было представлено сводное заключение Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 2020 года N 10-53/10795.
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту Генерального плана Егорьевского сельского поселения от 1 сентября 2020 года N 4270/исх. опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 2 сентября 2020 года, а также в газете "Камская новь" от 2 сентября 2020 года N 64.
Открытые обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены во всех населенных пунктах Егорьевского сельского поселения 30 сентября 2020 года, 2 и 4 октября 2020 года в назначенное вышеприведенным решением время.
Заключение по результатам публичных слушаний от 14 октября 2020 года составлено Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района и доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 октября 2020 года, информация об этом размещена в газете "Камская новь" от 21 октября 2020 года N 78.
Судом установлено, что проект Генерального плана Егорьевского сельского поселения, включая картографический материал, являлся предметом экспозиции. В связи с несогласием с проектом, а также в целях доработки проекта организациями и гражданами были направлены предложения и замечания, связанные с определением правового режима принадлежащих им земельных участков и по другим вопросам.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки поселения, а также внесения в них изменений определена статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. При подготовке правил землепользования и застройки в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что решением Совета Лаишевского муниципального района от 29 ноября 2021 года N 94-РС назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения. Это решение опубликовано в газете "Камская новь" 3 декабря 2021 года N 91, на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 6 декабря 2021 года, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru 6 декабря 2021 года, кроме того обнародовано на информационных стендах в населенных пунктах Егорьевского сельского поселения.
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения от 6 декабря 2021 года N 5970/исх. опубликовано в газете "Камская новь" от 8 декабря 2021 года N 92, на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 8 декабря 2021 года, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru 8 декабря 2021 года, кроме того обнародовано на информационных стендах в населенных пунктах Егорьевского сельского поселения.
Обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены во всех населенных пунктах Егорьевского сельского поселения 12, 13, 14 января 2022 года в назначенное время, о чем был составлен протокол от 21 января 2022 года.
Заключение по результатам публичных слушаний от 23 января 2022 года составлено и доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 23 января 2022 года.
Судом установлено, что проект Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения, включая картографический материал, являлся предметом экспозиции. В связи с несогласием с проектом, а также в целях доработки проекта организациями и гражданами были направлены предложения и замечания, связанные с определением правового режима принадлежащих им земельных участков и по другим вопросам.
Недочеты, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанных документов, повлиявшему на законность принятия этих нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемые Генеральный план и Правил землепользования и застройки приняты Советом Лаишевского муниципального района в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о неправомерном отображении на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер 16:24:060201:366) на территории принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:070805:1045, 16:24:070805:1046, неверном определении вида разрешенного использования указанных участков, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
С учетом положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию, а также на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки (подпункт 7 части 8 статьи 23, часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что в разделе 3.1 тома "Пояснительная записка "Охрана окружающей среды" Генерального плана Егорьевского сельского поселения муниципальный нормотворческий констатировал отсутствие установленных санитарно-защитных зон, размеры санитарно-защитных зон для объектов, расположенных на территории Егорьевского сельского поселения, за исключением асфальтобетонного завода ООО "Предприятие нерудных материалов "Бима", приняты ориентировочно в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Данные положения названного нормативного правового акта, по мнению суда, следует расценивать как указание на невозможность учета границ этих зон в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и установления границ зон компетентным органом (должностным лицом), их информационно-справочный характер.
При системном толковании вышеприведенных нормативных положений Генерального плана и воспроизведения в данном документе содержания установленного Санитарными правилами 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 13 мая 2010 года N 56, регламента использования земельных участков в санитарно-защитной зоне сибиреязвенных скотомогильников, суд полагает указанные сведения также носящими информационно-справочный характер.
Вопреки доводам административного истца на карте градостроительного зонирования (территориальные зоны), карте градостроительного зонирования (зоны с особыми условиями использования территории) Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер 16:24:060201:366), расположенного в Державинском сельском поселении Лаишевского муниципального района не отображена. Более того, в главе Х Правил землепользования и застройки санитарно-защитная зона указанного скотомогильника не описана, градостроительные регламенты (ограничения) в отношении земельных участков, расположенных в ее границах, не изложены.
Также, материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о нарушении прав Салаховой В.Р. отображением на картах Генерального плана ориентировочных границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, которые носят информационно-справочный характер. Более того, само по себе отображение зон с особыми условиями использования территории на картах Генерального плана как документа территориального планирования не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, так как правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне и являются обязательными применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2, 2.1).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Согласно предоставленным суду выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:070805:1045, 16:24:070805:1046 данные участки имеют вид разрешенного использования: для размещения объектов дорожного сервиса.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Генерального плана и Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Салаховой Венеры Риязовны к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального району Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Совету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующими в части Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Камская Новь", а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2022 г. N 3а-432/2022
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 г. N 66а-2312/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения