Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 сентября 2022 г. - N С01-1452/2022 по делу N А56-80255/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 сентября 2022 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Рогожина С.П.,
судей Снегура А.А., Четвертаковой Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Котенко Д.О., рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лепихина Олега Александровича (Санкт-Петербург, ОГРНИП 314784732300319) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2022 по делу N А56-80255/2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по тому же делу по исковому заявлению иностранного лица ROI VISUAL Co., Ltd. (Yangjin Plaza 2F~6F, 5 Hakdong-Ro 30-Gil, Gangnam, Seoul) к индивидуальному предпринимателю Лепихину Олегу Александровичу о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на произведения изобразительного искусства,
при участии в судебном заседании представителей:
от иностранного лица ROI VISUAL Co., Ltd. - Еремеенко Д.А. (по доверенности от 01.12.2021);
от индивидуального предпринимателя Лепихина Олега Александровича - Баталова И.Д. (по доверенности от 01.09.2021),
УСТАНОВИЛ:
иностранное лицо ROI VISUAL Co., Ltd. (РОИ ВИЖУАЛ КО., ЛТД) (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Лепихину Олегу Александровичу (далее - предприниматель) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на произведение изобразительного искусства - изображение персонажа "ROBOCAR POLI (POLI) (Робокар Поли (Поли)" в размере 40 000 рублей, на произведение изобразительного искусства - изображение персонажа "ROBOCAR POLI (ROY) (Робокар Поли (Рой)" в размере 40 000 рублей, на произведение изобразительного искусства - изображение персонажа "ROBOCAR POLI (AMBER) (Робокар Поли (Эмбер)" в размере 40 000 рублей, на произведение изобразительного искусства - изображение персонажа "ROBOCAR POLI (HELLY) (Робокар Поли (Хэлли)" в размере 40 000 рублей, судебных расходов в виде стоимости вещественного доказательства в размере 1 000 рублей, почтовых расходов в размере 475 рублей 54 копеек, расходов за получение выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в размере 200 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 800 рублей.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 17.11.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2022, оставленным без изменения постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы.
Компания в отзыве и ее представитель в ходе судебного заседания оспорили приведенные в кассационной жалобе доводы, считают решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, компания является обладателем исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства (рисунки) - изображения персонажей "ROBOCAR POLI (POLI) (Робокар Поли (Поли)", "ROBOCAR POLI (ROY) (Робокар Поли (Рой)", "ROBOCAR POLI (AMBER) (Робокар Поли (Эмбер)", "ROBOCAR POLI (HELLY) (Робокар Поли (Хэлли)".
Иск мотивирован нарушением Лепихиным О.А. исключительных прав компании при реализации 13.01.2021 и 17.04.2021 фигурок, воспроизводящих названные произведения.
Оценив представленные в дело доказательства и удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 1225, 1229, 1252, 1259, 1270, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, содержащимися в пунктах 60, 62 и 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", и исходили из доказанности факта наличия у компании исключительных прав на произведения изобразительного искусства и нарушения этих прав предпринимателем при реализации товаров, содержащих названные выше объекты авторских прав.
При определении подлежащего взысканию размера компенсации суд первой инстанции не усмотрел оснований для его снижения.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, отклонив изложенные в апелляционной жалобе доводы, аналогичные доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ответчик был лишён права на защиту посредством подачи ходатайства о проведении экспертизы на предмет установления создания одного произведения на основе другого, так как суд апелляционной инстанции только в постановлении указал о том, что исключительное право Истца было нарушено путем переработки отклоняется как ошибочный и несоответствующий содержанию оспариваемого постановления.
Как следует из страницы четвертой постановления суд апелляционной инстанции на ней приводит положения подпунктов 9 и 11 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, а не устанавливает, что права истца были нарушены ответчиком путем переработки произведений. Наоборот, суд апелляционной инстанции указывает, что нарушение выразилось в продаже товара, содержащего изображения произведений изобразительного искусства, исключительные права на которые принадлежат истцу.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не снизили размер компенсации с учетом положений пункта 3 статьи 1252 ГК РФ, отклоняется судом кассационной инстанции ввиду следующего.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 13.12.2016 N 28-П, при определении размера гражданско-правовой ответственности за нарушение одним действием прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности суд, на основании исследования фактических обстоятельств дела установивший, что определяемый по правилам статей 1301 ГК РФ во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 3 статьи 1252 ГК РФ размер компенсации не соответствует требованиям справедливости и соразмерности санкции допущенному нарушению, вправе по заявлению ответчика снизить ее размер ниже установленного законом низшего предела при следующих условиях:
- убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком;
- правонарушение совершено ответчиком впервые;
- использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью деятельности ответчика и не носило грубый характер (например, если продавцу не было заведомо известно о контрафактном характере реализуемой им продукции).
Таким образом, следует учитывать, что в соответствии с приведенной правовой позицией снижение размера компенсации ниже минимального предела обусловлено Конституционным Судом Российской Федерации одновременным наличием ряда критериев, обязанность доказывания соответствия которым возлагается именно на ответчика.
При этом суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, по своей инициативе, обосновывая такое снижение лишь принципами разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать необходимость применения судом такой меры. Снижение размера компенсации ниже минимального предела, установленного законом, является экстраординарной мерой, должно быть мотивировано судом и обязательно подтверждено соответствующими доказательствами (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).
Вместе с тем, оценив представленные в материалах дела доказательства, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной пришел к выводу о том, что наличие всей совокупности указанных обстоятельств ответчиком не доказано.
Суд кассационной инстанции считает необходимым указать, что определение судом, рассматривающим спор по существу, конкретного размера компенсации не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Определение размера компенсации за нарушение исключительных прав не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, т.е. иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 указанного Кодекса), не допускается.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законным и отмене не подлежат. Несогласие ответчика с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для отмены этих судебных актов. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2022 по делу N А56-80255/2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лепихина Олега Александровича (ОГРНИП 314784732300319) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.П. Рогожин |
Судья |
А.А. Снегур |
Судья |
Е.С. Четвертакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 сентября 2022 г. N С01-1452/2022 по делу N А56-80255/2021
Текст постановления опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2022 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1452/2022
20.07.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1452/2022(2)
28.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7745/2022
09.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-80255/2021